Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс)

Крашенинина Лариса Александровна

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_4_kl.docx49.69 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к начальной образовательной программе с изменениями, утвержденными приказом от ____________

№ _________________

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный предмет: окружающий мир

Класс: 4 В

Учитель:  Крашенинина Лариса Александровна

Срок реализации программы: 2018-2019 уч.год

Количество часов по учебному плану:

всего – 68 ч/год;.2 ч/неделю

Сургут, 2018 год

Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса составлена в соответствии с нормативными документами:

‒        Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);

‒        Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

‒        авторской программой по окружающему миру для 4 классов О.Т.Поглазова УМК «Гармония», рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, на основе авторской программы для четырехлетней начальной школы «Окружающий мир» О.Т. Поглазовой

        Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности. 

        Задачи курса: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

           Предметная область «Естествознание и обществознание (окружающий мир)» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Место учебного курса в учебном плане

        Согласно  учебному плану МБОУ СОШ №4 курс «Окружающий мир»  рассчитан в 4 классе на 2 часа в неделю, 68 часов в год при 34 учебных неделях. В содержание программы к завершённой линии учебников по Окружающему миру для 4 классов внесены дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%. В содержание программы к завершённой линии учебников по Окружающему миру для 4 классов внесены дополнения и изменения, общий объём которых не превышает 15%.

        Это позволило включить в содержание рабочей программы курс «Югра - моё наследие» для 4 классов. Рассмотреть вопросы по краеведению, увеличить количество творческих и проектных работ,  выделить учебное время на реализацию регионального компонента.

Содержание учебного курса по краеведению «Югра - моё наследие». 4 класс.

Класс

Тема

4 класс

Краеведение. Экологическая прогулка  по заповедным местам Югры.

Краеведение. Экология воды.

Краеведение. Экология воздуха.

Краеведение. Экология почвы.

Краеведение. Экология леса.

Краеведение. Вернём природе чистоту.

Краеведение.  Экология взаимоотношений.

Результаты освоения курса

Личностны

Метапредметные

Предметные

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
6. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
7. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

8. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир».

9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

10. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

11. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

12. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

13. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

14. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.

2.Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

                                                                         Содержание курса 4 класса (68 ч)

Ориентирование в пространстве и во времени (7 ч.)

Путешествия – источник знаний об окружающем мире. Путешествия в пространстве и «путешествия « во времени. Профессия археолог. Археологические раскопки – источник знаний о прошлом.

Движение Земли, Луны и счёт времени. Сутки, неделя, месяц, год. Устройства для счёта времени. Разнообразие часов. Историческое время: век, тысячелетие, эра. Дата. Календарь.

«Лента времени». Важность умения ориентироваться. Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование на местности по Солнцу, местным признакам. Компас, его устройство, использование для ориентирования на местности.

Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения за движением и длиной тени от гномона; изготовление маятникового секундомера или модели водяных часов – минутомера (по выбору); освоение приёмов ориентирования на местности с помощью компаса.

Экскурсии в музей часов (часовой завод), на пришкольный участок.

Способы изображения предметов окружающего мира (7ч.)

Рисунок, чертёж, план предмета. Измерение расстояний в старину и в наше время. Масштаб. План местности. Условные знаки на плане городской и сельской местности.

Географическая карта, её отличие от плана местности. Условные знаки физической карты. Историческая карта, её отличие от физической карты. Изображение исторических событий на исторической карте.

Представления древних о форме Земли. Земля – шарообразное космическое тело. Глобус – модель Земли. Условные линии и точки на глобусе (полюса, экватор, меридианы, параллели). Материки и океаны на глобусе. Карта полушарий Земли. Солнечная система. Земля в Солнечной системе. Естественный и искусственные спутники Земли. Первые космические полёты вокруг Земли и на Луну. Вид Земли из космоса. Использование искусственных спутников Земли.

Практические и творческие работы: составление плана комнаты, школьного двора (по выбору); чтение плана местности и физической карты. Работа с глобусом и картой полушарий; сравнение размеров материков; составление аппликации «Солнечная система».

Экскурсия в планетарий.

Природные богатства России (7ч.)

Россия на глобусе и карте полушарий. Физическая карта России. Моря, омывающие территорию России. Крупнейшие равнины и горные системы, реки и озёра России. Родной край на глобусе и на карте России. Особенности рельефа и крупнейшие водоёмы родного края. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их добыча, перевозка и использование. Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Металлические руды. Использование металлов в технике и в быту. Горючие полезные ископаемые. Роль древних растений в образовании торфа и угля. Богатства недр родного края. Экологические проблемы, обусловленные добычей, перевозкой и переработкой полезных ископаемых. Проблемы рационального использования полезных ископаемых.

Практические и творческие работы: раскраска контурной карты России и нанесение на неё условных знаков и названий; составление маршрута путешествия по карте; работа с коллекциями образцов горных пород и минералов.

Экскурсия в минералогический музей (в карьер, на шахту).

Природные зоны и природные сообщества (12 ч.)

Природная зона. Зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степь, пустыня на территории России. Особенности неживой природы разных зон и приспособляемость растений и животных к условиям обитания. Условия жизни и занятия коренного населения. Экологические проблемы, возникающие в результате деятельности человека, и пути их решения. Организация заповедников, заказников, национальных парков в природных зонах. Горные районы на карте России. Разнообразие растений и животных на разных высотах в горах. Занятия жителей гор. Природная зона и особенности природы родного края, экологические проблемы и возможные пути их решения. Лес – природное сообщество. Значение леса для природы и человека. Жизнь в воде и у воды. Природные сообщества моря, озера, болота. Разнообразие растений и животных водоёмов, их приспособляемость к условиям обитания и взаимосвязи. Опасность путешествий по болотистой местности. Экологические проблемы, возникающие в связи с загрязнением морей, озёр и осушением болот. Местные водоёмы и особенности их природы. Природное сообщество луга. Значение лугов для сельского хозяйства. Природоохранные меры по сохранению лесов и лугов.

Практические и творческие работы: работа с картой природных зон России; оформление аппликаций, иллюстрирующих растительный и животный мир природных зон или природных сообществ, рекламного плаката «Родной край».

Экскурсии к водоёму, в лес, (в окрестности города, посёлка).

Важнейшие события в истории Отечества (20ч.)

Славянские племена и образование Древней Руси. Первые русские князья. Крещение Руси. Старинные русские города –памятники культуры Древней Руси. Распад Древней Руси на отдельные княжества. Нашествия на Русь в XIII веке. Александр Невский. Подчинение Руси Золотой Орде. Объединение русских князей вокруг Москвы в XIV веке. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Образование Московского государства. Освобождение от ига Орды. Московский Кремль и его соборы – памятники культуры России XV века. Иван Грозный. Нашествие на Русь поляков и шведов в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Закрепощение крестьян. Исторические памятники Красной площади Москвы, памятники истории родного края XIV-XVII веков. Пётр I – первый император Российской империи, его деятельность по укреплению и расширению Российского государства. Санкт-Петербург – новая столица России. Изменения в жизни дворян и простых людей во время правления Петра I. Россия времён Екатерины II. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Михаил Кутузов. Освобождение крестьян. Отражение исторических событий России и родного края XVIII-XIX веков в памятниках архитектуры и произведениях искусства. Революции в России в начале XX века. Образование Советской России. Гражданская война. Образование Советского Союза. Успехи и трудности строительства социалистического хозяйства. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Ратный и трудовой подвиг народа в годы войны. Г.К. Жуков. 9 мая – День Победы, память о Великой Отечественной войне. Ветераны войны и тыла, памятные места боёв (памятники воинам) родного края. Успехи и неудачи в развитии Советского Союза после войны. Распад Советского Союза. Образование современной России. Государственное устройство современной России: Президент, Государственная дума, Совет федерации.

Практические и творческие работы: рассматривание семейных реликвий, вещественных и письменных исторических источников; работа с исторической картой; оформление страниц в тетради по истории родного края; ролевая игра «Я – экскурсовод по историческим местам родного края».

Экскурсии: в исторический музей, в краеведческий музей, к историческим памятникам города или посёлка.

Материки, океаны, страны и народы Земли - 14ч.

Открытие материков Земли. Роль путешественников и купцов в открытии новых земель. Первооткрыватели и исследователи Азии, Африки, Америки, Австралии, Антарктиды. Кругосветные путешествия. Имена российских путешественников на карте мира, России и родного края. Растения и животные материков и океанов. Коренные народы континентов (одежда, жилища, занятия). Проблемы сохранения природных богатств материков и океанов, чистоты морей. Международная Красная книга.

Практические и творческие работы: работа с картой полушарий и глобусом; прокладывание маршрутов путешествий; изготовление аппликаций «Растительный и животный мир континентов» (по выбору) 

 

                                             

                                                   Учебно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса.

№ п/п

раздела

Наименование раздела

Учебные часы

Практические, проверочные работы

Тест

Контрольные

работы

1

Ориентирование в пространстве и во времени

7 ч

1

1

2

Способы изображения предметов окружающего мира

7 ч

1

3

Путешествие в космос

4 ч

1

1

4

Путешествие по поверхности и недрам земли

7 ч

1

1

1

5

Путешествие по природным зонам и природным сообществам

12 ч

1

1

6

Путешествие в прошлое России

17 ч

1

2

7

Путешествие по океанам и материкам Земли.

14 ч

3

1

Итого:

68 ч.

3

7

7

Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир». 4 класс.

Тема раздела/тема урока

Дата

Образовательный продукт

план

факт

Ориентирование в пространстве и во времени.  7ч

Планируемые результаты

Предметные: Наблюдения – основной метод познания окружающего мира. Источники информации о прошлом: учебный, научно- популярный и художественный тексты, иллюстрации, картины художников, музейные экспонаты. Наука археология, её способы познания прошлого человечества.

Вещественные, письменные, устные исторические источники.. Основные понятия: первооткрыватель, турист, археология, археологические раскопки, музейные экспонаты, Кунсткамера. Периодически повторяющиеся природные явления - основа счёта времени. Сутки, причина изменения длительности светового дня в течение суток в разных местах Земли. Год, високосный год, времена года, последовательность их смены. Астрономическое начало каждого сезона, дни равноденствий и солнцестояний.  Изменения длительности светового дня в разные сезоны в одной и той же местности.  Умение проводить наблюдения за небесными телами. Основные понятия: Сутки, световой день, неделя, месяц, год, високосный год. Дата события, календарь счёта времени, солнечный и лунный календари. Информация, данная в отрывном календаре. Представление о счёте исторического времени и изображении его течения на «ленте времени». Основные понятия: событие, Дата, календарь, лента времени, век, тысячелетие, наша эра.

Умение соотносить арабские и римские цифры, дату события с веком, в котором оно произошло.

Метапредметные: Познавательный интерес к изучению природы планеты Земля, прошлого человечества. Понимание важности знаний о прошлом своего государства и родного края. Умение оценивать своё знание и незнание, ставить учебно- познавательные задачи, выбирать способы их решения.

Извлекать нужную информацию из учебного текста, иллюстрации, вещественных исторических источников. Умение объединять объекты в группы по общим существенным признакам. Познавательный интерес, наблюдательность, желание овладеть практическими умениями, важными для безопасной жизнедеятельности. Умение выбирать нужную информацию из учебного текста, иллюстраций, рисунка-схемы, собственных наблюдений, применять знания для решения практических задач. Умение кодировать и декодировать условные знаки. Умение сотрудничать, обсуждать варианты взаимодействия, распределять работу при решении практических задач. Умение выполнять тестовые задания разных типов, оценивать свои знания, выявлять и восполнять пробелы.

Личностные: положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений; - готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; – способность к самооценке, желание улучшать результаты своего учебного труда; экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, в классе, на природе; – чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы; понимание того, что природа нужна человеку не только для жизни, но и для проявления эстетических чувств; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;

1.

Путешествия – источник знаний.

Рассказ

2.

Природные явления и счет времени.

Сообщение

3.

Устройство для счета времени. Входная контрольная работа.

Рассказ

4

Историческое время.

Лета времени.

5

Ориентирование на местности. Стороны горизонта.

Презентация

6

Компас. Ориентирование по компасу.

Рассказ

7

Практическая работа «Определение сторон горизонта на местности».

 

Способы изображения предметов на местности.  7 ч

Планируемые результаты

Предметные: Рисунок, план предмета и его разрез как способы передачи информации о его внешнем виде и внутреннем устройстве.

 Умение различать рисунок предмета и его план. Умение чертить план предмета. Масштабирование как способ изображения крупных объектов окружающего мира на бумаге. Численный, линейный, именованный масштабы, их обозначение. Умение чертить план предмета в масштабе. Географическая карта, её условные знаки (легенда карты), послойная раскраска. Историческая карта, её условные знаки.  Карта полушарий, чем она отличается от других карт.  

Умение читать географическую карту, декодировать её условные знаки. Умение показывать географические объекты, определять формы суши, относительную высоту гор, глубину водоёмов, называть истоки и устья рек. Умение различать понятия горизонт, стороны горизонта, компас, масштаб, план местности, карта, глобус. Знание условных знаков плана местности, карты, глобуса. Умение изображать план предмета, участок местности, пользоваться масштабом и условными знаками при изображении маршрута.

Умение читать планы и карты.

Метапредметные: Познавательный интерес к способам передачи информации о наблюдаемых предметах окружающего мира. Настойчивость в овладении новыми способами действий, умение составлять их последовательность, аккуратность при их выполнении. Умение готовить рабочее место и школьные принадлежности к выполнению чертёжных работ. Умение ставить проблему, обсуждать с одноклассниками способы её решения. Выбирать нужную информацию из учебного и художественного текста, иллюстраций, представлять её с использованием знаково- символических средств. Развитие пространственного мышления, познавательного интереса к извлечению информации, представленной в условно-знаковой и модельной форме, коммуникативных способностей.

Умение декодировать (и кодировать) информацию, находить соответствие разных форм информации. Умение самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в дополнительной литературе, анализировать, сравнивать и обобщать её.

Личностные: - навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; - проявлять любознательность, интерес к окружающему миру, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. Положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества; познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность; интерес к исследовательской деятельности; творческие способности, воображение.

8

Изображение предметов. Масштаб и его использование.

Знаки, схемы

9

Экскурсия на пришкольный участок

Сообщение

10

План местности. Топографические знаки.

План, знаки

11

Географические и исторические карты.

Рассказ

12

Представление о Земле древних народов. Глобус – модель Земли.

Презентация

13

Карта полушарий.

Краеведение. Экологическая прогулка  по заповедным местам Югры.

Кроссворд

14

Практическая работа «План местности»

 

Путешествие в космос.   4 ч

Планируемые результаты

Предметные: Представление о космическом пространстве и его компонентах: звёздах, созвездиях, планетах, галактиках.

Представление о Солнце и других звёздах, их размере, температуре, удалённости от Земли. Представление о звёздной карте, изображении на ней звёзд и созвездий. Представление о Солнечной системе как системе космических тел, обращающихся вокруг Солнца.

Последовательность расположения планет в Солнечной системе. Представление о планетах-гигантах и планетах земной группы, о движении Луны вокруг Земли и связанных с ним явлениях. Представление о первых полётах в космос космических аппаратов и человека, исследованиях Луны и Солнца, об использовании искусственных спутников

 Метапредметные: Оценивать своё знание и незнание, ставить познавательную задачу, высказывать предположения и проверять их по учебному тексту.

Умение характеризовать наблюдаемое, сравнивать, классифицировать, подводить под понятие. Умение работать с информацией, представленной в табличном виде. Умение моделировать объекты окружающего мира. Участвовать в коллективном обсуждении вопросов, делать выводы. Осуществлять самоконтроль за усвоением предметных знаний и освоению универсальных учебных действий. Творческие способности, желание участвовать в проектной деятельности.

Личностные: - положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;

- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; - умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; положительное отношение и интерес к изучению   человека.

15

Форма и движение Земли.

Рассказ

16

Земля – планета Солнечной системы.

Презентация

17

Освоение человеком космического пространства.

 Тест

18

Солнце и звезды. Проверочная работа по теме «Путешествие в космос».

 

Путешествие по поверхности и недрам Земли.     7 ч

Планируемые результаты

Предметные: Географическое положение России, крупнейшие равнины и горные системы, расположенные на её территории. Океаны и моря, омывающие территорию России, её крупнейшие реки и озёра. Понимание ограниченности запасов полезных ископаемых, необходимости их рационального использования, важности бережного отношения к ресурсам своей Родины. Представление о перспективах использования искусственных материалов и альтернативных (восполняемых) источников энергии Полезные ископаемые, твёрдые, жидкие и газообразные. Представление о работе геологов и горняков по разведке месторождений полезных ископаемых, о разных способах их добычи, о шахтах, карьерах, скважинах. Понимание экологических проблем, возникающих при добыче и перевозке полезных ископаемых. Представление об образовании в недрах Земли торфа, каменного угля, нефти. Свойства горючих полезных ископаемых, их использование. Экологические проблемы, связанные с добычей, транспортировкой, использованием нефти, торфа, природного газа.

Метапредметные: Познавательный интерес к изучению природы своей Родины, чувство гордости за её природные богатства. Пространственное мышление, воображение, эмоциональное, эстетическое восприятие просторов России, её рек и озёр. Умение извлекать и преобразовывать информацию, данную с помощью условных знаков. Познавательный интерес к исследовательской деятельности, готовность сотрудничать с одноклассниками при обсуждении и выполнении экспериментальной работы, составлении отчёта по её результатам. Умение проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради. Умение наблюдать, выполнять простые опыты и делать выводы по их результатам. Умение организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (с коллекцией горных пород, проведение опыта, практической работы по карте). Умение работать с разными источниками знаний: учебный текст, научно-популярный текст, иллюстрации, коллекции, эксперимент. Умение представлять полученную информацию в схематической и условно-знаковой форме. Коммуникативные способности, умение сотрудничать при выполнении совместных практических работ. Коммуникативные способности, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, готовность сотрудничать при обсуждении и выполнении проектной работы: выбирать форму участия, находить источники дополнительной информации, готовить устное (письменное) сообщение, изготавливать условные знаки, демонстрировать опыт.

Личностные: - осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих интерес к исследовательской деятельности;

- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения

19

Россия на географической карте.

Презентация

20

Горные породы. Чем различаются минералы.

Краеведение. Экология воздуха.

Сообщение

21

Полезные ископаемые, их добыча.

Рассказ

22

Полезные ископаемые, их использование в строительстве.

Сообщение

23

Где и как используют горючие полезные ископаемые.

Кроссворд

24

Практическая работа «Полезные ископаемые нашего края».

 

25

Обобщающий урок. Проверочная работа. «Поверхность и недра Земли»  

Кроссворд ,тест

Путешествие по природным зонам и сообществам.   12 ч

Планируемые результаты

Предметные: Представление о природных зонах Земли, о поясах освещённости, о протекании времён года в разных местах Земли. Представление о полярных кругах, выделенных на картах полушарий. Основные понятия: природная зона, пояс освещённости, полярный круг. Умение находить на карте и называть природные зоны, которые есть на территории России. Географическое положение зоны арктических пустынь, её природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление об образе жизни коренного населения Арктики, работе полярников, экологических проблемах данной зоны. Основные понятия: зона арктических пустынь, полярный день, полярная ночь, полярное сияние, Северный морской путь, цепь питания. Умение находить на карте положение зоны арктических пустынь, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. Географическое положение зоны тундры, её природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о растительном и животном мире тундры, об образе жизни её коренного населения, об экологических проблемах, связанных с деятельностью человека. Основные понятия: тундра, полярный круг, вечная мерзлота, карликовые растения, лишайники, мхи. Умение находить на карте зону тундры, характеризовать её природные условия, растительный и животный мир, составлять характерные для неё цепи питания. Географическое положение зоны лесов, её природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о растительном и животном мире тайги, смешанных и широколиственных лесов. Значение леса в жизни человека, экологические проблемы, связанные с его деятельностью, экологически грамотное поведение в лесу. Географическое положение зоны степей на территории России, их природные условия, особенности неживой и живой природы. Представление о растительном и животном мире степей. Значение степей в жизни людей, экологические проблемы, связанные с их деятельностью, экологически грамотное поведение в степной зоне.

Метапредметные:  познавательный интерес к изучению природы своей Родины. Логическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи. Эмоциональное, эстетическое восприятие природы, наглядно- образное и логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать, выявлять причинно- следственные связи. Осознавать важность экологических знаний. Умение извлекать информацию, представленную учебным текстом, иллюстрациями. Умение осуществлять проектную деятельность, презентовать результаты своих исследований. Понимание важности экологических знаний для сохранения естественной природы. Умение выявлять причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую, работать с табличной информацией. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам. Умение выявлять причинно- следственные связи, анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки. Понимание важности экологически грамотного поведения в природе для её сохранения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников. Умение работать с блок-схемами и табличной информацией. Умение готовить сообщения и презентовать их одноклассникам. Коммуникативные способности – умение коллективно обсуждать и комментировать полученные сведения. Участвовать в коллективном обсуждении поднимаемых проблем, слушать, дополнять, комментировать высказывания одноклассников.

Личностные: эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.  навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; положительное отношение и интерес к изучению природы, человека и общества;  познавательная активность, наблюдательность, внимательность, любознательность;  экологическая культура, готовность следовать этическим, экологически грамотным и безопасным правилам поведения в школе, в классе, на природе;  чувство прекрасного, восхищение красотой объектов природы

26

Природные зоны России.

Краеведение. Экология почвы. 

Презентация

27

Суровая Арктика.

Рассказ

28

Ранимая тундра.

Сообщение

29

Зона лесов.

Краеведение. Экология леса.

 Тест

30

Степные просторы.

Рассказ

31

Жаркие пустыни.

Презентация

32

Природа гор.

Рассказ

33

Природные сообщества. Жизнь в пресных водоёмах.

Сообщение

34

Жизнь в море.

Рассказ

35

Болото. Озеро. Пруд.

Краеведение. Экология воды.

Кроссворд

36

Луга. Значение лугов для человека.

Рассказ

37

Контрольная работа по теме «Природные зоны».

 

Путешествие в прошлое России   17 ч

Планируемые результаты

Предметные: Представление о начале государственности на территории племенных союзов, о Древней Руси, её князьях, городах  Основные понятия: государство, великий князь, дружина, дань, полюдье, кремль, посад, торг, вече, доспехи, шлем, кольчуга, меч, щит. Даты: IX-X века – образование Древнерусского государства племенами восточных славян, 862 год – летописное предание о начале правления князя Рюрика, 882 год – считается годом начала Древнерусского государства. Умение находить на карте информацию об упомянутых в текстах племенах, городах Умение находить на рисунках части старинных городов, различать воинские доспехи. Географическое положение территорий, занятых племенами восточных славян. Представления об образе жизни восточных славян, их занятиях, о защите славянских поселений от набегов соседних племён. Основные понятия: восточные славяне, родовая община, племя, племенной союз, старейшина, князь, частокол, вал, ров, волок. Умение находить на карте территории славянских племён, путь «из варяга в греки». Представление о начале государственности на территории племенных союзов, о Древней Руси, её князьях, городах. Представление о хронологической последовательности исторических событий IX-XI веков в Древней Руси: образование Древнерусского государства, крещение Руси при Владимире Красное Солнышко, правление Ярослава Мудрого. Представление о Киеве – столице Древнерусского государства. Причины ослабления Руси к XIII веку.  Нашествие ордынцев, установление монгольского ига. Невская битва, битва на Чудском озере. Александр Невский, его победы над захватчиками. Правление Ивана III. Освобождение от власти Золотой Орды. Первый герб Московского государства, герб Москвы, памятники культуры XV века. Знание основных событий в истории своего государства, происходивших в IX – XVI веках. Представление о смутном времени на Руси. Вторжение польских и шведских войск, ополчение князя Дмитрия Пожарского, победа над польским войском, освобождение Москвы. Начало правления Михаила Романова Развитие Российского государства в течение XVII века Представление о крепостничестве. Восстание Степана Разина, его казнь.

Метапредметные: Познавательный интерес к изучению образа жизни наших далёких предков. Познавательный интерес к изучению истории своего Отечества. Логическое и историческое мышление - устанавливать причинно-следственные связи описанных исторических событий. Интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Умение осуществлять постановку учебно-познавательных задач, планировать их решение в группе и индивидуально. Умение работать с разными источниками знаний, извлекать информацию, представленную в различной форме и преобразовывать её в схематическую форму. Интерес к истории своего государства, наглядно-образное, историческое мышление, эмоциональное отношение к историческим фактам, событиям, памятникам истории и культуры. Умение анализировать и комментировать словесную и иллюстративную информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, делать выводы. Оценивать изучаемые события, действия государственных деятелей, выражать своё отношение к ним.  Умение характеризовать предметы материальной и духовной культуры.  Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Умение осуществлять продуктивное сотрудничество, работая в группе одноклассников.

Личностные: -осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами; навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе; зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину.

38

Откуда пошла Русь.

Рассказ

39

Государство Русь.

Сообщение

40

Как менялась и распалась Русь.

Рассказ

41

Борьба Руси с иноземными захватчиками в 13веке.

Схемы. викторина

42

Как объединяли и освобождали Русь.

Сообщение

43

Россия в 16 веке.

Презентация

44

Россия в 17 веке.   Проверочная работа по разделу «Путешествие в прошлое России».

Сообщение.  

45

Как образовалась Российская империя.

Рассказ

46

Развитие Российской империи.

Сообщение

47

Россия в XIX веке.

Рассказ

48

Годы великих потрясений. Образование СССР.

Презентация

49

Преобразования СССР в 20-30 годы.

Кроссворд

50

Великая Отечественная война.

Презентация

51

Великая Отечественная война.

 Тест

52

Послевоенные годы в Советском Союзе.

Рассказ

53

Современная Россия.

Краеведение.  Экология взаимоотношений.

Сообщение

54

Кем и чем гордится Россия. Обобщение по разделу. Проверочная работа по теме «История России».

Викторина,  

                                                                           

Путешествие по океанам и материкам Земли.  14 ч

Планируемые результаты

Предметные: Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей. Великие географические открытия. Имена великих путешественников и исследователей, открывших человечеству материки Земли. Представление о природе материков, образе жизни коренного населения, экологических проблемах. Основные понятия: географическое открытие, материк, остров, полуостров, полярная станция, сумчатое животное, коренное население.  Умение находить и показывать на карте полушарий, глобусе материки Земли, характеризовать растительный и животный мир. Умение работать с контурной картой. Представление о множестве стран и народов на Земле, их разнообразии. Представление о Китае и США. Знания о материках и океана Земли, странах и народах мира..                                                                                                                                                                                                     Метапредметные: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Интерес к познанию природы Земли, наглядно-образное мышление, воображение, экологическое мышление, экологическую культуру. Умение оценивать своё знание и незнание вопросов, изучаемых по теме урока, ставить познавательные задачи. Умение извлекать информацию в учебном тексте, иллюстрациях. В дополнительной литературе, интернете. Умение анализировать и комментировать информацию, обсуждать с одноклассниками полученные сведения, высказывать своё мнение.

Личностные: стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать; желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения, знать навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам; понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;                                                                                                           

55

Океаны Земли.

Презентация

56

Жизнь в море.

Рассказ

57

Крупнейший материк Земли.

Краеведение. Вернём природе чистоту.

Сообщение

58

Как открывали Африку.

Викторина

59

Кто открывал Америку.

Тест

60

Кто исследовал Австралию.

Тест

61

Кем была открыта Антарктида.

Кроссворд

62

Знакомимся с известными путешественниками. 

Краеведение. Спасти и сохранить.

Рассказ

63

Страны и народы мира.

Презентация

64

Страны и народы мира. 

Краеведение. Экология культуры.

65

Обобщающий урок. Материки Земли.

Викторина

66

 Итоговая контрольная работа  .

 

67

Экскурсия «Что даёт наш край стране?»

Сообщение

68

Обобщающий урок за год.

Краеведение. След, который ты оставляешь.

Викторина. тест

        Итого:  68 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...