Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)
Рабочая программа разработана для обучающихся 1-4 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_-4_klass.doc | 624.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, даёт обучающемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета, благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника, решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ребенку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
«Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 261 ч: 1 класс —57 ч (29 учебных недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели).
Классы | Практических работ | Проектов | Экскурсий |
1 | 18 | 8 | 1 |
2 | 10 | 6 | 4 |
3 | 12 | 6 | 2 |
4 | 2 | 4 | 3 |
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Основной инструментарий для оценивания результатов
В соответствии с требованиями ФГОС достижение личностных результатов не оценивается по внутришкольному мониторингу. Возможна оценка сформированности отдельных личностных результатов, которая осуществляется учителем на основе ежедневных наблюдений в ходе учебных занятий и внеурочной деятельности.
Инструментарием для оценивания метапредметных результатов является выполнение комплексной итоговой работы, выполняемой обучающимся в рамках нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний.
Инструментарием для оценивания предметных результатов является текущий, тематический контроль уровня обученности обучающихся.
- Содержание учебного предмета
1 класс (57 ч)
Задавайте вопросы! (1 ч.) Экскурсия «Задавайте вопросы» с целью ознакомления с ближайшим природным и социальным окружением.
Что и кто? (19 ч.)
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Название разных национальностей, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам. Родное село: название, основные достопримечательности. Наше село-часть большой страны. Что мы знаем о Москве? (Москва - столица России). Проект «Моя малая Родина».
Что у нас над головой? Солнце-небесное тело, источник света и тепла для всего живого на земле. Облака, их состав; красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая медведица.
Что у нас под ногами? Камни, их разнообразие и красота. Гранит, кремень, известняк. Полезные ископаемые Тульской области. Практическая работа «Определение образцов камней по фотографиям, рисункам атласа – определителя».
Что общего у разных растений? Растения, их разнообразие. Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Их изображение на рисунке, схеме. Практическая работа «Части растения». Что растёт на подоконнике? Отдельные представители комнатных растений. Практическая работа «Определение комнатных растений с помощью атласа – определителя».
Что растёт на клумбе? Отдельные представители растений цветника. Цветник около школы. Практическая работа «Определение растений цветника с помощью атласа – определителя».
Что это за листья? Распознавание деревьев своей местности по листьям. Практическая работа «Определение деревьев по листьям». Летняя и осенняя окраска листьев. Что такое хвоинки? Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам. Практическая работа «Определение деревьев с помощью атласа – определителя».
Кто такие насекомые? Разнообразие насекомых, их внешнее строение. Насекомые Тульской области.
Кто такие рыбы? Знакомство с внешним видом и разнообразием рыб. Рыбоводство в Тульской области.
Кто такие птицы? Знакомство с внешним видом и разнообразием рыб. Рыбоводство в Тульской области. Практическая работа «Определение птиц с помощью атласа – определителя».
Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Что такое зоопарк. Практическая работа «Исследование строения шерсти зверей».
Что окружает нас дома. Разнообразие и назначение предметов быта (домашнего обихода). Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Что умеет компьютер? Компьютер, его части и назначения. Правила безопасной работы на компьютере. Создание модели компьютера с помощью учителя.
Что вокруг нас может быть опасным? Безопасное обращение с вещами. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
На что похожа наша планета? Планета Земля, ее форма. Глобус-модель Земли. Изображение нашей страны на глобусе.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
-отличать животных от растений;
-распознавать наиболее распространённые виды аквариумных рыбок;
-перечислять группы животных и их существенные признаки;
-различать домашних и диких животных;
-приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
-называть, сравнивать правила поведения в старинных заповедных местах и современных заповедниках и следовать им.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.
Раздел «Как, откуда и куда?» (11 ч.)
Как живёт семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения. Практическая работа «Загрязнение воды и её очистка».
Откуда в наш дом приходит электричество? Роль электричества в быту. Основные правила работы с электричеством. Практическая работа «Сборка простейшей электрической цепи».
Как путешествует письмо? Способы познания окружающего мира. Работа почты.
Куда текут реки? Река и море. Куда текут реки. Река, ее использование человеком. Пресная и соленая вода. Практическая работа «Морская соль. Опыт по изготовлению морской воды».
Откуда берутся снег и лёд? Легкоопределяемые свойства воды (текучая, не имеет вкуса и запаха). Три состояния воды. Свойства снега и льда. Практическая работа «Исследование снега и льда».
Как живут растения. Признаки живого и условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Условия, необходимые для жизни растений. Практическая работа «Уход за комнатными растениями». Как живут животные? Роль животных в жизни людей. Бережное отношение человека к животным. Правила ухода за кошкой, собакой.
Как зимой помочь птицам? Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой. Участие в доступной природоохранной деятельности (изготовление простейших кормушек, подкормка птиц). Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки для птиц».
Откуда берётся и куда девается мусор? Практическая работа «Сортировка мусора по характеру материала». Правила поведения в природе. Как сделать Землю чище? Природа как условие жизни людей. Откуда в снежках грязь? Практическая работа «Исследование снега и снеговой воды на наличие загрязнений». Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Распространение загрязняющих веществ в окружающей среде.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
-выделять из темы урока известные знания и умения;
-планировать своё небольшое по объёму высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что сказать потом);
-ухаживать за комнатными растениями на основе практической деятельности;
-различать деревья, кустарники, травянистые растения;
-устанавливать связь живой и неживой природы, культуры и деятельности человека;
-называть наиболее распространённые растения своей местности;
-различать культурные и дикорастущие растения;
-различать хвойные и лиственные деревья.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Раздел «Где и когда?» (9 ч.)
Когда учиться интересно? Я – ученик. Проект «Мой класс и моя школа»
Когда придёт суббота? Когда наступит лето? Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее. Дни недели. Времена года, их особенности (на основе наблюдений).
Где живут белые медведи? Где живут слоны? Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Холодные районы Земли. Жаркие районы Земли. Практическая работа «Работа с глобусом. Нахождение на нём холодных и жарких районов Земли». Где зимуют птицы? (1 ч.) Связь между живой и неживой природой. Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Когда появилась одежда? Отдельные события, традиции людей в разные исторические времена. Одежда людей в прошлом и теперь.
Когда изобрели велосипед? История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом. Отдых в семье. Когда мы станем взрослыми?.) Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать? Каким может быть окружающий мир в будущем? Зависит ли это от тебя. Труд в семье, на производстве. Профессии людей нашего села.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-оценивать свою деятельность, используя «Странички для самопроверки»;
-сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске.
-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать элементарные причинно-следственные связи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
Раздел «Почему и зачем?» (18 ч.)
Почему солнце светит днём, а звёзды ночью? Почему Луна бывает разной? Солнце-источник света и тепла для всего живого на Земле. Солнце - ближайшая к Земле звезда. Форма и размер звезд. Созвездие льва. Условия жизни на Земле. Луна - естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди?
Способы познания окружающего мира. Почему и дёт дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо? Как беречь уши? Почему радуга разноцветная? Цвета радуги. Почему мы любим кошек и собак? Домашние животные. Практическая работа «Знакомство с предметами ухода за кошкой и собакой и их значением». Проект «Мои домашние питомцы».
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения.
Зачем мы спим ночью?) Правила подготовки ко сну. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня.
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания: шоколад, изюм и мед.
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Личная гигиена. Почему нужно чистить зубы и мыть руки. Правила гигиены.
Зачем нам телефон и телевизор? Средства связи и средства массовой информации.
Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили будущего? Правила поведения в автомобиле. Поезд и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда. Поезда дальнего следования. Тульский ЖД вокзал. Правила поведения в поездах.
Зачем строят корабли? Зачем строят самолёты? Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле. Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила поведения в транспорте. Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности?
Зачем люди осваивают космос? Искусственные спутники Земли, их назначение. Космические станции. Космонавты-туляки.
Почему мы часто слышим слово «Экология»? Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
2 класс (68 ч)
Где мы живём? (3 ч.)
Р одная страна. Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык.
Город и село. Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Проект «Родной город (село)».
Природа и рукотворный мир. Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём».
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-принимать и сохранять учебную задачу;
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
-принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет.
Природа (23 ч.)
Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой. Солнце - источник света и тепла для всего живого. |
Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров. Что такое погода. |
Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров. Что такое погода. Практическая работа «Измерение температуры». |
Что такое погода. Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. |
Экскурсия «В гости к осени». Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе. |
Звёздное небо. Созвездия, представленные в зодиакальных созвездиях. Созвездия Кассиопея, Орион, Лебедь. |
Заглянем в кладовые земли. Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых. Практическая работа «Знакомство с горными породами и минералами». |
Про воздух. Значение воздуха для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха. Охрана чистоты воздуха. Эстетическое воздействие созерцания неба на человека. |
Про воду. Вода, её распространение в природе. Значение воды для растений, животных и человека. Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека. |
Какие бывают растения. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое, воздействие растений на человека. Практическая работа «Распознавание деревьев, кустарников и трав». Какие бывают животные. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни. |
Невидимые нити. Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей. |
Дикорастущие и культурные растения. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях. Практическая работа «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений». |
Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных. |
Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями». |
Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека. Практическая работа «Отработка приёмов ухода за животными живого уголка». |
Про кошек и собак. Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев. |
Красная книга. Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных. |
Будь природе другом. Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. |
Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту». |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». |
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- строить монологическое высказывание;
- навыкам взаимоконтроля.
Жизнь города и села (10 ч.)
Что такое экономика. Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги. |
Из чего что сделано. Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей. |
Как построить дом. Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения. |
Какой бывает транспорт. Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта. |
Культура и образование. Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамера. |
Все профессии важны. Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. |
Проект «Профессии». |
Экскурсия «В гости к зиме». Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе. Зимние явления в неживой и живой природе. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». |
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира.
Здоровье и безопасность (10 ч.)
Планируемые результаты изучения темы
Строение тела человека. Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа. |
Если хочешь быть здоров. Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами. |
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). Школа пешехода. Освоение правил безопасности пешехода. |
Школа пешехода. Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа «Отработка правил перехода улиц». |
Домашние опасности. Правила безопасного поведения в быту. |
Пожар. Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону. |
На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. |
Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». |
Обучающиеся научатся:
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира.
Общение (7 ч.)
Наша дружная семья. Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье. |
Проект «Родословная». |
В школе. Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы. |
Правила вежливости. Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте. |
Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. Практическая работа «Отработка основных правил этикета». |
Мы — зрители. Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории). |
Мы — пассажиры. Правила поведения в общественных местах в общественном транспорте. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». |
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
-соблюдать технику безопасности.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам».
Путешествия (15 ч.)
Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. |
Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом. Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу». |
Формы земной поверхности. Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор. |
Водные богатства. Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря. |
Экскурсия «В гости к весне». Наблюдение над весенними явлениями природы. Весенние явления в неживой и живой природе. |
Россия на карте. Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте. |
Проект «Города России». Практическая работа «Освоение основных приёмов чтения карты». |
Путешествие по Москве. Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы. |
Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади. |
Город на Неве. Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру Г, история его создания. |
Путешествие по Оке. Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Приокско-Террасный заповедник. |
Путешествие по планете. Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте. |
Путешествие по материкам. Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия. |
Страны мира. Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. |
Проект «Страны мира». |
Экскурсия «Впереди лето». Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животных. |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» |
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет.
Экскурсий – 4
Практических работ – 10.
Проектов -6.
3 класс (68 ч)
Как устроен мир (7 ч.)
Экскурсия «Природа, ее разнообразие». Неживая природа. Живая природа. Растения, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.) Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество. Государство, его символика. Проект «Богатства, отданные людям».
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.
Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу: загрязнение воздуха и воды, сведение лесов, уничтожение растений и животных. Животные, вымершие по вине человека. Редкие растения и животные. Практическая работа «Посадка дерева».
Охрана природы: защита воздуха и воды от загрязнения, восстановление лесов, охрана редких растений и животных, создание заповедников; ответственность каждого человека за свое поведение в природе.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации;
- выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной);
- характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
- определять тип справочной и научно-познавательной литературы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить монологическое высказывание;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре).
Эта удивительная природа (18 ч.)
Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные тела и вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. Практическая работа «Обнаружение крахмала в продуктах питания».
Воздух. Свойства воздуха. Состав воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Влияние загрязнений воздуха на организмы. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Значение воды для растений, животных, человека. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Берегите воду! Источники загрязнения воды. Влияние загрязнений воды на организмы. Охрана воды от загрязнений. Необходимость экономии воды при ее использовании. Значение воды для растений, животных, человека. Необходимость экономии воды при ее использовании. Практическая работа «Изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра».
Почва. Состав почвы. Плодородие – главное свойство почвы. Образование перегноя из остатков растений, животных. Представление об образовании почвы, роли организмов в этом процессе. Разрушение твердых пород под действием воды, ветра, растений, изменений температуры. Разрушение почвы под действием ветра, потоков воды в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы от разрушения. Практическая работа «Изучение состава почвы».
Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Представление о получении растением из углекислого газа и воды на свету питательных веществ, выделении кислорода. Растения - источник питательных веществ и кислорода для животных и человека.
Размножение и развитие растений: представление об опылении, распространении плодов и семян, развитии растения из семени. Охрана растений. Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Практическая работа «Рассматривание плодов и семян растений».
Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери или млекопитающие. Зоология – наука о животных.
Кто что ест. Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Роль хищников в природе. Нарушение человеком природных цепей питания и отрицательные последствия этого явления. Проект «Разнообразие природы родного края».
Размножение и развитие животных: насекомых (на примере бабочки), рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. Забота о потомстве у животных.
Охрана растений и животных. Некоторые виды, включенные в Красную книгу нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности. Роль заповедников, ботанических садов, зоопарков в охране растений и животных.
В царстве грибов. Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники.
«Великий круговорот жизни». Основные звенья этого круговорота: организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
- использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц;
- характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
- характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
- приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
- перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
- различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
- строить монологическое высказывание.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Анатомия, физиология, гигиена как науки. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена.
Органы чувств. Органы восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции. Гигиена органов чувств
Надежная защита организма. Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Опора тела и движение (1 ч.) Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Практическая работа «Знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи».
Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания. Проект «Школа кулинаров».
Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Движение крови в теле человека. Практическая работа «Подсчет ударов пульса». Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности. Умей предупреждать болезни. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья.
Здоровый образ жизни. Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- планировать свои действия в течение урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
- характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
- характеризовать основные правила гигиены;
- характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
- оказывать себе и другим людям первую помощь;
- перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Меры безопасности при обращении с огнем, газом. Действия во время пожара, аварии водопровода, утечки газа. Номера телефонов срочных служб.
Чтобы путь был счастливым. Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Экскурсия «Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы».
Дорожные знаки. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Проект «Кто нас защищает».
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Природа и наша безопасность. Опасности природного характера: ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Практическая работа «Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды».
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
- анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, пословицы и поговорки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Чему учит экономика (11 ч)
Для чего нудна экономика. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Практическая работа «Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых».
Растениеводство. Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений. Труд растениеводов. Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов. Практическая работа «Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений».
Какая бывает промышленность. Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, химическая, легкая, пищевая промышленность. Проект «Экономика родного края».
Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата. Практическая работа «Знакомство с современными российскими монетами». Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в ХХI веке.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
- строить монологическое высказывание;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Путешествие по городам и странам (15 .)
Золотое кольцо России - слава и гордость страны. Города Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры. Проект «Музей путешествий».
Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Практическая работа «Поиск и показ на карте географических объектов».
На севере Европы: Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия. Их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Что такое Бенилюкс. Страны Бенилюкса, их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.
В центре Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.
По Франции и Великобритании. Франция, Великобритания, их месторасположение на карте, столицы, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.
На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение. Столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.
По знаменитым местам мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран Европы, Азии, Африки, Австралии, Америки (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
- контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
- узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
- определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
- определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
- характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Экскурсий – 2
Практических работ – 12
Проектов -6
4 класс (68 ч)
Земля и человечество (10 ч.)
Мир глазами астронома. Наблюдение погоды родного края. Приборы, используемые для наблюдения за погодой. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет.
Земля - планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве. Практическая работа «Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года».
Звездное небо – великая «книга» природы. Изучение способов ориентирования в пространстве и во времени.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты.
Тепловые пояса Земли. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта. Когда и где? Работа с лентой времени.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Демонстрация экологических плакатов.
Сокровища Земли под охраной человечества. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
Проект «Международная красная книга».
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-понимать, принимать и формулировать учебную задачу;
-ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
-планировать свои высказывания и действия;
-осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-отличать подлинные исторические события от вымысла в народных преданиях и легендах;
-владеть элементарными приемами чтения карты.
Природа России (11 ч.)
Важнейшие равнины и горы России. Разнообразие и красота природы России.
Моря, озера и реки России.
Зона арктических пустынь. Моделирование цепей питания».
Зона тундры. Лесная зона России. Лес и человек. Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.
Зона степей. Зона пустынь. У Чёрного моря. Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Установление связи между разнообразием и единством природного края.
Проект «Красная книга России».
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
-объяснять в пределах требования программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
-выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить монологическое высказывание.
Родной край – часть большой страны (15 ч.)
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами).
Экскурсия «Изучение форм поверхности, почв, водоёмов края».
Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Наши поземные богатства. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае. Практическая работа «Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств».
Земля – кормилица. Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае. Круговорот веществ в природе. Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Жизнь леса. Экскурсия «Знакомство с растениями и животными леса». Жизнь луга. Экскурсия «Растения и животные луга». Жизнь пресного водоёма.
Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями.
Незаметные защитники урожая. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Проект «Экологическая обстановка в нашем крае».
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
-проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-узнавать государственную символику РФ;
-называть факторы, объединяющие граждан России в единый российский народ.
Страницы всемирной истории (5 ч.)
Начало истории человечества. Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество.
Мир древности: далёкий и близкий. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого
Средние века: время рыцарей и замков. О чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.
Новое время: встреча Европы и Америки. Достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия.
Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-назвать памятные даты России;
-учиться выполнять различные роли в группе;
-понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Страницы истории Отечества (20 ч.)
Жизнь древних славян. Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси.
Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Из книжной сокровищницы Древней Руси. Наше Отечество в XIII – XV вв.
Трудные времена на Русской земле. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси.
Русь расправляет крылья. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва. Иван III. Образование единого Русского государства (1 ч.) Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Мастера печатных дел.
Патриоты России. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
Пётр Великий. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Проект «Правители Руси».
Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Россия при Екатерине II
Отечественная война 1812 года. Россия в XIX – начале XX в.
Страницы истории Россия в XIX века. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия вступает в XX век. Страницы истории в 20–30-е годы XX века.
Великая война. Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Страна, открывшая путь в космос. Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи.
Современная Россия (7 ч.)
Основной закон России и права человека. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина.
« Дети имеют право на особую заботу и помощь». Права ребенка.
Мы – граждане России. Многонациональный состав населения России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Такие разные праздники. Государственные праздники.
Путешествие по России. Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. Многонациональный состав населения России.
Планируемые результаты изучения темы
Обучающиеся научатся:
-использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
-показывать на карте границы России, ее крайние точки;
-в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Обучающиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем.
Экскурсий – 3
Практических работ – 2
Проектов - 4
- Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
1 класс (57ч)
5.Описание учебно – методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся
1. Мультимедийное оборудование.
2. Магнитная доска.
3.Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю¬щий мир», 1 класс.
4.Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю¬щий мир», 2 класс.
5.Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю¬щий мир», 3 класс.
6.Электронное сопровождение к учебнику «Окружаю¬щий мир», 4 класс.
Учебная и справочная литература
1. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.
2. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013.
3. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2014.
4. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2014.
5. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2013.
6. Плешаков А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2. — М.: Просвещение, 2013.
7. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. Ч.1. — М.: Про¬свещение, 2014.
8. Плешаков А. А., Крючкова Е. А. Окружающий мир. Учебник. 4 класс В 2 ч. 4.2. — М.: Про¬свещение, 2014.
9. Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас - определитель: Пособие для учащихся общеобразователь¬ных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
10. Плешаков А. А. Зелёные страницы. Книга для учащихся начальных классов. — М.: Просвещение, 2014.
11. Плешаков А. А., Румянцев А. А. Великан на по¬ляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреж¬дений. — М.: Просвещение, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы
1. http://www.openclass.ru
2. http://nsportal.ru
3. http://www.uchportal.ru
4. http://www.myshared.ru
5. http://infourok.ru
6. http://festival.1september.ru
7. http://www.proshkolu.ru/
8. http://detskieradosti.ru/
9. http://prezentacii.com
10. http://pedsovet.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...