Конспект урока "Земноводные"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект урока по окружающему миру "Земноводные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir._zemnovodnye.doc | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Здравствуйте! Садитесь!
- Меня зовут Наталья Васильевна. Я работаю учителем начальных классов в Верхнесоленовской школе.
- Посмотрите на экран и догадайтесь , о чем пойдет сегодня речь?
(Показываю клип о животных.)
- Так о чем же мы будем сегодня говорить на нашем занятии? ( о животных)
- Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и не очень, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе, в воде
- Ребята. Попробуйте отгадать, о каких животных сегодня мы будем говорить.
У зеленой кочки,
Под зелененьким листочком
Притаилась попрыгушка,
Пучеглазая……( лягушка)
Бугорками на спине
Отпугнет любого.
Но животное полезно,
Не найдёшь такого! (жаба)
(Она очень похожа на лягушу)
(Слайд. Появляется сначала лягушка, потом жаба)
-Знаете ли вы, что означает слово лягушка?
От слова ляга – нога, бедро. Лягать, ударять ногами. Владимир Даль в своем словаре отмечал: лягать – ходить прыжками, то есть прыгать, как лягушка.)
- Давайте подумаем, к какой группе животных мы их отнесем?
- Что для этого надо сделать? Выделить отличительные (особенные) признаки.
- Количество лап ? (4)
- Чем лапы этих животных отличаются от лап других животных? ( Между пальцами есть перепонки)
- Как вы думаете, а для чего им нужны перепонки? ( чтобы плавать)
- Чем покрыто тело этих животных ? (кожей)
- Посмотрите внимательно и скажите – чем отличается кожа жаб от кожи лягушек ? (У лягушек – гладкая, а у жаб бородавчатая)
-Ребята, как вы думаете, а свое потомство они где выводят? (только в воде)
-А почему? (Их икринки лишены оболочек, защищающих их от высыхания, и, как правило, не могут развиваться вне воды.)
Слайд. Развитие лягушки
-Где живут эти животные? (на суше (земле) и в воде)
ЗЕМЛЯ + ВОДА = ЗЕМНОВОДНЫЕ
- Так к какой же группе животных мы отнесем лягушек и жаб?
- Сюда же еще относятся тритоны саламандры, червяги
Слайд ( появляются тритон, саламандра, червяга)
- Чем тритоны, саламандра, червяги отличаются от лягушек и жаб? (У них есть хвост)
- Так как они могут жить на суше и в воде, дышат они чем? (кожей и лёгкими).
Земноводные, или амфибии, -первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды. Первые завоеватели суши. Земноводные – это эволюционные прародители, птиц, зверей, рептилий и в конечном счёте человека.
Первым живым звуком, раздавшимся на нашей планете, было кваканье лягушачьих предков. ( звук ?)
Правда, миллионы лет назад лягушки квакали не так, как нынче. Но как именно, не знал никто, кроме них самих.
- Зачем лягушки квакают?.
Лягушки квакают от полноты чувств. Выяснили, что громкогласный квакающий – призыв к продлению рода, два негромких – о месте нахождения, два громких –крик тревоги. Если ничего не подозревающую лягушку внезапно схватить, она издаст пронзительный вопль, похожий на кошачий. Это крик ужаса, прощание с жизнью.
Некоторые квакши издают звук флейты и свирели, да ещё звенят, словно бубенчики.
Но самый мощный голос у лягушки, которая живёт в Северной Америке. Она издаёт звуки, похожие на рёв быка. За её могучий голос прозвали быком. Когда она издаёт звуки, то её слышно во всей округе и в деревнях люди не могут спать.
- Знаете ли вы, как лягушки поют? (Они поют с закрытым ртом и закрытыми ноздрями? Петь они умеют даже под водой.)
Физминутка
- Вы хотите попробовать спеть лягушачьи песни? (да). Хорошо! Слушайте меня внимательно! Первая половина класса поёт:»Куа?Куа?», а другая «Брекеке, брекеке».
- Ребята, как вы думаете чем питаются земноводные?
Прочитайте первый абзац текста, который лежит у вас нас толе.
Жабы и лягушки поедают слизней и гусениц, ловят пролетающих мимо насекомых, выбрасывая изо рта длинный липкий язык. Тритоны питаются улитками, червями, слизнями, насекомыми. Приблизившись к жертве, они быстро хватают ее острыми зубами.
Ребята, у вас на столах лежат карточки трех цветов: красная – млекопитающие, зеленая – травоядные, синяя – хищники)
- Покажите карточкой к какой группе относятся земноводные ?
Вывод: все земноводные – хищные животные
- Ребята, как вы думаете, почему, когда погода хорошая, лягушки сидят в воде?
Прочитайте следующий абзац.
Температура тела лягушки зависит от температуры и влажности окружающей среды. Если погода хорошая и воздух сухой, кожа у лягушек высыхает, поэтому они сидят в воде. Чуть воздух станет влажным, что бывает перед дождем – лягушки уже на земле. Как только воздух становится холоднее воды, лягушки спешат на зимние квартиры..
- Так почему же лягушки в хорошую погоду сидят в воде?
Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, в норах грызунов, в углублениях почвы.
- А как дышат лягушки?
Органами дыхания земноводных являются легкие и кожа.. Через кожу лягушек легко проходит вода, в этом лягушке помогает слизь. Слизь хранит воду, помогает лягушке выскользнуть из лап или клюва птицы, поддерживает в чистоте кожу.
- Что помогает лягушке пропускать воду через кожу? (слизь)
- А для чего еще лягушке нужна слизь?( Слизь хранит воду , помогает лягушке выскользнуть из лап или клюва птиц, поддерживает кожу в чистоте.)
Мини- проект «Среда обитания лягушки» (Дети выбирают правильные ответы и наклеивают на листок)
1 группа выбирает место обитания – (город, лес, поле, болото, гнездо, пруд, озеро, река, горная река, море, океан).
2 группа – внешний вид: тело покрыто перьями, тело покрыто шерстью, тело покрыто кожей, тело покрыто чешуёй, тело покрыто пухом, четыре лапки с перепонками, четыре лапки без перепонок, две ноги, есть хвост, без хвоста, есть крылья и клюв
3 группа – способ передвижения : лягушки летают, прыгают, бегают, ползают, скачут, плавают, кувыркаются, ходят
4 группа – чем питается лягушка: тортами, комарами, слизнями, конфетами, мухами фруктами, ягодами, растениями, мошками
5 группа – органы дыхания: лягушки дышат жабрами, лягушки дышат кожей, лягушки дышат лёгкими, лягушки дышат лёгкими и кожей.
– соседи ( слон, волк, жаба, тритон, , змея, заяц, лиса, саламандра, червяга, собака)
6 группа – размножение : определить стадии размножения : головастик, головастик с задними лапками, головастик с передними лапками, икра, лягушка
Проверка: Представитель от каждой группы выходит и объясняет какое задание они выполняли. Ответы наклеивает на большой плакат.
- Ребята, посмотрите, какой то конверт лежит у меня на столе. Какое- то письмо к нам пришло.(Открываю, вытаскиваю лягушку которая плачет).
- Ребята, как вы думаете, почему лягушка плачет?
-Послушайте, что она написала.
«Однажды пятилетний Дима со старшим братом Костей шли по влажной после дождя тропинке. Я выскочила на тропинку. Костя отшвырнул меня ногой и сказал :»Какая гадкая лягушка» а мне так обидно стало….
- Почему лягушка обиделась?
Многие земноводные находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употребляют в пищу, да и просто безжалостно убивают. В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных.
- Хотя лягушки противные, мерзкие, их не любят люди, но они приносят много пользы для человечества. Они поедают насекомых, их личинок.
- А что бы вы сказали мальчикам и другим людям? (Берегите лягушек, не убивайте их)
Во многих странах, таких как Австрия, Швейцария, Польша, США, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе. Первый памятник лягушке был поставлен во Франции на территории Парижского университета еще в XIX веке в честь того, что лягушки послужили студентам-медикам.
А памятник российской лягушке-путешественнице был поставлен в аэропорту Домодедово. У пассажиров и сотрудников аэропорта уже существует примета - чтобы полет был удачным, надо непременно дотронуться до ее лапки, а норвежская пословица гласит: «Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото».
(Учитель каждому ученику дарит шоколадную золотую медальку)
Итог урока У: О ком вели разговор на уроке? Что узнали нового, удивительного, необычного?
Рефлексия.
На партах лежат лягушки зеленого цвета и синего цвета . Если вам было комфортно и вы узнали много нового возьмите зеленую лягушку , если вам было не интересно то возьмите синюю лягушку
_________________________________________________________
Экологический проект.
Ребята. Когда вы видете лягушку или жабу, что вы при этом чувствуете?
К нам пришло звуковое письмо. Давайте его послушаем. (Голос лягушки?
- Вы поняли , что хотела сказать нам лягушка в своем письме?
- Я вам переведу
«Пятилетний Дима со старшим братом Костей шли по влажной после дождя тропинке. Я выскочила на тропинку. Костя отшвырнул меня ногой и сказал :»Какая гадкая лягушка» а мне так обидно стало….
- Почему лягушка обиделась?
-А что бы вы сказали этим мальчика?
Земноводными питаются рыбы, птицы и другие животные. В природе все взаимосвязано! Лягушка – наш друг. «Лягушкам только образования не хватает, а так они на всё способны» - так говорил Марк Твен. И уж если не на всё, то на многое действительно способны. Травяная лягушка за лето съедает 1260 опасных насекомых, а остромордая лягушка закусывает как раз теми из них, которых не трогают птицы.
Многие земноводные находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употребляют в пищу, да и просто безжалостно убивают. В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных.
Во многих странах, таких как Австрия, Швейцария, Польша, США, есть целые музеи, посвященные охране лягушек в живой природе
Первый памятник лягушке был поставлен во Франции на территории Парижского университета еще в XIX веке в честь того, что лягушки послужили студентам-медикам.
А памятник российской лягушке-путешественнице был поставлен в аэропорту Домодедово. У пассажиров и сотрудников аэропорта уже существует примета - чтобы полет был удачным, надо непременно дотронуться до ее лапки.
В Париже и Токио поставлены памятники лягушке, а норвежская пословица гласит: «Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото».
(Учитель каждому ученику дарит шоколадную золотую медальку)
– Давайте беречь лягушек!
.
---------------------------------------------------------------------------------------
Эксперимент.
Ребята, а сейчас вам предстоит стать экспериментаторами. Представим, лягушка попала в другую среду обитания ящерицы. Нарисуйте, с какими непреодолимыми трудностями столкнется лягушка. (Дети рисуют, а потом обосновывают свои ответы)
Вывод - лягушка не выживет вдалеке от водоемов: негде откладывать икру, которая не защищена скорлупой, нет пищи: мошек, комаров, не сможет долго уходить от преследователя, кожа не защищена от солнца.
Игра
Давай-ка поквакаем
Подсказка: в каждом слове есть буквосочетание «ква».
- Напиток – ... (квас.)
- Овощ – ... (тыква.)
- Ягода – ... (клюква.)
- Знак азбуки – ... (буква.)
- Геометрическая фигура – ... (квадрат.)
- Жилище – ... (квартира.)
- Лягушка – ... (квакушка.)
- Столица России – ... (Москва.)
- Стеклянный домик для рыб – ... (аквариум.)
Какие приметы, связанные с лягушками, вы знаете?
Ученики.
- Лягушка заквакала, значит, сеять пора.
- После дождя лягушата по дороге прыгают – будет тепло.
- Если будет дождь – лягушки вылезают из воды.
- Лягушка квакает – дождь зовет.
- Жабы в нору спрятались – на хорошую погоду.
- Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем.
Ребята, а вы знаете, что у нашей лягушки очень много родственников?.
1. Самая маленькая лягушка – филлобатус бала найдена в 1910 году на острове Куба. Крошечные водяные лягушки живут в Африке. Размеры их тела менее трёх сантиметров. Они ярко окрашены и легко меняют свою окраску.
2 В тропических лесах Колумбии встречается самая маленькая наземная лягушка – кокоа. Чёрные с жёлтыми полосками лягушечки обитают в траве болотистых джунглей. Она может уместиться на ногте большого пальца. Кокоа обладает самым сильным ядом в мире животных. Брать этих лягушек голыми руками опасно. Яда одной лягушки достаточно, чтобы обработать 50 стрел или убить 1500 человек.Смертоносность яда сохраняется 15 лет. Кокоа - 2-3 см, вес всего один грамм.
3. На деревьях живут и зелёные лягушки – квакши. Они легко меняют свою окраску и становятся незаметными. На лапках у них есть присоски. Некоторые квакши умеют летать.
Но самая крупная лягушка – голиаф. У неё очень хороший слух, и она очень осторожна. Живёт в труднодоступных местах. Длина её тела от носа до кончиков пальцев достигает больше 50см, а весит она до пяти кг.
4. А ещё встречается лягушка, которая пахнет чесноком, поэтому так и называется чесночница. Она днём прячется в норах, которые за 2-3 минуты вырывает в мягкой земле.
5. Из лягушек у нас особенно распространены прудовая и озерная лягушки. Озёрная лягушка достгает в длину17 сантиметров. Это у нас самая крупная лягушка. Она всю жизнь проводит в воде или возле воды, даже зимуют на дне водоёма.
Температура их тела зависит от температуры и влажности окружающей среды.
(Если погода хорошая и воздух сухой, кожа у лягушек высыхает, поэтому они сидят в воде. Чуть воздух станет влажным, что бывает перед дождем – лягушки уже на земле. Органами дыхания земноводных являются легкие и кожа.. Через кожу лягушек легко проходит вода, в этом лягушке помогает слизь. Слизь хранит воду, помогает лягушке выскользнуть из лап или клюва птицы, поддерживает в чистоте кожу.
Как только воздух становится холоднее воды, лягушки спешат на зимние квартиры. В коллективной подводной спальне собирается десятка два лягушек. Но бывает, что рядышком в особо уютном местечке зарываются до ста лягушек. Когда же в спальне станет неуютно, они перебираются в другое место водоёма. Так, что спят они чутко. Более того, они не теряют времени даром и скучными зимними вечерами растут, хоть и медленнее, чем летом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"
Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...