Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 4 класс 2018 – 2019 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для четвероклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 4 класс 2018 – 2019 уч.год | 151.32 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БАРВИХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Рассмотрено» Руководитель МО Иванова С. Н. _________________ Протокол №______ от «___» _________2018г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР Балашова Т.Я. _________________ «___» ___________2018г. | «Утверждаю» Директор школы Горчаков Е.А. __________________ Приказ №_______ от «___» ___________2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Бочкарёвой Любови Михайловны, учителя начальных классов высшей квалификационной категории
по окружающему миру, 4 «б» класса
учебно-методический комплект «Планета знаний».
Разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений Начальная школа
и государственного образовательного стандарта,
авторской программы «Окружающий мир» 4 класс, Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов, Е.В. Саплин. М., АСТ, Астрель, 2011.
п. Барвиха
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
- Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
- Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
- Учебный план МБОУ «Барвихинской сош» на 2018/2019 учебный год.
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Барвихинская сош».
- Положение о рабочей программе учебного предмета МБОУ «Барвихинской сош».
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личностигражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательнойпрограммы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту И.В.Потапова, Г.Г.Ивченковой, Е.В.Саплиной,А.И.Саплина «Окружающий мир», 4 класс.
Цель изучения курса: формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и наэтой основе воспитания правильного отношения к окружающему миру, формирование целостной картины мира.
Задачи курса:
- систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;
- формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и другие);
- социализация ребёнка;
- развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
- воспитание внимательности, наблюдательности, любознательности;
- формирование самостоятельной познавательной деятельности;
- развитие мышления, воображения и творческих способностей;
- формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, еёсистематизация и др.);
- формирование умения сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливатьвзаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;
- формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);
- формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями,наличия пробелов в знаниях и умениях);
- формирование основ экологической культуры;
- патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся.
Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование раздела/темы | Кол-во часов | Содержание | Планируемые результаты обучения |
1 | Наш край | 22 ч | Значение природных условий края для жизни и деятельности людей. Погода: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Изменчивость погоды. Предсказание погоды. Вид местности. Рисунок местности, план местности, карта местности. Масштаб и условные знаки. Из истории создания карт. Формы поверхности суши: равнина, гора, холм, долина, овраг, балка. Изменение форм поверхности суши в результате естественного разрушения горных пород. Формы поверхности суши, созданные человеком: карьер, отвалы, насыпь, курган. Полезные ископаемые нашего края. Их значение в жизни человека. Почвы нашего края, их виды. Охрана почв. Природные сообщества: луг, лес, водоём. Разнообразие организмов в сообществах, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Влияние деятельности человека на природные сообщества, их рациональное использование и охрана. Искусственные сообщества: поле и сад. Выращивание зерновых, овощных, технических, плодовых и ягодных растений. Животные искусственных сообществ, их связь с растениями. Уход за искусственными сообществами — условие их существования. Экскурсии: в смешанный лес, к водоёму, на луг или в поле. | Предметные: знать, что география изучает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность; глобус- модель Земли; карта- плоское изображение с использованием условных обозначений; «Главный пояс Земли»-это экватор, горизонтальные линии называют параллелями, вертикальные линии называют меридианами. - уметь показывать на глобусе и карте полушарий материки, океаны, свою малую родину. Знать о :значении добычи использования полезных ископаемых. Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: определять и формулировать цельна уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме. Познавательные: организация работы по обобщению информации. Использовать ранее полученные знания при характеристике погоды; проводить наблюдения за погодой в группе и фиксировать результаты в таблице. Объяснять, как изменяется с высотой, как образуются ветер и осадки. Объяснять, как погода зависит от ветра; предсказывать погоду, используя местные признаки. Доказывать значение научных предсказаний погоды. Характеризовать погоду по результатам наблюдений за неделю и за месяц. Объяснять, что такое природное сообщество. |
2 | Наша Родина на планете Земля | 12 ч | Форма и размеры Земли. Карта полушарий. Материки и океаны. Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Тепловые пояса. Распределение света и тепла — основная причина разнообразия условий жизни на Земле. Путешествие по материкам: пустыня Африки, экваториальные леса Южной Америки, Антарктида, Австралия, Евразия. Наша Родина на карте. Формы поверхности России: равнины, горы. Основные водоёмы России: реки, озера, моря. Некоторые крупные города России. Основные природные зоны России: зона арктических пустынь, тундра, лесная зона, степи. Особенности природных условий в каждой зоне, разнообразие организмов, их приспособленность к условиям жизни и взаимосвязи. Зависимость жизни и деятельности людей от природных условий каждой зоны. Влияние деятельности человека на природные зоны. Охрана природы в каждой природной зоне. Основные экологические проблемы России. Причины нарушения природного равновесия и пути преодоления сложившейся ситуации. Международное сотрудничество по охране природы. Ответственность людей за будущее планеты Земля. | Предметные: знать : названия материков и океанов , причины смены дня и ночи, времен года, о разнообразии условий жизни на Земле, основные формы поверхности, моря, реки, полезные ископаемые, границы России, столицу, некоторые города, о разнообразии условий жизни на Земле, влиянии человека на природу каждой из изучаемых природных зон. Уметь : Показывать на карте полушарий материки и океаны, Северный и Южный полюс, экватор, параллели, различные географические объекты, основные природные зоны России; Личностные: формирование позитивной самооценки. Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста. Показывать на карте основные природные зоны России. Оценивать влияние человека на природу каждой из изучаемых природных зон, характеризовать меры по их охране. Характеризовать экологические проблемы России, своего края и своей местности. |
3 | История нашей Родины | 34ч 1 ч 5 ч 6 ч 9 ч 13 ч | Что изучает история. Источники знаний о прошлом (былины, легенды, летописи, находки археологов). История на карте. История Отечества. Знакомство с основными этапами и событиями истории государства. Древняя Русь. Образование государства. Крещение Руси. Культура, быт и нравы древнерусского государства. Нашествие монголо-татар. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Александр Невский. Московское царство Объединение земель вокруг Москвы. Иван III. Конец ордынского ига. Грозный царь Иван IV. Смутное время на Руси. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Начало династии Романовых. Культура, быт и нравы государства в XIV—XVII вв. Российская империя Пётр I — царь-реформатор. Строительство Петербурга. Создание русского флота. Быт и нравы Петровской эпохи. Правление Екатерины II. Жизнь дворян, крепостных крестьян. Военные успехи: А.В. Суворов и Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы Екатерининской эпохи. М.В. Ломоносов и создание первого университета. Правление Александра I. Война с Наполеоном. Бородинское сражение. Полководец М.И. Кутузов. Реформы в России, отмена крепостного права. Александр II — царь-освободитель. Культура, быт и нравы в России XIX в. Российское государство Революция в России и свержение самодержавия. Жизнь и быт людей в 20—30-е годы. Великая Отечественная война (1941—1945). Крупнейшие битвы Великой Отечественной войны. Тыл в годы войны. Основные вехи развития России во 2-й половине XX века. Основные достижения страны в науке и культуре. Изменения в быту и повседневной жизни. Ближние и дальние соседи России. | Предметные: знать понятия «историческая карта», показать ее отличие от географической, познакомить с условными обозначениями, которые встречаются на исторической карте. - о деятельности первых русских князей (князя Владимира и основными положениями христианства -о религии, которую приняла Русь) О борьбе русских княжеств с иноземными захватчиками - о развитии государства Личностные:
Познавательные:
«духовные сокровища», «хранитель»,«алфавит», «культурное достояние народов РФ» и использовать их в активном словаре; Пересказывать часть текста учебника. Находить в тексте ответы на вопросы. Сравнивать высказывания с текстом учебника, оценивать их правильность (рабочая тетрадь). Описывать памятники культуры на основе иллюстраций и наблюдений. Обсуждать значение памятников культуры и необходимости их охраны. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты Коммуникативные: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной речи; высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; слушать других ,пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); -учиться уважительно относиться к позиции товарищей; Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Описывать исторические события на основе текста учебника, сравнивать события, делать обобщения. Определять длительность событий, определять век по дате, устанавливать хронологию событий. Показывать на исторической карте основные события, извлекать информацию из карты. Составлять рассказ по иллюстрации |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела/темы | Количество часов | В том числе проверочные работы |
Наш край | 22 | 1 | |
Наша Родина на планете Земля | 13 | 1 | |
История нашей Родины
| 34 5 6 9 13 | 1 1 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Тип урока | Кол-во ч | Дата | Дом. задание | ||
Наш край 22 часа | ||||||||
Что такое погода. Как погода зависит от ветра. | Наблюдение за погодой, определение погоды, работа с учебником | УИПЗЗ | 1 | 18.09 | Часть 1 С. 6 – 14 вопросы | |||
Предсказание погоды | Работа с учебником и доп. литературой | УКИЗ | 1 | 20.09 | С. 14—17 – подобрать приметы погоды | |||
Экскурсия в смешанный лес | Наблюдение за живым и неживым миром леса. | Экскурсия | 1 | 25.09 | Сочинить рассказ об управлении погодой | |||
Экскурсия на луг или в поле АКР № 1 | Наблюдение за живым и неживым миром поля. | Экскурсия | 1 | 27.09 | Заполнить таблицу | |||
Наша местность на плане и карте | Работа с картой и планом. Составление плана. | УИПЗЗ | 1 | 02.10 | С. 18—20 вопросы 1-3 (работа с планом) | |||
План местности | Составление плана, используя условные знаки. | УПОКЗ | 1 | 04.10 | С. 21—25 вопросы 1-3 (определить масштаб) | |||
Географическая карта | Работа с картой, с учебником, учатся читать и понимать карту. | УКИЗ | 1 | 09.10 | С. 25—29 вопросы, знать основные понятия | |||
Равнины | Знакомство с особенностями равнины и ее сообществом. Работа с картой, с учебником | УИПЗЗ | 1 | 16.10 | С. 30—33 вопросы 1-7 8-9 (дополн.) | |||
Горы | Знакомство с горами. Наблюдение над изменением растительности при подъем в горы. Работа с картой, с учебником. | УИПЗЗ | 1 | 18.10 | С. 33—36 Пересказ | |||
Как солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши | Наблюдение над видами поверхности, определение с помощью чего они так изменились. Работа с учебником. Выполнение опыта. | УКИЗ | 1 | 23.10 | С. 36—41 Пересказ, в.1 (рисунок) | |||
Как деятельность человека изменяет поверхность суши. | Работа с учебником. | УКИЗ | 1 | 25.10 | С. 41—45 Пересказ, вопросы 6, 1-2 | |||
Богатства недр | Работа с картой и учебником, коллекцией полезных ископаемых | УИПЗЗ | 1 | 30.10 | С. 45—49 Вопросы, вырастить кристаллы | |||
Разнообразие почв. | Работа с учебником, с коллекцией «виды почвы» | УИПЗЗ | 1 | 01.11 | С. 50—52 Пересказ, выполнить опыт с 52 в.6 | |||
Что такое природное сообщество. Какие растения растут на лугу. | Составление сообществ, работа с учебником, с гербарием. | УИПЗЗ | 1 | 06.11 | С. 53—58 вопросы, составить 3 цепи питания | |||
Животные — обитатели луга. Луг в жизни человека | Работа с учебником, с дополнительной литературой. Знакомство с обитателями луга. | УКИЗ | 1 | 08.11 | С. 59—64 Вопросы, рисунок | |||
Какие растения растут в лесу | Сравнивают, наблюдают, работа с гербарием. | УИПЗЗ | 1 | 13.11 | С. 64—68 Доп. мат. О животных леса. | |||
Животные — обитатели леса. Лес в жизни человека | Работа с книгой, наблюдение. | Урок-игра | 1 | 15.11 | С. 69—73, составить правила поведения человека в лесу | |||
Водоём. Водоемы нашего края. | Работа с гербарием, наблюдение, сравнение, работа с книгой, гербарием | УИПЗЗ | 1 | 20.11 | С. 74—80 Пересказ, составить 3 цепи питания | |||
Искусственные сообщества. Поле | Работа с гербарием, наблюдение, сравнение, работа с книгой. | УИПЗЗ | 1 | 27.11 | С. 81—85 вопросы | |||
Животные — обитатели полей | Работа с книгой, выбор информации. | УКИЗ | 1 | 29.11 | С. 85—87 Доп. матер.о любом обитателе полей. | |||
Сад | Работа с книгой и раздаточным материалом. | УИПЗЗ | 1 | 04.12 | С. 88—93 повторить основные понятия. | |||
Проверочная работа №1 по теме «Наш край» | Выполнение проверочной работы, работа самостоятельно. | УПОКЗ | 1 | 06.12 | ||||
Наша Родина на планете Земля 13 часов | ||||||||
Какую форму имеет Земля. Карта полушарий. | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | УКИЗ | 1 | 11.12 | С. 98—105 пересказ | |||
Движение Земли | Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | УИПЗЗ | 1 | 13.12 | С. 106—109 вопросы | |||
В пустынях Африки | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок-путешествие | 1 | 18.12 | С. 110—113 Вопросы 1-8, вопрос7 – дополнит. | |||
Экваториальные леса Южной Америки | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Знакомство с растительным и животным миром экваториальных лесов Южной Америки. | Урок-путешествие | 1 | 20.12 | С. 114—117 Доп. мат. об обитателях Антарктиды или Австралии. | |||
Антарктида. Австралия. Евразия | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок-путешествие | 1 | 25.12 | С. 117—123 вопросы | |||
Карта России. Кавказские горы. | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | УИПЗЗ | 1 | 27.12 | С. 123—128 Уметь ориен-тироваться на карте, доп. матер.о живот-ных разных пр. зон (распр.) | |||
Зона арктических пустынь | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | Урок-путешествие | 1 | 10.01 | С. 129—134 Описание зоны аркт. пустынь по плану. Доп. матер. | |||
Тундра | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. Наблюдение, сравнение. | Урок-путешествие | 1 | 15.01 | С. 134—139 Описание тундры по плану. Доп. матер. | |||
Зона лесов | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. | УКИЗ | 1 | 17.01 | С. 139—145 Описание зоны лесов по плану. Доп. матер. | |||
Степи | Элементарные приемы чтения карты (без масштаба). Работа с учебником. Выполнение теста. | Урок-путешествие | 1 | 22.01 | С. 145—150 Описание степи по плану. Доп. матер. | |||
Экологические проблемы России. Международное сотрудничество по охране природы. | Работа с учебником, составление вопросов. Поддержание дискуссии. | Урок - дискуссия | 1 | 24.01 | С. 98 – 153 Знать основные понятия, уметь описывать природные зоны по плану. | |||
Проверочная работа №2 по теме «Наша Родина на планете Земля» | Выполнение проверочной работы. | УПОКЗ | 1 | 29.01 | ||||
История нашей Родины 34 часа | ||||||||
Наши верные помощники (1 | История на карте. Исторические источники | УИПЗЗ | 1 | 31.01 | Часть 2 С. 3—11 пересказ | |||
Древняя Русь (5 ч) | ||||||||
Первые русские князья | Работа с текстом, сравнение, знакомство с наиболее яркими и важными историческими событиями. | УИПЗЗ | 1 | С. 12—16 вопросы | ||||
Князь Владимир. Крещение Руси | Работа с учебником, с дополнительными источниками. | УИПЗЗ | 1 | С. 17—21 пересказ | ||||
Культура Древней Руси | Описывают и рассказывают о первой книге. | УИПЗЗ | 1 | С. 21—24 Пересказ, вопрос 1 | ||||
Борьба с иноземными захватчиками. Александр Невский | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | УИПЗЗ | 1 | С. 25—29 Уметь рассказать про ист. события | ||||
Куликовская битва. Дмитрий Донской | Работа с картой. Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | УИПЗЗ | 1 | С. 30—33 вопросы | ||||
Московское царство (6 ч) | ||||||||
Первый русский царь. Преобразования в государстве | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | УИПЗЗ | 1 | С. 36—40 осн. преобразования | ||||
Как жили люди на Руси в XIV—XVI веках. | Знакомятся с бытом людей, которые жили на Руси. Работа с книгой, доп. литературой. | УКИЗ | 1 | С. 40—44 Пересказ, | ||||
Смутное время. К. Минин и Д. Пожарский | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | УИПЗЗ | 1 | С. 44—47 вопросы | ||||
Русское государство при первых Романовых | Знакомятся с помощью учебника и учителя с Историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена | УИПЗЗ | 1 | С. 47—50 Составить рассказ (с.50 №1) | ||||
Расширение границ России в XVII веке. | Знакомятся с помощью учебника и учителя с историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена. Работа с картой. | УИПЗЗ | 1 | С. 36 – 53 Повторить основные события, даты и ист. деятелей. | ||||
Повторительно-обобщающий урок. Проверочная работа №3 по теме «Московское царство» | Выполняют проверочную работу. | УПОКЗ | 1 | С. 54—55 Подготовить сообщения о Петре 1 | ||||
Российская империя (9 ч) | ||||||||
Пётр I. Реформы в Российском государстве. | Работа с учебником, сравнение и обобщение преобразований. Заполнение таблицы. | УИПЗЗ | 1 | С. 58—65 Вопросы 1 вар. – с.62 2 вар. – с.65 | ||||
Изменения в Российском государстве. Императрица Екатерина II | Работа с учебником, сравнение и обобщение преобразований. Заполнение таблицы. | УИПЗЗ | 1 | С.66—69 Пересказ, доп. мат. о М.В. Ломоносове или И.П. Кулибине | ||||
Образование и наука в XVIII веке. АКР № 2 | УКИЗ | 1 | С. 69—73 вопросы | |||||
Война 1812 года. | Работа с учебником, картой. Изображение с помощью карандашей дружинника, его вооружение. | УИПЗЗ | 1 | С. 73—76 Пересказ + работа с картой | ||||
Отмена крепостного права. | Работа с учебником, картой. | УИПЗЗ | 1 | С. 77—79 | ||||
Наука и техника в XIX веке. | Сравнивают современный транспорт и конку; рассказывают, какие новые детали появились в женском костюме; описывают, какие изменения произошли в мужском и женском костюме в XIX веке | УКИЗ | 1 | С. 80—83 вопросы | ||||
Город и горожане. Мода XIX века. | Находят дополнительные сведения об изобретении фотографии и кинематографе; рассказывают о значении изобретений; | УКИЗ | 1 | С. 83—88 вопросы | ||||
Культура XIX века | Работа с учебником. | УКИЗ | 1 | С. 88—93 Повторить основные события, достижения в науке и технике. | ||||
Проверочная работа №4 по теме«Российская империя» | Выполняют проверочную работу. | УПОКЗ | 1 | С. 94—95 | ||||
Российское государство 13 часов | ||||||||
Россия в начале XIX века (5 ч) | ||||||||
Революция в России | Работают с лентой времени, учебником. | УИПЗЗ | С. 98—103 вопросы. Подготовить сообщение о деятельности Красного креста | |||||
Россия в годы Советской власти | Сравнивают герба СССР и РСФСР, работают с картой, находят крупные предприятия. Графически изображают гербы. | УИПЗЗ | 1 | С. 103—107 Вопросы, подготовить сообщения | ||||
Великая Отечественная война. | Знакомятся с помощью учебника и учителя с историей Отечества: отдельными, наиболее важными и яркими историческими событиями, картинами быта, труда, традициями людей в разные исторические времена. Работа с картой. | УКИЗ | 1 | С. 107—113 Вопросы, основные даты | ||||
Тыл в годы войны. Победа над фашизмом. | Работа с учебником, изображение орденов, выполнение творческих работ. | УКИЗ | 1 | С. 113—118 Вопросы, допол. мат. с. 117 №1 | ||||
Восстановление народного хозяйства. Научные достижения XX века | Работа с учебником. Рассказывают о достижениях русского народа. | УИПЗЗ | 1 | С. 118—123 пересказ, основные даты | ||||
Современная Россия (8 ч) | ||||||||
По северным городам России | Знакомятся с городами России (Архангельск, Вологда, Великий Устюг, Карго-Поль) и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок-путешествие | 1 | С. 124—126 Вопросы, доп. мат. про города России. | ||||
По городам Центральной России | Знакомятся с городами России (Тула, Воронеж, Владимир, Суздаль, Казань)и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок-путешествие | 1 | С. 126—129 Пересказ, доп. мат. про города России. | ||||
Города Урала и Сибири | Знакомятся с городами России (Екатеринбург, Пермь, Челябинск, Уфа, Новосибирск, Братск, Иркутск, Хабаровск, Владивосток) и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок-путешествие | 1 | С. 130—136 Пересказ, доп. мат. про города России. | ||||
Дальний Восток. | Знакомятся с городами России (Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Кисловодск, Невинномысск, Дербент)и описывают их по плану: название, достопримечательности, расположение на карте. | Урок-путешествие | 1 | С. 136—141 повторить основные события, даты, знать достопримечательности изученных городов. | ||||
Проверочная работа №5 по теме «Российское государство» | Выполняют проверочную работу. | УПОКЗ | 1 | |||||
Россия в мировом сообществе | УКИЗ | 1 | С. 141—145 Прочитать, вопросы | |||||
Жизнь современного человека. | Рассказывают о национальной одежде разных народов; изображают их на бумаге; объясняют выражение «экологическое равновесие»; обсуждают экологические проблемы. | УКИЗ | 1 | С. 145—149 | ||||
Повторительно-обощающий урок | Работа над творческим заданием. | УЗЗВУ | 1 | С. 152—154 |
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
- урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ;
- урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ;
- урок комплексного использования знаний – УКИЗ;
- урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ;
- урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ;
Планируемые результаты освоения учебного предмета по окружающему миру и система их оценки
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру к концу 4 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье;
могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Человек и природа
Обучающиеся научатся:
- проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
- давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю и за месяц;
- различать план местности и географическую карту;
- читать план с помощью условных знаков;
- различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
- показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
- приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
- объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
- характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоёмы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и её охране;
- устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
- рассказывать о форме Земли, её движении вокруг оси и Солнца, об изображении Земли на карте полушарий;
- объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
- выполнять правила поведения в природе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
- предсказывать погоду по местным признакам;
- характеризовать основные виды почв;
- характеризовать распределение воды и суши на Земле;
- объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
- приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
- объяснять причины смены времён года;
- применять масштаб при чтении плана и карты;
- отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
- объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
- давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
- определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
- делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
- участвовать в мероприятиях по охране природы.
Человек и общество
Обучающиеся научатся:
- различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн); показывать на карте границы Российской Федерации;
- различать права и обязанности гражданина, ребёнка;
- описывать достопримечательности столицы и родного края; показывать их на карте;
- описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
- называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета;1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полёт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
- соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
- находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
- рассказывать о ключевых событиях истории государства;
- рассказывать об основных событиях истории своего края.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
- сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пётр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
- характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
- описывать культурные достопримечательности своего края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
Обучающиеся смогут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся смогут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания.
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся смогут научиться:
- распределять обязанности при работе в группе;
- учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по учебному предмету:
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов.
- предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
Базовый уровень достижений — уровень, который демонстрирует освоение учебных действий с опорной системой знаний в рамках диапазона (круга) выделенных задач. Овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Достижению базового уровня соответствует отметка «удовлетворительно» (или отметка «3», отметка «зачтено»).
Превышение базового уровня свидетельствует об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Целесообразно выделить следующие два уровня, превышающие базовый:
повышенный уровень достижения планируемых результатов, оценка «хорошо» (отметка «4»);
высокий уровень достижения планируемых результатов, оценка «отлично» (отметка «5»).
Повышенный и высокий уровни достижения отличаются по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.
Для описания подготовки обучающихся, уровень достижений которых ниже базового, целесообразно выделить также два уровня:
пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»).
Недостижение базового уровня (пониженный и низкий уровни достижений) фиксируется в зависимости от объёма и уровня освоенного и неосвоенного содержания предмета.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по учебному предмету.
Оценка «5» ставится
Учащийся отвечает самостоятельно, полно, содержательно, аргументирует фактами.
Оценка «4» ставится:
(допущены 1-2 ошибки)
Учащийся отвечает полно, содержательно, при незначительной помощи учителя.
Оценка «3» ставится:
Учащийся отвечает неполно, излагает материал при большом участии учителя (при помощи наводящих вопросов).
Оценка «2» ставится:
Учащийся не в состоянии изложить материал или излагает неверно, неточно.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;- выбор ответа;- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя
Оценка метапредметных результатов
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Защита итогового проекта.
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает учебники, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
Для ученика:
- Окружающий мир: 4-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
- Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 4-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
Для учителя:
- Обучение в 4-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2013.
- Окружающий мир: 4-й кл. учебник для четырехл. нач. шк. В 2 ч. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
- Окружающий мир: рабочая тетрадь в 2-х ч.: к учебнику Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова «Окружающий мир»: 4-й кл. / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2014.
- Окружающий мир. 3-4 классы. Изучение родного края: конспекты уроков, рекомендации / авт.-сост. А.А.Митина. - Волгоград: Учитель, 2010.
- Я иду на урок в начальную школу. Тесты по природоведению / авт.-сост. Е.И.Николаенко. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000.
Дополнительная литература:
- Обучение в 4-м класса по учебнику «Окружающий мир» Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова, Е.В. Саплиной, А.И. Саплина: программа, методические рекомендации, тематическое планирование / Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов - М.: АСТ: Астрель, 2013;
- Развернутое тематическое планирование по программе «Планета Знаний». 4 класс/авт.-сост. Н.В.Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011.
Контрольно- измерительный материал
После каждого урока изучения учебного материала по курсу « Окружающий мир» детям будут предложены тесты небольшого объёма, составленные учителем или учащимися.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 1
по теме « Наш край»
1. Закончи предложение:
Дождь, снег, иней, роса, туман — это
- Чем план отличается от карты, а в чём их сходство?
- Какие формы поверхности суши ты знаешь?
- Как текучие воды изменяют поверхность суши?
- Какие полезные ископаемые используются как топливо, а какие как удобрение? Приведи примеры.
- Какие виды почв тебе известны?
- Найди ошибки в цепи питания:
растение —*► орёл —► коростель —► кузнечик
- Объясни, почему луговые птицы чаще бегают, чем летают.
- Какие культурные растения называют техническими? Приведи примеры.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 2
по теме « Наша Родина на планете Земля»
- Как называется условная линия на глобусе и карте, которая одинаково удалена от полюсов?
- Назови причину смены дня и ночи.
- Приведи примеры разнообразия условий жизни на Земле.
- Почему в лесной зоне теплее, чем в тундре?
- Как растения степей приспособлены к недостатку воды?
- Какое звено пропущено в цепи питания:
водоросли — рачки —► —► белый медведь
Для какой природной зоны характерна эта цепь питания?
- Назови основное занятие населения степей.
- Приведи примеры трёх растений лесной зоны, которые занесены в Красную книгу России.
ПРОВЕРОЧНАЯ работа №3
по теме « Московское царство»
- Что изучает наука археология?
- С кем из исторических деятелей связаны следующие события:
- Прибил Щит на ворота Царьграда.
- Объявлял неприятелю «Иду на ты».
- Его прозвище означало мешок с деньгами.
- В его правлении появилась первая печатная книга.
- Объясни выражение: «Писать с красной строки»
- Кто Благословил Дмитрия Донского на битву с монголо – татарами?
- За что отвечали государственные приказы: а) посольский; б) ямской; в) аптекарский
г) разбойный?
- Кто был первым русским царем? Выбери ответ:
- Иван 3
- Иван 4
- Борис Годунов
- В каком году началось правление династии Романовых?
- К экспедициям каких землепроходцев относятся эти названия:
- Анадырь, моржовые клыки, Чукотский полуостров
- Амур, соляная варница, Даурия
- Свинцовая руда, река Зея, Охотское море.
ПРОВЕРОЧНАЯ работа №4
по теме « Российская империя»
1. Какое значение для русского государства имело
создание флота?
- Какой важный титул принял Пётр!?
- В каком веке был открыт Московский университет?
- Назови самую крупную битву войны 1812 года.
- Какой храм в Москве посвящен героям войны 1812 года?
- В каком году произошла отмена крепостного права?
- Перечисли основные технические достижения XIX века.
- Назови имена самых известных художников первой половины XIX века. Кому из художников принадлежат эти картины?
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 5
по теме « Российское государство»
1. Перечисли основные события начала XX века.
- Какие крупнейшие битвы Великой Отечественной войны ты знаешь?
- Когда и где состоялся Парад Победы?
- В какие районы нашей страны были эвакуированы заводы и фабрики?
- В каком году состоялось открытие Московского метрополитена?
6. В каком году был запущен первый искусственный
спутник Земли? Выбери правильный ответ:
1945г 1957г 1961г
7. На гербе какого города изображено оружие? Верблюд? Тигр
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы УМК "Гармония" 4 класс 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру и технологии составлена в соответствии с требованиями ФГОС и включает в себя планируемые результата и содержание...
Рабочая программа по ИЗО 4 класс 2018-2019 уч. год
Данная программа разработана на основе ФГОС...
Рабочая программа но технлогии 2 класс 2018-2019 уч. год УМК "Школа России"
Рабочая программа по технологии для общеобразовательных учреждений (1-4 класс // Автор Е.А. Лутцева и Т.П. Зуева "Технология" и учебник "Технология" 2 класс)...
Рабочая программа по ИЗО 2 класс 2018-2019 год УМК "Школа России"
Рабочая программа по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений 2 класс (1-4 классы //Автор Б.М. Неменский "Изобразительное искусство" УМК "Школа России и учебн...
Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 4 класс 2018 – 2019 уч.год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для четвероклассников...
Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 4 класс 2018 – 2019 уч.год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для четвероклассников...
Рабочая программа и КТП УМК «Планета Знаний» 4 класс 2018 – 2019 уч.год
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для четвероклассников...