Рабочая программа по окружающему миру.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

Рабочая программа по окружающему миру с 1 по 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalinkina_l.a._okruzhayushchiy_mir_1-4_klass.doc336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом № _____

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      «___» __________ 20____ г.                                                                                                                «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа учебного курса

 «Окружающий мир» 1-4 класс

2016 – 2020 учебные годы

3 «б» класс

Учитель: Калинкина Лариса Александровна

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № __ от «___» _______ 20____г.

г. Советский

2018 г.

Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373), Примерной программой по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.Ч.1.-5 –е изд. - М.: Просвещение, 2011 г.; авторской программой «Школа России». Концепция и программы для начальных классов в 2 ч.- Москва: Просвещение, 2011. Автор: А.А. Плешаков «Окружающий мир»

Учебники: 

Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс в  2 ч. + диск. – М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс в  2 ч. + диск. - М.: Просвещение, 2014.

Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс в 2 ч.+  диск - М.: Просвещение, 2016.

Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс в 2 ч.+  диск - М.: Просвещение, 2016.

Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель —   воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека   — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Советский», с использованием контрольно-оценочных материалов УМК «Школа России».

Перечень контрольных работ на учебный год (приложение 1).

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: 1 класс – 66 часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 часов (34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;

• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;

• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;

• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;

• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;

• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;

        • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

        • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);

       • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

       Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);

• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для по" лучения дальнейшего образования в области естественнонаучных и социально-гуманитарных дисциплин;

• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;

• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;

• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

• понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;

• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;

• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Человек и природа

Обучающийся научится:

–узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

–описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

–сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;

–проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям

–и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

–использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

–использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

–использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

–обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;

–определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;

–понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Обучающийся получит возможность научиться:

–использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

–моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;

–осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

–пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

–выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;

–планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Обучающийся научится:

–узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

–различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;

–используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

–оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;

–использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Обучающийся получит возможность научиться:

–осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

–ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

–наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

–проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

–определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание учебного курса

Человек и природа

        Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

        Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

        Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

        Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

        Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

        Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

        Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

        Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

        Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

        Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

        Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

        Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

        Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.

        Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

        Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных;

животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

        Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

        Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

        Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.

        Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

        Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

        Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

        Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.

        Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

        Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.

        Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

        Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

        Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

        Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

        Россия на карте, государственная граница России.

        Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

        Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

        Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.

Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

1 КЛАСС (66 ч)

Что и Кто? (24 ч)

Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?

Как, откуда и куда? (12 ч)

Как живет семья? Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?

Где и когда (10 ч)

Когда учиться интересно? Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед Когда мы станем взрослыми?

Почему и зачем? (20 ч)

Почему Солнце светит днем, а солнце ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?

2 КЛАСС (68 ч)

Где мы живем? (4 ч)

Родная страна. Город и село. Природа и рукотворный мир. Наш адрес в мире.

Природа (20 ч)

Неживая и живая природа. Явления природы. Что такое погода. В гости к осени. Звездное небо. Заглянем в кладовые земли. Про воздух и про воду. Какие бывают растения. Какие бывают животные. Невидимые нити. Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные. Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак. Красная книга.

Жизнь города и села (10 ч)

Что такое экономика. Из чего что сделано. Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование. Все профессии важны. В гости к зиме.

Здоровье и безопасность (9 ч)

Строение тела человека. Если хочешь быть здоров. Берегись автомобиля! Школа пешехода. Домашние опасности. Пожар. На воде и в лесу. Опасные незнакомцы.

Общение (7 ч)

Наша дружная семья. В школе. Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы – зрители и пассажиры.

Путешествия (18 ч)

Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте. Путешествие по Москве. Московский Кремль. Город на Неве. Путешествие по Оке. Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира. Впереди лето.

3 КЛАСС (68 ч)

Как устроен мир? (7 ч)

Природа. Человек. Общество. Что такое экология. Природа в опасности!

Эта удивительная природа (19 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговороты воды. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто что есть? Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.

Наша безопасность (8ч)

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Чему учит экономика (11 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Путешествия по городам и странам (11 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира.

4 КЛАСС (68 ч)

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Планеты Солнечной системы. Звездное небо – Великая книга Природы. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Когда и где? Мир глазами эколога. Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России (10 ч)

Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.

Родной край – часть большой страны (15 ч)

Наш край. Поверхность нашего края. Водные богатства нашего края. Наши подземные богатства. Земля – кормилица. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь в пресных водах. Растениеводство в нашем крае. Животноводство в нашем крае.

Страницы всемирной истории (25 ч)

Начало истории человечества. Мир древности: далекий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Страна городов. Из книжной сокровищницы Древней Руси. Трудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Куликовская битва. Иван Третий. Мастера печатных дел. Патриоты России. Петр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 года. Страницы истории 19 века. Россия вступает в 20 век. Страницы истории 1920 – 1930-х годов. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

                           1 класс

1.

«Кто и что?»

24

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей.

Сравнивать, различать и описывать герб и флаг России, рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства.

Работать в паре, рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках.

Извлекать из учебника нужную информацию.

Группировать объекты неживой природы по разным признакам.

Использовать представленную информацию для получения новых знаний.

Осуществлять самопроверку.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

2.

«Как, откуда и куда?»

12

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника.

Оценивать значение семьи для человека и общества.

Извлекать из учебника нужную информацию.

Проводить простые опыты и формулировать выводы из опытов.

Сравнивать явления природы, делать выводы.

В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся:

отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; интервьюировать членов семьи; оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; составлять экспозицию выставки; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей.

3.

«Где и когда?»

10

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Анализировать иллюстрации учебника.

Обсуждать условия интересной и успешной учёбы.

Работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе.

Формулировать выводы из коллективного обсуждения.

Сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку.

Различать зимующих и перелётных птиц.

Группировать (классифицировать) птиц.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке.

4.

«Почему и зачем?»

20

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.

Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца.

Работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку.

Использовать атлас-определитель для получения нужной информации.

Формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради.

Отбирать из списка слов те, которые подходят для описания природного явления.

ИТОГО

66

2 класс

1.

Где мы живем?

4

Различать государственные символы России.

Анализировать информацию учебника.

Различать национальные языки и государственный язык России.

Извлекать из различных источников сведения о символах России.

Различать объекты природы и  предметы рукотворного мира.

Формулировать выводы из изученного материала.

Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.

2.

Природа

20

Классифицировать объекты природы по существенным признакам.

Различать объекты неживой и живой природы.

Устанавливать связи между живой и неживой природой.

Приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений.

Рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева.

Характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра.

Приводить примеры погодных явлений.

Сопоставлять научные и народные предсказания погоды.

3.

Жизнь города и села

10

Видеть различие жизни в городе и в селе.

Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану.

Анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов.

Моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом.

Извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего села и готовить сообщение.

Классифицировать предметы по характеру материала.

Прослеживать производственные цепочки, моделировать их.

Приводить примеры использования природных материалов для производства изделий.

Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи.

Определять названия профессий по характеру деятельности.

Обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни.

4.

Здоровье и безопасность

9

Называть и показывать внешние части тела человека.

Определять на муляже положение внутренних органов человека.

Составлять рациональный режим дня школьника.

Обсуждать сбалансированное питание школьника.

Различать дорожные знаки.

Формулировать правила дорожного движения.

Знать правила безопасного поведения в различных ситуациях.

5.

Общение

7

Формулировать понятие «культура общения».

Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи.

Формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её.

Оценивать с нравственных позиций формы поведения.

Моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах.

Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их.

Обсуждать правила поведения в общественном транспорте.

6.

Путешествия

18

Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта, различать стороны горизонта, обозначать их на схеме.

Формулировать вывод о форме Земли.

Знакомиться с разными способами ориентирования.

Характеризовать поверхность своего края.

Наблюдать за состоянием погоды.

Осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте.

ИТОГО

68

3 класс

1.

Как устроен мир?

7

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных.

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности).

Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

2.

Эта удивительная природа

19

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.

Исследовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в экосистеме и роли живых организмов в образовании почвы .

Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

Рассказать о роли грибов в природе и жизни людей.

3.

Мы и наше здоровье

10

Характеризовать основные функции  и особенности строения  систем органов человеческого тела.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях .

Выявить потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека .

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по  оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, подготовка докладов и обсуждение полученных сведений.

4.

Наша безопасность

8

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Проиграть  учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.                                                                                                      Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии.                                        

Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр.

Практические работы: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды, изготовление макетов знаков дорожного движения

Познакомиться с дорожными знаками  в окрестностях школы.

5.

Чему учит экономика

11

Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни.

Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей.

Приводить примеры использования человеком богатств природы .

Анализировать примеры использования человеком богатств природы.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда (в том числе в ходе экскурсий на предприятия).

Оценивать значимость человеческого труда и разных профессий для всего общества, осмысливая свои наблюдения.

6.

Путешествия по городам и странам

11

Обсуждать особенности 2-3 стран мира .

Практическая работа: находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Практическая работа с глобусом и картой: показывать территорию России, ее государственную границу, территорию стран-соседей и их границы, родной регион, сравнивать их географическое положение, климатические условия.

Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их местоположению на ленте времени; а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях.

Оценивать некоторые легко определяемые, однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости, восхищения или презрения, стыда.

Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиями и поступкам вия,

Анализировать и оценивать отношение современного человека к историческому и культурному наследию человечества.

Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам (обозначенным названиями и веками) даты (годы)  создания исторических и культурных памятников, возникновение древних городов, исторических деятелей.

ИТОГО

68

4 класс

1.

Земля и человечество

9

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.            

Рассказывать о мире, с точки зрения астронома, историка, эколога.                                

Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы.                                          

Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь.                                                          

Различать планеты и их спутники.                                                        

Устанавливать причинно-следственные связи  между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года.                                  

Моделировать изучаемые созвездия.                                                      

Работать с терминологическим словарём.                                              

Сравнивать глобус и карту полушарий.                                                  

Находить условные знаки на карте полушарий.                                    

Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества.        

Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий.                                                                                        

Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого.                                                                                     Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого.                                                                                                    

Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события.                                    

Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях.        

Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.                                                            

Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.                              

Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать  их как образец для подготовки собственных сообщений.                                                                                                    

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о  них.                                                

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

2.

Природа России

10

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.      

Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте.                                                                                                            

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям.                                                                                                                                                                        Работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте.          

Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.    

Знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку.                                                        

Устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами.    

Находить на карте природных зон области высотной поясности.

Выявлять взаимосвязь природных особенностей природных зон.                                                          

Рассказывать об освоении природных богатств в природных зонах.

Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.                                                                                                        

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

3.

Родной край – часть большой страны

15

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.  

Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае.                                                                                                  

Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края.                - Обсуждать меры по охране поверхности своего края.                          

Выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов.

Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых.                                                                                 Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу.                                                                                                    

Сравнивать изученные полезные ископаемые.                                        

Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края.                              

Наблюдать объекты и явления природы.                                              

Определять природные объекты с помощью атласа определителя.

Различать сорта культурных растений.                                                                                                  

Выполнить тесты с выбором ответа.                                                        

Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов.  

Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

4.

Страницы всемирной истории

25

Понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить.

Определять по «ленте времени» длительность исторических периодов.                                                                                                             Обсуждать роль огня и приручения животных.                                        

Анализировать иллюстрации учебника.                                                      

Понимать роль археологии и изучении первобытного общества.

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.                                                                        

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности.

Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов.

Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков.                                                                                               Выполнять задания из электронного приложения к учебнику.  

Работать с терминологическим словариком.                                              

Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.

Современная Россия

9

Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить.

Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения.                                                                             Анализировать закреплённые в Конвенции    права ребёнка, обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей.                                                                                              

Работать с терминологическим словарём.                                                

Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь.                                                                                                  Различать прерогативы Президента, Федерального собрания  и Правительства.                                                                                             Следить за государственными делами  по программам новостей    ТВ  и печатным средствам массовой информации.

Знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств.                                                                                          Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;                                                                      

Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств.      

Моделировать символы своего класса, семьи.                                          

Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;                                                              

Знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина.  

Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае,

Совершать виртуальные экскурсии  с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники  истории и культуры.                                                                                                      Рассказывать по личным впечатлениям  о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.

Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику.                                                                                                     Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору;

Выполнять тесты с выбором ответа.                                                    

Оценивать правильность/неправильность  предложенных ответов.

ИТОГО

68

Приложение 1

Перечень проверочных работ на 2018-2019 учебный год

  1. Проверочная работа по разделу «Как устроен  мир»
  2. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа»
  3. Проверочная работа по разделу «Мы и наше здоровье»
  4. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность»
  5. Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика»
  6. Проверочная работа по разделу «Путешествие по городам и странам»

                                                       

Календарно-тематическое планирование уроков окружающего мира  на 2018-2019 учебный год

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основное содержание уроков        

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

План

Факт

КАК УСТРОЕН МИР (7 Ч.)

1

Природа.

ОБЖ. Причины

несчастных случаев и

 аварий на улицах и

 дорогах.

1

Природа и общество как составные части окружающего мира. Человек – часть природы и член общества. Способы познания окружающего мира: наблюдения, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно. Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве, о людях, наделённых богатым внутренним миром и отдающих эти богатства другим.

Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала. Анализировать свои переживания и поступки.

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью. Осуществлять само- и взаимопроверку работ. Оценивать правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.

Ориентироваться в учебниках: определять, прогнозировать, что будет освоено при изучении данного раздела; определять круг своего незнания, осуществлять выбор заданий под определённую задачу. 

2

Человек.

ОБЖ. Что надо знать о перекрестках и опасных поворотах транспорта?

1

3

Наши проекты:

«Богатства, отданные людям».

ОБЖ. Новое о светофоре. Информационно-указательные знаки.

1

4

Общество.

1

5

Что такое экология?

Региональный компонент. Многообразие природы. Растения родного края: водоросли, мхи. Папоротники, лишайники.

1

Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.

Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры

животных, исчезнувших по вине

человека. Охрана природы.

Заповедники и национальные парки.

6

Природа в опасности!  Охрана природы.

ОБЖ. Световые сигналы на пешеходных переходах.

1

Разнообразие веществ в окружающем мире: твердые, жидкие, газообразные вещества.

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения. Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения.

7

Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир».

Рег. комп. Ягоды нашего края.

 Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ПРИРОДА  (19 ч.)

8

Тела. Вещества. Частицы.

ОБЖ. Что помогает соблюдать безопасность на улицах и дорогах.

1

Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами. Соль, сахар как примеры твердых

веществ.

Определять понятия: тело, вещество, частица, классифицировать тела и вещества. Приводить примеры.

9

Разнообразие веществ.

1

10

Воздух и его охрана.

Состав, свойства.

ОБЖ. Пожар в

 общественных местах, причина пожара. Правила поведения при пожаре.

1

Воздух – смесь газообразных веществ, легко определяемые свойства воздуха (невидим, не имеет, запаха, летуч, легко сжимается благодаря наличию в нем кислорода, является условием горения). Значение воздуха для растений, животных, человека.

Называть состав и свойства воздуха.

11

Вода и жизнь.

Рег. комп. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные.

1

Вода, легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха, занимает форму любого сосуда); распространение в природе, значение для живых организмов.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды.

12

Превращения и

круговорот воды.

ОБЖ. Возникновение

пожара в общественном транспорте, правила

поведения.

1

Три состояния воды. Круговорот воды в природе

Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе

13

Берегите воду!

Рег. комп. Роль заповедников Югры в охране природы.

1

Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и ее экономному использованию. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Способы экономичного использования воды.

Называть причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения.

14

Что такое почва?

Рег. комп. Многообразие природных ископаемых на карте родного края.

1

Почва, ее значение для живой природы. Значение плодородия почвы для жизни  растений. Животные почвы. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.

 Процесс разрушения горных пород в природе, причины и последствия.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности.

Характеризовать почву как среду обитания живых организмов, её многообразие. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и  природных сообществах и обсуждать полученные сведения .

15

Разнообразие растений.

1

Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Группы растений: мхи, водоросли. Папоротники, хвойные цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях

Отличать растения одной группы от другой, рассказывать основную классификацию растений. Подготавливать сообщения

16

Солнце, растения и мы с вами.

1

Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных.

Устанавливать взаимосвязь солнца, растений и человека. Составлять схему дыхания и питания растений.

17

Размножение

и развитие растений.

1

Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).

Называть этапы развития растения из семени, способы размножения растений.

18

Охрана растений.

1

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к

растениям.

Объяснять, почему многие растения становятся редкими. Называть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

19

Разнообразие животных.

1

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери; различение групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении (перья у птиц, шерсть у зверей). Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, зерноядные, всеядные). Размножение разных животных. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным. Размножение и развитие животных разных групп.

Классифицировать животных и их групповые признаки.

Относить животное к определённой группе, анализировать схемы цепей  питания

20

Кто что ест? Цепи

питания.

ОБЖ. Правила обеспечения сохранности личных вещей.

1

21

Наши проекты:

«Разнообразие природы родного края».

1

Создавать   несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

22

Размножение и развитие животных.

1

Называть  способы размножения животных.

23

Охрана животных.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным . Факто-ры отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные. Меры по охране животного мира.

Определять причины исчезновения животных. Составитьэкологические правила, которые должны выполнять люди.

24

В царстве грибов.

ОБЖ. Защита квартиры от воров и грабителей.

1

Грибы: особенности строения, роста, размножения; съедобные и несъедобные грибы; разнообразие грибов.

Группировать съедобные и несъедобные грибы. Определять строение шляпочного гриба. Составить правила сбора грибов.

25

Великий  круговорот жизни.

1

Роль растений в природе и жизни людей; бережное отношение человека к растениям. Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным

Определять основные звенья круговорота жизни. Устанавливать взаимосвязь между ними.

26

Обобщение по разделу: «Эта удивительная

 природа».

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ (10 ч.)

27

Организм человека.

1

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

Называть внутреннее строение организма человека. Показывать внутренние органы на модели человека.

28

Органы чувств.

ОБЖ. Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии.

1

Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык,  кожа, их роль в восприятии мира.

Называть органы чувств и их значение для человека. Беречь органы чувств. Составить правила бережного отношения к органам чувств.

29

Надежная защита

организма.

Рег. комп. Нефть, газ,

 каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. Мансийская легенда о

происхождении нефти.

1

Орган защиты от повреждений и внешних воздействий – кожа. Ее свойства и гигиена. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).

Называть функции кожи. Оказывать первую помощь при небольших повреждениях.

30

Опора тела  и движение.

ОБЖ. Особенности

поведения с незнакомыми людьми.

1

Опорно – двигательная система, ее роль в организме человека. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.

Называть строение тела человека. Показывать основные кости скелета. Составить правила посадки за столом и выполнять их.

31

Наше питание.

Пищеварительная система.

1

Система органов, их роль в жизнедеятельности организма.

Называть органы пищеварительной системы. Соблюдать правила питания. Устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы.

32

Наши проекты: «Школа кулинаров».

1

Систематизация знаний о разнообразии питательных веществ.

Создавать   несложные модели с помощью учителя и самостоятельно

33

Дыхание и кровообращение.

ОБЖ. Соблюдение мер

безопасности при

пользовании

электрическими приборами в быту.

1

Система органов. Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной системы. Пульс и его частота.

Называть  органы дыхания и выделения. Заботиться о своём здоровье.

34

Умей предупреждать

болезни.

1

Личная гигиена, физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Называть основные факторы закаливания, закаливать свой организм.

35

Здоровый образ жизни.

1

Определить  главные правила здорового образа жизни, выполнять их

36

Обобщение по теме: «Мы и наше здоровье».

Рег. комп. Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о народах Югры.

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

НАША  БЕЗОПАСНОСТЬ   (8 ч.  )

37

Огонь, вода и газ.

1

Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила поведения  по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, автомобиле, общественном транспорте.

Выполнять правила пожарной безопасности, правила обращения с газовыми приборами.

38

Чтобы путь был

счастливым.

ОБЖ. Лифт. Правила пользования лифтом.

1

Выполнять правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

39

Дорожные знаки.

Рег. комп. Географические названия – свидетели

 прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб твоего города.

1

Правила безопасного поведения на дорогах.  Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно – указательные, знаки сервиса.

Определять и называть  основные дорожные знаки, ориентироваться на дороге.

40

Наши проекты: «Кто нас защищает?»

1

Знакомство с деятельностью служб, защищающих и спасающих людей.

Находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

41

Опасные места.

1

Правила безопасного поведения в лесу, на водоеме в разное время года.

Определять опасные места для человека. Предвидеть опасность, избегать её, при необходимости действовать решительно и чётко.

42

Природа и наша безопасность.

ОБЖ. Отравления.

 Причины отравлений

газообразными или

вдыхаемыми токсическими веществами.

1

Опасности природного характера (о  молниях, змеях, собаках, ядовитых растениях и грибах, собаках, кошках)

Соблюдать правила безопасности при общении с природой.

43

Экологическая

безопасность.

1

Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Выполнять правила личной экологической безопасности.

44

Обобщение по теме:

 «Наша безопасность».

Проверочная работа.

1

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Выполнять тесты с выбором ответа

ЧЕМУ  УЧИТ  ЭКОНОМИКА? ( 11 ч. )

45

Для чего нужна

экономика?

ОБЖ. Профилактика отравления. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь.

1

Потребности людей. Удовлетворение потребностей  людей – главная задача экономики. Товары и услуги.

Определять понятие экономика, главную задачу экономики.

46

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Рег. комп. Музей твоего города. Ценность для

 потомков исторических находок.

1

Использование природных богатств в экономике. Бережное использование. Роль труда людей в экономике , труд  умственный и физический. Роль образования в экономике.

Называть  основные составляющие экономики.

47

Полезные ископаемые.

ОБЖ. Чрезвычайные

ситуации природного

 происхождения –

 «стихийные бедствия».

1

Понятие о полезных  ископаемых. Наиболее важные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых.

Определять и называть основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

48

Растениеводство.

1

Дикорастущие и культурные растения, их различение на примере растений родного края.

Отличать культурные растения от дикорастущих. Рзличать культурные растения.

49

Животноводство.

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение человека к животным.

Называть особенности разведения и содержания домашних животных.

50

Какая бывает

промышленность?

ОБЖ. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, смерчи, снегопады, наводнения.

1

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности: добывающая, электроэнергетика, металлургия,  машиностроение, электронная, химическая, легкая, пищевая

промышленность.

Называть отрасли промышленности. Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

51

Наши проекты:

«Экономика родного края».

1

Знакомство с экономикой родного края.

Изучить  материалы учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

52

Что такое деньги?

ОБЖ. Последствия

стихийных бедствий,

мероприятия по защите.

1

Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.

Определять роль денег в экономике. Определять и называть современные российские монеты.

53

Государственный

бюджет.

1

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные стать расходов государства.

Оперировать терминами: бюджет, доходы, налоги, расходы.

54

Семейный бюджет.

ОБЖ. Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.

1

Семья – первый коллектив ребенка. Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи.

Составить основы семейного бюджета.

55

Экономика и экология. Обобщение по теме: «Чему учит

экономика?».

Проверочная работа.

1

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

Систематизация, обобщение, проверка знаний по изученному разделу.

Формулировать задачи экологии и две стороны экономики. Составлять простейшие экологические прогнозы.

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ГОРОДАМ И СТРАНАМ (13часов)

56

Золотое кольцо России

1

Золотое кольцо  России- слава и гордость страны. Города золотого кольца(Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России

57.

Золотое кольцо России. Сергиев-Посад, Переяславль-Залесский,.

1

58.

Золотое кольцо России. Ростов, Кострома, Иваново,Суздаль, Владимир.

1

Называть некоторые города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, показывать их на карте

59

Проект «Музей путешествий».

1

Музей путешествий –музей который дети наполняют экспонатами своих путешествий.

Собирать экспонаты для музея (фотографии, открытки, значки и др.), составлять этикетки (кем, когда и где собран материал), оформлять экспозицию музея;

60.

Наши ближайшие соседи.

1

Государства граничащие с Россией, их столицы.

Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы

61.

На севере Европы.

1

Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Соотносить государства и их флаги, узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемых стран, её замечательных людей

62.

Что такое Бенилюкс.

1

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности

Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

63

В центре Европы.

1

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям, выполнять задания электронного приложения к учебнику

                

64

По Франции и Великобритании.

1

Франция её местоположения на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

Показывать на карте страны, расположенные в центре Европы.

65.

На юге Европы.

1

Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

66.

По знаменитым местам мира.

1

Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся (Тадж-Махал в Индии, Египетские пирамиды, Статуя свободы в США, здание Сиднейской оперы).

Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности

67.

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа.

1

Выполнять тесты с выбором ответа

Выполнять тесты с выбором ответа; оценивать правильность/ неправильность предложенных ответов; адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

68.

Итоговый урок-викторина

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...