РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
рабочая программа по логопедии
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoped_programma.doc | 386.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
утвержденной приказом от 31.08.2020 № 541
протокол педсовета № 1 от 31.08.2020
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 19»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
коррекционного курса
для обучающегося с задержкой психического развития
1 – 4 классов (вариант 7.1.):
«Коррекционно-развивающие занятия
(логопедические) - индивидуальные»
2021-2022 учебный год
Составитель:
Журавлева М.А.,
учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
г. Нижневартовск
2021 год
Содержание
1 | Пояснительная записка | 3 |
2 | Общая характеристика коррекционного курса | 4 |
3 | Описание места коррекционного курса в учебном плане | 4 |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса | 5 |
5 | Планируемые результаты освоения коррекционного курса | 7 |
6 | Содержание коррекционного курса | 11 |
7 | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся | 13 |
8 | Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности | 15 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование 2 класс 2021-2022 | 22 |
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - групповые» (далее рабочая программа) разработана на основе требований к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования учащихся с ОВЗ (с задержкой психического развития.) МБОУ «СШ №19».
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП НОО МБОУ учащихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) «СШ №19». Рабочая программа курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические)» сохраняет основное содержание образования, но учитывает индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и предусматривает коррекционную направленность обучения.
Дети с ЗПР – это преимущественно дети с сохранным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма) в виду недоразвития психических процессов: внимания, памяти, мышления, речевого недоразвития. Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов.
Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Целью коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) – индивидуальный » является коррекция нарушений устной и письменной речи, как направления систематической специальной и психолого-педагогической поддержки развития детей с ОВЗ.
Задачи курса:
1) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
2) овладение основами правильного чтения (читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»);
3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики.
Структура рабочей программы соответствует требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс направлен на развитие грамотности и культуры чтения. Учащемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для таких детей важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. У учащихся с ЗПР замедленное, бессознательное чтение, которое не позволяет максимально извлекать и понимать информацию.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование таких приемов умственной деятельности, которые необходимы для коррекции недостатков развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности обучении: произвольной деятельности, внимания, навыков анализа и синтеза, сравнения и обобщения, зрительного восприятия и узнавания, графических и чертежных умений, пространственной ориентации. Поэтому отличительной особенностью данного коррекционного курса является его практическая направленность, расходование значительной части времени на формирование деятельностных компетенций, что нашло своё отражение в содержании курса.
Все темы реализуются в определенной последовательности, учитывая основной принцип коррекционно-развивающего обучения для детей с ОВЗ (с ЗПР) Темы даны в соответствии с программным требованием по коррекционно-развивающему образованию в условиях введения ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР).
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - групповые» входит в часть Учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, является частью коррекционно-развивающей области.
В соответствии с учебным планом МБОУ «СШ № 19», курс «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические) - индивидуальные» изучается с 1 по 4 класс (1 класс 2 часа в неделю 66 часов в год, 2-4 класс 2 часу в неделю,68 часа в год).
4. Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса
Ценностные ориентиры коррекционного курса соответствуют основным требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО.
Ценностные ориентиры содержания начального общего образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения ООП. При определении ценностных ориентиров содержания начального общего образования учитываются национальные, региональные и этнокультурные особенности России и Кемеровской области. Ценностные ориентиры отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
1) формирование основ гражданской идентичности личности на основе:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
– чувства гордости за свою малую родину, уважения истории и культуры народов, проживающих на территории ХМАО-ЮГРА;
2) формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;
3) развитие ценностносмысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательной организации, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
4) развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
5) развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально - положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров начального общего образования в образовательной деятельности, осуществление познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования универсальных учебных действий обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
5. Планируемые результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Результаты освоения коррекционного курса:
1) овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов.
2) формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
3) овладение обучающимися коммуникативно-речевыми умениями, необходимыми для совершенствования их речевой практики.
4) сформированность социальных (жизненных) компетенций, необходимых для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах:
– развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся:
в умении различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя
помощь для её разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти
самому;
в умении обратиться к учителю при затруднениях в учебном процессе,
сформулировать запрос о специальной помощи;
в умении использовать помощь взрослого для разрешения затруднения,
давать адекватную обратную связь учителю:
понимаю или не понимаю;
в умении написать при необходимости SMS-сообщение, правильно выбрат адресата (близкого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему;
– овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, проявляющееся:
в расширении знаний правил коммуникации;
в расширении и обогащении опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может использовать коммуникацию как средство достижения цели;
в умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели (вербальную, невербальную);
в умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
в умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
в умении получать и уточнять информацию от собеседника;
в освоении культурных форм выражения своих чувств.
– способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся:
в знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье;
с учителями и учениками в школе;
со знакомыми и незнакомыми людьми;
в освоение необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в соответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, умении корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного контакта, выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
в освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;
в умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;
в умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;
в умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.
Результаты специальной поддержки освоения коррекционного курса отражают:
способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;
способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в других ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;
способность к наблюдательности, умение замечать новое;
стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно- практической деятельности;
умение ставить и удерживать цель деятельности;
планировать действия;
определять и сохранять способ действий;
использовать самоконтроль на всех этапах деятельности;
осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятельности;
оценивать процесс и результат деятельности.
6. Содержание коррекционного курса
Формирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыка чтения.
Совершенствование восприятия. Развитие избирательности восприятия: цветовая маркировка букв, слогов, слов, вычеркивание заданных букв из текста; деление на слоги. Расширение поля зрения: игра «Что вокруг?»; числовые и буквенные пирамиды, таблицы. Развитие зрительно-пространственной ориентировки и зрительно-моторной координации: складывание узоров; дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.
Совершенствование внимания. Развитие зрительного и слухового внимания: путешествие по лабиринтам; произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской. Развитие концентрации и устойчивости внимания: запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; переписывание бессмысленных слов. Расширение объема внимания: нахождение в рядах букв целых слов; запоминание и запись по памяти бессмысленных слов, знакомых слов и предложений; отыскивание в таблицах черных и белых чисел по порядку. Совершенствование памяти. Тренировка зрительной памяти: составление фигур из палочек; запоминание изображенных предметов, зарисовывание произвольных изображений, чтение и запоминание предложений разной длины.
Совершенствование мышления. Тренировка способности создавать мыслительный образ: мысленное представление различных образов и состояний. Тренировка способности устанавливать логические связи между словами: анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций. Представление текстов зрительными образами.
Совершенствование эмоционально-волевой сферы. Рисование эмоциональных состояний. Оценивание ребенком собственной скорости чтения.
Коррекция несовершенного навыка чтения
Развитие языкового анализа и синтеза. Определение границ предложения в тексте без точек; придумывание предложений с заданным словом. Придумывание предложений по опорным словам; работа с деформированным предложением. Составление графических схем предложений и предложений по схемам, определение места заданного слова в предложении. Выделение гласных из слога, слова; анализ и синтез слогов с помощью фишек, составление слогов и слов из разрезной азбуки. Определение количества, последовательности звуков в словах, с опорой и без опоры на вспомогательные средства.
Развитие морфологической системы языка. Упражнения на дифференциацию частей речи. Игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленности-неодушевленности существительных). Практические упражнения по определению рода, числа, падежа существительного, прилагательного; времени, вида глагола. Упражнения, игры на согласование различных частей речи. Подбор 7 родственных слов; игра «Назови ласково». Работа с деформированным словом; работа с изографами; игра «Составь слово».
Совершенствование синтаксической структуры речи. Составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам. Упражнения на распространение предложений. Упражнения на составление сложных предложений при помощи сочинительных и подчинительных союзов. Работа со схемами.
Совершенствование лексической стороны речи. Упражнения на подбор глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот). Упражнения на подбор антонимов, синонимов. Упражнения на подбор названий к тексту (и наоборот).
Совершенствование семантической стороны речи. Ответы на вопросы по прочитанному тексту; подбор картинок. Работа с деформированными текстами. Пересказ. Придумывание начала и конца к тексту.
Совершенствование навыка чтения. Обучение технике чтения (способ, темп, четкая дикция, правильность, выразительность). Чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных). Чтение слов различной буквенной наполняемости. Чтение «лесенок» и «пирамидок». Упражнения по чтению «по кругу», «молния», «буксир». Чтение с «окошечком», «решеткой». Работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью чтения: чтение чистоговорок. Чтение скороговорок, слов одинаковой и различной структуры. Чтение несуразиц. Чтение слов и предложений с использованием различных методических приемов для увеличения скорости чтения. Развитие навыка правильной расстановки логического ударения. Чтение индивидуальное и по ролям. Выработка правильной интонации, соблюдение логических пауз.
Коррекция письма
Работа над развитием мелкой моторики пальцев и свободы движения рук при выполнении письменных заданий. Списывание с комментированием. Списывание. Объяснительный диктант. Самодиктант. Диктант по памяти.
7. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов | |||
1 класс | 2класс | 3класс | 4 класс | ||
1 | Диагностика учащихся | 2 | 2 | 2 | 2 |
2 | Коррекция устной и письменной речи | 62 | 64 | 64 | 64 |
3 | Диагностика учащихся | 2 | 2 | 2 | 2 |
итого | 66 | 68 | 68 | 68 |
1 класс
№ | Тема и содержание уроков | Кол- во часов | Вид деятельности обучающегося. |
Диагностический этап | |||
| Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
| Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
Коррекция устной и письменной речи | |||
| Уточнение речевых возможностей детей. Правила речи. | 2 | 1. Игры-поддувалочки: «Одуванчик», «Бабочки», «Чья птичка дальше улетит» и т.п. 2. «В лесу», «Не разбуди Катю». 3. Скороговорки. 4. «Маша и медведь», «Теремок» (озвучь героев). 5. «Определи с какой интонацией сказана фраза (. ? !)», «Скажи с разной интонацией». |
| В мире звуков. Звуки окружающего мира. | 2 | 1. «Звуки комнаты», «Звуки улицы», «Звуки кухни» и т.п. 2. «Что звучало?» (предметы), «Кто как голос подает?» (животные), «Звуки природы». |
| Комплекс общих упражнений для развития артикуляционных органов | 2 | 1.Упражнение «Сделать трубочку» 2.Упражнение «Открыть широко рот» 3.Упражнение « Почистить зубы » (наверху и внизу |
| Упражнения для дыхания | 2 | 1.«Надуй шарик» - Дети надувают щеки и медленно выдыхают, помогая руками (шарик надувается). 2.«Задуй свечу» - Губы вытянуты трубочкой, идет направленная струя воздуха. 3.«Подуй в окошко (на язычок») - Язык чуть выдвинут вперед и широкий лежит на нижней губе. Посередине образуется желобок. Воздух идет через желобок, прикрытый верхней губой. |
| Гuмнacтикa мимикo-аpmuкуляторных мышц | 2 | Силовая гимнастика : а) упражнения с присоской; б) сильно надувать щеки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости; в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта - сразу или поочередно. |
| Звуки речи. Дифференциация понятий «речевые» и «неречевые» звуки. | 2 | 1.«Что звучало?» 2. «Кто сказал?», «Узнай по голосу». |
| Ознакомление с органами артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика. | 2 | 1. Работа с зеркалами и логопедическими профилями. 2. Артикуляционные упражне-ния. |
| Дыхание. Дыхательная гимнастика. Голосообразование. Голосовая гимнастика. | 2 | 1. «Задуй свечу», «Футбол», «Кораблики», «Кто дальше?». 2. Упражнения: «Нос - нос», «Нос - рот», «Рот - нос», «Рот - рот». 3. Дыхание с задержкой под счет. 4. Дыхательно-голосовые упражнения с модуляцией голоса: «Укачиваем Катю», «В лесу!». |
| Общая моторика. Речь с движением. | 2 | 1. Ходьба и маршировка в различных направлениях. Игры с передвижением под музыку. 2. Игры с мячом. 3. Гимнастика мозга: «Кнопки мозга», «Умные движения», «Ленивые восьмерки», «Перекрестные движения» и т.д. 4. «Расскажи стихи руками». |
| Мелкая моторика. Пальчиковая гимнастика. | 2 | 1. Пальчиковая гимнастика. 2. Пальчиковая гимнастика с предметами. 3. Игры и задания с различны-ми предметами (мозаика, шнуровка, счётные палочки, спички, пуговицы, верёвочки, пластилин и т.д.) |
| Слуховое восприятие и внимание. Фонематический слух. Вербальная память. | 2 | 1. «Отгадай, кто сказал?», «Повтори ритм», «Где позвонили?». 2. «Доскажи словечко», «Рифмы». 3. «Назови слово» (на заданный звук), «Отгадай звук», «Найди место звука в слове». 4. «Запомни и повтори», «Цепочка слов» (3 слова; 6 слов), «Что изменилось?», «Повтори и добавь». |
| Зрительное восприятие, внимание и память. Логическое мышление. | 2 | 1. «Что изменилось?», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?» и т.п. 2. «Запомни и нарисуй» и т.п. 3. Игры и упражнения с сериями картинок, лото и т.п. |
| Зрительно-пространственные и временные представления. Зрительно-моторная координация. Графические упражнения. | 2 | 1. Рисование бордюров, узоров. 2. Графические диктанты. 3. «Повтори движение» (стоя рядом), «Сделай как я» (стоя напротив). 4. «Круглый год», «Вчера, сегодня, завтра», «Утро, день, вечер, ночь», «Что сначала, что потом» и т.п. 5. «Четыре точки» и другие игры с карандашом. |
| Предложение | 2 | Упражнение в выделении главных слов в предложении. Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
| Звуки и буквы | 2 | Звуки и буквы. Алфавит. |
| Гласные и согласные | 2 | Гласные звуки и буквы. Согласные звуки и буквы. |
| Звуко-буквенный анализ и синтез. Слоговой анализ и синтез. Ударение. | 2 | Упражнения: понятие «слог»; слогообразующая роль гласного; звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. |
| Согласные. Дифференциация твердых и мягких согласных | 2 | Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
| Различение звонких - глухих согласных звуков | 2 | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
| Различение шипящих – свистящих звуков | 2 | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
| Различение аффрикат | 2 | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
| Различение соноров | 2 | Упражнение в различении звуков в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
| Состав слова. Словообразование | 2 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов |
| Словоизменение. Согласование слов | 2 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов |
| Предлоги | 2 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
| Дифференциация предлогов и приставок. | 2 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов и приставок их применение на письме. |
| Предложение | 2 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. |
| Предложение | 2 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. |
| Текст | 2 | Упражнение в составлении плана изложения. Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. |
Диагностический этап | |||
| Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе | 1 | Индивидуальная диагностика |
| Диагностика устной и письменной речи. Уровень подготовки к школе | 1 | Индивидуальная диагностика |
Итого | 66 |
2 класс
№ | Тема и содержание уроков | Кол- во часов | Вид деятельности обучающегося. |
Диагностический этап | |||
| Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
| Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
Коррекция устной и письменной речи | |||
| Речь и предложение. | 2 | Упражнение в составлении предложений. |
| Предложение и слово. | 2 | Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». |
| Грамматическая основа предложения. | 2 | Упражнение в выделении главных слов в предложении. |
| Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 2 | Упражнение в выделении предложении в рассказе. |
| Звуки и буквы. Алфавит. | 2 | Разрезные азбуки, схемы слов |
| Гласные звуки и буквы. | 2 | Разрезные азбуки, схемы слов |
| Согласные звуки и буквы. | 2 | Разрезные азбуки, схемы слов |
| Понятие «слог». | 2 | Упражнения «Слогообразующая роль гласного.» |
| Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | 2 | Задания и игры по звуко-буквенному анализу слов |
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | 2 | Игры с звуковыми кубиками, составление схем |
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | 2 | Игры с звуковыми кубиками, составление схем |
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 2 | Игры с звуковыми кубиками, составление схем |
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | 4 | Игры с звуковыми кубиками, составление схем |
| Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 2 | Игры с звуковыми кубиками, составление схем Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
| Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. | 2 | Игры с звуковыми кубиками, составление схем Тренировочные упражнения на различение твердых и мягких согласных. |
| Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». «а - я». | 2 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
| Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». «у – ю». | 2 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
| Дифференциация гласных «о - у», «ё-ю». | 2 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
| Дифференциация гласных второго ряда. | 2 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
| Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | 3 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
| Разделительный мягкий знак. | 3 | Тренировочные упражнения на закрепление материала по пройденной теме. |
| Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». | 2 | Упражнение в различении [Б] - [П] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
| Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [Ф], [Ф׳], буква «Ф». | 2 | Упражнение в различении [В] - [Ф] в слогах, словах, предложениях в устной и письменной речи. |
| Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». | 2 | Различение звонких и глухих [Г] - [К] в устной и письменной речи. |
| Звуки [х], [х׳], буква «Х». | 2 | Различение [Г]-[К]-[Х] в устной и письменной речи. |
| Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». | 2 | Различение звонких и глухих [Д] - [Т] в устной и письменной речи. |
| Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Звуки [с], [с׳], буква «С». | 2 | Различение звонких и глухих [Ж] - [Ш] - [С] -[З в устной и письменной речи. |
| Звуки [р], [р׳], буква «Р». Звуки [л], [л׳], буква «Л». | 2 | Различение [Р] - [Л] в устной и письменной речи. |
| Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | 2 | Игры, ребусы, пиктограммы |
| Итоговый диктант. | 2 | |
Диагностика устной и письменной речи | |||
| Диагностика | 1 | Индивидуальная диагностика |
| Диагностика | 1 | Индивидуальная диагностика |
Итого | 68 |
3 класс
№ | Тема и содержание уроков | Кол- во часов | Вид деятельности обучающегося. |
Диагностический этап | |||
| Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
| Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы |
Коррекция устной и письменной речи | |||
| Речь и предложение. | 2 | Упражнение в составлении предложений. |
| Предложение и слово. Связь слов в предложении. Дифференциация понятий «слово» - «предложение». | 2 | Упражнение в составлении предложений. |
| Грамматическая основа предложения. | 2 | Упражнение в выделении главных слов в предложении. |
| Рассказ | 2 | Упражнение в выделении предложений из рассказа. |
| Слово. Смысловое значение слова. | 2 | Работа со словарем |
| Образные слова и выражения в нашей речи. | 2 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. |
| Синонимы. | 2 | Игра «Слова-приятели»: близкие по смыслу, но разные слова (корни). |
| Антонимы. | 2 | Игра «Слова-неприятели» которые имеют противоположное значение. |
| Омонимы. | 2 | Игра «Слова-близнецы» которые звучат одинаково, но имеют разный смысл. |
| Многозначные слова. | 2 | Игры со словами, отгадывание загадок. Слова, которые имеют прямое и переносное значение. |
| Составление предложений из данных слов. | 2 | Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. |
| Работа с деформированными предложениями. | 2 | Работа со схемами, сюжетными картинками |
| Составление предложений по опорным словам. | 2 | Карточки с опорными словами |
| Родственные слова. Корень слова. | 2 | Тренировочные упражнения в подборе родственных слов и выделении корня. Упражнение в формировании навыка подбора родственных слов |
17 | Однокоренные слова. Тренировочные упражнения в подборе однокоренных слов и выделении корня | 3 | Упражнение в формировании навыка в выделении корня слова. |
| Родственные слова и слова с омонимичными корнями. | 3 | Упражнение на дифференциацию родственных слов и слов с омонимичными корнями. |
| Сложные слова – слова, имеющие в составе два корня и соединительную гласную "о" или "е" между ними. | 2 | Упражнение в формировании предпосылок к усвоению темы «Безударные гласные». Тренировочные упражнения на выделение корней и соединительной гласной в сложных словах. |
20 | Общее понятие о приставках и употреблении их в речи. | 2 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. |
| Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. | 2 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. |
| Многозначные приставки. Приставки, сходные по буквенному составу. | 3 | Тренировочные упражнения в выделении приставок. Упражнение в образовании слов с приставками и употребление их в речи. |
| Разделительный твердый знак. | 3 | Упражнение в написании слов с разделительным твердым знаком. |
24 | Разделительный мягкий знак. | 2 | Упражнение в написании слов с разделительным мягким знаком. |
| Общее понятие о суффиксах и употреблении их в речи. | 2 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
| Суффиксы профессий. Суффикс прилагательных. Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени. | 2 | Тренировочные упражнения в выделении суффиксов. Упражнение в образовании слов с суффиксами и употребление их в речи. Суффиксы, указывающие на величину предметов, уменьшительно-ласкательные суффиксы. |
| Окончание. Общее понятие об окончании и употреблении их в речи. | 2 | Морфологический состав слова. Закрепление материала. Тренировочные упражнения в выделении окончаний. |
| Употребление имен существительных в форме единственного и множественного числа, в косвенных падежах. | 2 | Тренировочные упражнения в употреблении имен существительных в форме единственного и множественного числа, в косвенных падежах. |
| Согласование прилагательных и существительных в роде и числе. | 2 | Тренировочные упражнения в согласовании прилагательных и существительных в роде и числе |
| Согласование глагола и существительного в числе, в роде, во времени. | 2 | Тренировочные упражнения в согласовании глагола и существительного в числе, в роде, во времени. |
| Общее понятие о предлогах и употреблении их в речи. | 2 | Тренировочные упражнения в выделении предлогов. |
| Дифференциация предлогов и приставок. | 2 | Тренировочные упражнения в дифференциации предлогов и приставок.Тренировочные упражнения в соотношении предлогов и глагольных приставок. |
Диагностика устной и письменной речи | |||
33 | Диагностика | 1 | Индивидуальная диагностика |
34 | Диагностика | 1 | Индивидуальная диагностика |
Итого 68 |
4 класс
№ | Тема и содержание уроков | Кол- во часов | Вид деятельности обучающегося. | ||
Диагностический этап | |||||
1 | Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы | ||
2 | Первичная диагностика. | 1 | Беседа, ответы на вопросы | ||
Коррекция устной и письменной речи | |||||
3 | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | 2 | Упражнения, игры. | ||
4 | Повторение. Деление слов на слоги. Правила переноса слов. | 2 | Упражнения, игры. | ||
5 | Ударение. Ударный и безударный слог. | 2 | Упражнения, игры. | ||
6 | Морфологический состав слова. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | ||
7 | Разбор слов по составу. Составление слов из морфем. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения в выделении окончаний. | ||
8 | Правописание безударных гласных в корне слова | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
9 | Звонкие и глухие согласные в корне слова и на конце слов | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
10 | Непроизносимые согласные в корне слова. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
11 | Буквы О, Ё после шипящих в корне слова. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
12 | Дифференциация предлогов и приставок. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
13 | Разделительный Ъ и Ь. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
14 | Повторение. Текст. Предложение. Слово. Слог. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
15 | Речь. Предложение как единица речи. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
16 | Слово. Смысловое значение слова. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
17 | Образные слова и выражения в нашей речи. | 4 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
18 | Упражнение в употреблении образных слов при описании предмета. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
19 | Связь слов в предложении. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
20 | Упражнение в установлении связей слов в предложении. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
21 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении главных слов в предложении и постановке вопросов к ним. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
22 | Составление предложений из данных слов. Упражнения в выделении второстепенных членов предложения и постановке вопросов к ним. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
23 | Работа с деформированными предложениями. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
24 | Составление предложений по опорным словам. | 2 | Закрепление материала. Тренировочные упражнения | ||
25 | Работа с деформированным текстом. Деление текста на отдельные предложения. | 2 | Упражнение в делении текста на отдельные предложения. | ||
26 | Составление связного текста из деформинованных предложений. | 2 | Составление предложений | ||
27 | Деление текста на части и озаглавливании их. | 2 | Упражнение в выделении частей рассказа и озаглавливании их. | ||
28 | Развитие навыка связного высказывания. Письменные ответы на вопросы. | 2 | Обучение письменному ответу на вопросы. | ||
29 | Работа над изложением. Составление плана изложения. | 2 | Упражнение в составлении плана изложения. | ||
30 | Написание изложения по самостоятельно составленному плану. | 2 | Упражнение в самостоятельном составлении плана изложения. | ||
31 | Работа над сочинением. Составление плана рассказа. | 3 | Упражнение в составлении плана рассказа и написании сочинения по нему. | ||
32 | Составление рассказа по картинке с использованием опорных слов. | 3 | Итоговая проверочная работа. | ||
Диагностика устной и письменной речи | |||||
33 | Диагностика | 1 | Индивидуальная диагностика | ||
34 | Диагностика | 1 | Индивидуальная диагностика | ||
Итого | 68 |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Методическая литература
Ефименкова Л.П., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы на школьном логопункте. Пособие для логопеда. М.: Просвещение, 2001
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. М.: ВЛАДОС, 2003
Ишимова О.А., Бондарчук О.А Логопедическая работа в школе. М.: Просвещение, 2012
Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей. М.: Издательство ГНОМ, 2012
Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные приёмы коррекционной логопедической работы с детьми 6 – 12 лет. – М.: «ГНОМ иД», 2004.
Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных школ» М.: Аркти, 2000.
Цифровые образовательные ресурсы
Материал развития речи [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.lbooks.ru/dosug/deti (дата обращения: 22.05.2019)
Детские песенки для физкультурных минуток [электронный ресурс] - Режим доступа: http://flashsait.com/audio/pesni.php (дата обращения: 20.05.2019)
Наглядный материал [электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.torrentino.com/ (дата обращения: 24.05.2019)
Электронные дидактические карточки – иллюстрации для логопедов [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/ П. Козловский (дата обращения: 20.05.2019)
Электронный тематический словарь в картинках [электронный ресурс] - Режим доступа: http://elektronbook.ru/ Приложение к журналу «Школьная пресса» издательство «Школьная пресса» (дата обращения: 20.05.2019)
Учебно-практическое оборудование
Таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнурки, пластилин и т.п.).
Логопедическое зеркало.
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование
2 класс на 2021-2022 год Р А
№ | Тема и содержание уроков | Кол-во часов | Дата | |
План | Факт | |||
| Первичная диагностика. | 1 | ||
| Первичная диагностика. | 1 | ||
| Речь и предложение. | 2 | ||
| Предложение и слово. | 2 | ||
| Грамматическая основа предложения. | 2 | ||
| Упражнение в выделении предложений из рассказа. | 2 | ||
| Звуки и буквы. Алфавит. | 2 | ||
| Гласные звуки и буквы. | 2 | ||
| Согласные звуки и буквы. | 2 | ||
| Понятие «слог». | 2 | ||
| Звуко-буквенный анализ и синтез односложных слов. | 2 | ||
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез двухсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | 2 | ||
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез трехсложных слов со слогом, состоящим из одного гласного. Ударение. Перенос слов. | 2 | ||
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез четырехсложных слов. Ударение. Перенос слов. | 2 | ||
| Слоговой и звуко-буквенный анализ и синтез слов различной слоговой структуры. Ударение. Перенос слов. | 4 | ||
| Гласные I и II ряда. Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. Первый способ обозначения мягкости. | 2 | ||
17 | Твердые и мягкие согласные перед гласными I и II ряда. | 2 | ||
18 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «ы – и». «а - я». | 2 | ||
19 | Твердые и мягкие согласные перед гласными «о - ё». «у – ю». | 2 | ||
20 | Дифференциация гласных «о - у», «ё-ю». | 2 | ||
21 | Дифференциация гласных второго ряда. | 2 | ||
22 | Мягкий знак как способ обозначения мягкости согласных (в конце слов). Второй способ обозначения мягкости. | 3 | ||
23 | Разделительный мягкий знак. | 3 | ||
24 | Звуки [б], [б׳], буква «Б». Звуки [п], [п׳], буква «П». | 2 | ||
25 | Звуки [в], [в׳], буква «В». Звуки [Ф], [Ф׳], буква «Ф». | 2 | ||
26 | Звуки [г], [г׳], буква «Г». Звуки [к], [к׳], буква «К». | 2 | ||
27 | Звуки [х], [х׳], буква «Х». | 2 | ||
28 | Звуки [д], [д׳], буква «Д». Звуки [т], [т׳], буква «Т». | 2 | ||
29 | Звук [ж], буква «Ж». Звук [ш], буква «Ш». Звуки [с], [с׳], буква «С». | 2 | ||
30 | Звуки [р], [р׳], буква «Р». Звуки [л], [л׳], буква «Л». | 2 | ||
31 | Закрепление и уточнение знаний по пройденной теме. Проверочная работа. | 2 | ||
32 | Итоговый диктант. | 2 | ||
33 | Диагностика | 1 | ||
34 | Диагностика | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект рабочих программ для обучения обучающихся с задержкой психического развития 2 класс (вариант 7.2)
Комплект рабочих программ разработанный для обучения обучающихся с задержкой психического развития (далее - с ЗПР) 2 класса, составлен на основе: Федерального государственного образователь...
Адаптированная образовательная программа обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР) вариант 7.2
Цель реализации АОП НОО обучающихся с ЗПР — обеспечение выполнения требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потр...
Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития
Комплект примерных рабочих программ для 1 дополнительного и 1 классов по отдельным учебным предметам и коррекционным курсам для обучающихся с задержкой психического развития...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Русский язык"
В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина. Русский язык Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу "Математика"
М.И. Моро, С.И. //Волкова. Математика. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. – М.: Просвещение, 2015...
Адаптированная рабочая программа для обучающегося с задержкой психического развития (ЗПР. Вариант 7.1) по курсу «Окружающий мир»
А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников системы «Школа Росси» 1-4 классы. М.: Просвещение, 2014 г....