Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (" Школа России" А.А. Плешаков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_rabochaya_progr._po_okruzh.miru_4b_.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру; федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном стандарте начального общего образования, особенности образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников. Данная рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России» и рассчитана на 68 часов, что соответствует учебному плану на 2018/2019 учебный год.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
1.А. А. Плешаков. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие для учителей общеобразовательных организаций — М. : Просвещение, 2014.
2.Плешаков А. А. , Е. А. Крючкова. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2-х ч. Рос. акад. наук, — М.: Просвещение, 2014.
3. Плешаков А. А. , Е. А. Крючкова. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс В 2 ч. Рос. акад. наук, — М.: Просвещение, 2017.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ
В результате изучения окружающего мира ученик научится:
- знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка
- распознавать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;.
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
-объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
-объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
- по поведению людей узнавать, какие они испытывают эмоции (переживания), какие у них черты характера;
- отличать друг от друга разные эпохи (времена) в истории человечества;
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять различия между людьми современного человечества: отличать граждан разных государств; национальность человека от его расы; верующих разных религий и атеистов.
- объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края;
- проводить наблюдения природных тел и явлений;
-самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
- применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
- владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР В 4 КЛАССЕ
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (15 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем
рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII—XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII—XV вв.
Наше Отечество в XVI — XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945 — 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9 ч)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (68 часов, 2 ч. в неделю)
Номер урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения | ||
Земля и человечество (9 часов) | |||||
1.(1) | Мир глазами астронома |
| |||
2.(2) | Планеты Солнечной системы | 03.09-07.09 | |||
3.(3) | Звёздное небо — Великая книга Природы | 10.09-14.09 | |||
4.(4) | Мир глазами географа | 10.09-14.09 | |||
5.(5) | Мир глазами историка | 17.09-21.09 | |||
6.(6) | Когда и где? | 17.09-21.09 | |||
7.(7) | Мир глазами эколога | 24.09-28.09 | |||
8.(8) | Сокровища Земли под охраной человечества | 24.09-28.09 | |||
9.(9) | Сокровища Земли под охраной человечества | 01.10-05.10 | |||
Природа России (10 ч) | |||||
10.(1) | Равнины и горы России | 01.10-05.10 | |||
11.(2) | Моря, озёра и реки России | 08.10-12.10 | |||
12.(3) | Природные зоны России | 08.10-12.10 | |||
13.(4) | Зона арктических пустынь | 15.10-19.10 | |||
14.(5) | Тундра | 15.10-19.10 | |||
15.(6) | Леса России | 22.10-26.10 | |||
16.(7) | Лес и человек | 22.10-26.10 | |||
17.(8) | Зона степей | 05.11-09.11 | |||
18.(9) | Пустыни | 05.11-09.11 | |||
19.(10) | У Чёрного моря | 12.11-16.11 | |||
Родной край- часть большой страны (15 ч) | |||||
20.(1) | Наш край | 12.11-16.11 | |||
21.(2) | Поверхность нашего края | 19.11-23.11 | |||
22.(3) | Поверхность нашего края | 19.11-23.11 | |||
23.(4) | Водные богатства нашего края | 26.11-30.11 | |||
24.(5) | Наши подземные богатства | 26.11-30.11 | |||
25.(6) | Земля-кормилица | 03.12-07.12 | |||
26.(7) | Ознакомление с разнообразием растений | 03.12-07.12 | |||
27.(8) | Жизнь леса | 10.12-14.12 | |||
28.(9) | Жизнь луга | 10.12-14.12 | |||
29.(10) | Жизнь в пресных водоемах | 17.12-21.12 | |||
30.(11) | Экскурсии в природные сообщества родного края | 17.12-21.12 | |||
31.(12) | Растениеводство в нашем крае | 24.12-28.12 | |||
32.(13) | Животноводство в нашем крае | 24.12-28.12 | |||
33.(14) | Оценим свои достижения по теме «Родной край – часть большой страны» | 09.01-11.01 | |||
34.(15) | Оценим свои достижения по теме «Родной край – часть большой страны» | 09.01-11.01 | |||
Страницы всемирной истории (5 ч) | |||||
35.(1) | Начало истории человечества | 14.01-18.01 | |||
36.(2) | Мир древности: далёкий и близкий | 14.01-18.01 | |||
37.(3) | Средние века: время рыцарей и замков | 21.01-25.01 | |||
38.(4) | Новое время: встреча Европы и Америки | 21.01-25.01 | |||
39.(5) | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 28.01-01.02 | |||
Страницы истории России (20 ч) | |||||
40.(1) | Жизнь древних славян | 28.01-01.02 | |||
41.(2) | Во времена древней Руси | 04.02-08.02 | |||
42.(3) | Страна городов | 04.02-08.02 | |||
43.(4) | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 11.02-15.02 | |||
44.(5) | Трудные времена на Русской земле | 11.02-15.02 | |||
45.(6) | Русь расправляет крылья | 18.02-22.02 | |||
46.(7) | Куликовская битва | 18.02-22.02 | |||
47.(8) | Иван Третий | 25.02-01.03 | |||
48.(9) | Мастера печатных дел | 25.02-01.03 | |||
49.(10) | Патриоты России. | 04.03-07.03 | |||
50.(11) | Петр Великий. | 04.03-07.03 | |||
51.(12) | Михаил Васильевич Ломоносов | 11.03-15.03 | |||
52.(13) | Екатерина Великая | 11.03-15.03 | |||
53.(14) | Отечественная война 1812 года | 18.03-22.03 | |||
54.(15) | Страницы истории XIX века | 18.03-22.03 | |||
55.(16) | Россия вступает в XX век | 01.04-05.04 | |||
56.(17) | Страницы истории 1920—1930-х годов | 01.04-05.04 | |||
57.(18) | Великая война и великая Победа | 08.04-12.04 | |||
58.(19) | Великая война и великая Победа | 08.04-12.04 | |||
59.(20) | Страна, открывшая путь в космос | 15.04-19.04 | |||
Современная Россия (9 ч) | |||||
60.(1) | Основной закон России и права человека | 15.04-19.04 | |||
61.(2) | Мы — граждане России | 22.04-26.04 | |||
62.(3) | Славные символы России | 22.04-26.04 | |||
63.(4) | Такие разные праздники | 29.04-03.05 | |||
64.(5) | Такие разные праздники | 06.05-10.05 | |||
65.(6) | Путешествие по России | 13.05-17.05 | |||
66.(7) | Путешествие по России | 13.05-17.05 | |||
67.(8) | Путешествие по России | 20.05-24.05 | |||
68.(9) | Проверим себя и оценим свои достижения. | 20.05-24.05 |
Лист корректировки рабочей программы
учителя
Кузнецовой Виктории Викторовны
по окружающему миру
в 4 б классе
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...