Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии авторской программой по предмету окружающий мир, авторы А.А. Плешаков, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту входящему в УМК «Школа России»:
- Сборник рабочих программ «Школа России»
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты. 1 класс.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии авторской программой по предмету окружающий мир, авторы А.А. Плешаков, и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту входящему в УМК «Школа России»:
- Сборник рабочих программ «Школа России»
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 ч.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 ч.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир: Тесты. 1 класс.
- Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы.
- Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками первого класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
У выпускника будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину,российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебнойдеятельности и формирование личностного смысла учения;
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе винформационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,социальной справедливости и свободе;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,понимания и сопереживания чувствам других людей.
Выпускник получит возможность для формирования:
- навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческомутруду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовнымценностям.
- мотивации к творческому труду, работе на результат, бережного отношения кматериальным и духовным ценностям в ходе освоения знаний из области экономики.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
Выпускник научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения;
- планировать своё высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом)
- сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или рабочей тетради;
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности, используя«Странички для самопроверки»;
-фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (спомощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
-планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация,работа с информацией и пр. по усмотрению учителя);
Познавательные
Выпускник научится:
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачиинформации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
-понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной форме;
-анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;
-проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям;
-устанавливать причинно-следственные связи;
-строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии свозрастными нормами;
-располагать рассматриваемые объекты, события и явления на шкале относительного времени«раньше — теперь».
Выпускник получит возможность научиться:
-находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов,иллюстраций, в учебных пособиях и пр.;
-понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию привыполнении заданий учебника, рабочей тетради или заданий, предложенных учителем;
-проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, схем, подготовкесообщений и пр.
Коммуникативные
Выпускник научится:
-включаться в диалог с учителем и сверстниками;
-формулировать ответы на вопросы;
-слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове,вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
-договариваться и приходить к общему решению;
-излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
-интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками,не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
-признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
-понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой работы (работы в паре),
-распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;
Выпускник получит возможность научиться:
-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётомвозрастных особенностей, норм);
-готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.)
Предметные результаты
Человек и природа
Выпускник научится:
- узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой инеживой природы, выделять их существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков илиизвестных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученныхобъектов природы;
- проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используяпростейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следоватьинструкциям
- и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определительрастений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные-издания) для поиска необходимой информации;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи вживой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения кприроде;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасногоповедения;
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья;осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказыватьпервую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познанияокружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
- узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описыватьдостопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира РоссийскуюФедерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события сдатами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронныхносителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся кобразу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знанийотличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья,группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскуюлитературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы,объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальнымигруппами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого инастоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувствоисторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в егосозидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации,социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости иправила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальнойобстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности винформационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариватьсяо распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместнойдеятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Человек и природа
- Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живаяприрода. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примерыявлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена временисуток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
- Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всегоживого на Земле. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
- Растения, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло,воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники,травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей,бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткаяхарактеристика на основе наблюдений.
- Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
- Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода,тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Дикие и домашние животные.Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным.Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
- Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числена примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природныхбогатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы
Человек и общество
- Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения всемье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота одетях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная.Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи.
- Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю.Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дняшкольника.
- Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе идругих общественных местах.
- Общественный транспорт. Транспорт города или села.
- Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России:
Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимнРоссии; правила поведения при прослушивании гимна.
- Москва – столица России. Святыни Москвы – святыни России. ДостопримечательностиМосквы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др.
- Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятникПетру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др
- Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи,характерные особенности быта (по выбору).
- Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край,республика): название, основные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
- Ценность здоровья и здорового образа жизни.
- Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена..
- Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, наводоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правилаобращения с газом, электричеством, водой.
- Правила безопасного поведения в природе.
- Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Календарно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них: | |||
Контрольные и диагностические материалы (темы) | проекты | экскурсии | Пр. раб | |||
1 | Задавайте вопросы | 1 | - | - | - | - |
2 | Раздел «Что и кто?» | 20 | - | - | - | - |
3 | Раздел «Как, откуда и куда?» | 12 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» | Проект «Моя семья» | - | - |
4 | Раздел «Где и когда?» | 11 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» | Проект «Мой класс и моя школа». | - | - |
5 | Раздел «Почему и зачем?» | 22 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | Проект «Мои домашние питомцы». | - | - |
Итого | 66 | 3 | 3 | - | - |
Тематическое планирование 66 часов
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
план | факт. | |||
1 | Задавайте вопросы! | 1ч | ||
Раздел «Что и кто?» | 20ч | |||
2 | Что такое Родина? | 1 | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | 1 | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | 1 | ||
5 | Проект «Моя малая Родина» | 1 | ||
6 | Что у нас над головой? | 1 | ||
7 | Что у нас под ногами? | 1 | ||
8 | Что общего у разных растений? | 1 | ||
9 | Что растёт на подоконнике? | 1 | ||
10 | Что растёт на клумбе? | 1 | ||
11 | Что это за листья? | 1 | ||
12 | Что такое хвоинки? | 1 | ||
13 | Кто такие насекомые? | 1 | ||
14 | Кто такие рыбы? | 1 | ||
15 | Кто такие птицы? | 1 | ||
16 | Кто такие звери? | 1 | ||
17 | Что окружает нас дома? | 1 | ||
18 | Что умеет компьютер? | 1 | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | 1 | ||
20 | На что похожа наша планета? | 1 | ||
21 | На что похожа наша планета? | 1 | ||
Раздел «Как, откуда и куда?» | 12ч | |||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | 1 | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | 1 | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | 1 | ||
25 | Как путешествует письмо? | 1 | ||
26 | Куда текут реки? | 1 | ||
27 | Откуда берутся снег и лёд? | 1 | ||
28 | Как живут растения? | 1 | ||
29 | Как живут животные? | 1 | ||
30 | Как зимой помочь птицам? | 1 | ||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | ||
32 | Откуда в снежках грязь? | 1 | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья». | 1 | ||
Раздел «Где и когда?» | 11ч | |||
34 | Раздел «Где и когда?» | 1 | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа». | 1 | ||
36 | Когда придёт суббота? | 1 | ||
37 | Когда придёт суббота? | 1 | ||
38 | Где живут белые медведи? | 1 | ||
39 | Где живут слоны? | 1 | ||
40 | Где зимуют птицы? | 1 | ||
41 | Когда появилась одежда? | 1 | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | 1 | ||
43 | Когда мы станем взрослыми? | 1 | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа». | 1 | ||
Раздел «Почему и зачем?» | 22ч | |||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | 1 | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | 1 | ||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | 1 | ||
48 | Почему звенит звонок? | 1 | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | 1 | ||
50 | Почему радуга разноцветная? | 1 | ||
51 | Проект «Мои домашние питомцы». | 1 | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | 1 | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | 1 | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | 1 | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | 1 | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | 1 | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | 1 | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | 1 | ||
59 | Зачем нужны поезда? | 1 | ||
60 | Зачем строят корабли? | 1 | ||
61 | Зачем строят самолёты? | 1 | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? | 1 | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | 1 | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | 1 | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» | 1 | ||
Итого | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...
- Мне нравится (1)