Конспект открытого урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Дикие животные. Заяц".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Данный материал окажет помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по изучению учащимися раздела "Животные". Урок направлен на уточнение и расширение представления учащихся о зайце, как представителе диких животных.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
Краснодарского края специальная (коррекционная) школа № 8 г. Лабинска
Конспект открытого урока
по предмету Мир природы и человека
во 2 классе:
Тема: «Дикие животные. Заяц».
Подготовила: Столбова Людмила Николаевна –
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Цель: Уточнить и расширить представление учащихся о зайце, как представителе диких животных, о его основных частях тела, питании, способа передвижения.
Задачи:
1. Учить образовывать притяжательные прилагательные, согласовывать их с существительными; закреплять умение учащихся различать домашних и диких животных; расширять кругозор и повышать образовательный уровень.
2. Развивать образное и логическое мышление.
3. Воспитывать чувство ответственности по отношению к окружающему миру, животным, мотивировать к чтению детского литературного материала.
Используемые методы:
- психогимнастика;
- игротерапия;
- сказкотерапия.
Форма урока: Комплексный урок по формированию речевой компетенции с применением игровых, интерактивных технологий.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, компьютер, предметные картинки с изображением домашних и диких животных, дома и леса, детская художественная литература, диск с записью детских песен, рабочие карточки с заданиями, карточка со словарным словом: заяц, карточка с пословицей, цветные сигналы, поощрительные сувениры за работу на уроке, карточки по релаксации: солнце, туча.
Ход урока:
- Организационный момент – 1 мин.
(Учащиеся приветствуют гостей: «Здравствуйте!». Учащиеся встают в круг, держась за руки; учитель произносит слова шёпотом, учащиеся повторяют их хором вслух).
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
- Какое сегодня число?
- Какое число было вчера?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели будет завтра?
- К какому времени года относится февраль?
- Какой урок сейчас будет? (Урок развития речи).
- Проверка домашнего задания – 6 минут.
- Ребята, вам было задано на дом: составить рассказ о кролике. (Учащиеся рассказывают о кролике). (Фишки, оценка).
- Повторение ранее изученного материала – 5 минут.
1. Загадки.
- Отгадайте, о каких домашних идет речь.
Голодная мычит,
Сытая жует,
Всем деткам
Молока дает. (Корова). Слайд 1.
Кто имеет пятачок,
Не зажатый в кулачок?
На ногах его копытца,
Ест и пьет он из корытца. (Поросёнок). Слайд 2.
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит. (Собака). Слайд 3.
Мордочка усатая,
Шубка полосатая.
Часто умывается,
А с водой не знается. (Кошка). Слайд 4.
- Как назвать этих животных одним словом? (Домашние).
- Где живут эти животные? (Рядом с человеком).
- Кто ухаживает за ними? (Люди).
- Какую пользу приносят домашние животные человеку? (Корова даёт молоко, мясо. Кошка ловит мышей. Собака охраняет человека и его дом. Свинья даёт мясо, сало, кожу).
- Что делают из мяса, кожи, шерсти и меха домашних животных? (Колбасные изделия, обувь, одежду, головные уборы). Слайд 5. (Фишки, оценка).
2. Физкультминутка: «Кто как передвигается».
(Учащиеся выполняют движения, характерные для домашних животных: корова и свинья ходят, кошка крадется, собака бегает). (Музыка из кинофильма: «Про Красную Шапочку»).
- Изучение нового учебного материала – 15 мин.
1. Подведение учащихся к восприятию новой темы.
- А сейчас мы поиграем в игру: «Угадай по описанию»:
Проворная, запасливая, рыжая или серая – кто это? (Белка). Слайд 6.
Серый, злой, голодный – кто это? (Волк). Слайд 7.
Хитрая, рыжая, ловкая – кто это? (Лиса). Слайд 8.
Трусливый, длинноухий, серый или белый - кто это? (Заяц). Слайд 9.
Как назвать этих животных одним словом? (Дикие).
- Почему? (Сами себе добывают пищу).
- Как называются по-другому? (Звери).
2. Игра: «Домашние – дикие».
- Диких животных отправим в лес, а домашних – домой, т.к. без помощи человека они не смогут жить. (Учащиеся берут по очереди картинку с изображением животного и
располагают ее на магнитной доске к нужной картинке – дом или лес; составляют предложения: например, волк – дикое животное, он живет в лесу и т.д.).
3. Сообщение темы урока.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы отправимся на экскурсию в лес, чтобы познакомиться с жизнью, повадками одного дикого животного, а вот какого, угадаете. Поиграем в игру: «Фотограф». (Учащиеся запоминают количество и расположение картинок, закрывают глаза, учитель убирает картинку с изображением зайца, учащиеся должны назвать животного, которого нет - заяц).
Учитель: Тема нашего урока: «Дикие животные. Заяц.». Ребята, для чего мы изучаем мир животных? (Чтобы больше знать о тех, кто живет на нашей планете). Правильно, и мы должны жить, не причиняя вреда друг другу. Навредим природе – навредим и себе.
4. «Экскурсия в лес».
- Мы отправляемся на экскурсию в лес и должны вести себя там, как полагается гостям.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только, чур, не забывай:
1 ученик:
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
2 ученик:
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
3 ученик:
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
4 ученик: Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
5 ученик:
Их покой побереги:
Ведь они нам не враги!
5. Речевая разминка.
- Пока мы идем в лес, сделаем речевую разминку:
Слайд 10.
Ес-ес-ес – идем мы в лес.
Су-су-су – тихо в лесу.
Ес-ес-ес – опустел лес.
Су-су-су – холодно в лесу.
- Вот мы и пришли в лес. Здесь нас уже поджидает зайчик.
(Учитель открывает картинку с изображением зайца).
6. Рассказ учителя.
- Заяц – это зверек отряда грызунов с длинными ушами. Слово заяц образовано от основы – заи – «прыгать». Исходное значение – «прыгун».
Слайд 9.
- В наших лесах обитают зайцы – беляки, но на территории нашей страны есть зайцы – русаки. Они зимой и летом имеют одну окраску меха (картинка), а зайцы – беляки – летом серые, а зимой – белые (картинки), за что получили своё название. Ребята, кто из вас знает, зачем зайцу нужно менять цвет меха?
Белая окраска меха зимой скрывает зайца от врагов. А врагов у него много: волки, лисы, совы. Питается заяц растениями, летом грызет сочные лесные травы, а зимой пища у него более грубая: он обгрызает кору у молодых осин.
Заяц – ночное животное. Всю ночь прыгает он в поисках пищи, а днем сидит под кустом. Заяц зимой легко передвигается по снегу и не проваливается, потому что лапы зимой обрастают длинными волосами, образуя как бы лыжи.
Слайд 11. Из меха зайца шьют одежду: шубы, шапки.
Слайд 12. Тело зайца состоит из следующих частей:
- туловище:
- голова;
- лапы;
- хвост.
На голове уши, глаза, рот, нос.
7. Физкультминутка: «Зайцы скачут».
- Мы пришли на полянку. Поиграем с зайчиком.
Зайцы скачут:
Скок, скок, скок.
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
- Закрепление – 10 мин.
1. Работа с учебником (с.40)
- Рассмотри изображение е зайца. Где он живет? Чем питается? Почему заяц быстро бегает?
2. Игра: «Дополни предложение».
- Зайчик хочет поиграть в игру: «Дополни предложение». Возьмите карточку
№ 1, прочтите предложение и дополните его.
Карточка № 1 - Уши у зайца длинные, а хвост _________________________________. - Летом мех у зайца серый, а зимой ______________________________. - Задние лапы у зайца длинные, а передние ________________________. - Голова у зайца маленькая, а туловище __________________________. |
(Фишки).
3. Игра: «Чей хвост?»
- Поиграем в игру: «Чей хвост?». Определите, чей это хвост, и соедините его с изображением животного.
Карточка № 2 (Учащиеся соединяют хвост с изображением животного, к которому он относится). |
4. Проверка.
- Составьте предложение: например, хвост № 1 – заячий и т.д.
(Фишки).
5. Словарная работа: за…ц (а, и, я, е).
- Слово заяц словарное, его нужно запомнить. Покажите цветом, какую букву нужно вставить в «окошко».
(Учащиеся показывают цветным сигналом, какую букву нужно запомнить).
- Составьте предложение со словом заяц.
(Учащиеся составляют предложения со словом: заяц).
6. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики – зайчики».
- Ребята, давайте расскажем зайчику стихи про пальчики - зайчики.
(Учащиеся выполняют упражнения и говорят слова хором).
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Вы скачите пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг – скок, прыг – скок,
Прискакали на урок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайцы,
Веселитесь на лужайке!
7. Работа с пословицей.
- Прочтите пословицу. Как вы понимаете её смысл?
(На доске написана пословица: «Заяц самого себя боится», учащиеся объясняют её смысл: «Это значит, что заяц очень трусливый, так можно сказать и про человека, который всего боится»).
- Возьмите карточку № 3, вставьте пропущенную букву в слове заяц, поставьте знак ударения, обозначьте гласные буквы и разделите слово на слоги.
Карточка № 3 За…ц самого себя боится. |
(Один учащийся работает у доски). (Фишки, оценка).
8. Самостоятельная работа.
- Зайка хочет проверить, как вы запомнили основные части его тела.
(Учащиеся подписывают на картинке с изображением зайка основные части тела).
Карточка № 4. - туловище - голова - лапы - хвост |
9. Проверка. (Фишки, оценка).
10. Сюрпризный момент.
- Ребята, нам пора прощаться с зайчиком, возвращаться из леса домой. Зайчик приготовил вам подарки. Но злая вьюга замела следы, и он не помнит, под какой ёлкой оставил подарки. Вьюга превратила домашних животных - в диких, а диких – в домашних. Мы с вами должны угадать названия сказок и сказочных героев, тогда подарки найдутся.
11. Игра: «Все наоборот».
- Поиграем в игру: «Все наоборот»:
«Собака и семеро оленят». («Волк и семеро козлят»);
«Кроличья избушка». («Заячья избушка»);
«Три кабанёнка». («Три поросёнка»);
«Тигр в сапогах». («Кот в сапогах»).
(Учащиеся отгадывают названия сказок и перечисляют сказочных героев, заяц вручает им подарки, учитель выставляет художественные книги со сказками на наборное полотно).
- Вот мы и дома.
- Итог урока:
- Кто изображён на картинке? (Заяц).
- Чем покрыто тело зайца? (Мехом).
- Какие части тела зайца вы видите?
- Чем питается заяц?
- Как передвигается?
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось?
- Домашнее задание.
Учитель: Составить рассказ о зайце.
Выполнить задание на карточке: «Что выбрал зайчик?».
- Релаксация.
Учитель: Сегодня мне понравилось, как вы все отвечали на вопросы, играли. Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.
(Учащиеся показывают «солнышко» или «тучку»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Зима" 2 класс
Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" 2 класс...
Открытый урок по предмету мир природы и человека на тему: "Первоцветы мать-и мачеха и ландыш"
Это конспект урока, направленный на развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса и воспитание детей чувства восхищения красотой родной природы . Так же закрепление представлени...
Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе. Тема урока «Кто такие рыбы?»
Предмет: Мир природы и человека Тема урока: «Кто такие рыбы?» Класс: 2 Цель урока: Знакомство детей с понятием «рыбы». Задачи:Предметные: сформировать у детей первон...
Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.
Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....
Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"
Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс, 1 час Цель: создание условий для обобщения знаний по теме: «Неживая природа» Задачи: - обобщить и сис...
Сценарий урока по предмету «Мир природы и человека». Тема: «Домашние животные. Польза. Уход за животными»
Цель урока: уточнить и расширить представления детей о разнообразии домашних животных, об их назначении и пользе для человека....
Открытый урок по предмету: Мир природы и человек. Тема: «Домашние животные. Собака»
Конспект урока по Мир природы и человека«Домашние животные. Собака.»Цель: расширение и уточнение представлений о домашних животных на основе знакомства с собакой.Задачи:образовательны...