Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе. Тема урока «Кто такие рыбы?»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предмет: Мир природы и человека
Тема урока: «Кто такие рыбы?»
Класс: 2
Цель урока: Знакомство детей с понятием «рыбы».
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии: методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия, оборудование:
Конверты с изображением рыб, сигналы, рыбки на магнитах, сигнальчики, цветные карандаши. Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация.
Краткое описание: Урок - интегрированный. Внимание учащихся 2 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_takie_ryby.docx | 40.52 КБ |
kto_takie_ryby1.pptx | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
ОКОУ «Тёткинская школа- интернат»
Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе.
Тема урока «Кто такие рыбы?»
Подготовила и провела:
учитель начальных классов –
Моисеенко Светлана Анатольевна
Тёткино 2020 год.
Предмет: Мир природы и человека
Тема урока: «Кто такие рыбы?»
Класс: 2
Цель урока: Знакомство детей с понятием «рыбы».
Задачи:
Предметные: сформировать у детей первоначальное представление о рыбах как о части животного мира; учить выявлять признаки данного вида животных; расширять кругозор учащихся.
Метапредметные: развивать способность читать таблицу, находить информацию и выполнять действия с данными таблицы для ответа на поставленный вопрос; пользоваться дополнительными источниками информации; анализировать, систематизировать полученную информацию, делать выводы; знакомить с многозначностью слов.
Личностные: воспитывать любовь к природе; познакомить детей с одним из способов релаксации; развивать познавательные процессы учащихся (внимание, память, мышление, речь), коммуникативные функции, ИКТ-компетентность.
Используемые педагогические технологии: методы и приемы ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), АМО (активные методы обучения); системно-деятельностный подход; работа с дополнительными источниками информации; здоровьесберегающие технологии, самооценивание.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия, оборудование:
Конверты с изображением рыб, сигналы, рыбки на магнитах, сигнальчики, цветные карандаши. Кружки из бумаги, клей, рыбы на индивидуальных карточках, презентация.
Краткое описание: Урок - интегрированный. Внимание учащихся 2 класса очень неустойчивое, поэтому на уроке используется постоянная смена деятельности. Так как преобладающий вид деятельности детей остается игра, в уроке используются игровые моменты.
Ход урока.
I. Организационный момент. (слайд1)
-Прозвенел звонок и смолк,
Начинается урок.
- Скажите, ребята, какой у нас сейчас урок? (Мир природы и человека)
-Сегодня на уроке мы с вами снова отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать.
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество - внимательность,
А поможет всё узнать
Наша любознательность.
- А чтобы у нас было хорошее настроение, давайте просто друг другу улыбнёмся. Молодцы!
- Я рада, что у всех нас прекрасное настроение, а это значит - можно отправляться в путь.
- И помощником сегодня на уроке у нас будет Мудрый карась и он приготовил для вас задания, о которых вы узнаете чуть позже, вот, познакомьтесь с ним. (ИГРУШКА рыба)
II Актуализация знаний.
- Беседа.
- А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки? (2 слайд)
- Я сейчас вам их загадаю, а вы –попробуйте отгадать. (презентация)
1) Шевелились у цветка все четыре лепестка
Я сорвать его хотел – он вспорхнул и улетел. (Бабочка.) (щелчок)
2) Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый… ( Жук.) (щелчок)
3) Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … ( Оса) (щелчок)
4) Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит .(Комар) (щелчок)
5) Без работы хоть убей,
Жить не может … (муравей) (щелчок)
6) Отгадайте-ка, ребятки,
Что за жук на нашей грядке:
Не вредитель, жук любезный,
Для растений он полезный.
Тлей проворно поедает,
Так растения спасает.
Что за жук-черноголовка?
Это - ... (Божья коровка) (щелчок)
- Как можно назвать одним словом всех этих перечисленных животных? (Это насекомые)
- Кто такие насекомые? (Насекомые -это животные, у которых 6 ног).
- Кто из вас встречал вчера или сегодня насекомых? Почему их нет? (стало холодно, нет цветов)
- Правильно, зимой все насекомые спрятались в земле и под корой деревьев.
(3 слайд)
- Ой, а кто это? (3 слайд)
– Стрекоза это насекомое? (Да)
- Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- Давайте отправимся вслед за стрекозой. Очень уж интересно что же она там разглядывает?
III. Самоопределение к деятельности.
- Настрой на изучение нового материала.
- А что же стрекоза увидела, пролетая над водой? Хотите узнать?
- Тогда давайте отгадаем загадку, которую приготовил для вас Мудрый Карась:
(4 слайд)
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть да не говорю.
Глаза есть – не мигаю,
Крылья есть – не летаю. (Рыба)
-Как вы думаете, о ком предлагает нам узнать сегодня Мудрый Карась?
- Где живут рыбы? ( в воде, речке, озере, море) (5 слайд)
IV. Работа по теме урока. 1.Беседа - А сейчас давайте рассмотрим внимательно, из каких частей состоит рыба? (6 слайд)
- Хвост. - Туловище. – Голова и Жаберная крышка - Плавники. .
Туловище рыб обтекаемо, чтобы было легче плавать.
(7 слайд)
Плавники и хвост помогают рыбам плавать.
Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд.
Спинной плавник не даёт ей опрокинуться на бок.
Грудные и брюшные плавники работают, как рули: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
(8 слайд)
- Под жаберной крышкой расположены жабры.
Жабры устроены так, что могут удерживать кислород. Они находятся под жаберной крышкой. Рыба заглатывает ртом воду и сразу же плотно его закрывает. Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь. Обогащённая кислородом кровь доставляет его ко всем органам рыбы. Вода выходит наружу сквозь жаберные щели.
(9 слайд)
- Так могут ли рыбы жить на суше? (Нет)
- Что необходимо им для жизни? (ВОДА)
- Вода проходит через жабры, и содержащийся в ней кислород попадает в кровь.
- Ребята, а вы не задумывались, почему рыбы не тонут?
(Потому что внутри рыб находится пузырь, вот он и поддерживает их в воде)
- Давайте ещё раз назовём все части тела рыбы.
- Хвост. - Туловище. - Голова. - Плавники. - Жаберная крышка.
2. Игра « Закрась часть тела рыбки»
- Сейчас Мудрый карась предлагает вам раскрасить части тела « Рыбки» и назвать ту часть, которую закрасили. (1- закрасить- верхний плавник, 2- закрасить нижние плавники, 3- закрасить хвост, 4- закрасить голову.(любыми цветами, по выбору)).
(10 слайд).
- Большинство рыб мечут икру. 2 щелчка.
(11слайд) 2 щелчка.
- Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб. 2 щелчка.
3. Моделирование . Работа с индивидуальными карточками.
(12 слайд)
- Что у рыбы похоже на монетки? Это - чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое.
- Чешуйный покров, подобно панцирю, защищает рыб от повреждений, проникновения микроорганизмов, придает телу упругость, эластичность, сглаживает складки и неровности кожи, образующиеся в момент движения и, благодаря этому, обеспечивает рыбе большую скорость движения.
- Чешуя это надёжная защита для тела рыбы. Посмотрите на картинку, как плотно прилегают друг к другу чешуйки.
- И вот следующее задание ом Мудрого Карася.
- Вы сейчас будете приклеивать чешую на свою рыбку, начнём приклеивать с хвоста и немного накладывать одну на другую, чтобы не было щелей, как у настоящей рыбы.
- У вас на столах лежит картинка с рыбкой, положите её перед собой. Возьмите из конверта кружочки. Приклейте к своей рыбке 10 чешуек. Чтобы получилась надежная защита для тела рыбы, нужно положить «чешуйки» определенным образом, попробуйте повторить ее на модели. Если «чешуйки» класть неправильно, между ними останутся промежутки и такая «одежда» плохо защитит рыбу…
- Ну что давайте заканчивать, у вас получились замечательные рыбки.
- Отложите всё в сторону. Остальную работу мы доделаем на следующем уроке.
- Давайте с вами вспомним, что мы сейчас приклеивали к каждой рыбке?
- Что получилось у нас из кружочков? ( - Чешуя.)
- Зачем рыбкам чешуя? (- Это её защита. )
- Всё верно.
4. Продолжаем дальше говорить о рыбках.
(13 слайд)
- Рыбы делятся на виды, по своей среде обитания.
- А где живут рыбы? (в воде), а именно.
- Они живут в реке, в море, озере, в болоте, ну и конечно в аквариуме.
- А что же такое аквариум? Кто знает?
(14 слайд)
-Аквариум - это дом для рыбок.
- Ну а какие рыбки живут в аквариуме, мы сейчас и узнаем.
(15 слайд)
- Аквариумные рыбки: Гуппи, золотая рыбка, гурами, петушки. (5 раз щелчок.)
(16 слайд)
- Речные рыбки: окунь щука, карась, ёрш. (5 раз щелчок.)
(17 слайд)
- Морские рыбы: сельдь, акула, камбала, треска. (5 раз щелчок.)
(18 слайд)
- Ну а теперь пришла пора немножко отдохнуть.
(19 слайд)
- Физкультминутка (видеоролик)
- Отдохнули? Ну а теперь я вам расскажу немного о некоторых речных и морских рыбках.
(20 слайд)
- Он в самом омуте живет, Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. (Сом) (щелчок)
(21 слайд) 3 щелчка.
- Обитает сом в реках и озёрах. Это очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг. У сома, в отличие от большинства других рыб, тело голое, без чешуи. Его защищает толстая кожа.
(22 слайд)
- Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. (Ерш) (щелчок)
(23 слайд) 2 щелчка.
- Ёрш водится в реках и озёрах. Небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др. Сам является добычей более крупных рыб. Ерш такой колючий, что его иногда называют речным ежом. Колючие плавники — защита ерша.
( 24 слайд)
- Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. (Щука) (щелчок)
(25 слайд) 2 щелчка.
- Щука достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и целый ряд острых зубов выдаёт в ней хищницу. Обитает в реке.
(26 слайд)
- - Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва. (Акула) (щелчок)
(27 слайд) щелчок.
- Акула – морская, большая, рыба. длиной до 3 м. Акула - хищная рыба.
(28 слайд) щелчок.
- Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне. (Камбала) щелчок.
(29 слайд) 2 щелчка.
- Камбала обитает на дне моря. Днем она зарывается в песок, чтобы спрятаться от врагов. Внешний вид камбалы выделяет ее на фоне других рыб. Она имеет сплющенное тело. А ее глаза расположены только на одной стороне. Камбала может менять окраску под цвет дна, что помогает ей защищаться от врагов.
- С давних времён человек занимается рыболовством.
(30 слайд)
- Рыбу ловят рыбаки или рыболовы, которые отправляются в море на специальных кораблях. (щелчок)
- В реках рыбу ловят с помощью удочки (щелчок).
- Люди с удовольствием едят рыбу. Она вкусная и полезная.
(31 слайд)
- Из рыбы готовят вкусный суп-уху. (щелчок).
-Рыбу можно жарить , варить и запекать. (2 щелчка).
- Употребляют в пищу также солёную рыбу, икру. (щелчок).
(32 слайд) (щелчок)
- Мы с вами уже говорили, где могут жить рыбы? (В воде, в речке, в озере, в море.)
- А в любой ли воде могут жить рыбы? Рыбы должны жить в чистом водоёме.
- А в какой воде им трудно будет жить, они могут погибнуть? Что должен сделать человек, чтобы они не погибли?
(щелчок)
– Загрязнение водоемов промышленными отходами: нефть и нефтепродукты (нефть образует на поверхности воды пленку, которая не пропускает воздух, и рыбам становится нечем дышать), загрязнение удобрениями, бытовыми отходами и мусором.
- Мы должны научиться оберегать и охранять, а если необходимо, и защищать природу. Мы должны помнить, что нельзя отдыхая у водоемов загрязнять воду. В ней живут рыбы.
VI. Закрепление изученного материала. (игра «Сигнальные карточки»)
(33 слайд)
- Ну что, вот и подошёл к концу этот урок.
- А сейчас мы проверим, как вы запомнили, кто такие рыбы и где они живут.
6. Поиграем в игру.
- Перед вами сигнальчики 2 цветов- зелёные и красные. Я буду читать предложения. Если вы будете согласны, поднимаете зеленый сигнал, а если нет - то красный. Итак, начинаем.
- Рыбы – животные, которые живут в воде. (Зеленый)
- У рыб 6 ног. (Красный)
- Тело рыбы покрыто чешуей. (Зеленый).
- Рыбы могут жить в реке, море, океане. (Зеленый)
- Рыбы бывают только маленьких размеров (Красный)
- Молодцы, вы всё запомнили.
- Сейчас я попрошу вас оценить свои достижения на уроке.
(34 слайд)
VII. Рефлексия. (5 щелчков)
-И вот Мудрый карась приготовил для вас последнее испытание.
- Перед вами лежат рыбки разного цвета. Если вам понравился урок то возьмите жёлтую или красную рыбку и прикрепите её в чистый водоём (белый лист бумаги) , а если было не интересно , что-то не понравилось или было не понятно, то возьмите коричневую рыбку и повесьте её в грязный водоём (чёрный лист бумаги). (На доске карточки с чистой и загрязненной речки. (чёрная и белая бумага)- В какой водоём вы хотели бы выпустить свою рыбку? Сделайте это. (Дети прикрепляют свою рыбку в «чистый водоём».)
VIII. Итог урока. - Вы все сегодня очень хорошо поработали. Много нового и интересного узнали о рыбах. Давайте поблагодарим нашего гостя Мудрого карася и отпустим его в речку. (35 слайд)
- На этом наш урок окончен, всем спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Загадки
Утром стрекоза проснулась, Потянулась, улыбнулась. У реки остановилась, Над водою закружилась
По земле не ходят, На небо не смотрят, Звёзд не считают, Людей не знают.
В воде они живут. Нет клюва, а клюют.
Туловище Голова Жаберная крышка Хвост Плавники
Плавники и хвост помогают рыбам плавать. Хвостовой плавник толкает рыбу вперёд. Спинной плавник не даёт ей опрокинутся на бок. Грудные и брюшные плавники работают, как руль: с их помощью рыба поворачивает влево и вправо, погружается и всплывает.
Рыбы не могут жить без кислорода. Вода содержит кислород, и большинство рыб получает его из воды с помощью жабер .
Как дышит рыба в воде
Большинство рыб мечут икру.
Из каждой икринки потом появляются мальки. Они не совсем похожи на взрослых рыб.
Отличительный признак рыб -чешуя. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт и колечко получается узкое.
Рыбы бывают морские, речные и аквариумные.
гуппи петушки гурами Аквариумные рыбки Золотая рыбка
окунь щука карась ёрш Речные рыбы
сельдь акула треска камбала Морские рыбы
Физминутка
Он в самом омуте живет, Хозяин глубины. Имеет он огромный рот, А глазки чуть видны. Сом
Обитает сом в реках и озёрах. Это очень крупная рыба, длиной до 5м и весом до 300 кг Сом
Мастер шубу себе сшил, Иглы вынуть позабыл. Ёрш
Ёрш Ёрш водится в реках и озёрах. Небольшая рыбка, питающаяся мелкими организмами- рачками и др. Сам является добычей более крупных рыб.
Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна. Щука
Щука Щука достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Тело щуки имеет вытянутую форму и напоминает торпеду. Остроконечная голова и целый ряд острых зубов выдаёт в ней хищницу.
Ее называют грозой морей. Она большая и быстро плавает. Зубы у нее в шесть рядов и острые, как бритва. Акула
Акула Акула – морская, большая, рыба. длиной до 3 м. Акула - хищная рыба.
Эта рыба плоская, как блин, и все время лежит на дне. Камбала
Морская рыба -камбала Камбала обитает на дне. Днем она зарывается в песок, чтобы спрятаться от врагов. Внешний вид камбалы выделяет ее на фоне других рыб. Она имеет сплющенное тело. А ее глаза расположены только на одной стороне.
Кто такой рыболов?
Что можно приготовить из рыбы
Среда обитания рыб. ЧИСТЫЙ ВОДОЁМ ГРЯЗНЫЙ ВОДОЁМ
Итог урока. Кто такие рыбы? Рыбы – это животные, которые живут в воде, двигаются при помощи плавников и хвоста, тело их покрыто чешуёй.
Рефлексия.
Спасибо за урок !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по предмету Мир природы и человека во 2 классе "Дикие животные. Заяц".
Данный материал окажет помощь учителям начальных классов при подготовке к урокам по изучению учащимися раздела "Животные". Урок направлен на уточнение и расширение представления учащихся о з...
Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" на тему "Зима" 2 класс
Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека" 2 класс...
Открытый урок по предмету мир природы и человека на тему: "Первоцветы мать-и мачеха и ландыш"
Это конспект урока, направленный на развитие диалогической речи, обогащение словарного запаса и воспитание детей чувства восхищения красотой родной природы . Так же закрепление представлени...
Открытый урок по предмету мир природы и человека в 3 классе в коррекционной школе по теме " Растения сада".
Открытый урок по предмету мир природы и человека в 3 классе в коррекционной школепо теме " Растения сада"....
Открытый урок по предмету «Мир природы и человека» во 2 классе по теме: «Овощи и фрукты». Профессия продавец.
Открытый урокпо предмету «Мир природы и человека»во 2 классепо теме: «Овощи и фрукты». Профессия продавец.Цель: Закрепление понятий сад и огород; овощи и фрукты. Задачи: п...
Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г.
Конспект открытого урока по предмету «Мир природы и человека» в 3 классе. Тема: «Календарь. Виды календарей», 2020г....
Конспект открытого урока по предмету "Мир природы и человека"
Тема: Обобщение по теме: «Неживая природа», 3 класс, 1 час Цель: создание условий для обобщения знаний по теме: «Неживая природа» Задачи: - обобщить и сис...