Урок окружающего мира "Потребители и разрушители экосистемы леса".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок открытия новых знаний. Знакомство учащихся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
belyakova_okr_mir_3kl.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет. Окружающий мир. (3 класс).
Тема. Потребители и разрушители экосистемы леса.
Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ).
Цели урока:
1. Предметные: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.
2. Метапредметные:
Познавательные:
• развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;
• извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.
Регулятивные:
• создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
• продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;
• корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные:
• развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;
• формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.
3. Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.
Задачи:
- повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»;
- раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
- научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.
Оборудование:
- интерактивная доска (мультимедийный проектор и ноутбук), проектор, презентация, учебник, раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса), карточки с заданиями.
Ход урока.
- Мотивация к учебной деятельности
- Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты. (Мы любим окружающий мир; мы сегодня будем очень хорошо работать; мы – дружные, внимательные, старательные; у нас всё получится).
-Как понимаете высказывание?
«В природе всё пребывает в полном единстве со всем остальным». (Высказывания детей) Слайд №1
- О каком единстве в природе идёт речь?
- Сегодня у нас урок открытия нового знания. А какие два больших шага вы выполняете на уроке открытия нового знания? (Сначала определяем, что мы пока не знаем, а потом сами открываем новое.)
-А я, учитель, какую роль буду выполнять? (Вы будете выполнять роль помощника и дирижёра, помогать нам и давать задания).
- Молодцы! Я желаю вам удачи и верю, что у вас все получится. Постарайтесь извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения.
-Что такое экосистема?
-Какие экосистемы вы знаете?
-Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других?
-Что с ними происходит со временем? В чём причина их неустойчивости?
(Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото)
(между экосистемами вывешивается стрелочка)
(Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.)
(между экосистемами вывешивается стрелочка)
- Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой?
(Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.)
(между экосистемами вывешивается стрелочка)
-Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? (Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.)
- О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке?
- Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их. (Хвойные, лиственные, смешанные и другие). Слайд №2
- О каких организмах мы говорили на прошлом уроке? Как назвать их одним словом? (О растениях).
- Какую роль растения играют в лесу? (Лесные производители).
- Почему лес называют сложной экосистемой? (Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают травы).
- Почему мы не упомянули о животных? Может быть, они в лесу не так важны?
III. Выявление причины затруднения
- Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши. Слайд №3
- Как вы думаете, права ли Лена?
- На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса?)
- Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока.
- Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему.
- Какова роль животных-потребителей? (Представляют различные цепи питания. Участвуют в круговороте веществ) Слайд №4
- Только ли в этом заключается их роль? (Затрудняются с ответом)
- Хотите узнать ещё? (Да)
IV. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель мы поставим сегодня на уроке? (Ознакомиться с животными леса, их ролью в экосистеме леса).
- Ребята, я предлагаю вам составить план нашего сегодняшнего урока.
План (примерный)
1. Ознакомиться с животными леса, их «профессиями» в лесной экосистеме.
2. Приводить примеры организмов разных «профессий».
3. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. (Слайд №5)
- Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность)
V. Реализация построенного проекта
- Ребята, где мы можем получить необходимую информацию и знания? (Можно прочитать в учебнике или энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у родителей или учителя, посмотреть в музее или подумать самим). (Слайд №6)
- Что вы о них знаете о короедах? Почему эти жуки так названы? (Наверное, это животные, питающиеся корой).
- Что произойдёт с растением, если короед поселится на:
1) молодом, здоровом растении;
2) старом, больном растении.
(Учащиеся высказывают различные мнения).
- Проверим наше предположение по учебнику, с.63. (Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме).
На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы. Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.
Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые. (Слайд №7)
- А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование (чтение текста до конца). (Животные регулируют круговорот веществ)
- Какой вывод можно сделать? (Животные экосистемы леса не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его). (Слайды №8 и №9)
- Какое это животное? (Учитель показывает рисунок дождевого червя) Какую роль он играет в экосистеме? (Выполняет роль разрушителя. Жизнедеятельность дождевых червей улучшает структуру почвы, повышает её плодородие.) Слайд № 10
- Кого из разрушителей вы ещё знаете? (Микроорганизмы, грибы) Слайд №11
- Прочитайте текст на с.64 учебника и ответьте на вопрос: «В каких условиях живут разрушители?» (Им необходимы питательные вещества, влага)
- Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём? (В лесу влажно)
- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? (Разрушителей в экосистеме будет много, они справятся со своей работой. Круговорот веществ не будет нарушен)
- Что можно сказать об экосистеме леса? (Лес – устойчивая экосистема) Слайд №12
Физкультминутка.
Птица - не птица.
Веселая игра на внимание и знание птиц.
Учитель читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребёнка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?»
Прилетели птицы: | Прилетели птицы: |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока? (Какова роль животных в экосистеме леса? Важны ли животные в экосистеме леса?) (Слайд №13)
- Как мы на него ответим? (Животные, являясь потребителями, не только участвуют в круговороте веществ в экосистеме леса, но и регулируют его) (Слайды №14, №15, №16)
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой
- Ребята, обратите внимание на план. Смогли мы ответить на все его пункты?
1. Работа в группах.
I группа. Выполнить задания №1 и №2 из рабочей тетради.
II группа. Выполнить задания №3 и №4 из рабочей тетради.
III группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 1).
IV группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 2).
VIII. Включение в систему знаний
- Ответьте на вопросы учебника на с.64.
- Чем экосистема леса отличается от других систем? При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? (Если круговорот веществ будет замкнут.)
- Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как? (Может нарушить полноценную жизнь леса). (Слайды №17, №18.)
IX. Рефлексия деятельности на уроке
- Что нового узнали? Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?
- Важны ли животные в экосистеме леса? Какую роль играют животные в лесной экосистеме?
- Где пригодятся полученные знания?
- Оцените свою роль на нашем уроке. Какую бы отметку вы себе поставили?
- Ребята, сегодня вы все замечательно справились с заданиями и узнали много нового.
Д. З. Чтение текста (с.62-64); по желанию - задание №5 (рабочая тетрадь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект и презентация к уроку окружающего мира "Прирожденные разрушители" 3 класс.
Презентация и конспект урока по курсу окружающий мир, 3 класс. Презентация выполнена в формате Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся знакомятся с природнымиразрушителями – грибами, их отл...
Методическая разработка урока по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"
Окружающий мир3 класс Тема урока: «Потребители и разрушители экосистемы леса» Цели урока:Обучающие1) Обеспечение активности учебного процесса2) Достижение максимального уровня ус...
Урок по окружающему миру "Потребители и разрушители экосистемы леса"
Цель данной разработки: помочь учителям начальных классов в составлении уроков в начальных классах. Урок служит для учащихся, активно и заинтересованно познающих мир, осознающих ценность т...
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Потребители и разрушители экосистемы леса...
Урок окружающего мира, 3 класс. Тема «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Данный материал будет полезен для учителей начальных классов. На уроке учащиеся совместно с учителем составляют "Фишбоун", который заполняют по ходу урока. Работа организуется по текст...
Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"
Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность ...
Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".
На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экос...