Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность обучающихся. ФОУД* | Формирование УУД
|
I. Мотивация к учебной деятельности
| - Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты.
-Как понимаете высказывание? «В природе всё пребывает в полном единстве со всем остальным». - О каком единстве в природе идёт речь? - Сегодня у нас урок открытия нового знания. А какие два больших шага вы выполняете на уроке открытия нового знания? -А я, учитель, какую роль буду выполнять?
- Молодцы! Я желаю вам удачи и верю, что у вас все получится. Постарайтесь извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний. | Мы любим окружающий мир; мы сегодня будем очень хорошо работать; мы – дружные, внимательные, старательные; у нас всё получится.
Высказывания детей.
Сначала определяем, что мы пока не знаем, а потом сами открываем новое.
Вы будете выполнять роль помощника и дирижёра, помогать нам и давать задания.
| Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные УУД: нацеливание на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии | -Что такое экосистема? -Какие экосистемы вы знаете? -Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других? -Что с ними происходит со временем? В чём причина их неустойчивости?
(Все изученные экосистемы соединяются стрелочками) -Так в чём сходство экосистем озера, болота и луга? - О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке? - Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их. - О каких организмах мы говорили на прошлом уроке? Как назвать их одним словом? - Какова роль растений в лесу?
| - Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото. - Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут. - Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой? Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.
Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.
Ответы детей.
О растениях.
Лесные производители.
| Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач. Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
| - Почему лес называют сложной экосистемой?
- Почему мы не упомянули о животных? Может быть, они в лесу не так важны?
| Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают трав).
|
|
III. Выявление места и причины затруднения | - Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши. - Как вы думаете, права ли Лена? - На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока? - Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока. Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему. - Какова роль животных-потребителей?
- Только ли в этом заключается их роль? - Хотите узнать ещё? |
Ответы детей.
Какова роль животных в экосистеме леса?
Представляют различные цепи питания. Участвуют в круговороте веществ. Затрудняются с ответом. Да. | Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные УУД: уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и учебную задачу урока. |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - Какую цель мы поставим сегодня на уроке? - Ребята, я предлагаю вам составить план нашего сегодняшнего урока. План (примерный) 1. Ознакомиться с животными леса, их «профессиями» в лесной экосистеме. 2. Приводить примеры организмов разных «профессий». 3. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. - Что мы сейчас с вами делали? | Ознакомиться с животными леса, их ролью в экосистеме леса.
Планировали нашу деятельность.
| Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей. Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных задач. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
|
V. Реализация построенного проекта | - Ребята, где мы можем получить необходимую информацию и знания?
- Что вы о них знаете о короедах? Почему эти жуки так названы? - Что произойдёт с растением, если короед поселится на: 1) молодом, здоровом растении; 2) старом, больном растении. - Проверим наше предположение по учебнику, с.63. На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы. Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях. Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые. - А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование (чтение текста до конца). - Какой вывод можно сделать?
- Какое это животное? (Учитель показывает рисунок дождевого червя) Какую роль он играет в экосистеме?
| Можно прочитать в учебнике или энциклопедии, посмотреть в интернете, спросить у родителей или учителя, посмотреть в музее или подумать самим. Наверное, это животные, питающиеся корой. Учащиеся высказывают различные мнения.
Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.
Животные регулируют круговорот веществ.
Животные экосистемы леса не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Выполняет роль разрушителя. Жизнедеятельность дождевых червей улучшает структуру почвы, повышает её плодородие.
| Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. Познавательные УУД: формирование умения работать с информацией. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.
|
| - Кого из разрушителей вы ещё знаете? Прочитайте текст на с.64 учебника и ответьте на вопрос: «В каких условиях живут разрушители?» - Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём?
- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ? - Что можно сказать об экосистеме леса? | Микроорганизмы, грибы. Им необходимы питательные вещества, влага.
В лесу влажно.
Разрушителей в экосистеме будет много, они справятся со своей работой. Круговорот веществ не будет нарушен. Лес – устойчивая экосистема.
|
|
Физкультминутка.
| Птица - не птица. Веселая игра на внимание и знание птиц. Учитель читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребёнка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?» Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи... Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны. Прилетели птицы: Голуби, куницы, лебеди, стрижи, Чайки и моржи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Сойки и ужи. | Прилетели птицы: Голуби, синицы, Цапли, соловьи, Окуни и воробьи. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Утки, гуси, совы, Ласточки, коровы. Прилетели птицы: Голуби, синицы, Бабочки, чижи, Аисты, кукушки, даже совы-сплюшки, лебеди, скворцы - Все вы молодцы! |
| Выполняют упражнения. |
|
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | - На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока?
- Как мы на него ответим?
| Какова роль животных в экосистеме леса? Важны ли животные в экосистеме леса? Животные, являясь потребителями, не только участвуют в круговороте веществ в экосистеме леса, но и регулируют его.
| Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые для успешного решения учебных и практических задач. Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи. |
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | - Ребята, обратите внимание на план. Смогли мы ответить на все его пункты? I группа. Выполнить задания №1 и №2 из рабочей тетради. II группа. Выполнить задания №3 и №4 из рабочей тетради. III группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 1). IV группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 2).
| Работа в группах. (Учащиеся повторяют правила работы в группе). | Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий. Регулятивные УУД: сравнение выполненного задания с заданным эталоном, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе. |
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторение | - Ответьте на вопросы учебника на с.64. - Чем экосистема леса отличается от других систем? - При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой? - Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как? |
Если круговорот веществ будет замкнут. Может нарушить полноценную жизнь леса.
| Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей. Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки. |
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке | - Что нового узнали? Что показалось особенно интересным сегодня на уроке? - Важны ли животные в экосистеме леса? Какую роль играют животные в лесной экосистеме? - Где пригодятся полученные знания? - Оцените свою роль на нашем уроке. Какую бы отметку вы себе поставили? - Ребята, сегодня вы все замечательно справились с заданиями и узнали много нового.
| Подводят итог урока. Отмечают основные позиции нового материала, и как они их усвоили. Заполнение листа самооценки. Делают самооценку своей деятельности на уроке. меня удивило.., больше всего мне понравилось… , было трудно.., , было интересно…, я хочу поблагодарить за… | Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные УУД: развитие умений работать в статичных группах. |
X. Домашнее задание | Чтение текста (с.62-64); по желанию - задание №5 (рабочая тетрадь). |
|
|