Урок окружающего мира (ОНЗ) в 3 классе по теме "Потребители и разрушители экосистемы леса".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Белякова Марина Анатольевна

На данном уроке учащиеся знакомятся с потребителями и разрушителями экосистемы леса, их ролью в круговороте веществ экосистемы, раскрывают взаимосвязь организмов, при которой лес будет устойчивой экосистемой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_sayt.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет. Окружающий мир. (3 класс).

Тема. Потребители и разрушители экосистемы леса.                                    Тип урока: урок открытия новых знаний (ОНЗ).

Цель урока: формировать целостную картину окружающего мира, через знакомство с потребителями и разрушителями экосистемы леса и их ролью в круговороте веществ экосистемы.

Задачи:

  • повторить, какие организмы составляют сообщество «лес»; раскрыть взаимосвязи организмов, при которых лес будет устойчивой экосистемой;
  • научится приводить примеры организмов разных «профессий», цепей питания.

Оборудование:

  • интерактивная доска (мультимедийный проектор и ноутбук), проектор, презентация,  учебник,  раздаточный материал (рисунки, изображающие обитателей леса), карточки с заданиями.

Познавательные УУД:

 • развивать умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, разрабатывать план ее решения;

 • извлекать информацию из учебного текста, перерабатывать ее, самостоятельно делать выводы и обобщения и представлять их в виде текста и иллюстрации.

 Регулятивные УУД:

 • создавать условия для самостоятельного определения целей и задач урока; прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

       • продолжить развивать умение определять правильность выполнения задания на основе сравнения с образцами, представленными на слайдах презентации;

 • корректировать выполнение задания в соответствии с представленной инструкцией, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Коммуникативные УУД:

      • развивать умение участвовать в диалоге, слушать и слышать своих партнеров в ходе групповой, парной и фронтальной работ;  формировать умение объяснять свой выбор, строить фразы, задавать вопросы и отвечать на поставленные, доказывать свою точку зрения.

 Личностные: через пример взаимосвязи всех жителей леса и результат их совместной деятельности, прививать детям общечеловеческие нравственные ценности, чувства взаимопомощи и взаимоподдержки.

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся.

ФОУД*

 Формирование УУД

I.  Мотивация к учебной деятельности

- Ребята, у вас хорошее настроение? Мне хочется, чтобы ваше настроение улучшилось. Давайте скажем друг другу комплименты. 

-Как понимаете высказывание?

«В природе всё пребывает в полном единстве со всем остальным».

- О каком единстве в природе идёт речь?

- Сегодня у нас урок открытия нового знания.  А какие два больших шага вы выполняете на уроке открытия нового знания?

-А я, учитель, какую роль буду выполнять?

- Молодцы! Я желаю вам удачи и верю, что у вас все получится. Постарайтесь извлечь из нашего урока как можно больше новых знаний.

Мы любим окружающий мир;  мы сегодня будем очень хорошо работать;  мы – дружные, внимательные, старательные; у нас всё получится.

Высказывания детей.

Сначала определяем, что мы пока не знаем, а потом сами открываем новое.

Вы будете выполнять роль помощника и дирижёра, помогать нам и давать задания.

Личностные УУД:

выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.

Регулятивные УУД:

нацеливание на успешную деятельность.

II. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

-Что такое экосистема?

-Какие экосистемы вы знаете?

-Расскажите о них. Чем каждая из них отличается от других?

-Что с ними происходит со временем? В чём причина их неустойчивости?

(Все изученные экосистемы соединяются стрелочками)

-Так  в чём сходство экосистем озера, болота и луга?

- О какой экосистеме мы говорили на прошлом уроке?

- Леса на нашей планете представлены разными видами. Опишите их.

- О каких организмах мы говорили на прошлом уроке? Как назвать их одним словом?  

- Какова роль растений  в лесу? 

- Со временем на месте озера образуется болото. Если озеро бессточное, то круговорот веществ замкнут не полностью. Разрушители  не справляются со своей работой. Поэтому оно зарастает и превращается в болото.

- Болото со временем может стать лугом. Разрушителям трудно жить в сырой болотной почве. Мох-сфагнум убивает микроорганизмы. Поэтому отмершие остатки не разрушаются, а превращаются в торф. Из-за накопления торфа болото становится суше и начинает зарастать травой. Круговорот веществ в болоте также не замкнут.

- Луг при определенных условиях может смениться другой экосистемой? Почва луга очень плодородна. Если почва влажная, то на месте травянистых зарослей могут появиться всходы кустов и деревьев. Они будут расти все выше и выше, затеняя травы. Так луг превращается в лес. Круговорот веществ в экосистеме луга не замкнут.

Круговорот веществ не замкнут. Эти экосистемы неустойчивые.

Ответы детей.

О растениях.

Лесные производители.

Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач.

Коммуникативные УУД: формировать собственное мнение; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

- Почему лес называют сложной экосистемой?

- Почему мы не упомянули о животных? Может быть, они в лесу не так важны?

Лес – это экосистема из нескольких «этажей». Верхний «этаж» леса занимают деревья. Ниже идут кустарники, нижний «этаж» занимают трав).

III. Выявление места и причины затруднения

- Откройте учебники на с.62, прочитаем диалог Лены и Миши. 

- Как вы думаете, права ли Лена?

- На какой вопрос мы должны будем ответить в течение урока?

- Давайте проведём исследование, чтобы ответить на вопрос урока. Рассмотрите рисунок на с. 62 и ответьте на вопрос к нему.

- Какова роль животных-потребителей?

- Только ли в этом заключается их роль?

-  Хотите узнать ещё?

Ответы детей.

Какова роль животных в экосистеме леса?

Представляют различные цепи питания. Участвуют в круговороте веществ.

Затрудняются с ответом.

Да.

Познавательные УУД: уметь проводить сравнение по заданным критериям.

Коммуникативные УУД: уметь оформлять мысли в устной   форме.

Регулятивные УУД: уметь формулировать цель и учебную задачу урока.

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

- Ребята, я предлагаю вам составить план нашего сегодняшнего урока.

План (примерный)

1. Ознакомиться с животными леса, их «профессиями» в лесной экосистеме.

2. Приводить примеры организмов разных «профессий».

3. Уметь объяснять  значение круговорота веществ в природе.

- Что мы сейчас с вами делали?

Ознакомиться с животными леса, их ролью в экосистеме леса.

Планировали нашу деятельность.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей.

Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных задач. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

V. Реализация построенного проекта

- Ребята, где мы можем получить необходимую информацию и знания?

 

 - Что вы о них знаете о короедах? Почему эти жуки так названы?

- Что произойдёт с растением, если короед поселится на:

1) молодом, здоровом растении;

2) старом, больном растении.

- Проверим наше предположение по учебнику, с.63.

На каждой породе дерева живут какие-нибудь короеды, и у всякого своя манера прогрызать ходы. Одни из короедов заселяют вершины деревьев и ветви, и живут под тонкой корой, другие выгрызают ходы в средней части ствола, третьи – в нижней части, под толстой корой, а есть и такие, что грызут в корнях.

Обычно жуки заселяют уже больные и ослабленные, старые деревья. Питаясь корой, они разрушают сухостой, мешающий расти молодым деревьям. И только уж сильно размножившись, нападают и на деревья здоровые.

- А может, они ещё выполняют какую-то роль? Давайте продолжим исследование (чтение текста до конца).

- Какой вывод можно сделать?

- Какое это животное? (Учитель показывает рисунок дождевого червя) Какую роль он играет в экосистеме?

Можно прочитать в  учебнике или энциклопедии,  посмотреть в интернете,  спросить  у  родителей или учителя,  посмотреть  в музее или подумать самим.

Наверное, это животные, питающиеся корой.

Учащиеся высказывают различные мнения. 

Короеды ускоряют круговорот веществ в экосистеме.

Животные регулируют круговорот веществ.

Животные экосистемы леса не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его.

Выполняет роль разрушителя. Жизнедеятельность дождевых червей улучшает структуру почвы, повышает её плодородие.

Личностные УУД: Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.

 Регулятивные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации.

Познавательные УУД: формирование умения работать с информацией. Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

- Кого из разрушителей вы ещё знаете? Прочитайте текст на с.64 учебника  и ответьте на вопрос: «В каких условиях живут разрушители?»

 - Вы все бывали в лесу. А какие условия в нём?

- Если условия леса благоприятны для жизнедеятельности разрушителей, то как их деятельность отразится на круговороте веществ?

- Что можно сказать об экосистеме леса?

Микроорганизмы, грибы.

Им необходимы питательные вещества, влага.

В лесу влажно.

Разрушителей в экосистеме будет много, они справятся со своей работой. Круговорот веществ не будет нарушен.

Лес – устойчивая экосистема.

Физкультминутка.

Птица - не птица.

Веселая игра на внимание и знание птиц. 
Учитель читает стихи. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребёнка, что неправильно. Уточните: «А муха - это кто?»

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Мухи и стрижи... 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Аисты, вороны, 
Галки,
макароны.
Прилетели птицы: 
Голуби,
куницы,
лебеди, стрижи,
Чайки и
моржи.
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Чибисы, чижи, 
Сойки и
ужи.

Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Цапли, соловьи, 
Окуни и воробьи. 
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Утки, гуси, совы, 
Ласточки,
коровы
Прилетели птицы: 
Голуби, синицы, 
Бабочки, чижи, 
Аисты, кукушки, 
даже совы-сплюшки, 
лебеди, скворцы - 
Все вы молодцы! 

Выполняют упражнения.

VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- На какой вопрос мы должны были ответить в течение урока?

- Как мы на него ответим?

Какова роль животных в экосистеме леса? Важны ли животные в экосистеме леса?

Животные, являясь потребителями, не только участвуют в круговороте веществ в экосистеме леса, но и регулируют его.

Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки, необходимые  для успешного решения учебных и практических задач.

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи.

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Ребята, обратите внимание на план. Смогли мы ответить на все его пункты?

I группа. Выполнить задания №1 и №2 из рабочей тетради.

II группа. Выполнить задания №3 и №4 из рабочей тетради.

III группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 1).

 IV группа. Задания из проверочной работы №7 (вариант 2).

Работа в группах. (Учащиеся повторяют правила работы в группе).

Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи; учиться осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

Регулятивные УУД: сравнение выполненного задания с заданным эталоном, самостоятельное создание алгоритмов деятельности; понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение работать в группе.

VIII.  Включение нового знания в систему знаний и повторение

- Ответьте на вопросы учебника на с.64.

- Чем экосистема леса отличается от других систем?  

- При каких условиях лес долго будет устойчивой экосистемой?

- Человек может повлиять на жизнь в экосистеме? Как?   

Если круговорот веществ будет замкнут.  

Может нарушить полноценную жизнь леса.

Коммуникативные УУД: продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие с поставленной задачей.

Личностные УУД: развивать образное и логическое мышление; формировать предметные умения и навыки.

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Что нового узнали?  Что показалось особенно интересным сегодня на уроке?

 -  Важны ли животные в экосистеме леса? Какую роль играют животные в лесной экосистеме?

 - Где пригодятся полученные знания?

 - Оцените свою роль на нашем уроке. Какую бы отметку вы себе поставили?

- Ребята, сегодня вы все замечательно справились с заданиями и узнали много нового.

Подводят итог урока.

Отмечают  основные позиции нового материала, и как они их усвоили. Заполнение листа самооценки.

Делают самооценку своей деятельности на уроке.

 меня удивило..,

больше всего мне

понравилось… ,

было трудно.., ,

было интересно…,

я хочу поблагодарить за…

 Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Выражать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку.

Коммуникативные УУД: развитие умений работать в статичных группах.

X. Домашнее задание

Чтение текста (с.62-64); по желанию - задание №5 (рабочая тетрадь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3 классе. Тема: Закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челяб

Урок-закрепление пройденного материала по темам: «Экосистемы леса, озера, болота и луга». НРК «Животные и растения экосистем леса, озера, болота и луга Челябинской области». Организация урока по т...

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Горные экосистемы"

Урок разработан по учебнику А.А. Вахрушева "Школа 2100". К конспекту прилагается презентация....

Фрагмент личностно-ориентированного урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экосистема поля"

Урок построен на основе деятельностного подхода с применением информационных технологий. Программа "Школа 2000"...

Проект "Глобальные экосистемы" (урок окружающего мира в 4 классе)

Презентация используется при проведении урока-проекта "Глобальные экосистемы" в 4 классе....

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

Урок окружающего мира во 2 классе ОС "Школа 2100" по теме "Горные экосистемы"

Цели: познакомиться с горными поясами, экосистемами гор, растительным и животным миром. Планируемые достижения: Предметные: знать экосистемы гор, растения и животных гор. Познавательные: уметь изв...