Конспект урока "Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Данный урок призван закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях, показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов, показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_po_okr.miru_.docx | 29.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 13 города Ставрополя
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему:
«Путешествие по лесной тропе. Экосистема леса.»
Подготовила учитель начальных классов
Федюшина Ольга Викторовна
Цели и задачи урока:
- Закрепить знания учащихся о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.
- Показать отличия хвойных, смешанных и лиственных лесов.
- Показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
- Совершенствовать умение ориентироваться в учебнике, дополнительной литературе, умение работать с картой.
- Показать взаимную приспособленность живых организмов-членов экосистемы леса, их зависимость от неживых компонентов и влияние на них.
- Развивать у детей познавательную активность.
- Воспитывать любовь к природе и ответственное отношение к ней.
Оборудование:
- Карта природных зон России.
- Интерактивная доска и проектор.
- Красная книга России в слайдах.
- Атлас-определитель «От земли до неба»
- Звукозапись «Голоса птиц»
- Выставка дополнительной литературы по данной теме.
Ход урока.
- Организационный момент.
-Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне
скажете сами, когда угадаете имя таинственного жителя. Его имя мы бу-
дем разгадывать так: я называю вопрос, вы-ответ. Если ответ правильный,
то тот, кто сказал, может открыть любую букву в имени гостя.
2.Актуализация знаний.
На доске карточки с буквами.
-Начинаем блиц-турнир «Я знаю лес».
1) Какой лес мы называем тайгой?
2) Какое особое отличие есть у лиственницы?
3) Это животное умеет не только прыгать, но и летать.
4) Плодами какого дерева являются желуди?
5) В народе это дерево называют «сладким». Во время цветения к нему
летят пчелы, а мед потом будет самым душистым.
6) Какая птица распространяет плоды кедровой сосны?
7) какое дерево является символом России?
8) У какого животного пять темных полос на спине?
9) У какого дерева листочки дрожат при малейшем дуновении?
-Кто же скажет, как зовут таинственного гостя?
Л Е С О В И Ч О К
-А где он живет?
-Вот туда мы и совершим сегодня прогулку. Вспомним растения и
животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса.
А в конце урока ответим на вопрос: Что мы сажаем, сажая лес?
3. Основная работа с учащимися.
1) Работа по атласам .
-А сейчас поработаем по атласам и по карте. Откройте атласаы на стр.12,
где расположена карта «Природные зоны России». Поработаем в парах.
-Ответьте на вопросы:
1) Где находится зона лесов относительно зоны тундры?
2) В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса?
3)Какая в зоне лесов земная поверхность?
4) Каковы размеры зоны лесов по сравнению с другими зонами?
5) Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их площади.
-А теперь ответьте на вопрос:
Как вы представляете себе, что такое лес? Сделайте вывод.
Итак, лес- это сложное природное сообщество, в котором ужива-
ются вместе деревья, кустарники, травы, животные.
-Какие деревья растут в лесу?
-Правильно, в лесу растут лиственные и хвойные растения.
-Каким одним словом можно объединить ель, сосну, кедр?
Хвойные деревья.
-Как называется лес, в котором растут одни хвойные деревья?
Хвойный.
-Каким одним словом можно объединить березу, дуб, клен?
Лиственные деревья.
-Как называется лес, где растут одни лиственные деревья?
Лиственный.
-А как называется лес, где смешались и хвойные, и лиственные деревья?
Смешанный.
-А сейчас отгадайте загадки про деревья.
Что это за девица?
Ни швея, ни мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год?
(Ель, сосна, кедр)
-Что для них характерно?
Их листочки-хвоинки. Они опадают не все сразу, а постепенно, в течении
нескольких лет, поэтому хвойные растения всегда зеленые.
-Поговорили мы с вами о хвойных деревьях. Теперь поговорим о листвен-
ных.
-Отгадайте загадку:
Клейкие почки,
Зеленые листочки,
С белой корой
Стоит под горой.
( Береза )
Весной на березе, еще до первых листочков, появляются длинные
сережки. Это многочисленные цветки, из которых к концу лета
созревают семена. Древесину березы используют для изготовления
лыж. Березу считают символом России. Очень вкусен березовый сок.
-Отгадайте, а что это за дерево?
И высок, и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
( Дуб )
-Что вы знаете о дубе?
Дуб- это долговечное и самое крепкое дерево в наших лесах. Ствол дуба
очень мощный. Листья дуба распускаются поздно весной, но долго
удерживаются на ветвях осенью. Семена у дуба-желуди.
-О каких лиственных деревьях вы хотите рассказать?
Учитель. Наша природа – настоящее сокровище. Ценнейшими
свойствами обладают растения, которые во множестве растут вокруг
нас. Просто мы не всегда знаем о «чудодейственных» свойствах самых
обыкновенных трав и веточек. Из одних можно приготовить салты,
гарниры, из других изготавливают стойкие красители, третьи
предсказывают погоду, а четвертые лечат нас от разных недугов.
-Послушайте стихотворения, которые подготовили наши дети Комаровская
Ира , Волкова Саша и Косенко Катя, о лечебных травах. Под запись «Голоса
птиц» учащиеся рассказывают стихотворения:
1) Путника друг – подорожник,
Скромный невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец
Зеленой заплаткою лег.
Путника друг – подорожник,
Многим из нас невдомек.
Что отыскалось лекарство
Тут же на тропке, у ног…
2) Меж клюквы и морошки,
Жилец лесных болот,
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь, растет.
Он снизу сероватый,
Повыше зеленей,
Коль нужно будет ваты –
Найди его скорей.
3) Вот эта ромашка знакома нам тоже.
Ее мы лекарственным другом зовем,
И если случится тебе простудиться.
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый душистый отвар.
-А какие еще лекарственные растения растут в лесу?
( валериана, боярышник, пустырник )
Учитель. Очень часто дети рвут цветы в лесу, а потом бросают
увядшие букеты медуниц, ромашек, фиалок, ландышей, а ведь эти
растения занесены в Красную книгу!
Учитель. Ребята, вы много работали, а сейчас немного отдохнем:
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Руки в стороны поставим,
Правой левую достанем,
А потом наоборот –
Будет вправо поворот.
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз, два, три, четыре,
Плечи выше. Руки шире.
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись!
Учитель. А теперь вспомним животных, которые живут в лесу.
-Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
- В яме спит зимою длинной,
Но чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется (медведь)
Медведь бурый – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать,
Прыгать, влезать на деревья, плавать. Зимой залегает в спячку.
- Хитрая плутовка, рыжая головка
Хвост пушистый – краса!
А зовут ее (лиса)
Лиса – довольно крупный хищник. У нее очень хороший слух. Как только лиса
Услышит под снегом писк мыши, она быстро-быстро раскапывает снег. У нее
очень красивый мех.
- Возле дуба острым рылом
Деловито землю рыл он,
Видно, желуди искал,
Я пугать его не стал,
Не спугнул и мой Полкан,
Очень грозен был… (кабан)
Кабан – это дикая свинья. Это всеядное животное. Он питается орехами.
Желудями, травой. Чтобы добыть еду. Кабан часто роет землю с помощью
клыков, которые у него растут всю жизнь.
- Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошки.
На суку она обычно,
Притаившись ждет добычи.
Не робей, но берегись:
В том лесу, где бродит… (рысь)
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. На ушах у нее – кисточки. Рысь,
Затаившись. Поджидает добычу и тихо подкрадывается к ней.
Учитель. Ребята, сейчас мы повторили знания о том, что лес является домом
Для растений, животных, грибов.
- А чем является лес для человека?
-Какое значение в жизни людей имеет лес?
-Может ли человек обойтись без леса?
-А почему?
-Что мы сажаем, сажая леса?
-Каково же значение леса для каждого из нас?
Лес – это место отдыха.
Лес – это аптека.
Лес – это источник чистой воды и пищи.
Лес – это источник древесины.
Лес – это источник топлива.
Лес – защитник воздуха, водоемов, почв.
Учитель. А сейчас наш ученик Лызин Илья прочитает стихотворение о лесе.
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – держать паруса,
Рубку и палубу, ребра и киль –
Странствовать по морю
В бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Легкие крылья – лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пестрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на котором ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу, и тень –
Вот, что сажаем в сегодняшний день!
Учитель. Оказывается, лес столько много дает человеку. Поэтому надо
Беречь лес и его жителей. Некоторых птиц, растений и животных оста-
Лось очень мало, их занесли в Красную книгу.
-Ребята, а всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли
вине возникают экологические проблемы леса?
-Послушайте стихотворение, которое нам расскажет Григорьева Вика,
и подумайте, о какой экологической проблеме идет речь:
Плакала Саша, как лес вырубали.
Ей и теперь его жалко до слез,
Сколько тут было кудрявых берез!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой.
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал и вон убежал.
Учитель. О какой экологической проблеме идет речь в этом стихотворении?
Речь идет о вырубке леса.
Если раньше лес вырубался по мере надобности топорами, то сейчас
Уничтожаются целые лесные массивы на лесозаготовках.
Вырубка леса является очень серьезной экологической проблемой.
Другая экологическая проблема леса – это незаконная охота , или
браконьерство.
-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было
необходимо людям, чтобы выжить, и они убивали животных не больше.
чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или
почти полному истреблению некоторых видов животных. Поэтому сейчас
охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по
закону. Многие виды редких животных, растений занесены в Красную
книгу.
-У вас было задание нарисовать животных и растений, занесенных в
Красную книгу. Проверим его.
Затем учитель показывает слайды с изображением животных и растений
из Красной книги.
Учитель. Давайте вспомним, какие правила бережного отношения к приро-
де вы знаете?
-Не рвать цветы.
-Не шуметь в лесу.
-Не ломать ветки деревьев.
-Не разорять птичьих гнезд и не брать детенышей животных.
-Помогать птицам и животным зимой.
Учитель. И в заключении нашего урока хочется сказать слова:
Любите природу!
Храните природу!
Не жгите траву!
Не ломайте кусты!
Не сыпьте на землю всякую гадость
И даст вам природа здоровье и радость.
4.Подведение итогов.
Учитель. Ребята, что нового вы узнали о лесе сегодня на уроке? Как нужно
относиться к лесу?
За работу на уроке учащиеся Комаровская Ира, Косенко Катя, Степанова
Алена, Лызин Илья, Бугаева Анна получают оценку «5», учащиеся Яцунова
Милана, Мясников Саша ,Ерохина Даша, Геворкян Георгий получают оценку
«4».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
по лесной тропе
Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру для начальных классов.Занятие проходит в конкурсно-игровой форме....
по лесной тропе
презентация к внеклассному мероприятию по окружающему миру для начальной школы...
Лесной тропой к крепкому здоровью
Внеклассное мероприятие по здоровьесберегающим технологиям с применением ИКТ. Мероприятие было проведено на районном семинаре для руководителей ОУ....
Игра-путешествие"По лесным тропинкам"
Игра-путешествие"По лесным тропинкам"...
Путешествие по лесной тропинке
Экологическое мероприятие «Путешествие по лесной тропинке» можно проводит на кружковых занятиях с детьми начальных классов. Данное мероприятие проводится с целью развития эколо...
Игра-путешествие "По лесным тропинкам"
Игра проводилась в рамках Недели природоведения между командами двух классов (параллель 2-х классов)...
Конспект обощающего урока по окружающему миру "По лесным тропинкам"
Данный урок может быть использован в любом УМК при закреплении материала по теме "Лесная природная зона". Урок проводится в форме соревнования....