Рабочая программа по окружающему миру
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr._miru.docx | 41.82 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
СТАТУС ДОКУМЕНТА
Программа разработана в соответствии с
• Федеральным государственным стандартом начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009г №373);
• Примерной программой начального общего образования (2012 г);
• Федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-15 учебный год (приказ от 31 марта 2014 года №253);
• Требованиями к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта начального общего образования;
• Федеральным базисным учебным планом (2014г);
• Учебным планом МБОУ СОШ № 92 на 2014– 2015 учебный год.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов окружающего мира с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ
- Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
- Экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
- Сохранять и укреплять здоровье.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Система учебных курсов «Зелёный дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного изучения окружающего мира на ступени начального образования, из них в 4 классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Мир и человечество (9ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы. Отчего на земле сменяется день, ночь, времена года. Знакомство с картой звездного неба. Глобус и географическая карта. Пояса Земли. Знакомство с историческими картами.
Природа России (11ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Экскурсия. Лес и человек.
Практические работы. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Зона степей. Пустыни. У Черного моря.
Родной край – часть большой страны (14ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсия. Поверхность нашего края.
Практические работы. Знакомство с картой края. Рассматривание образцов полезных ископаемых своего края. Жизнь леса. Жизнь луга. Жизнь пресного водоема. Знакомство с культурными растениями нашего края.
Страницы всемирной истории (5ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Экскурсия. «Мир древности» экскурсия в краеведческий музей.
Страницы истории Отечества (20ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII – XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской.
Куликовская битва.
Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.
Наше Отечество в XVI – XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX – начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия. Во времена Древней Руси (экскурсия в краеведческий музей).
Современная Россия (9ч)
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- Словесные, наглядные, практические.
- Индуктивные, дедуктивные.
- Репродуктивные, проблемно-поисковые.
- Самостоятельные, несамостоятельные.
Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
- Стимулирование и мотивация интереса к учению.
- Стимулирование долга и ответственности в учении.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучающимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
- поиск ошибки;
- выбор ответа;
- продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся.
Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изучением природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Второкласснику предоставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в четверти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - четверть, полугодие, год. Итоговые контрольные проводятся четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут. Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окружающего мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и умений по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры, вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
б) учебные (столы, доска)
2. Собственно учебные средства:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 4 класс: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 4 класс: в 2-х частях. М.: Просвещение, 2014.
3. Контрольно-измерительные материалы. Сост. И.Ф.Яценко. М., «Вако», 2014г.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. Т.Н.Максимова. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». М., «Вако», 2014 г.
2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.
3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. А.А.Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба» (222 с.).. – М.: «Просвещение», 2010.
Календарно-тематическое планирование по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (А.А.Плешаков)
(2 ч в неделю)
№ | Дата | Дата | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся |
Мир и человечество (9 часов) | ||||
1. | Мир глазами астронома. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и о Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
2. | Планеты солнечной системы. | На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
3. | Звёздное небо - Великая книга Природы. | Изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба, соотносить их с собственным практическим опытом, находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по полярной звезде. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
4. | Мир глазами географа. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человека. Составлять рассказ о географических объектах из дополнительных источников, готовить сообщения о них. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
5. | Мир глазами историка. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
6. | Когда и где? | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
7. | Мир глазами эколога. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о мире с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
8. | Сокровища Земли под охраной человечества. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об объектах Всемирного наследия и животных Красной книги и готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
9. | Сокровища Земли под охраной человечества. Тестирование. | |||
Природа России (11 часов) | ||||
10. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них. Различать холмистые и плоские равнины. Характеризовать формы земной поверхности, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительных источников сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения о них. | ||
11. | Моря, озёра и реки России. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить на физической карте России изучаемые реки, озёра, моря, рассказывать о них по карте. Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океана. Характеризовать особенности изучаемых водных объектов. Находить сведения о загрязнении воды в морях, озёрах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
12. | Природные зоны России. | |||
13. | Зона арктических пустынь. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о живом мире изучаемой зоны, готовить сообщения. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
14. | Тундра. | Находить и показывать на карте зону тундры. Характеризовать зону по плану. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны и её освещённость солнечными лучами. Сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблем, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных тундры, готовить сообщения о них. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
15. | Леса России. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать зону тундры и лесных зон. Находить в дополнительной литературе, Интернете информацию о растениях и животных лесных зон, готовить сообщения о них. | ||
16. | Лес и человек. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Рассказывать о роли леса в природе и жизни людей. Обсуждать правила поведения в лесу. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных Красной книги России, готовить сообщения о них. Характеризовать лесные зоны по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
17. | Зона степей. | Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид степи и леса. Описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость особенностей зоны степей от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны степей и с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Характеризовать зону степей по плану. Извлекать из дополнительных источников сведения о растениях и животных зоны степей, готовить сообщения о них. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
18. | Пустыни. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям. Находить и показывать на карте зоны полупустынь и пустынь на карте. Устанавливать зависимость особенностей лесных зон от распределения тепла и влаги. Сравнивать природу зоны пустынь с природой зоны степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
19. | У Чёрного моря. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить и показывать на карте зону субтропиков на карте и рассказывать о ней. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Работать с терминологическим словариком. Характеризовать зону субтропиков по плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
20. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Природа России» . | |||
Родной край – часть большой страны (14 часов) | ||||
21. | Наш край | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Знакомиться с политико-административной картой России. Находить на ней свой регион. Знакомиться с картой Северо-Западного региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по плану, предложенному в учебнике. Оценивать свои достижения на уроке. | ||
22. | Поверхность нашего края | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Находить на карте региона основные формы земной поверхности. Извлекать из краеведческой литературы информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
23. | Поверхность нашего края (экскурсия) | |||
24. | Водоемы нашего края | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять список водных объектов своего региона, описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану. Составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда и др.) Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
25. | Наши подземные богатства | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, месте и способе добычи полезного ископаемого, готовить сообщение и предъявлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Извлекать из краеведческой литературы информацию о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
26. | Земля - кормилица | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
27. | Экскурсия в лес и на луг | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. С помощью атласа определителя определять растения смешанного леса в гербарии, узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества, выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
28. | Жизнь леса | |||
29. | Жизнь луга | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать луг по фотографии, определять растения луга, знакомиться с животными луга по иллюстрациям учебника. Выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, грибы и животные встречаются на лугу. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять самопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану. Сравнивать природные особенности леса и луга. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушение экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
30. | Жизнь пресного водоема | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Описывать водоём по фотографии, определять с помощью атласа-определителя растения водоёма, знакомиться с живыми организмами пресных вод по иллюстрациям учебника. Выявлять экологические связи в пресном водоёме. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения и животные встречаются в пресных водоёмах родного края. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
31. | Жизнь пресного водоема. Тестирование. | |||
32. | Растениеводство в нашем крае | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры. Различать зёрна зерновых культур. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
33. | Животноводство в нашем крае. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Различать породы домашних животных. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
34. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Родной край-часть большой страны ». Презентация проектов. | |||
Страницы Всемирной истории (5 часов) | ||||
35. | Начало истории человечества. | Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2 части учебника, выбирать проекты для выполнения. Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Рассказывать о жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
36. | Мир древности: далёкий и близкий. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религии. Выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
37. | Средние века: время рыцарей и замков. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средние века. Описывать по фотографии средневековые достопримечательности современных городов. Сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия; место и время их возникновения, особенности храмов. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
38. | Новое время: встреча Европы и Америки. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
39. | Новейшее время: история продолжается сегодня. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать значение исследований Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
Страницы истории России (20 часов) | ||||
40. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы Всемирной истории ». Жизнь древних славян. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Анализировать карту расселения племён древних славян. Выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени. Характеризовать верования древних славян. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
41. | Во времена Древней Руси. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширение территории государства в IX – XI веках. Характеризовать систему государственной власти в IX – XI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси. Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Анализировать былину об Илье Муромце, как отражение борьбы Древней Руси с кочевниками. Работать с 3терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
42. | Страна городов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. В ходе самостоятельной работы в группах анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде. Сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов Древней Руси. Обсуждать важность находок археологами берестяных грамот. Обсуждать, почему былина о Садко могла появиться только в Новгороде. Характеризовать значение летописи об основании Москвы как исторического источника. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из учебного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | ||
43. | Из книжной сокровищницы Древней Руси. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке | ||
44. | Трудные времена на Русской земле. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение монгольских и древнерусских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. Описывать по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
45. | Русь расправляет крылья. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси. Рассказывать по иллюстрациям учебника о Москве Ивана Калиты. Прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы. Обсуждать, какие качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
46. | Куликовская битва. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Прослеживать по карте передвижение русских и ордынских войск. Составить план рассказа о Куликовской битве, рассказывать по плану с опорой на карту. Рассказывать о поединке богатырей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
47. | Иван Третий. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. . Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрации учебника изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига Отмечать на ленте времени даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
48. | Мастера печатных дел. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать роль книгопечатания для распространения культуры в России. На основе самостоятельного изучения материала учебника рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставить современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
49. | Патриоты России. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Обсуждать значение организации народного ополчения и освобождения Москвы от польской интервенции. Отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы. Заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России». Рассказывать о событии от имени участника ополчения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
50. | Пётр Великий. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника и дополнительных источников. Находить на карте города, основанные Петром I. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
51. | Михаил Васильевич Ломоносов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове и рассказывать по плану. Обсуждать вклад Ломоносова в развитие науки и культуры. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
52. | Екатерина Великая. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Составлять план рассказа о Екатерине Великой и рассказывать по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
53. | Отечественная война 1812 года. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
54. | Страницы истории XIX века. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
55. | Россия вступает в XX век. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
56. | Страницы истории 1920-1930-х годов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
57, 58. | Великая война и великая Победа. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
59. | Страна, открывшая путь в космос. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
Современная Россия (9 часов) | ||||
60. | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Страницы истории России ». Основной закон России и права человека | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
61. | Мы - граждане России. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
62. | Славные символы России | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
63. | Такие разные праздники | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
64-66. | Путешествие по России. Тестирование. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. | ||
67-68. | Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие. Презентация проектов. | Понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать свои достижения на уроке. |
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...