Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. XXI век.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса. "Начальная школа XXI века".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
progr_okr.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» составлена на основе авторской программы УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования. Нормативно-правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ № 373 от 06.10.2009 года).
- Основная общеобразовательная программа МАОУ начальной школы – детского сада № 72 на 2015-2019 годы.
- Положение о рабочей программе педагога МАОУ начальной школы – детского сада № 72.
Данная рабочая программа адаптирована для реализации в МАОУ начальной школе – детском саду №72 с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности и уровня подготовленности учащихся четвертого класса.
Назначение предмета состоит в формировании функционально грамотной личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе, владеющей системой знаний об окружающем мире и умений, позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач, руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе учебно-воспитательного процесса.
Программа «Окружающий мир» относится к предметной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир), рассчитана на 66 часов в год и включает в себя 10 часов внутрипредметного модуля «Наш край». Данный модуль создает условия для развития у детей интереса к традициям, истории и культуре своей малой родины, дает детям представление о городе Калининграде и Калининградской области.
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель программы – формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания, правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Исходя из общих положений, программа «Окружающий мир» призвана решать следующие задачи:
- образовательная: формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира;
- развивающая: осознание отдельных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения;
- воспитывающая: решение задач социализации ребенка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально - положительного взгляда на мир, формирование нравственно-эстетических чувств.
Ведущие содержательные линии программы
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества.
- История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивалась экономика, техника, культура и искусство в нашей стране.
Тематический план
№ п/п | Тема | Коли- чество часов | Из них отведено на внутрипредмет- ные модули | Количество часов на лабораторные, проектные, проверочные, творческие (для объединения дополнительного образования) работы | Количество часов на контрольные работы |
1 | Человек - живое существо (организм) | 9 | - | 1 | - |
2 | Твоё здоровье | 6 | - | 2 | - |
3 | Человек – часть природы | 3 | - | 1 | - |
4 | Человек среди людей | 4 | 2 | 1 | - |
5 | Родная страна: от края до края | 12 | 3 | 2 | 1 |
6 | Человек – творец культурных ценностей | 17 | 3 | 1 | - |
7 | Человек - защитник своего Отечества | 9 | 2 | 2 | - |
8 | Гражданин и государство | 6 | - | - | 1 |
Итого: | 66 | 10 | 10 | 2 |
Календарно – тематическое планирование
Принятые сокращения:
ИАД – интерактивная доска
ИНМ – изучение нового материала
ЗИ – закрепление изученного
ОСЗ – обобщение и систематизация знаний
КУ – комбинированный урок
КЗ – контроль знаний
КР, СР, ПР, ЛР – соответственно контрольная, самостоятельная, практическая, лабораторная работа
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Оборудование |
Человек - живое существо (организм) | ||||
1 | Организм человека. Нервная система. | КУ | ИАД, предметные картинки | |
2 | Двигательная система организма человека. | КУ | ||
3 | Пищеварительная система. | КУ | ||
4 | Дыхательная система. | КУ | ||
5 | Кровеносная система. | КУ | ||
6 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. Кожа. | КУ | ||
7 | Как человек воспринимает окружающий мир. Мир чувств. | КУ | ||
8 | Внимание. Память. | КУ | ||
9 | Проверочная работа по теме: «Человек – живое существо» | ЗИ, КЗ | ||
Твоё здоровье | ||||
10 | Режим дня. Правила закаливания. | ОСЗ, ПР | ИАД, картины различной тематики | |
11 | Можно ли снять усталость? | КУ | ||
12 | Поговорим о вредных привычках. | ОСЗ, ПР | ||
13 | Когда дом становится опасным. | КУ | ||
14 | Улица полна неожиданностей. | КУ | ||
15 | Если случилась беда. | КУ | ||
Человек - часть природы | ||||
16 | Чем человек отличается от животного. | КУ | МД, таблицы, ИАД, картины | |
17 | От рождения до старости. | КУ | ||
18 | Проверочная работа по темам: «Твое здоровье. Человек – часть природы» | ЗИ, КЗ | ||
Человек среди людей | ||||
19 | Поговорим о доброте. Что такое справедливость. | КУ | ||
20-21 | М. «Наш край» Историческое достояние Калининграда | КУ | ||
22 | О смелости. Умеешь ли ты общаться? | КУ | ||
Родная страна: от края до края | ||||
23 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | ИНМ | ИАД, картины различной тематики таблицы | |
24 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | ИНМ | ||
25 | Природные зоны России. Степи и пустыни. | ИНМ | ||
26 | М. «Наш край». Природные зоны Калининградской области. | КУ, ПР | ||
27 | Почвы России. Рельеф России. | КУ | ||
28 | М. «Наш край». Калининградская область – анклав России. | КУ | ||
29 | Как возникали и строились города. | КУ | ||
30 | Контрольная работа за 1 полугодие | КР | ||
31 | Россия и её соседи. Япония. | КУ | ||
32 | Россия и её соседи. Китай. | КУ | ||
33 | Россия и её соседи. Королевство Дания. | КУ | ||
34 | М. «Наш край». Соседи Калининградской области. | КУ, ПР | ||
Человек – творец культурных ценностей | ||||
35 | Что такое культура. | КУ | ИАД, картины, плакаты | |
36 | Из истории письменности. | КУ | ||
37 | О первых школах и книгах. | КУ | ||
38 | М. «Наш край». Образование Кенигсберга – Калининграда. | КУ | ||
39-40 | Чему и как учились при Петре I. | КУ | ||
41-42 | Русское искусство до XVIII века. | ИНМ | ||
43-44 | Искусство России XVIII века. | ИНМ | ||
45-46 | Золотой век русской культуры (XIX) | ИНМ | ||
47-48 | Искусство России XX века. | КУ | ||
49-50 | М. «Наш край». Выдающие деятели Калининграда и области | КУ | ||
51 | Проверочная работа на тему: «Человек – творец культурных ценностей» | ЗИ, КЗ | ||
Человек - защитник своего Отечества | ||||
52-53 | Как Русь боролась с половцами. | ИНМ | ||
54-55 | Отечественная война 1812 года. | ИНМ | ||
56 | М. «Наш край». Кенигсберг во время Отечественной войны 1812 года. | ИНМ | ||
57-58 | Великая Отечественная война 1941-1945 годов. | КУ | ||
59 | М. «Наш край». Штурм Кенигсберга. | КУ, ПР | ||
60 | Проверочная работа по теме: «Человек - защитник своего Отечества». | ЗИ, КЗ | ||
Гражданин и государство | ||||
61-63 | Гражданин и государство. | КУ | ||
64 | Контрольная работа за 2 полугодие. | КР | ||
65 | Резервный урок | |||
66 | Резервный урок | |||
Работа с одаренными и неуспевающими детьми (консультации, тренинги и т.д.) |
Планируемые результаты освоения предмета
В результате освоения предметного содержания программы «Окружающий мир» у учащихся 4-го класса предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих умений:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками;
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (далее - УУД).
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами освоения программы «Окружающий мир» в 4-м классе является сформированность следующих умений:
Основные требования к уровню подготовки учащихся четвертого класса
К концу обучения в четвертом классе учащиеся научатся:
- характеризовать признаки живого организма, характерные для человека;
- моделировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания;
- устанавливать последовательность возрастных этапов развития человека; характеризовать условия роста и развития ребенка;
- оценивать положительные и отрицательные качества человека; приводить примеры (жизненные и из художественной литературы) проявления доброты, честности, смелости и др.;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту);
- в соответствии с учебной задачей находить на географической и исторической карты объекты;
- оценивать масштаб, условные обозначения на карте, плане;
- описывать характерные особенности природных зон России, особенности почв своей местности;
- составлять рассказ-описание о странах-соседях России;
- различать год, век, арабские и римские цифры, пользоваться терминами «историческое время», «эпоха», «столетие»;
- соотносить события, персоналии с принадлежностью к конкретной исторической эпохе;
- называть имена наиболее известных правителей разных исторических эпох (в рамках изученного), рассказывать об их вкладе в развитие общества и его культуры;
- различать (называть) символы царской власти, символы современной России. Называть имя Президента современной России;
- описывать основные события культурной жизни России (в разные исторические эпохи), называть их даты (в рамках изученного);
- называть имена выдающихся деятелей, писателей, композиторов разных исторических эпох.
К концу обучения в четвертом классе учащиеся получат возможность научиться:
- применять в житейской практике правила здорового образа жизни, соблюдать правила гигиены и физической культуры; различать полезные и вредные привычки;
- различать эмоциональное состояние окружающих людей и в соответствии с ним строить общение;
- раскрывать причины отдельных событий в жизни страны (войны, изменения государственного устройства, события в культурной жизни).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...