Конспект урока с технологической картой по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Трохина Юлия Владимировна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружаюшего мира в 1в классе.

Тема: Что у нас под ногами?

Педагогическая цель

Формирование представлений о природных объектах, о форме, размерах и цвете предметов; знакомство с часто встречающимися камнями (гранит, известняк, кремень)

Тип, вид урока

Решение частных задач

Планируемые результаты (предметные)

Обучающийся умеет различать камни (гранит, кремень, известняк),  умеет пользоваться лупой, группировать камни по форме, цвету и размеру.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Личностные: будет сформировано положительное отношение к школе и учебной деятельности.

Регулятивные: научится принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеет точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: Обучающийся научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, осуществлять поиск нужной информации в учебнике; получит возможность научиться: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в группе, используя представленную информацию для получения новых знаний.

Формы и методы обучения

Формы: фронтальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины

Гранит, кремень, известняк. Цвет, форма, размер. Значение камней.

Образовательные ресурсы

Образцы и коллекции камней, фотографии и иллюстрации того, как камни могут быть использованы человеком, рисунок Муравья Вопросика, лупа.

Сценарий урока

Этап урока, цель

Методический прием

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Текущий контроль

Осуществляемые действия

Формируемые умения

1

2

3

4

5

6

I. Организационный момент. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная беседа

Приветствие.

-Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Проверка отсутсвующих.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место. Отвечают на вопросы.

Проявление эмоциональной отзывчивости

Наблюдение

II.Сообщение темы и целей. Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Фронтальная беседа

На прогулке мы заметили, что под ногами можно встретить различные камешки. Какие-то из них вы принесли на урок и какие-то Муравей Вопросик. Рассмотрите их. Все ли они одинаковы? Чем отличаются?

Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить? Проверьте себя, прочитайте тему урока.

Отвечают на вопросы.

  • Нет.
  • Формой, цветом, размером.

- О камнях.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Сравнение.

Ответы на вопросы.

Самопроверка.

III.Обобщение и систематизация знаний. 

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме

Беседа, работа с лупой, канями и учебником.

Физкультминутка.

Давайте поможем Вопросику разложить их на 3 группы.

Я тоже принесла на урок камни. Сейчас вы разделитесь на 3 группы. Но сначала немного отдохнем.

По дорожке шли,шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

И дальше пошли.

 Каждая группа получит свои образцы камней и лупы.

Рассмотрите камни с помощью лупы, определите по рисунку в учебнике как они называются. Каждая группа должна найти в учебнике название камней, которые этой группе достались, прочитать о том, какие особенности есть у этих камней и как их использует человек. Затем нужно рассказать о том, что вы узнали двум другим группам.

Сортируют камни по форме, цвету и размеру.

Повторяют стихотворение, шагая на месте и приседая.

Делятся на группы. Первая группа получает образцы гранита, вторая — известняка, третья — кремня.

Все рассматривают камни и соотносят с иллюстрациями в учебнике, определяют название.

Читающие находят в тексте информацию о своих камнях.

Группа выбирает выступающего. После того, как группы выступили,  все учащиеся получают возможность рассмотреть остальные образцы.

Классификация.

Осуществляют профилактику утомления

Работа в группах.

Используют лупу и учебник для решения учебной задачи.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме

Наблюдение.

Наблюдение.

Взаимопроверка.

IV.Контроль и самопроверка знаний. 

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции

Фронтальный опрос

Что мы можем встретить под ногами?

Чем отличаются друг от друга разные камешки?

Названия каких камней вы запомнили?

Для чего они служат?

  • Камни.

  • Формой, цветом, размером.
  • гранит, кремень, известняк.

- гранит и известняк используют в строительстве, с пом. Кремня можно высекать искры.

Строят рассуждения  в форме связи простых суждений об объекте.

V.Подведение итогов. 

Анализ и оценка успешности достижения цели и перспектива последующей работы

Обобщающая беседа.

Чему новому вы сегодня научились?

Что вы увидели с ее помощью?

Работать с лупой.

Особенности строения камней (гранит состоит из разноцветных зерен и имеет разные оттенки; известняк состоит из раковин морских животных)

Ответы на вопросы.

VI.Домашнее задание. 

Комментирование задания

Найти информацию о других камнях

Классный руководитель: Трохина Ю.В.



Предварительный просмотр:

Формирование метапредметных умений на уроках окружающего мира.

Федеральный государственный образовательный стандарт поставил в качестве главных результатов не предметные, а метапредметные – универсальные учебные действия. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Как же достигаются метапредметные результаты средствами курса «Окружающий мир»?

Как проходит обычный урок, например, по природоведению или «окружающему миру»? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – например, параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит отметку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

        Назначение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения происходит формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры; закладываются основы экологической и культурологической грамотности.

В процессе изучения курса «Окружающий мир» развиваются общеучебные умения ребенка, такие, как способность наблюдать, анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, выдвигать и проверять гипотезы, творчески подходить к проблемной ситуации, представлять свои наблюдения и выводы в принятых формах,  а также специальные умения, такие, как: устанавливать временные и причинно-следственные связи между процессами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать ход природных и социальных процессов и т.д.

Важнейшей линией курса является линия развития оценочной самостоятельности учащихся, благодаря которой закладываются умения различать известное и неизвестное, критериально и содержательно оценивать процесс и результат собственной учебной работы, целенаправленно совершенствовать предметные умения.

        Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять экологические рассказы и сказки на основе простейших   моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
  • Работа с текстом: осознанное чтение вслух небольших текстов, понимание их содержания; составлять небольшое монологическое высказывание на поставленный вопрос, логично выражать свои эмоции, чувства; приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения научно-познавательных текстов, инструкций.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи    (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  • Слушать и понимать речь других.
  • Читать и пересказывать текст.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше был более распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия… А если нет?

         Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке.

Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.

Учебники и рабочие тетради курса «Окружающий мир» в УМК «Школа России» полностью отвечают требованиям стандарта. В них предусмотрены необходимые задания, место для выполнения проектов, различные схемы и модели, место для фиксации результатов проведенных наблюдений и опытов. Введены условные знаки, указывающие на индивидуальные, групповые и парные работы. В каждом разделе указаны цели его изучения и имеются страницы для самопроверки и самооценки.

В первом классе на уроке окружающего мира, например,  по теме «Что у нас под ногами?» на одном из этапов мы организуем групповую работу. Как это можно сделать? Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек (подразумевается, что дети работали в группах неоднократно, имеют представление о том, как распределять обязанности в группе, как работать по составленному плану, соблюдают правила поведения и общения и т.п.). Каждая группа получает лупы и свои камни из школьного набора, учебник и задание: изучить с помощью лупы образцы своего камня, соотнести с рисунком в учебнике и определить его название. Далее в тексте найти информацию о его особенностях и значении в жизни человека. Представитель каждой группы должен рассказать о своем камне по следующему плану:

- название камня;

- описание внешнего вида;

- особенности строения;

- значение в жизни человека.

        После докладов группы обмениваются камнями и рассматривают их. На этапе закрепления материала в парах можно выполнить задание в рабочих тетрадях.

Заметим, что в учебнике при изучении этой темы нет знака «групповая работа». Таким образом, учитель сам может решать, где использовать тот или иной вид работы.

Таким образом, учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру "Мы ловкие, быстрые, сильные" урок - игра 2 класс

Технологическая карта по окружающему миру "Мы ловкие, быстрые, сильные" урок - игра 2 класс. "Начальная школа XXI века"....

Конспект урока в форме технологической карты по окружающему миру в 4 классе по теме: «Антарктида». Презентация

Цель урока: формирование представления о материке Антарктида, его особенностях; развитие умения работать с различными источниками информации; воспитание любознательности, умения работать в группах.Пла...

Технологическая карта по окружающему миру на тему: "Россия на карте", 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (Окружающий Мир) Тема: Россия на карте Цели деятельности учителя: ознакомление с понятием «географическая карта»; с условными знаками на карте  Планируемые ре...

План-конспект урока, технологическая карта по окружающему миру на тему: "Звёздное небо".

   Одной из задач курса «Окружающий мир» является экологическое воспитание учащихся начальных классов. Ребенок младшего школьного возраста осваивает окружающий мир через п...

Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: «Российский союз равных» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: систематизировать уже имеющееся представление о народе; познакомить с понятием « субъект », познакомить с государственными ...

Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: «Начало Московского царства» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представления об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ива...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Превращение и круговорот воды в природе" (3 кл.) «Школа России», учебник окружающего мира: 3 класс, А.А. Плешаков.: часть 1, учебная презентация

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятие о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе;Задачи урока Планируемые результаты...