Конспект урока в форме технологической карты по окружающему миру в 4 классе по теме: «Антарктида». Презентация
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Цель урока: формирование представления о материке Антарктида, его особенностях; развитие умения работать с различными источниками информации; воспитание любознательности, умения работать в группах

.Планируемые результаты: Личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

 Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные – закрепить полученные знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока в форме технологической карты по окружающему миру в 4 классе по теме: «Антарктида».

Составитель: Гумирова Надежда Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Песчанская сош», Увельского района Челябинской области.

Оборудование: проектор , экран, ноутбук, глобус, карта полушарий, энциклопедии, карточки с заданиями для работы групп, презентация учителя об Антарктиде и ученика о пингвинах, учебник.

Цель урока: формирование представления о материке Антарктида, его особенностях; развитие умения работать с различными источниками информации; воспитание любознательности, умения работать в группах

.Планируемые результаты: Личностные – устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Метапредметные:

 Регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия.

Познавательные – выявлять известное и неизвестное, осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию.

Коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные – закрепить полученные знания.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Комментарии

Организационнй  момент.

Включение детей в деятельность.

У.: Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидают интересные задания, новые открытия. А кто будут вашими помощниками? (учитель, учебник, знания).  

Я знаю, вы все любите путешествовать,

поэтому приглашаю вас сегодня в безлюдное, но удивительное место земного шара, которое называется ледяным континентом.

Куда мы отправимся? Как вы догадались?

.

Ответы детей:

- в Антарктиду

- Континент – это материк. Люди не живут постоянно на этом континенте, весь материк покрыт льдом.

ЛУУД:

Мотивационная основа учебной деятельности, внешние мотивы.

Показ слайдов

Постановка учебной задачи

У.: -  С какой целью каждый из вас отправится в это путешествие?

- Какой путь надо нам преодолеть? Как узнать? (измерить расстояние, применить масштаб)

- Итак, какое расстояние надо преодолеть? Какие личностные качества и умения нам потребуются, чтобы преодолеть этот огромный путь и добиться поставленной цели?

(Выносливость, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность и др.)

- Узнать больше о нашем земном шаре, об удивительном материке Антарктида, учиться наблюдать, делать выводы.

Дети высказывают отношение к поставленной задаче.

ЛУУД:

Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

ЛУУД:

Способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.

РУУД:

Принимать учебную задачу.

Практическая работа по вычислению расстояния от Перми до крайней точки Антарктиды по карте или по глобусу.

Актуализация знаний учащихся.

У.: - Как мы будем изучать Антарктиду?

- Я предлагаю работать в командах (группах). Каждой команде нужно провести исследование, а потом поделиться с другими тем, что узнали об Антарктиде.

Задания:

-узнать о климате Антарктиде

-узнать о растительном мире

-узнать о животных Антарктиды

-узнать о население Антарктиды

У.: Итак, послушаем наших исследователей. Что вы узнали о климате Антарктиды? Какие вопросы вы хотите задать исследователям первой команды?

У.: Антарктида покрыта льдом, но на ней есть особенные места, о которых в своем сообщении расскажет…

У.: Своими открытиями поделятся учащиеся второй группы исследователей. Что вы можете рассказать о растениях Антарктиды?

У.: Слушаем третью группу исследователей. Что вы узнали о животных? Что еще вам интересно узнать о животных Антарктиды? Подробнее расскажет о самых распространенных обитателях Антарктиды…

У.: Слушаем четвертую группу о населении Антарктиды.

У.: Предлагаю сделать «зарядку» для глаз.

Любопытная Варвара смотрит влево,

Смотрит вправо,

Смотрит вверх и смотрит вниз,

За работу принялись.

У.: Чем в Антарктиде занимаются люди?

(в том случае, если учащиеся не рассказывают  об открытии Антарктиды, учитель рассказывает сам)

У.: Почему Антарктида является материком? Что на этом материке особенно вас заинтересовало? Антарктида была открыта последней из материков Земли. Существование Южного материка предполагалось очень давно, на старинных картах его часто объединяли с Южной Америкой или с Австралией, получившей название в честь этой гипотетической части суши. И только экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южно-полярных морях на шлюпах «Восток» и «Мирный» подтвердила факт наличия шестого материка Земли. Это случилось 16 (28) января 1820 года (официальная дата открытия Антарктиды) в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена. 

Английский мореплаватель Джеймс Кук, побывав около берегов Антарктиды, не понял, что это материк. Он писал: «Если кто-то сможет проникнуть далее меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий, потому что миру его открытия не принесут никакой пользы».

- Вы согласны со словами Д. Кука? Какое значение имеет открытие «ледяного континента»?

Учащимся предлагается выполнить задание тестового характера. Для этого на слайде даны  пять утверждений об Антарктиде. Каждому ученику розданы листки. Предлагается поставить номера утверждений и напротив каждого высказывания поставить «+» или «-«:

А) Антарктида – это шестой материк земного шара.

Б) На нем в большом количестве распространена растительность.

В) Императорские пингвины выводят птенцов летом.

Г) В Антарктиде водятся тюлени.

Д) Антарктида поделена на государства.

Самостоятельная работа учащихся

Сообщения учащихся

Сообщение об оазисах Антарктиды заранее подготовленного ученика.

Сообщение учащихся

Презентацию о пингвинах делает один из подготовленных учеников.

Учащиеся закрывают глаза, считают до 10 и обратно, на счет 1 – открывают.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся.

После самостоятельной работы учащиеся озвучивают ответы. Правильность выполнения задания проверяются самими учащимися.

РУУД: принимать и сохранять учебную

 задачу

РУУД: вносить необходимые коррективы действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

ПУУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий.

КУУД: строить речевое высказывание в устной  форме;

РУУД: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

Учащиеся класса разделены на четыре группы. В каждой группе по пять-шесть человек. Ученики самостоятельно определяют роль каждого из членов группы.

Демонстрируется слайд о пингвинах.

Обобщение изученного об Антарктиде

Контроль изученного.

Итог урока. Рефлексия.

У.: Наше путешествие подошло к концу.

Ребята, продолжите фразу:

- У меня все время вертелось в голове…;

- Этот урок для меня…;

- Если бы я вел урок, то…;

- Если бы я наблюдал за уроком со стороны, то я бы…

У.: Дома нарисовать, как вы представляете Антарктиду, написать сочинение «Я в Антарктиде»

Спасибо за урок.

Высказывают свои мнения, высказывают свое отношение к уроку.

Записывают домашнее задание.

Устная рефлексия «Техника «незаполненный паз»

Показ слайда


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Антарктида

Слайд 2

Климат Антарктиды — крайне суровый и холодный. В восточной ее части на станции «Восток» 21 июля 1983 года была зарегистрирована самая низкая температура воздуха на Земле за всю историю метеорологических измерений: 89,2 градуса Цельсия ниже нуля. Этот район — полюс холода Земли.

Слайд 3

Органический мир Антарктиды беден. Здесь повсюду арктическая пустыня. В глубине метрика встречаются лишь бактерии и одноклеточные водоросли, которые иногда окрашивают снег в причудливые цвета. Весь животный мир тесно связан с окружающими Антарктиду морями. Эти моря холодноводные, а значит содержат много кислорода, что способствует развитию планктона, который является источником питания для тюленей, рыб, птиц.

Слайд 4

Растения

Слайд 5

Фауна Антарктиды состоит из различных видов тюленей (тюлени Уэдделла, тюлени-крабоеды, морские леопарды, тюлени Росса, морские слоны) и множества видов птиц: два вида поморников, полярная крачка, пингвины Адели и императорские пингвины. Местом обитания императорских пингвинов считается Южная Георгия. Птицы откладывают яйца в декабре, поэтому в феврале в гнездах из гальки туристы уже могут увидеть пушистых птенцов, которых в течение 63 дней высиживали (точнее — «выстаивали») пингвины-самцы.

Слайд 6

Морской леопард

Слайд 7

Пингвины Пингвины обладают рядом приспособлений, помогающих им выжить в Антарктиде. Их тело покрыто мелкими, плотно прилегающими друг к другу перьями, они придают непродуваемость и обтекаемость. Слой жира до 3 см. ныряют на 2-3 минуты. Максимум на 18 минут. Опускаются до глубины 10-20 м, максимум 265 м. Питаются рыбой кальмарами, рачками, крабами. На них охотятся морские леопарды, касатки.

Слайд 8

На континенте Антарктида отсутствует постоянное население. В зависимости от сезона здесь живет на различных научных станциях от 4000 человек летом (из них граждан России 150 человек) и около 1000 человек зимой (россиян 100 человек ). На территории Антарктиды расположены около сорока станций, функционирующих круглый год. Из них пять станций принадлежат России: Беллинсгаузен, Восток, Мирный, Новолазаревская и Прогресс.

Слайд 9

Антарктида — последний ресурсный резерв человечества, это последнее место, где человечество сможет добывать минеральное сырье после его исчерпания на пяти обжитых континентах. Геологи установили, что недра Антарктиды содержат значительные полезные ископаемые – железные руды, каменный уголь, найдены следы руд меди, никеля, свинца, цинка, молибдена, встречены горный хрусталь, слюда, графит . Научные исследования ледового континента продолжаются . Перспективы антарктических недр весьма велики.

Слайд 10

Антарктида была открыта последней из материков Земли. Существование Южного материка предполагалось очень давно, на старинных картах его часто объединяли с Южной Америкой или с Австралией, получившей название в честь этой гипотетической части суши. И только экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева в южно-полярных морях на шлюпах «Восток» и «Мирный» подтвердила факт наличия шестого материка Земли. Это случилось 16 (28) января 1820 года (официальная дата открытия Антарктиды) в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена .

Слайд 11

Утверждения А) Антарктида – это шестой материк земного шара. Б) На нем в большом количестве распространена растительность. В) Императорские пингвины выводят птенцов летом. Г) В Антарктиде водятся тюлени. Д) Антарктида поделена на государства.

Слайд 12

РЕФЛЕКСИЯ П родолжите фразу: - У меня все время вертелось в голове … ; - Этот урок для меня … ; - Если бы я вел урок, то … ; Если бы я наблюдал за уроком со стороны, то я бы …

Слайд 13

Домашнее задание: Дома нарисовать, как вы представляете Антарктиду, написать сочинение « Я в Антарктиде » Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по окружающему миру 4 класс на тему: "Зона Арктических пустынь"

Технологическая карта и конспект урока окружающего мира в 4 классе. Тема: зона арктических пустынь...

Технологическая карта по окружающему миру 2 класс на тему: "Животные живого уголка"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формировать представление у учащихся о обитателей живого уголка....

Технологическая карта по окружающему миру 2 класс на тему "Нагревание и охлаждение"

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о процессе нагревания и охлаждения, поведение веществ при нагревании и охлаждении.Задачи:Дидактические: 1. Сформировать представление о нагревании и ...

Технологическая карта по окружающему миру, 1 класс по теме: "Идём в гости"

Урок окружающего мира в 1 классе преследует цель: создать условия для развития навыков поведения в гостях, правильного приема гостей, выбора подарка; способствовать развитию диалогической речи, умению...