Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: «Начало Московского царства» , УМК «Перспектива» (4 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование представления об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3;
- Формировать представление о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси.
Развивающие:
- Развивать внимание при выполнении работы;
- Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.
- Развивать коммуникативные способности и умение вести диалог.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику
Оборудование: А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир». 4 класс” ч. 2, УМК «Перспектива»; презентация, проектор, компьютер, экран,
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
Дата: 05.02.2021 Школа: № 95 Класс: 4‒4 Урок: 1 Время: 8:00 Кабинет: 221 | Студент: Кучумова Наталья Дмитриевна Группа: 32 Учитель: Серёгина Надежда Александровна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Начало Московского царства»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: Формирование представления об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3 и о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать представление об эпохе укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана 3;
- Формировать представление о деятельности Ивана Грозного- первого царя Московской Руси.
Развивающие:
- Развивать внимание при выполнении работы;
- Развивать память, логическое мышление, внимание через выполнение заданий.
- Развивать коммуникативные способности и умение вести диалог.
Воспитательные:
- воспитывать уважение друг к другу в процессе работы;
- воспитывать аккуратность;
- воспитывать бережное отношение к учебнику
Оборудование: А. А. Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир». 4 класс” ч. 2, УМК «Перспектива»; презентация, проектор, компьютер, экран,
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на лчностно значимом уровне | Словесный: беседа. Фронтальная форма. | Создание эмоционального настроя. ‒Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо сядут девочки, и ещё тише мальчики. ‒Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Сядьте ровно и красиво. | Приветствуют учителя. | Л: самоопределение Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Фронтальная форма. | Мотивирует на выполнение работы с заданиями. ‒А сейчас давайте проверим как хорошо вы усвоили материал прошлого урока. ‒ Для того, чтобы повторить предыдущую тему, вы будете отвечать на вопросы. Давайте вспомним тему прошлого урока? - В каком году монголо- татары напали на Русь? ‒Как называлось государство монголо- татар? ‒ Почему Русь не смогла дать отпор монголо- татарам?
‒Когда состоялась Ледовое побоище? ‒На каком озере состоялось Ледовое побоище? ‒Какое прозвище получил князь Александра и почему? | Отвечают на вопросы учителя ‒«Москва — преемница Владимира». ‒1237г. ‒Золотая Орда ‒из- за междоусобицы. Княжеских воин. ‒5 апреля 1242г. ‒Чудском ‒невский | П:анализ,синтез П:использование знаково-символических средств П:затруднение в пробном действии П:постановка и формулирование проблемы | Презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа, учебный диалог Фронтальная форма. | Уточняет понимание учащихся поставленных целей и задач урока ‒Сегодня на уроке мы побываем в Москве конца XV века; узнаем, какие изменения произошли на Руси во времена правления одного из московских князей. Ведь прошло 100 лет. ‒Сегодня на уроке мы познакомимся с великим князем, который поднял Русь с колен и сбросил с её плеч тяжесть монголо –татарского ига. Мы с вами будем говорить об правнуке Дмитрия Донского. ‒Решите кроссворд – и вы сможете прочитать имя князя, о котором мы будем сегодня говорить. Какое слово получилось в кроссворде? ‒Значит, какие цели мы можем сформулировать на урок? ‒Какой план работы составим, чтобы достичь поставленной цели? - Прочитайте на с. 32 тему сегодняшнего урока. ‒Что изображено рядом с названием темы? Это печать Ивана III. ‒Рассмотрите внимательно, что изображено. ‒Где вы его встречали? ‒В чем сходство этой печати с российским гербом? ‒О чём говорит появление такой печати у правителя? ‒Двуглавый орел стал также символом освобождения Руси от ордынского владычества. Как равная среди равных стала Русь в одном ряду с другими государствами Европы. | Определяют цели и задачи урока ‒Иван III ‒Познакомимся с Иваном 3 , узнаем почему его так назвали и какой вклад он внес в развитие Руси за годы своего правления. ‒1.Узнаем о Иване III 2.Выполним задание 3.Подведём итоги. ‒ «Начало московского царства» ‒печать ‒На гербе РФ ‒изображение двуглавого орла ‒ Русь стала сильным государством. В ней появился единый правитель | П:анализ,синтез П:самостоятельное формулирование темы и цели урока К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | Презентация |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Наглядный: демонстрация Словесный: беседа, учебный диалог Фронтальная форма. | Организует работу по теме урока. - Ребята, сегодня мы с вами начинаем новый раздел «Московское царство». - В 1462 году московским князем стал Иван III, правнук Дмитрия Донского Показывает портрет. ‒Когда власть над северо-восточной Русью перешла в руки Ивана Васильевича, ему шёл двадцать третий год. Московское княжество расширилось и усилилось, присоединив к себе большинство русских земель. В состав московского государства стали входить Ярославское, Ростовское, Тверское и Новгородское княжество. ‒Будучи маленьким мальчиком, Иван уже принимал активное участие в управлении княжеством. Его отец, князь Василий, был ослеплён врагами, и его «глазами» стал сын. Мальчик от природы был очень наблюдательный. Слепой отец сделал его соправителем и ещё при жизни дал ему титул великого князя. А к 17 годам Иван, хорошо знавший ратное дело, стал воеводой. - А сейчас, кто нам хочет прочитать, какой был Иван III? ‒Несмотря на то, что Русь все еще находилась под Ордынской зависимостью, в 1476 году князь перестал платить дань ордынцам и по этой причине, в июле 1480 года на Русь с огромной армией пошел ордынский хан Ахмат. У Ивана III было два выхода: пойти на вооруженное столкновение с ханом или просто сдаться и возобновить выплату дани. Но москвичи пожелали дать решительный отпор Золотой Орде, и именно поэтому, Иван III стал готовиться к обороне. Русские войска расположились на одном берегу реки Угры и все попытки хана Ахмата перейти реку заканчивались неудачей. Началось знаменитое «стояние на Угре». Но приближалась зима, пришли морозы, и главной заботой Ивана III стало сохранение войска. Когда князь Иван убедился, что монголы через Угру не пройдут, он решил отвести свое войско к Боровску, который в зимних условиях представлял собой более выгодную оборонительную позицию. Ахмат же, решив, что Иван III уступает ему берег для решающей битвы, начал спешное отступление, похожее на бегство. И этот день- 11 ноября 1480 года - принято считать днем освобождения Руси от ордынской зависимости. - Итак, ребята, на какой реке произошло великое стояние? - В каком году хан Ахмат пошел на Русь с войной? - Какую дату считают днем освобождения Руси от ордынской зависимости? - Ребята, а что стало символом государства при княжении Ивана III? ‒В древней символике орел символизировал царственность. На изображении мы видим, что над каждой головой Орла расположен венец. - Ребята, что такое венец? - Наверху, в центре, расположен третий венец- знаменующий собой власть Бога над Россией. Одна голова орла обращена на Запад, другая на Восток, символизируя срединное положение России и грядущее объединение их под властью российского князя. - Этот герб является и поныне символом нашей страны. ‒Ребята, откройте учебник на странице 32, там есть выделенное слово. ‒Кто хочет прочитать его и сказать его определение? ‒Рассмотрите иллюстрацию на с. 33, что изображено? Как называлось место для царя в соборе? | Участвуют в беседе. ‒ Иван III — высокий, худощавый, красивый мужчина великолепного ума и настойчивого твёрдого нрава. Задумав какое-нибудь дело, он подходил к нему осторожно, не торопясь, чтобы в спешке не испортить. Иван III ничего не делал очертя голову, выжидал случая и втихомолку сам подготавливал этот случай. Как и прежние московские князья, он любил власть крепкую, твёрдую, и не хотел ею поступиться ни в каком деле. Расчётливость, медленность, осторожность, стойкость в доведении до конца начатого, хладнокровие – вот отличительные черты Ивана III ‒ На реке Угра ‒1480 ‒11 ноября 1480 год ‒Главным символом стал герб и изображением Двуглавого орла. ‒Венец- это драгоценный головной убор в виде венка или короны, надеваемый как символ власти монарха при совершении обряда возведения на престол.) ‒Казаки - вольные люди, бежавшие от борьбы) ‒царское место. | П:анализ,синтез П:осознанное построение речевого высказывания М:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью М:согласоание общего решения | |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Фронтальная форма. | Организация устной работы Показывает портрет Ивана IV на доске. ‒Посмотрите, пожалуйста, сюда, что мы с вами здесь видим? - Ребята, это символы власти первого русского царя- Ивана IV(показать портрет), но за свой жестокий нрав, его прозвали Грозным. В 8 лет он остался сиротой. Об Иване никто не заботился, ему никто не внушал чувства справедливости, сострадания и милосердия. И от такого воспитания Иван вырос очень вспыльчивым и жестоким. 16 января 1547 года произошло коронование Ивана Грозного. - Как вы понимаете значение слова коронование? ‒Это коронование имело большое государственное значение. Символ царской власти, знаменитая «шапка Мономаха», полученная согласно легенде от Византийского императора Константина, являла собой неоспоримый знак законности владения высоким титулом. - Посмотрите, чем украшена шапка? - После Ивана Грозного «шапкой Мономаха» стали венчать на царство всех русских царей. - Также основными символами царской власти является Скипетр- жезл и Держава- золотой шар с короной или крестом. - Также, при Иване Грозном появилось новое Стрелецкое войско. - Посмотрите на экран, какая у них была одежда, оружие. - А сейчас открываем учебник на стр.34 и вы прочитаете про себя о том, какие изменения в государстве произошли при Иване Грозном. Затем, ответим на вопросы. После прочтения поднимите руки вверх, чтобы я видела, что вы готовы. | ‒ символы власти первого русского царя- Ивана IV ‒Коронование‒ торжественная церемония принятия государем высшего титула, во время которой на него возлагалась корона ‒Она украшена жемчугом и самыми дорогими драгоценными камнями: красными рубинами, зеленым изумрудом, синими сапфирами.) | П:анализ,синтез П:выполнение действий по алгоритму П:построение логической цепи рассуждений К:выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Презентация |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практический: самостоятельная Индивидуальная форма. | Закрепление пройденного материала Теперь самостоятельно решите тест. 1.- Какие задачи стояли перед молодым царем? 2.‒Как было организованно управление в Московском царстве? 3.‒Что такое Земский собор? 4.‒Что такое Судебник? 5.‒Как Иван IV укреплял торговые связи? ‒Обменяйтесь листочками с соседом по парте и сравните с эталоном. ‒Рассмотрите иллюстрацию на с. 34. ‒Что такое мечеть? ‒Почему на территории России живет так много народов? ‒Прочитайте вывод на с. 35 ‒Молодцы! Вы хорошо поработали. | ‒Управлять огромной территорией, надо было выйти в Балтийские берега. ‒С помощью Земского собора и судебника ‒ Собрание разумных и верных людей от каждой земли. ‒свод законов и правил. ‒С помощью безопасного пути по Волге на восток. ‒Место молитвы мулусьман, артихектурное сооружение ‒Потому, что действуют традиции добрососедческого сожительства. | П: анализ,синтез П:использование знаково-символических средств П:построение логической цепи рассуждений Р:контроль | Презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Групповая форма | Организация групповой работы Контролирует выполнение работы ‒А сейчас, поиграем в интеллектуальную игру, которая называется: «Своя игра». ‒Для начала, мы разделимся на 3 команды, сделаем это по рядам. Отвечать Вы будете по очереди, начиная с первого ряда. Напомните, какие правила в группах вы знаете? ‒Теперь, внимательно посмотрите на экран. Вы видите перед собой таблицу. Там прописаны баллы, которые будут защитоваться за правильный ответ и номера вопросов. ‒Ваша задача в группе выбрать вопрос и правильно на него ответить, тогда я защитаю вам баллы. ‒Вести счет я буду на доске, чтобы Вы могли его отследить. ‒Давайте, же проверим какой ряд у нас сегодня был самый внимательный и организованный. Также можно пользоваться учебником, если есть затруднения. Приступим. Если команда не может ответить на вопрос, это разрешаться сделать другой команде. 10 баллов. Что такое Судебник? (свод законов и правил) Что такое Земский собор? (Собрание разумных и верных людей от каждой земли) Кто такие казаки? (вольные люди) 20 баллов. Какой титул взял Иван III у Византийской империи? (Автократор) В каком году кончилось ордынское владычество над Русью? (1480 год, спустя 100 лет после Куликовской битвы) Кем были построены стены Московского кремля при Иване III? (итальянскими мастерами-архитекторами) 30 баллов. В каком возрасте Иван венчался на царство? (в 16 лет) Какие ханства смог завоевать Иван IV? (Казанское и Астраханское) Назовите годы царствования Ивана IV? (1533 — 1584) Игра окончена. Давайте, подсчитаем баллы и определим самую эрудированную команду. Победил … ряд. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали на уроке. | Играют в интеллектуальную игру. | П:анализ,синтез Р:контроль, коррекция оценка К: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли | Презентация |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, | Словесный: беседа Наглядный: демонстрация | ‒Давайте, подведем итоги нашего урока. Что нового вы узнали? Что вы запомнили? Какие цели мы ставили на уроке? (узнать, познакомиться, закрепить) Поднимите руку те, кто считает, что мы достигли этих целей. На доске нарисовано дерево и вам нужно будет повесить карточки. Зеленая‒ я всё понял, желтая ‒ я понял не всё, красная‒ я ничего не понял. | Проводят самооценку. Прощаются с учителем. | П:Рефлексия способов и условий действий Л:Самооценка | Презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс
Презентация по окружающему миру "Начало Московского царства". УМК "Перспектива", 4 класс...
Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России
Технологическая карта по окружающему миру, тема "Правила вежливости", 2 класс, УМК Школа России...
Технологическая карта по русскому языку. Тема урока: «Основные правила орфографии» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: урок рефлексииЦель урока:Повторить основные правила орфографии, формировать орфографические умения и навыкиЗадачи урокаДидактические:Закрепить представления учащихся обосновных правилах орф...
Технологическая карта по окружающему миру. Тема урока: «Российский союз равных» , УМК «Перспектива» (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: систематизировать уже имеющееся представление о народе; познакомить с понятием « субъект », познакомить с государственными ...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Весеннее пробуждение растений". УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тем...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Старинные Весенние праздники " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 05.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...
Технологическая карта по окружающему миру.Тема "Весенний труд " УМК "Перспектива" (2 класс)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Дата: 03.05.2022Школа: МАОУ «Академический лицей №95»Класс: 2-3 Студент: Колдаева Ирина МатвеевнаГруппа: 42Учитель: Удачина И.В.Метод...