Окружающий мир. Урок по теме " Что окружает нас дома?"
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс) на тему

Технологическая карта урока с применением игровых, здоровьезберегающих и гуманно-личностных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir._1_kl_igr_t.docx51.03 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру

1класс

УМК «Школа России»

Тема. «Что окружает нас дома?»

Педагогические технологии, применяемые на уроке.

  • Педагогические технология авторской школы «Школа адаптирующей  педагогики» (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде).
  • Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса «Педагогика сотрудничества», «Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили». « Здоровьесберегающие технологии».  
  • Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся «Игровые технологии», «Проблемное обучение», «Интерактивные технологии».
  •  Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств «Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении». 
  • Воспитательные технологии «Воспитание в процессе обучения»

Цели:

  1. Образовательная: учить группировать предметы домашнего обихода по их назначению; обобщить и систематизировать правила безопасного обращения с некоторыми предметами.
  2. Развивающая: формирование УУД:

личностные УУД:

- умение определять и высказывать самые  простые, общие для всех людей правила;

- умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

 регулятивные УУД

- умение точно выражать свои мысли;

- умение определять цель деятельности на уроке;                                                                    

 - умение определять успешность своего задания.

познавательные УУД:

- умение извлекать информацию из  иллюстраций;

- умение выявлять сущность, особенности объектов;

- умение на основе анализа объектов делать выводы;

-6-

- умение обобщать и классифицировать по признакам.

коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными   

   задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

3. Воспитывающая:

Воспитывать бережное отношение к природе, ценить и уважать труд людей. 

 Воспитывать коммуникативные компетенции в процессе работы в группе, в паре,

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;
  2. формирование эмоционально – ценностного  отношения к окружающему миру.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);
  2. формирование умений отличать домашние приборы опасные от безопасных(познавательные УУД);

формирование умения выстраивать речевые высказывания;

  1. формирование умений работать в статичных группах и парах (коммуникативные УУД);
  2. формирование начальных форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Освоение знаний по теме: «Что окружает нас дома?».

Планируемые результаты: учащиеся научатся группировать предметы обихода; осознают необходимость соблюдения элементарных правил безопасности.

Оборудование: 

Конверт с рисунками из приложения к рабочим тетрадям.

Учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир». 1 класс .М.: Просвещение,2016г. с приложением на электронном носителе. Рабочая тетрадь. Окружающий мир Плешаков А.А. М.:Просвещение, 2016г.

Карточки с рисунками:

  1. Стол,  диван, чашка. 
  2. Пылесос, шляпа, платье.

3.Миска, тарелка, стул.

Иллюстрации: Чайник, холодильник, ковш, шапка, стул у  учащихся-ножницы.

 (создание подготовленной информационно – образовательной среды): ПК учителя, мультимедийное оборудование, презентация к уроку, учебники, рабочие тетради.

Прогнозируемый результат:

1.Сформируется уважительное отношение к иной точке зрения;

  1. Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме, выстраивать речевые высказывания, работать в парах и группах;
  2. Сформируются начальные формы рефлексии;
  3. Сформируется базовый уровень умения характеризовать предметы домашнего обихода.

Этапы урока, педагогические технологии

 Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
универсальные
учебные действия

1.Организационный момент.

 

 « Здоровьесберегающие технологии».  

  Психологический настрой.

 АРМ учителя, презентация. Слайд 1.
 Слова учителя:
Светит солнышко давно
Заглянуло к нам в окно.
Нас оно торопит в класс,
Вновь урок у нас сейчас!
Ребята! Солнышко льет свои лучи и посылает нам  тепло. Мы  становимся (?) добрее, умнее,      внимательнее. Мысленно пошлите свои лучики друг другу, улыбнитесь. С хорошим настроением мы начинаем урок.
 Поздоровайтесь друг с другом

Дети отвечают, как мы меняемся под лучами солнца,  здороваются друг с другом и улыбаются

Личностные УУД:

-Готовность и
способность к саморазвитию и
мотивация к
познанию нового.

- Положительное отношение к школе.

КоммуникативныеУУД:

-Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения.

-Эмоционально- позитивное отношение к сотрудничеству

2.Актуализация знаний

 

«Игровые технологии»

1. Беседа                 

Кто дома узнал о каком-либо животном и хочет поделиться своими знаниями?

Кто прочитал странички для любознательных и хочет что-то рассказать?

2. Графический диктант               

 Работа выполняется на листочках в клетку.

Учитель читает утверждения, а учащиеся ставят знак (Знаки даны на доске). 

- У всех птиц есть перья?

- Все птицы умеют летать?

- Если животное большое, - это зверь?

- Летучая мышь – это птица?

- Кит – это большая рыба?

- Тело зверей покрыто шерстью?

- Пингвин не относится к птицам, потому что он не умеет летать.

(В результате у детей должен появиться рисунок)

3. Работа над загадками.

АРМ учителя, презентация. Слайд 2.

- Отгадайте загадки.         

В одежде богатой,  да сам слеповатый.

Живет без оконца,   Не видывал солнца.

Не дерево, а суковат.

Через море-океан плывет чудо-великан, 

 А ус во рту прячет.

 

Ответы детей

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

Да

 Нет

Нет

 Нет

Нет

 Да

 Нет

 

 

 

 

 

 

 

Крот

 

Олень

Кит

Познавательные УУД:                            -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД:

-потребность в общении со взрослыми и сверстниками.

- Умение слушать собеседника.

-Способность строить понятные для партнера высказывания.

Познавательные УУД:

-Структурирование знаний.

-Анализ объектов с целью выделения признаков.

-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

Личностные УУД:

 -Интерес к способу решения и общему способу действия.

Регулятивные УУД:

 -Целеполагание как постановка учебной задачи.

 

 

 

 - прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения.

 

 

Познавательные УУД:                            -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

КоммуникативныеУУД:

-Умение слушать собеседника.

-Учет разных мнений и умение обосновать собственное.

-Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в конфликтной ситуации.

 3.Самоопределение к деятельности.

«Технология  проблемного обучения»

«Педагогика сотрудничества»

4.Физкультминутка (гимнастика для глаз)

«Здоровьесберегающие технологии»

 

-Муравьишка внимательно слушал вас и радовался вашим успехам Молодцы! Но он пришел с новыми вопросами, он очень любознательный, поможем ему найти ответы на эти вопросы?

- Как называется отдельное помещение в квартире, доме, отгороженное стенами, перегородками?

-Назовите многозначное слово из семи букв: может быть вещь, а может быть особая дисциплина, если дети испытывают затруднение, то возможен следующий вопрос:

-Назовите одним словом: пенал, стул, кастрюля, утюг.

- Объедините по смыслу два угаданных  слова и узнаете тему нашего урока.

 АРМ учителя, презентация. Слайд 3.

Да мы сегодня поговорим о предметах, которые окружают нас дома. Тема нашего урока: «Что окружает нас дома?».          На уроке мы будем учиться объединять в группы предметы, которые окружают нас дома. 

 Отвечают на вопросы

 

 

 Комната

 

 Предмет

 

 

Предметы в комнате

 Познавательные УУД:                             -Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания .

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Подведение под понятие.

-Построение логической цепи рассуждений.

-Формулирование проблемы.

5.Работа по теме урока

«Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении»

«Педагогика сотрудничества»

-Разные предметы окружают нас дома. Назовите их.  Попробуем разделить эти предметы на группы .

АРМ учителя, презентация. Слайд 4.

-мебель, бытовая техника, одежда, посуда.

А вот и Мудрая Черепаха, она  пришла в гости к  Муравьишке.

-А вы хотите заглянуть к нашему другу в гости?

- Замечательно!

 Работа с учебником .

- Рассмотрите домик Муравьишки, что вы можете сказать? Давайте поможем Муравьишке навести порядок.

- С чего мы начнем?  

На этом рисунке пять предметов мебели. Найдите их и назовите

-Найдите и назовите пять электроприборов

-Найдите и назовите семь предметов одежды и обуви

Найдите и назовите шесть предметов посуды

Сколько всего групп предметов?

Назовите каждую группу?

 

Дети поднимают руки. Предлагают свои ответы.

Да

 

 

 В домике беспорядок

 Нужно все предметы разложить по группам: одежду с одеждой, посуду с посудой и и т.д.

 Шкаф для одежды (шифоньер), стул, стол, кресло, шкаф для посуды

Утюг, телевизор, магнитофон, электрический чайник,  люстра

Шуба, пальто, брюки, шапка, носок, сапог, халат

Чайник, кувшин, тарелка, сковорода, кружка, самовар

 Называют

Называют 3 группы

Мебель, электроприборы,     одежда, посуда 

Познавательные УУД:                          

Поиск, отбор и структурирование необходимой информации, моделирование изучаемого содержания 

 Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

самостоятельное создание способов решения проблем творческого  и поискового характера

 Личностные УУД:   -ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку.

 Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.

 Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.

 Коммуникативные УУД:

-умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

Регулятивные УУД:

 Целеполагание как постановка учебной задачи.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

 

 

 

6. Первичное закрепление.

 

«Педагогика сотрудничества»

«Интерактивные технологии»

«Игровые технологии»

Разгадывание загадок. Игра «ОтгадайКА»

АРМ учителя, презентация. Слайд 5.

-Мы навели порядок у Муравьишки. Все вещи и предметы на своих местах. Пора и отдохнуть. Мудрая Черепаха подготовила загадки о вещах.

1.Из горячего колодца через нос водица льется.  

2. Летом папа нам привез                          

 В белом ящике мороз 

И теперь мороз седой

Дома летом и зимой 

Бережет продукты:  Мясо, рыбу, фрукты. 

3. Утка в воде,             

 А хвост на горе.  

4.Сижу верхом,         

.Не знаю на ком.    

5.С ногами – без рук, 

С боками - без ребер

 С сиденьем – без живота, 

Со спиной – без головы.      

 

 

 

Чайник-посуда

 

 Холодильник-бытовая техника

 

Ковш-посуда

 Шапка- одежда

 

Стул- мебель

 Коммуникативные УУД:                     умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

  Познавательные УУД:                          поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей.

 Личностные УУД: 

 Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.

 Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.

 Формирование картины мира.

7. Самостоятельная работа.

  «Педагогика сотрудничества»

Работа с таблицей в учебнике

-Отдохнули, поиграли,

-Все загадки отгадали.

-Нам пора вернутся в класс.

-Дело важное у нас.

(Работа с таблицей в учебнике  и конвертами с рисунками из приложения к рабочим тетрадям.)

-Подготовим для работы карточки и расположим их в учебнике так, чтобы продолжить ряды.

Обсуждение выполненных работ.

 

Коммуникативные УУД:                    умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

-Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

-Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

Регулятивные УУД:

-Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

-Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

8.Физкультминутка

«Здоровьесберегающие технологии»

9. Тренировочные упражнения и задания на повторение.

«Игровые технологии»

«Воспитание в процессе обучения»

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – за парту тихо сесть.

На доске карточки с рисунками 

 «Гимнастика для головастика»    

Игра «Что лишнее?»

1. Стол, диван, чашка.

2. Пылесос, шляпа, платье.

3. Миска, тарелка, стул.

Беседа о безопасном использовании предметов в доме.    

А все ли предметы в доме безопасны? Подумайте, что же опасного может быть дома? Почему?

-Об  этих предметах мы обязательно поговорим на следующих уроках и выясним почему они опасны и какие правила нужно соблюдать, когда мы ими пользуемся.

 

 

Чашка.

Пылесос.

 Стул.

 

 Ответы детей:

 ножницы, игла, нож, вилка…

Ответы детей.

 

 

Познавательные УУД:                      поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей

 -Структурирование знаний.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Выбор оснований и критериев для классификации объектов.-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.-Подведение под понятие.-Построение логической цепи рассуждений.-Формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД:                    умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

 

10. Рефлексия.

«Игровые технологии»

«Педагогика сотрудничества»

(работа в группе)

Игра-соревнование . 

Повторить правила работы в группе.

Класс делится на две группы. Каждая команда получает 10 карточек-рисунков с предметами: одежда, посуда, мебель, электроприборы. Необходимо разделить карточки на четыре группы. Выигрывает та команда, которая справится с заданием быстрее и без ошибок.

-Оцените свои достижения на уроке.

Учитель вместе с детьми дает словесную оценку  всем команда, начиная с той , которая выполнила все правильно. Команды  исправляют, допущенные ошибки.

 

Коммуникативные УУД:

 умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.

-Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

-Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.

-Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества.

-Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Регулятивные УУД:

Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Личностные УУД:

-Развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.

10.Итог урока.

 «Педагогика сотрудничества»

Подошел к завершению наш урок. Что мы хотели узнать в начале урока?

АРМ учителя, презентация. Слайд 6.

-Какие предметы окружают нас дома?  

- На какие группы мы можем их разделить?

Молодцы! Мы выполнили то, что запланировали.

-Что на уроке было самым интересным?

-Самым трудным?

-Какие вопросы у вас остались?

Учитель подводит детей к  одной из следующих тем раздела «Что вокруг нас может быть опасным?»

 

Мы хотели узнать, какие предметы окружают нас дома.

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные  УУД:                      поиск и выбор необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков, установление причинно  – следственных связей.

-Структурирование знаний.

-Анализ объектов с целью выделения признаков.

-Выбор оснований и критериев для классификации объектов.

-Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

-Подведение под понятие.

-Построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные УУД:

-Коррекция –внесение необходимых дополнений и коррктив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном.

Коммуникативные УУД:    

             умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно  контролировать действия друг друга и уметь договариваться.  Личностные УУД: -Сформированность познавательных мотивов- интерес к новому.- Стремление к самоизменению- приобретению новых знаний и умений.

-Формирование картины мира.

-Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Окружающий мир.Урок-игра Тема" Наша безопасность"

Учитель начальных классов МОУ «Клишинская основная общеобразовательная школа» Антонова Елена Владимировна Предмет: «Окружающий мир».  Урок-игра. Обобщение  по  разделу. Тема:« Наша б...

Окружающий мир.Урок по теме "Вторая жизнь дерева" УМК "Гармония".

Конспект  интегрированного урока по окружающему миру + математика, УМК "Гармония"Тема урока "Вторая жизнь дерева" .Урок сопровождается презентацией и  является составной  частью межпред...

окружающий мир урок по теме"Звери (млекопитающие)"

Урок по теме "Звери (млекопитающие)"...

Окружающий мир. Урок по теме: "Золотое кольцо России" 3 класс

Урок-путешествие с использованием ИКТ. Окружающий мир, 3 класс УМК "Школа России". Тема урока: "Золотое кольцо России". В урок включены разные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Цели уро...

Окружающий мир урок - проект, тема "Моя семья", 1 класс УМК "Школа России"

Подробный конспект урока с презентацией, слайдами и видеороликом семей первоклассников...

Окружающий мир. Урок по теме "Путешествие в мир клетки"

Прилагается презентация и текстовый файл с планом-конспектом урока....

окружающий мир урок по теме "Почему нужно чистить зубы и мыть руки?"

Открытый урок по курсу "Окружающий мир". Рассчитан для учащихся 1 класса...