Окружающий мир. Урок по теме: "Золотое кольцо России" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Баландина Надежда Викторовна

Урок-путешествие с использованием ИКТ. Окружающий мир, 3 класс УМК "Школа России". Тема урока: "Золотое кольцо России". В урок включены разные формы работы: групповая, парная, индивидуальная. Цели урока: 1. Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями; 2. Развивать речь, память, умение слушать; 3. Воспитывать Любовь к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_attestatsiya.docx34.11 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Поповская ООШ»

Открытый урок окружающего мира по теме: «Золотое кольцо России» (3 кл)

Урок – путешествие с использованием ИКТ.

Учитель начальных клаccов Баландина Надежда Викторовна

Цели урока:

  1. Знакомство с интересными городами нашей Родины и некоторыми их достопримечательностями.
  2. Развивать речь, память, мышление, воображение, умение слушать.
  3. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование:

  1. Компьютер, проектор.
  2. Слайды, фотографии с изображением городов Золотого кольца.
  3. Рисунки гербов.
  4. Магнитная доска, магниты.
  5. Учебники, рабочие тетради.

Ход урока

I Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

(Парты расставлены для работы детей в группах, на партах название городов по которым будут путешествовать дети, дети занимают места). ( Разделение детей на группы идет перед уроком с учетом того, чтобы в каждой группе были учащиеся, владеющие компьютером).

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постараюсь все понять,

Многое хочу узнать!

II Определение темы урока.

 Учитель: - Сегодня мы начинаем изучать новую тему: «Путешествие по городам и странам». Мы побываем в нескольких древних русских городах.

 - Сегодня мы отправляемся в путешествие. Путешествовать будем группами, чтобы за короткий срок увидеть как можно больше городов и затем рассказать об увиденном своим одноклассникам.

- В путешествие необходимо брать с собой документы. Поэтому нам нужен дневник, тетрадь для записи наблюдений, учебник с картой путешествия.

1. Определение темы урока.

Учитель: - Дети, обсудите, пожалуйста, в группах название темы урока-путешествия. Какая группа быстрее прочитает название.

(На доске буквы на магнитах: ИИССОР ОЦЬЛОК ЕОТОЛОЗ )

1 слайд

2 слайд

- Мы  отправляемся  в  новое  путешествие, побываем в некоторых древних русских городах.

(Показываю по карте) Доска

- Города Золотого кольца разбросаны по шести областям: Московской, Владимирской, Ивановской, Костромской, Тверской и Ярославской.

- Все вместе они образуют знаменитое на весь мир    Золотое кольцо.

- Почему кольцо?

- И почему золотое?

- Какие города и зачем они создавались?

- На эти вопросы мы ответим к концу урока.

- Как вы думаете, какие цели путешествия мы должны себе поставить?

2.Обсуждение в группах целей путешествия.

(примерные цели, которые дети должны поставить)

1 группа:

Познакомиться с интересными людьми. •Получить как можно больше знаний о городах Золотого кольца. Узнать об истории России. •За время путешествия еще больше подружиться с ребятами нашего класса. •Покататься на автобусе.

2 группа:

Хотим узнать об истории городов Золотого кольца; •Во время путешествия посмотреть природу, достопримечательности, памятники городов России;

3 группа:

Познакомиться с городами Золотого кольца. •Посетить музеи. •Погулять по улицам этих городов. •Покататься на катере по Волге.

  1. Работа с картой.

3 слайд

- Около 40 лет назад  (с начала 1970 года) несколько древних городов России к северо-востоку от Москвы были объединены в туристический маршрут, получивший название "Золотое кольцо России".                    

 - Побываем в некоторых из них.

Работа по учебнику и тетради.

Учитель: - Рассмотрите расположение городов Золотого кольца на карте.

 - Найдите на карте учебника стр. 88 и в тетради стр.45 города Золотого кольца.

 - Соотнесите карты и подпишите в тетради названия городов.

-Обратите внимание на то, где расположены города, по которым вам придется путешествовать.

4 слайд.

4. Определение вида транспорта, на котором будете путешествовать.

Учитель: - На каком виде транспорта будет путешествовать ваша группа и почему. Обсудите в группах.

5 слайд

(Примерные результаты обсуждения)

6 слайд

1 группа – путешествуем на автобусе, так как Сергиев Посад, Переславль-Залесский расположены не на реках. На самолете – близкое расстояние, а на поезде не можем, т.к. на картах учебника не указаны железные дороги.

2 группа – путешествуем на катере, так как все города, в которые мы поедем, расположены на Волге. А нам хочется посмотреть и ее.

3 группа – путешествует на автобусе. Хотим полюбоваться природой.

Учитель: - Тем детям, которые будут путешествовать в автобусе, необходимо вспомнить правила поведения в этом виде транспорта.

Правила поведения в автобусе:

1.Веди себя спокойно. 2.Сиди на своем месте. 3.Не ходи по салону автобуса, 4.Не пытайся открыть двери до полной остановки транспорта. 5.В салоне автобуса не разговаривай громко. 6.Не отвлекай водителя разговорами. 7.Не сори. 8.Не высовывайся из окна автобуса. 9.Не выбрасывай мусор из окна на проезжую часть. 10.Из автобуса мальчики выходят первыми и подают руку девочкам, помогают выйти.

  1. Физкультминутка.

Завели автобус мы

Р-р-р-р-р-р-р-р.

Накачали шины мы

Ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш.

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей

Р-р-р-р-р, ш-ш-ш-ш.

Едем, едем, долго едем.

Очень долог этот путь.

Скоро до Москвы доедем,

Там мы сможем отдохнуть.

Учитель:  - Все удобно усаживаемся, включаем контакты, заводим моторы. Поехали! (все слова сопровождаются движениями).

.III Работа по теме

7 слайд

В путешествие по Золотому кольцу мы отправляемся из Москвы. Едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад. 

8 слайд                                1 группа

9 слайд

Он назван в честь святого Сергия Радонежского, который основал здесь в 15 веке большой монастырь. Этот монастырь называется Троице - Сергиева лавра. Слово «лавра» означает главный, самый важный монастырь. И он действительно признан главным монастырём России, своеобразным «русским Ватиканом».

10 слайд

Троице - Сергиева лавра. Здесь расположены мужской монастырь, самая богатая в России библиотека религиозной литературы, знаменитые иконы и памятники старины. Словно по волшебству, оживает здесь история русского православия в камне, красках и колокольных звонах.

11 слайд

12 слайд

На берегах живописного Плещеева озера, в 100 км от Москвы раскинулся Переславль-Залесский. Издавна селились люди вокруг озера, плескавшего волны даже при небольшом ветре. Здесь в 1152 г. на пересечении торговых путей князь Юрий Долгорукий основал новый город. Здесь же молодой царь Пётр I положил начало строительству русского флота, в юности создав свою потешную флотилию.

13 слайд

Переславль-Залесский — город, который, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранились бесценные сокровища древнеруссского зодчества: Никитский, Горицкий, Даниловский монастыри

14 слайд

15 слайд

Затем наш путь лежит в Ростов. Этот город — один из самых древних в Золотом кольце  (862 год), и уже в давние времена его с уважением называли Великим, раскинулся по берегам озера Неро. Самая замечательная часть города — Ростовский кремль.
За его белыми стенами видны многочисленные купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские звоны записаны на аудиокассеты. Лазерные диски и известны во всём мире.

В Ростове мы обязательно полюбуемся знаменитой ростовской финифтью. Это очень красивые украшения с эмалью — броши, серьги, браслеты. Их делают здесь уже несколько столетий.

16 слайд

Центром города является Соборная площадь с величественным Успенским собором (1589 г.) и звонницей (1680-е г.)

Послушаем.

17 слайд;    18 слайд    19 слайд      20 слайд

21 слайд

Следующая остановка г.Углич.             3 группа

22 слайд

Следующая остановка на нашем маршруте — город Углич. Он стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова «угол». Река в этом месте изгибается, течёт «углом».В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция — одна из первых построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы «Чайка».                
  (В древнем Угличе.     Часы «Чайка»)

23 слайд

Углич - древнейший русский город на Волге. Местные летописи сообщают, что город основал в 937 году Ян Плескович, родственник княгини Ольги Киевской, посланный на Верхнюю Волгу «ради сбора дани». Археологические раскопки подтвердили, что эти места обжиты людьми много тысяч лет назад. Обнаружена древнейшая стоянка первобытного человека близ села Золоторучье.

24 слайд

В 1591 году в Угличе погиб младший сын
Ивана Грозного, девятилетний Дмитрий. В
В 1683-1692 годах на месте гибели царевича была возведена Церковь «на крови»

25 слайд

26 слайд

Из Углича мы отправимся в Ярославль — самый крупный город Золотого кольца. Он был основан князем Ярославом Мудрым, имя которого и носит. Ярославль раскинулся на высоком берегу реки Волги. Там, где Которосль сливается с Волгой, находилось когда-то поселение под названием Медвежий угол. Легенда гласит, что в 1010 г. князь Ярослав Мудрый с дружиной захватил это селение, разрубив боевым топором языческое изображение медведя.

27 слайд

Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра.

28 слайд

В центральной части города в числе других архитектурных памятников

сохранилась Церковь Ильи Пророка, построенная в середине 17 века.

29 слайд

30 слайд

Следующий город на Волге, в котором мы остановимся, — Кострома.  Кострома была основана в 1152 году Юрием Долгоруким во время его военного похода в земли казанских болгар.
Из источников явствует, что «были в этом месте леса непроходимые, дремучие дебри», а скрывались здесь         разбойники, от которых «и совсем проезду не было». Юрий Долгорукий «морем пламенным» расправился с разбойниками. А на выжженной земле появился город Кострома.
На обоих берегах Волги располагается город Кострома, известный уникальными фресками Ипатьевского и Богоявленского монастырей. История и архитектура города дает представление о развитии здесь льняной промышленности.

31 слайд

Если посмотреть на план города, можно заметить, что улицы здесь расположены в виде веера. Есть легенда, которая это объясняет.

Когда императрица Екатерина Вторая приказала перестроить город, её спросили, какой она хочет видеть Кострому. В этот момент императрица развернула веер. Вот город и сделали таким необычным. В той части города, где улицы сходятся, расположены старинные Торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. Каждому товару отводилось своё место. Об этом говорят названия — Большие и Малые мучные ряды, Масляные ряды, Пряничные ряды...

32 слайд

Ипатьевский монастырь основан в 13 веке. В середине 17 века на его территории был возведен Троицкий собор. В монастыре хранится знаменитая Ипатьевская летопись. Здесь происходило избрание Михаила Романова  на престол в 1613 году. Это место называют «колыбелью царской семьи Романовых»

33 слайд

34 слайд

Продолжая свой путь вдоль великой русской реки, посетим ещё один прекрасный город на Волге — Плёс. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой и глубокой части реки между двумя изгибами.

     Плёс был основан в 1410 году князем Василием I-м – сыном Дмитрия Донского как военное укрепление на Волге, охранявшее подступы к Москве и приволжским городам. Однако сама история города началась задолго до этого времени. Народное предание гласит, что вначале на этом месте был древний город Чувиль.

35 слайд

Плёс — это город художников. Мы обязательно увидим их здесь за работой. Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Здесь он написал около 40 картин. Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана.

36 слайд            37 слайд

38 слайд

Из Плёса мы отправимся в Суздаль —     всемирноизвестный город-музей. Здесь 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен.  Свыше 200 памятников старины. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля — как будто перенёсся в далёкое прошлое.
В городе есть знаменитый
Музей деревянного зодчества, где собраны старинные постройки из дерева — церкви, избы, мельница и др.

39 слайд         40 слайд

41 слайд

От Суздаля совсем недалеко до Владимира. Его основал князь Владимир Мономах (отсюда название города) в 1108 году. Владимир Мономах построил мощную крепость, защищенную с юга крутыми берегами реки Клязьмы, с севера — речкой Лыбедью, с востока и запада — глубокими оврагами. Красивый город Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (это приток уже известной нам реки Оки).

Спустя несколько десятилетий после основания города   другой русский князь Андрей Боголюбский провозгласил город общерусской столицей. Монголо- – татарское нашествие подорвало мощь Владимира,  и в 14 веке первенство перешло к Москве.

42 слайд

Чтобы полюбоваться городом и его окрестностями, поднимемся на высокую башню, где устроена смотровая площадка. Отсюда старинная часть города видна как на ладони. Спустившись с башни, пройдём по улицам Владимира. Вот перед нами замечательный памятник старины — Золотые ворота.

43 слайд   Вот величественный Успенский собор, который долгое время был главным на Руси. По его образцу построили Успенский собор в Московском Кремле. А вот Дмитриевский собор (справа сверху). На его стенах несколько сотен удивительных резных изображений  (слева)

44 слайд

45 слайд    Боголюбово расположено на реке  Нерль  при впадении   её в Клязьму. Здесь сохранились древние земляные валы, рвы и нижние части белокаменных укреплений.

46 слайд

В полутора километрах от Боголюбова, при впадении реки Нерли в Клязьму стоит один из первых каменных храмов на Руси — Церковь Покрова- на- Нерли (12 век). Она была построена в годы правления князя Андрея Боголюбского.

     А это значит, мы можем представить, какими были храмы в глубокой древности. Ведь это всегда интересно. Это знаменитый памятник Владимиро-Суздальской архитектурной школы.

47 слайд

48 слайд

Из Владимира мы возвращаемся в Москву.

Наше путешествие по Золотому кольцу России закончилось.

49 слайд

Подумай!        
1.Объясни  название  «Золотое  кольцо».
2. Почему древние города строились на берегах рек или озёр?

Проверьсебя!
1.ПеречислигородаЗолотогокольца.
2. В каком городе находится Троице- Сергиева лавра?
3. Что такое финифть и в каком городе её делают?
4. Какие города Золотого кольца стоят на Волге?
5. Какой город Золотого кольца называют городом-музеем?
6. Перечисли главные достопримечательности Владимира.

50 слайд    - Молодцы!

  1. Беседа:

- Назовите города, которые образуют Золотое кольцо.

- В каком городе находится Троице-Сергиева лавра? (Сергиев Посад).

- Что такое финифть? (Красивые эмалевые украшения).

- В каком городе её делают? (В Переславле-Залесском).

  1. Работа с тетрадью.

- Ребята откройте тетради на 47 стр., найдите задание № 4. Нужно соединить линиями названия городов с именами великих людей, в честь которых они названы.

  1. Игра «Узнай город по описанию».
  1. Этот город назван в честь святого Сергия Радонежского. Здесь находится большой монастырь – Троице-Сергиева лавра. (Сергиев Посад).
  2. Улицы этого города расположены в виде веера. Там где они находятся, стоят старинные торговые ряды. (Кострома).
  3. Этот город стоит на Волге в том месте, где река изгибается, течет «углом». В этом городе есть большой часовой завод. (Углич0.
  4. Этот город называют городом – музеем под открытым небом. В нем много церквей, монастырей, часовен. А еще есть Музей деревянного зодчества. (Суздаль).
  1. Работа с тетрадью.

- А теперь, проверим, знаете ли вы достопримечательности городов. Найдите в рабочих тетрадях задание № 5 на стр. 48, читаем его: вырежи из приложения тетради на стр. 85 фотографии и наклей их в нужное окошко. Укажи стрелками названия городов.

VI Итог урока

- В каких древних русских городах мы побывали?

- Попробуйте объяснить название «Золотое кольцо»?

- Понравился ли вам урок?

VII Домашнее задание

Чит. С. 88-97, вопр. С. 98,  р.т.с. зад. № 2, С. 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Золотое кольцо России", 3 класс, методическая разработка

Методическая разработка урока Окружающий мир, (А.А. Плешаков, 3 класс), тема: "Золотое кольцо России" Знакомство со старинными русскими городами, вошедшими в Золотое кольцо России; ...

Открытый урок по теме "Золотое кольцо России"

Девиз урока:"Лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать в учебнике".Целеполагание для учителя:образовательный аспект:1) создать условия для формирования навыков проектной деятельности;2) орга...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у учащихся о древних городах Золотого кольца России.Планируемые результатыПредметные:знать:историю создания древних русских городов;достопримечательности...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России. Углич, Кострома, Иваново" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности: ознакомление  учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями Планируемые результатыПредметные: ...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний у обучающихся, о древних городах, которые образуют Золотое кольцо России.Планируемые результатыПредметные: знать: понятие «Золотое кольцо России&ra...

Открытый урок по теме «Золотое правило нравственности» - 4 класс

Тип урока: открытие новых знанийЦель: создать условия для формирования у учащихся представлений о  «золотом правиле нравственности», как необходимого правила в выстраивании межличност...

Конспект урока по теме "Золотое кольцо России" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и их достопримечательностями.Планируемые результатыПредметные:знать: достопримечательн...