Окружающий мир урок - проект, тема "Моя семья", 1 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Дмитриева Татьяна Николаевна

Подробный конспект урока с презентацией, слайдами и видеороликом семей первоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по Окружающему миру, проведённый в

1 классе.

Проект « Моя семья».

Подготовила: учитель начальных классов Дмитриева Т.Н.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок обобщения знаний.

Цель урока: Способствовать формированию у учащихся представления о семье.

Задачи урока:

  1. Образовательная – способствовать формированию у учащихся представления о семье.
  2. Воспитательная - способствовать формированию у детей чувства любви и уважения к близким людям, правильного отношения к семье, ее членам, их взаимоотношениям, способствовать сплочению и развитию классного коллектива.
  3. Развивающая - создать комфортную атмосферу в классе способствующую творческому самовыражению учащихся, проявления их активности.

Оборудование:

Используемый реквизит: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши, мультимедийная аппаратура, карточки с названиями животных.

Оформление доски.

1.Фото галерея из фотографий, на которых запечатлены члены семей учеников и эпиграф: «Семья вся вместе - душа на месте».

2. Дерево из альбомных листьев.

План урока:

  1. Организационный момент.(5 мин.)
  2. Актуализация темы урока.(2 мин.)
  3. Изучение нового материала. (15 мин.)
  4. Презентация проектов учащихся.(15 мин.)
  5. Индивидуальная работа учащихся, просмотр видеоролика о классе.(8 мин.)

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.Актуализация темы урока.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, отгадав загадки:

Кто загадки отгадает,                                                  Кто нежнее всех на свете?

Тот своих родных узнает:                              Кто готовит вам обед?

Кто-то маму, кто-то папу,                              И кого так любят дети?

Кто сестрёнку или брата,                              И кого прекрасней нет?

А, узнать вам деда с бабой-                              Кто читает на ночь книжки?

Все родные, с кем живёте,                              Не ругает нас с братишкой.

Даже дядя или тётя,                              Кто же это? Наша… (мама).

Непременно вам - друзья,

Вместе вы-одна…(семья).

Кто любить не устаёт,                                                Кто всю жизнь работал,

Пироги для нас печёт,                                     Окружал заботой

Вкусные оладушки?                                                 Внуков, бабушку, детей,

Это наша…( бабушка).                                              Уважал простых людей?

       На пенсии уж много лет

                           Нестареющий наш …(дед).

Кто не в шутку, а всерьёз

Нас забить научит гвоздь?        Я у мамы не один,

Кто научит смелым быть?        У неё ещё есть сын,

С велика упав, не ныть?        Рядом с ним я маловат,

И, коленку расцарапав,        Для меня он - старший …(брат).

Не реветь? Конечно, …(папа).

Кто весёлый карапузик-                                                    Мама с папой говорят,

Шустро ползает на пузе?                             Что теперь я – старший брат,

Удивительный мальчишка -                             Что за куколка в коляске

Это младший мой …(братишка).                             Плачет? Видимо,  от тряски?

                             В ванной ползунков гора!

                             Брату кто она? ... (сестра)

3. Объявление темы.

- Сегодня наш урок посвящён семье.

( слайд № 1)

- Ребята, а как вы думаете, почему семь «Я»? (дети высказывают своё мнение).

Семья-словечко странное,

Хотя не иностранное.

Как слово получилось

Неясно нам совсем.

Ну « Я» - мы понимаем,

А почему их семь?

Не надо думать и гадать,

А надо просто сосчитать:

Два дедушки, две бабушки,

Плюс папа, мама, я.

Сложили? Получается семь человек,

Семь « Я»!

- А если есть собака?

Выходит восемь «Я»?

-Нет, если есть собака,

Выходит « Во»!- семья!

( М. Шварц)

- А сейчас я хочу вам рассказать одну не очень весёлую историю.

- Давным-давно это было. Стояла в наших краях избушка. Жила в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а молодые разъехались кто куда: кто в город, кто на стройку, даже письма друг дружке редко пишут, больше открытки-поздравления с праздником, а что до дома родительского, так совсем про него и забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, в подполье - мышка-норушка, под крылечком - лягушка-квакушка, а в доме под печкой - домовёнок Кузя. Хорошо они жили, только однажды загудели трактора, растащили избушку по бревнышку, кому она, старая да бессемейная, нужна Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнее село.

А Кузя с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

- Ребята, а кто хочет пригласить Кузю пожить в свой дом?

(Примерные ответы детей)

4.  Открытие нового.

- Вот вы говорите, что у вас хорошая и дружная семья, у кого-то она даже спортивная. А как вы думаете: что такое семья? ( Ответы детей).

(Слайд №2)

- В словаре русского языка С.И.Ожегова "семья" определяется как группа живущих вместе родственников. Но для современной действительности семья, прежде всего: это не просто родственники, а дети и родители.

( Слайд №3).

-Давайте определим качества дружной семьи. Какой по вашему мнению должна быть семья?

(Слайд №4).

-Вот вы говорите, что семья счастлива, когда мама, папа и дети вместе. У вас на столах лежат карточки, помогите деткам найти папу и маму.

( Слайд №5)

Вывод: оказывается, у животных тоже есть мама и папа. Но у животных понятие «семья» не так тесно связано, как у людей, за исключением лебедей и львов.

- А в старые времена и не так давние времена бабушки и дедушки, их дети и внуки жили одной семьей, где молодые, хотя и были заняты работой или учебой, находили время, чтобы уделить внимание не только своим любимым родителям, но и бабушкам и дедушкам. Так поддерживалась связь времен, продолжение традиции.

-  Вы  конечно знаете, что мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка и другие члены вашей семьи - ваши самые верные, самые надёжные друзья. Они всегда рядом: и в праздники, и в трудную для вас минуту.

И как бы ни были они утомлены, а иногда даже больны, они всегда вас накормят, напоят, выслушают, приласкают. Дадут вам добрый совет. Не так ли?

Вспомните: когда вы больны, и лежите в постели, и у вас высокая температура, как внимательны и заботливы с вами в эти дни мама, бабушка! Дают вам лекарство. Ставят горчичники и градусник. И шепчут – говорят вам такие добрые – ласковые слова, от которых стихает боль и болезнь уходит. Скажите, какие ласковые слова вам говорят мамы?

(Хороший, любимый, солнышко моё, котеночек…)

Как хорошо, тепло на душе, когда слышишь такие замечательные слова. Слушая их, всегда быстрее идёшь на поправку.

А если в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье?

(Ответы детей)

Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год.

Как вы готовитесь к нему, расскажите.

(Все вместе убираем квартиру, папа приносит ёлку, мы её вместе украшаем, помогаем маме готовить вкусные угощения).

В эти дни от весёлых забот и от любви близких в вашем доме становиться так тепло, что даже Дед Мороз с внучкой заглядывают на огонёк!

Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? По вашему отношению к вещам, можно судить об уважении к труду ваших родных. Подумайте, много ли вы знаете о своих мамах, папах, бабушках, дедушках? Часто ли вы думаете о них? А между тем…

Вот – ваши мамы … Сколько всяких разных дел успевают они сделать за один только день! Приготовить утром завтрак. Убрать со стола. Проводить вас в школу. Много часов мамы на работе. Но они ещё успевают сходить в магазин и приготовить ужин. Привести всё в порядок в доме. Почитать с вами книжку и поиграть. Помыть и уложить вас в постель. Потом постирать, пошить, и повязать, и посмотреть немного телевизор. Ни одна сказочная волшебница не успевает за день переделать столько дел! Хоть у волшебницы есть волшебная палочка… А у мамы такой палочки нет. Впрочем… Может быть, мама со всеми этими делами и не справилась бы, если бы ей не помогал… Кто?

(Папа)

Потому что ваши папы добрые, умные, заботливые, сильные. Про всё на свете знают. Про хоккей. Про то, откуда взялись звёзды. И чем нужно намазать лыжи в большой мороз. Про разные страны. Расскажите, о чём рассказали вам папы?

(Мой папа рассказывает мне, как надо ловить рыбу. Мой папа учит меня играть в шахматы. А мой играет со мной в машинки…)

Вот какие удивительные люди живут-поживают в ваших семьях. Все они самые верные и самые надёжные ваши друзья

А друзей нужно беречь, заботиться о них. Во всём стараться им помочь.

Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям?

(Я мою посуду, протираю пыль, поливаю цветы…)

Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести?

(Не мешать, не шуметь, постараться найти себе занятие…)

Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?

(Просим прощение, говорим ласковые слова, обещаем больше не огорчать…)

Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.

5.Путешествие по фото галерее.

 (рассказ детей о моментах, запечатлённых на фотографиях)

- Ребята, сегодня вы выбрали и принесли фотографии своих родных. На них мы

видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.

6. Творческая работа.

-Ребята, как вы думаете, а наш класс - это семья? ( ответы детей).

Это тоже семья, но школьная. Давайте сделаем наше школьное семейное древо, украсив его рисунками своих семей. (Дети рисуют свои семьи на листочках от дерева и приклеивают на доску).

-Посмотрите, какие замечательные рисунки у вас получились. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о свих близких, самых родных, самых любимых людях для вас.

7. Итог урока.

- В заключение нашего урока я подготовила  презентацию нашей школьной семьи.

( Презентация)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект во 2 классе; А.Плешаков «Окружающий мир», УМК «Школа России»

Материалы урока на тему: «Какие бывают растения»Цели и задачи:·              Включить детей в процесс самопознания и самосове...

Урок с презентацией по окружающему миру "Защита проекта "Моя семья"

Урок разработан в рамках учебной дисциплины "Окружающий мир" ФГОС 1 класс УМК "Школа России". Цель: 1. Формирование у обучающихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга. заб...

Конспект урока по Окружающему Миру Тема: «Проект - Родословная», 2 класс, УМК "Школа России"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩИМУ МИРУТема: «Проект - Родословная»...

Проект по окружающему миру "Богатства , отданные людям" 3 класс "Школа России"

Проект по окружающему миру "Богатства , отданные людям" 3 класс "Школа России"...

Проект "История семьи в истории России"

Представлена подборка материалов обного из мероприятий (01.09.2021) проекта и описание проекта. Материалы можно использовать для проведения в начальной школе классного часа по теме "Родина начина...

Урок-проект "Моя семья"

Урок-проект "Моя семья"...