Рабочая программа по программе "Перспектива" для учащихся 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Рабочая программа с УУД и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_1.docx1.71 МБ
Файл ktp_k_rp_okr_mir_1kl.docx86.79 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе

Календарно-тематический план по окружающему миру для 1 класса

Тема

Кол-во ч

Дата

Основное содержание урока

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

Метапредметные

Личностные

Раздел «Мы и наш мир»

11

1

Инструктаж по ОТ и ТБ.

Что такое окружающий мир

1

Рассказывать о мире, опираясь на материалы учебника и собственные представления.

Ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради, тетради по ОБЖ для 1 класса.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно. Моделировать и изображать безопасный маршрут от дома до школы.

Запомнить домашний адрес и адрес школы.

Составлять распорядок дня, определять в нём время ухода в школу и возвращения домой

Ориентироваться в условных обозначениях учебника

Познакомится с учебником и учебными пособиями

Освоить «роли» ученика, формирование интереса к учению

2

Экскурсия № 1 «Дорога в школу». Инструктаж по ТБ.

 

1

Правила поведения пешехода на дороге из дома в школу

Узнают правила поведения пешехода на дороге

Оценка жизненных ситуаций

3

Природа

1

Высказывать предположения о том, что можно отнести к природе. Различать объекты природы и предметы, созданные человеком. Приводить примеры природных объектов. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в природном окружении то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Что такое природа; различать объекты природы и предметы, созданные человеком

Оценивать своё отношение к окружающему миру; формулировать выводы из изученного материала, высказывать свои предположения, работать в паре

Прививать бережное отношение к природе

4

Неживая и живая природа

1

Различать и называть объекты неживой и живой природы. Приводить примеры объектов неживой и живой природы (по своим наблюдениям).

Обнаруживать связи между неживой и живой природой. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке

Формировать знания о живой и неживой природе; связи между живой и неживой природой

Осознавать ценность природы; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; различать объекты живой и неживой природы

Прививать бережное отношение к природе

5

Культура

1

Различать объекты природы и культуры. Определять природный материал, из которого сделаны предметы культуры.

Различать предметы культуры и произведения культуры.

Сравнивать предметы культуры и располагать их на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно».

Сравнивать древние и современные способы хранения и передачи произведений культуры, находить общее и особенное.

Сравнивать и находить отличительные черты в старинных и современных предметах и произведениях культуры народов своего края. Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия старинных и современных предметов и произведений культуры народов своего края

Различать объекты природы и культуры; формировать эстетические потребности

Формулировать выводы из изученного материала

Прививать любовь к Родине

6

Природа в творчестве человека

Пр. р №1 Рукотворная игрушка из природных материалов. Инструктаж по ТБ.

1

Систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры.

Узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своего края.

Читать схему изготовления игрушки, изготавливать игрушку по схеме

Влияние природы на творчество человека.

Описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Прививать любовь к Родине, уважение к своему народу

7

Мы - люди

1

Подбирать подходящие слова для определения привлекательных черт в облике человека.

Оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия традиционного костюма, музыкально-поэтического творчества народов России, в том числе — своего края. Выявлять и перечислять их особенности

Дать представление о русском национальном характере, о национальном костюме, многообразии и красоте внешнего облика людей разного возраста.

Научатся различать некоторых представителей народов России по их национальным костюмам, формулировать выводы из изученного материала; узнавать и описывать национальный костюм своего народа.

Прививать любовь к Родине, уважение к своему народу

8

Как мы обращаемся с миром

1

Определять и называть органы чувств.

Подбирать подходящие слова для передачи ощущений, воспринятых собственными органами чувств.

Характеризовать ощущения от восприятия окружающего мира персонажами картин отечественных художников.

Оценивать мастерство художников в передаче особенностей и красоты окружающего мира.

Называть признаки, отличающие человека от других живых существ.

Характеризовать предложенные картины и стихотворения, оценивать свои впечатления от их восприятия, определять своими словами самое главное в картинах, контролировать собственную речь, её четкость, правильность

Познакомить с органами чувств и признаками, отличающими человека от других живых существ (речь, память, мышление)

Научатся называть органы чувств, а также признаки, отличающие человека от других живых существ, характеризовать предложенные картины русских художников, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Уважение к своему народу, к своей Родине

9

Люди - творцы культуры

Пр.р. №2 Подарки своими руками. Инструктаж по ТБ.

1

Определять своими словами красоту человеческого труда, радость творчества и общения друг с другом.

 Работать в группе, соблюдая правила совместной работы, контролировать себя в процессе совместной работы, оценивать результаты труда.

Фиксировать при помощи фотосъёмки важнейшие моменты совместной работы, результаты труда

Труд на общую пользу приносит радость

Научатся работать в паре, формулировать выводы, высказывать своё мнение, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Уважение к своему народу, к своей Родине

10

Мир и безопасность

1

Изучать природные опасности и правила поведения при их возникновении; обучаться навыкам ориентировки в ситуациях  и принимать рациональные решения.

Ознакомить учащихся с природными опасностями и правилами поведения при их возникновении.

Научатся  формулировать выводы, высказывать своё мнение, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Формирование интереса к учению

11

Опасные и чрезвычайные ситуации

1

Ознакомить с опасными и чрезвычайными ситуациями

Научатся  формулировать выводы, высказывать своё мнение, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Формирование интереса к учению

Раздел «Наш класс»

13

12

Наш класс в школе

1

Различать, определять и называть объекты природы и предметы культуры.

Сравнивать современную и старинную классную комнату. Различать старинные и современные школьные принадлежности. Моделировать ситуацию обучения в старинной школе, в том числе школе недавнего, ХХ века

Показать в сравнении современную и старинную классную комнату.

Научатся находить объекты природы и предметы культуры в классной комнате, работать в группе, формулировать выводы из изученного материала

Уважение к своему классу

13

Опасная ситуация в школе

1

Характеризовать совместные и индивидуальные способы работы на предыдущих уроках. Отмечать яркие подробности сотрудничества, взаимопомощи, взаимного понимания. Придумывать и делать подписи к фотографиям из жизни класса (с 1 сентября до предыдущего урока). Сравнивать эти фотографии, определять и описывать изменения в отношениях друг к другу за месяц учёбы в школе. Составлять предложения со словами «мы», «я», «дружный класс». Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций. Оказывать посильную помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, в учебной и внеклассной деятельности

Повторить с детьми правила пожарной безопасности; выработать алгоритм действий при пожаре.

Научатся действовать при возникшей опасности в школе, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Оценка жизненных ситуаций

14

Мы – дружный класс

1

Формировать добрые отношения в классе; учить быть терпимым к своим одноклассникам.

Научатся осознавать себя частью классного коллектива, формулировать выводы из изученного материала.

Оценивать сложившиеся отношения в классе, выявлять положительные, предлагать изменения негативных ситуаций

15

Учитель – наставник и друг

1

Описывать своими словами образ учителя в картине. Обсуждать рассказ учителя о персонаже картины. Подбирать пословицы к репродукции картины и к рассказу в учебнике «Учитель — что родитель». Пересказывать рассказы родителей о своих учителях. Характеризовать их облик по фотографиям из семейного альбома

Рассказать о роли учителя в культуре народов России; учить уважительному отношению к труду учителя.

Научатся рассказывать о своём учителе; работать в паре, формулировать выводы, высказывать своё мнение, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Уважение к учителям

16

Природа в классе

1

Рассуждать о целях выращивания комнатных растений.

Определять комнатные растения класса (2-3 названия) с помощью атласа-определителя. 

Узнавать на фотографии, рисунке и в натуральном виде знакомые комнатные растения и называть их. Сравнивать похожие по внешнему виду комнатные растения, находить отличительные признаки.

Рисовать и (или) фотографировать комнатные растения своего класса.

Применять полученные знания и умения при исследовании разнообразия комнатных растений школьного зимнего сада (вместе со взрослыми)

Познакомить с комнатными растениями.

Научатся определять комнатные растения класса с помощью атласа-определителя, получат представление об эстетическом воздействии комнатных растений на человека; научатся работать в паре, соблюдая правила совместного труда.

Прививать бережное отношение к природе

17

Как ухаживать за комнатными растениями.

Пр. р. № 3

Уход за комнатными растениями. Инструктаж по ТБ.

1

Сравнивать иллюстрации учебника и выявлять условия, необходимые для жизни комнатных растений. 

Рассказывать об известных способах ухода за комнатными растениями. 

Называть средства ухода за комнатными растениями, осваивать приёмы их использования (в ходе практической работы)

Познакомить с наиболее распространёнными комнатными растениями, правила ухода за комнатными растениями.

Освоят правила ухода за комнатными растениями, научатся отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; работать с иллюстрациями учебника.

Формирование интереса к учению

18

Что растёт у школы

1

Что растёт у школы

Деревья, кустарники, травянистые растения (травы). Наиболее распространённые представители этих групп растений, встречающиеся возле школы

Формировать представление о многообразии растений

Получат представления об эстетическом воздействии растений на человека; научатся классифицировать растения, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края, формулировать выводы.

Прививать бережное отношение к природе

19

Мир за стеклянным берегом

1

Рассуждать о целях создания аквариумов. 

Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей аквариума. Рассказывать о способах и средствах ухода за аквариумом, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы).

Различать среди обитателей аквариума растения, рыб, улиток. Определять обитателей школьного аквариума с помощью атласа-определителя. Соотносить изображения  аквариумных рыбок и их названия.  

Наблюдать за жизнью аквариума, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Объяснять на примере аквариума связь неживой и живой природы

Познакомить с жизнью аквариумных рыбок, правильному уходу за ними.

Научатся простейшим правилам ухода за комнатными рыбками, работать в паре, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Прививать бережное отношение к природе

20

Кто ещё у нас живёт?

1

Рассуждать о целях создания живых уголков в школах. Выявлять условия, необходимые для жизни обитателей живого уголка. Объяснять смысл высказывания «Мы в ответе за тех, кого приручили». 

Узнавать на рисунках известных обитателей живого уголка, осуществлять самопроверку. Определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя. 

Наблюдать за жизнью живого уголка, фиксировать наблюдения в виде рисунков и (или) фотографий.

Рассказывать об известных способах и средствах ухода за обитателями живого уголка, осваивать приёмы ухода (в ходе практической работы). Подбирать корм для животных живого уголка

Дать представление об обитателях живого уголка; познакомить с условиями их существования, с правилами ухода за ними; показать зависимость жителей живого уголка от ответственности человека.

Познакомятся с обитателями живого уголка, узнают правила ухода за ними, научатся осуществлять  самопроверку, формулировать выводы из изученного материала.

Прививать бережное отношение к природе

21

Какие бывают животные

1

Узнавать и называть животных на рисунках учебника. Подбирать обобщающее название для животных каждой группы, выявлять их существенные признаки, осуществлять самопроверку.  

Приводить примеры животных разных групп (самостоятельно и с помощью атласа-определителя).

Классифицировать животных по изученным признакам. Рассказывать о животных разных групп по своим наблюдениям

Обобщить знания детей о животных, разделять животных на группы: птицы, рыбы, звери

Научатся называть животных разных групп, осуществлять самопроверку, работать с атласом-определителем, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Прививать бережное отношение к природе

22

Делу - время

1

Анализировать смысл первой части пословицы «Делу — время, потехе — час». Давать характеристику школьному распорядку занятий.

Обобщать знания о знакомых уже правилах организации урока и общения на уроке со сверстниками и учителем. Подбирать к рисункам в учебнике подходящие пословицы. Объяснять их смысл. Моделировать ситуацию безуспешной работы, корректировать её ход. Приводить примеры успешности работы на уроках русского языка, математики, технологии, физкультуры и др.

Познакомить с правилами поведения в классе и в школе во время уроков

Учащиеся должны знать и выполнять правила поведения во время уроков, перемен, объяснять смысл пословиц, формулировать выводы из изученного материала.

Формирование интереса к учению

23

Книга – наставник и друг

1

Групповая работа: составлять текст с помощью самодельных литер из поролона или картофеля. Организовывать выставку любимых книг, презентовать одноклассникам любимую книгу. Отгадывать загадки о книгах. Перечислять главные правила обращения с книгами. Делать общий коллаж «Любимые герои наших книг»

Ознакомить с правилами пользования книгой в библиотеке

Научатся соблюдать правила обращения с книгами, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Воспитывать бережное отношение и уважение к книге

24

Потехе - час

1

Обсуждать вторую часть пословицы «Делу — время, потехе — час». Объяснять необходимость соблюдения правил игрового поведения. Приводить примеры развивающих игр, в том числе — игр народов своего края. Участвовать в игре и контролировать своё поведение в игровых ситуациях. Рассказывать правила игр, в которые играли старшие члены семьи. Дополнять выставку старинных игрушек своего края игрушками своими, родителей, бабушек и дедушек. Сравнивать и располагать игрушки как предметы культуры на мысленной шкале «раньше — теперь, давно — недавно»

Роль игры как часть культурного богатства народа, в том числе своего края

Должны знать и соблюдать правила игрового поведения, называть игры своего края, формулировать выводы из изученного материала

формировать умение разумно и с пользой проводить свободное время

Раздел «Наш дом и семья»

14

25

Мы в семье

1

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье

Уточнить понимание терминов ближайшего родства (мать, отец, дедушка, бабушка, дочь, сын, сестра, внук, внучка)

Учащиеся будут ориентироваться в терминах родства, научатся извлекать нужную информацию из фотографии, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Уважение к своей семье, любовь к родителям

26

Моя семья – часть моего народа

1

Называть, с опорой на собственный опыт термины родства. Определять с их помощью свои отношения с каждым из членов семьи. Подсчитывать количество терминов родства в применении к себе со стороны родных. Характеризовать с помощью ключевых слов эмоциональные отношения между членами семьи. Перечислять «волшебные слова семейного счастья», в том числе в языках народов своего края. Оценивать с помощью этих слов свои отношения в семье

Познакомиться со схемой родословного древа, со старинными семейными традициями народов своего края

Учащиеся научатся приводить примеры пословиц о семье, называть ласкательные формы родства (мамуля, бабуля, папуля, дедуля, дочурка, сыночек), формулировать выводы из изученного материала

Прививать бережное отношение к природе

27

Природа в доме

1

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий.

Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей  жизни, в жизни семьи, оценивать  своё отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме.

Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их

Познакомить с разнообразием растений и животных в доме

Учащиеся научатся называть предметы природы в своем доме, узнавать на фотографиях растения и животных, работать с атласом-определителем, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Прививать бережное отношение к природе

28

Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество

1

Сравнивать рисунки в учебнике, оценивать красоту и уют изображённых комнат, объяснять причины различий.

Рассказывать о предметах природы в своём доме (квартире, комнате), обсуждать их роль в своей  жизни, в жизни семьи, оценивать  своё отношение к ним.

Узнавать на фотографиях растения и животных, выделять те из них, которые есть в доме.

Работать со взрослыми: определять растения и животных своего дома с помощью атласа-определителя, рисовать и (или) фотографировать их

Познакомить с природными источниками воды, используемой в быту; с тем, как электричество поступает в дом, обсудить значение воды, газа, электричества в доме

Учащиеся должны запомнить и выполнять правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами, осознавать необходимость использования чистой воды, её экономии, формулировать выводы из изученного материала

Прививать бережное отношение к природе

29

Красивые камни в нашем доме

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия образцов камней (на фотографиях в учебнике и в натуральном виде).

Определять (с помощью учебника и атласа-определителя) названия красивых камней, узнавать изученные камни на иллюстрациях и в натуральном виде.

Рассказывать о значении красивых камней и изделий из них в нашем доме.

Соотносить изделия и природные камни, из которых они изготовлены, осуществлять самопроверку.

Оценивать своё отношение к изделиям из камня; предлагать собственные варианты подобных изделий, рисовать их эскизы

Научить различать камни: гранит, янтарь, малахит и др.; рассказать о значении камней в жизни человека

Называть камни с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать бережное отношение к природе

30

Выйдем в сад и огород. Овощи и фрукты на нашем столе.

1

Узнавать растения сада на иллюстрациях в учебнике, классифицировать их (деревья, кустарники, травы), осуществлять самопроверку.

Узнавать и называть по иллюстрациям и в натуральном виде фрукты, ягоды, овощи.

Соотносить плоды и растения, на которых они созревают.

Рассказывать о своём саде (огороде), о помощи взрослым в садовых (огородных) работах.

Рисовать фрукты  и овощи своего сада, огорода

Познакомить с разнообразием растений сада

Учащиеся научатся называть растения сада, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать бережное отношение к природе

31

Про хлеб и кашу, про чай и кофе

1

Прослушивать и обсуждать рассказ В.И. Даля, раскрывать символический смысл панно, представленного в учебнике, делать вывод о народной традиции особого отношения к хлебу (работа с учителем).

Рассказывать (из жизненного опыта), откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе.

Соотносить  растения и получаемые из них продукты питания.

Практическая работа: определять крупы, кофейные зёрна, чай по фотографиям в учебнике и натуральным образцам, осуществлять самопроверку.

Фантазировать, придумывая и рисуя то, что можно испечь из теста.

Работать со взрослыми: распознавать крупы, кофе и чай на ощупь и по запаху (с закрытыми глазами), рассказывать об освоенном способе распознавания

Рассказать откуда берутся хлеб, каши, чай, кофе; учить бережному отношению к хлебу

Учащиеся научатся формулировать выводы, работать в паре, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Уважение к традициям своего народа

32

Дикорастущие и культурные растения

1

Конструировать определения понятий «дикорастущие растения», «культурные растения», сравнивать свои предложения с приведенным в учебнике эталоном.

Опираясь на иллюстрации учебника, объяснять, как появились культурные растения.

Приводить примеры дикорастущих и культурных растений на основе собственных наблюдений.

Классифицировать растения по известному признаку (дикорастущие - культурные) с использованием символических обозначений, осуществлять самопроверку

Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; показать разнообразие культурных растений, раскрывать их значение для человека

Учащиеся должны осознавать роль растений для жизни человека; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, формулировать выводы из изученного материала

Прививать бережное отношение к природе

33

Собака в нашем доме

1

Описывать выставку собак по фотографиям в учебнике и собственным впечатлениям.

Определять породы собак (с помощью атласа-определителя), узнавать на рисунках изученные породы.

Приводить примеры пород собак (самостоятельно или с помощью атласа-определителя). Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления собаки рядом с человеком

Называть предметы ухода за собакой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей собаке, о взаимоотношениях к ней,  об уходе за собакой.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей собаке, нарисовать или сфотографировать её

Познакомить с условиями жизни собаки и особенностями ухода за ней

Учащиеся научатся осознавать необходимость нести ответственность за тех, кого приручили; называть некоторые породы собак, работать с атласом-определителем, знать правила поведения с бродячими собаками, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Воспитывать бережное отношение к животным

34

Кошка в нашем доме

1

Опираясь на материалы учебника, рассказывать об истории появления кошки рядом с человеком, о взаимоотношениях людей и кошек в прошлом и теперь.

Знакомиться по учебнику с породами  кошек, узнавать на рисунках изученные породы.

Называть предметы ухода за кошкой и характеризовать их назначение.

Рассказывать о своей кошке и уходе за ней.

Составлять по фотографиям в учебнике рассказ о жизни кошки.

Работать со взрослыми: написать рассказ о своей кошке, нарисовать или сфотографировать её.

Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце, оформить его на страницах рабочей тетради

Познакомить с условиями жизни кошки и особенностями ухода за ней

осознавать необходимость нести ответственность за тех, кого приручили; называть некоторые породы кошек,  работать с атласом-определителем, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Воспитывать бережное отношение к животным

35

Проект «Мои домашние питомцы»

1

Проектное задание: составить фоторассказ (или сочинить вымышленную историю, сказку) о своей кошке или другом домашнем питомце,

оценивать свои достижения

Воспитывать бережное отношение к животным

36

Дикие и домашние животные

1

Обобщать имеющиеся представления о диких и домашних животных, объяснять, каких животных называют дикими, а каких — домашними, как появились домашние животные.

Классифицировать животных по известному признаку (дикие или домашние), осуществлять самопроверку.

Приводить примеры домашних животных, рассказывать о целях их выращивания. Прослеживать «историю» продуктов питания и вещей, полученных благодаря домашним животным.

Рассказывать о домашних животных своей семьи и уходе за ними.

Знакомиться с разворотом «Моя коллекция» в учебнике; сравнивать реальных животных и их изображения в виде фигурок, игрушек, обсуждать, почему люди собирают подобные коллекции, рассказывать о своей коллекции (если она есть) и своих игрушках в виде животных.

Работать со взрослыми: рисовать или фотографировать домашних животных своей семьи

Дать представление о диких и домашних животных; показать их сходство и различие, разнообразие домашних животных,

Осознавать  значение животных для человека, называть диких и домашних животных, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Воспитывать бережное отношение к животным

37

С утра до вечера

1

Рассказывать об устойчивом распорядке дел в течение дня. Определять своё место в круге домашних обязанностей. С помощью условных знаков представлять объём домашнего труда каждого члена семьи. Представлять  способы самоконтроля за соблюдением домашнего распорядка дня. Подбирать пословицы о семье, о необходимости бережного отношения к времени. Обсуждать правила здорового образа жизни, обращения с домашней утварью и бытовыми электроприборами как способа проявления личной ответственности перед самим собой и своими близкими

Познакомить с распорядком семейных дел в течении дня

Учащиеся научатся формулировать выводы, осознавать необходимость помощи в ведении домашних дел, знать правила общения с электроприборами, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Бережное отношение к времени

38

Опасность у тебя дома

1

Познакомить с опасными ситуациями дома, учить правильным действиям при возникновении опасной ситуации

Учащиеся должны знать причины возникновения опасности в доме, уметь не допускать этой опасности, формулировать выводы из изученного материала

Оценка жизненных ситуаций

Раздел «Город и село»

14

39

Мы в городе, селе.

1

Определять значение слов «земляки», «горожане» путем сравнения однокоренных с ними слов. Определять значение слова «односельчанин»; сравнивать его со словом «земляк»; находить в этих словах общее и особенное. Сравнивать старинные и современные городские (сельские) занятия и дела, необходимые для поддержания порядка, удобства, красоты жизни людей в городе (селе). Находить общее и различное. Образовывать названия жителей определённых городов (сёл) от названия города (села), в том числе от названия родного или близлежащего города (села)

Дать ученикам представление о жизни города и села, показать в сравнении старинный и современный город (село)

Учащиеся научатся называть приметы старинного и современного города (села), отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Прививать любовь к Родине, уважение к своему народу

40

Красота любимого города и родного села.

1

Различать названия городов (сёл), связанные с особенностями окружающей природы либо с памятью о знаменитых соотечественниках. Характеризовать облик города (села), называть его достопримечательности, соотносить их с особенностями природы и деятельностью людей. Фиксировать с помощью фотосъёмки красивые ландшафты города (села) для выставки в классе

Познакомить с происхождением российских географических названий, пробудить интерес к истории родного края

Учащиеся научатся называть достопримечательности родного города, формулировать выводы из изученного материала

Прививать любовь к Родине, уважение к своему народу

41

Природа в городе

1

Сравнивать фотографии в учебнике, оценивать эмоционально-эстетические впечатления от их восприятия, сопоставлять их с впечатлениями от наблюдений в своём городе.

Обсуждать, для чего нужна природа в городе.

Определять по иллюстрации в рабочей тетради объекты природы в городе, осуществлять самопроверку, соотносить полученную информацию с наблюдениями в своём городе.

Рассказывать о природе своего города.

Фантазировать, выполняя рисунок необычной клумбы.

Проектное задание: составить подборку фотографий или выполнить рисунок на тему «Природа в городе», оформить их на страницах рабочей тетради

Показать, что природа в городе - источник красоты, здоровья, хорошего настроения

Учащиеся должны называть в своём городе достопримечательности, связанные с природой, парки, скверы, бульвары, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать любовь к Родине, уважение к своему народу

42

Что растёт в городе

1

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений в городе, классифицировать растения по известным признакам (деревья или кустарники).

Различать лиственные и хвойные деревья, сравнивать их по существенным признакам, фиксировать результаты сравнения в виде зарисовки в рабочей тетради.

Приводить примеры деревьев и кустарников своего города.

Определять деревья и кустарники своего города (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Узнавать знакомые деревья и кустарники по фрагментам, осуществлять самопроверку с помощью атласа-определителя.

Работать со взрослыми: участвовать в озеленении родного города, рисовать деревья или кустарники, посаженные собственными руками

Познакомить с разнообразием растений в городе, ввести понятия: лиственные деревья и хвойные деревья

Учащиеся научатся работать с атласом-определителем, различать и называть лиственные и хвойные деревья, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать любовь к Родине, уважение к своему народу

43

Чудесные цветники

1

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия цветников, клумб, обсуждать роль цветников в городе.

Знакомиться по материалом учебника с растениями цветника.

Рассказывать о цветниках своего города.

Определять растения цветника (2—3 представителя) с помощью атласа-определителя.

Организовывать соревнование «Кто запомнит больше растений цветника».

Узнавать известные растения цветника на рисунке и в натуральном виде, осуществлять самопроверку.

Выделять среди растений цветника те, которые особенно нравятся (любимые растения), отображать свои предпочтения в рисунке.

Работать со взрослыми: участвовать в создании цветников, клумб, рисовать растения цветника, высаженные собственными руками

Знакомство с растениями цветников,

Учащиеся научатся работать с атласом-определителем,  называть растения цветника, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать эстетическое отношение к природе в городе, стремление украсить свой город

44

В ботаническом саду

1

Знакомиться по материалам учебника с разнообразием растений ботанического сада.

Рассказывать о личных впечатлениях от посещения ботанического сада.

Узнавать на рисунке известные растения ботанического сада, раскрашивать рисунок, осуществлять самопроверку.

Предлагать и обосновывать правила поведения в ботаническом саду.

Фиксировать свои наблюдения в ботаническом саду в форме рисунков или фотографий.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в ботанический сад

Формировать представление о ботаническом саде как просветительском и научном учреждении, личного эмоционального отношения к ботаническому саду

Учащиеся научатся называть растения ботанического сада, работать в паре, осуществлять самопроверку, узнают правила поведения в ботаническом саду.

Прививать эстетическое отношение к природе в городе

45

В зоопарке

1

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных зоопарка, классифицировать их по известным признакам (обитают в нашей стране — живут в других уголках Земли), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в зоопарке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать цели создания зоопарков. Рассказывать о зоопарке своего города.

Предлагать и обосновывать правила поведения в зоопарке.

Фантазировать, рисуя эскиз оформления входа в зоопарк, сравнивать рисунок с эскизом входа в ботанический сад, объяснять различия.

Работать со взрослыми: наблюдать за животными зоопарка, фиксировать свои наблюдения в любой освоенной детьми форме

Формировать представление о зоопарке как просветительском и научном учреждении, изучающем животных

Учащиеся научатся называть животных зоопарка, осуществлять самопроверку,  работать в паре, соблюдая правила сотрудничества

Прививать эстетическое отношение к природе в городе

46

Экскурсия № 2 «Кто живёт в парке». Инструктаж по ТБ.

1

Анализировать иллюстрации учебника, называть животных, обитающих в парке, классифицировать их по известным признакам (насекомые — птицы — звери), осуществлять самопроверку.

Рассказывать о собственных встречах с животными в парке, оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от этих встреч, обсуждать роль животных парка в жизни людей.

Предлагать способы помощи животным парка (устройство кормушек, домиков для птиц и т. д.).

Работать со взрослыми: наблюдать за животными парка, фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов

Показать разнообразие животных парка, роль животных парка в нашей жизни

Учащиеся научатся называть животных парка, осуществлять самопроверку, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать эстетическое отношение к природе

47

Войдём в музей!

1

С опорой на собственный опыт организовывать заочную экскурсию в музей, по материалам учебника проводить экскурсию в качестве экскурсовода. Описывать внешний облик предметов, представленных в экспозициях для мальчиков и для девочек. Выявлять характерные черты предметов в экспозициях и высказывать мотивированное суждение об их особенностях. Контролировать и оценивать поведение посетителей в музее. Сообща формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам

Показать роль музеев и библиотек в нашей жизни

Учащиеся должны называть правила поведения в музее, библиотеке , формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Прививать эстетический вкус, уважение к культуре своего народа

48

В театре

1

Называть правила поведения в театре, на концерте. Участвовать в дидактической игре.

Познакомить учащихся с правилами поведения в театре, на концерте

Учащиеся научатся формулировать выводы из изученного материала; должны знать правила поведения в театре, следовать этим правилам, работать в паре.

Прививать эстетический вкус, уважение к культуре своего народа

49

Экскурсия № 3 «В библиотеку». Инструктаж по ТБ.

1

 Формулировать правила поведения в музее и библиотеке.

В школьной библиотеке задавать вопросы библиотекарю о способах выбора и получения книг, ориентироваться в читальном зале со свободным доступом к книжным полкам

Познакомить учащихся с правилами поведения в школьной библиотеке

Учащиеся научатся формулировать выводы из изученного материала; должны знать правила поведения в библиотеке

Прививать эстетический вкус, уважение к культуре своего народа

50

Мы помним наших земляков

1

Рассказывать о старинных и современных жителях своего города (села) как о своих земляках.

Рассказывать о памятном посещении площадей, улиц, памятников, посвящённых прославленным землякам и согражданам. Презентовать свой фрагмент выставки «Мы помним!»

Формировать интерес к известным людям своего города, края

Учащиеся научатся называть места города (улицы, парки, площади, памятники), носящие имя прославленных земляков, сограждан, отвечать на итоговые вопросы урока и  оценивать свои достижения

Испытывать чувство гордости за свой край

51

Все профессии важны

1

Обобщать известные по предыдущим урокам сведения о профессиях. Устанавливать зависимость между качествами человека и профессией земледельца. По рисункам описывать способы и наблюдать этапы выращивания хлеба в старину. Называть любимые виды выпечки. Перечислять известные профессии и соотносить их особенности с необходимыми для них качествами характера. Моделировать ситуацию «интервью»: выбрать будущую профессию и соотнести с оценкой своего характера, способностей, интересов. Формулировать вопросы родителям об особенностях их профессий

Показать разнообразие профессий, значимость каждой из них

Учащиеся научатся называть известные профессии, работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке

Испытывать чувство гордости за свой край

52

Правила дорожного движения

1

Анализировать и выбирать  наиболее удобную и безопасную дорогу в школу и из школы. Рассказывать правила безопасного пути, соблюдать правила дорожного движения.

Познакомить детей с безопасной дорогой в школу и из школы, с правилами безопасного пути

Учащиеся научатся понимать необходимость соблюдения правил дорожного движения, знать правила перехода через дорогу по светофору

соблюдать правила дорожного движения

Раздел «Родная страна»

8

53

Россия – наша Родина

1

Обсуждать пословицы о родине, родной стороне. Исследовать понятие «малая родина»: перечислить признаки родной земли. Находить на карте края обозначение своего города (села, области, района). На карте России находить и показывать свой край в соотнесением с уже известными по учебнику городами России. В Интернете рассматривать снимок своего местожительства из космоса. Моделировать с помощью глобуса ситуацию полёта космонавта над Землёй и его возвращение из космоса: находить место России на земном шаре, встреча на космодроме, звучание Государственного гимна России, изображение герба, флага России. Подбирать ключевые слова и оценивать чувства космонавта при звучании гимна Родины

Дать основные понятия о символах государства, о происхождении и истории российского герба и флага

Учащиеся научатся различать государственную символику Российской Федерации, отвечать на итоговые вопросы урока и  оценивать свои достижения

Воспитывать уважительное отношение к символам своего государства, патриотические чувства; формировать чувство гордости за свою Родину

54

Москва – столица России

1

Показывать расположение Москвы на карте России. Обсуждать присловья о Москве и соотносить их с изображением Красной площади и зданий Московского Кремля на старинных литографиях и современных фотографиях. Сравнивать их внешний облик, соотносить по силуэтам, находить изменения. Подбирать ключевые слова для выражения впечатления от прослушивания записи колокольного звона и боя часов на Спасской башне Кремля. Определять символический смысл московского герба. Называть его главные цвета. Определять их символический смысл

Познакомить с достопримечательностями города Москвы

Учащиеся научатся  называть основные достопримечательности столицы, формулировать выводы из изученного материала

Развивать чувство любви к своей стране

55

Мы – семья народов России

1

Обобщать уже изученный за год этнографический материал. Описывать традиционные костюмы разных народов по рисункам в учебнике. Выделять их отдельные характерные детали. Называть блюда традиционной кухни народов России и мира: удмуртские пельмени, украинские вареники, дунганские манты, бурятские позы, татарские чебуреки и т.п. Сравнивать их рецепты, находить общее и различное. Устанавливать связь оленьей упряжки с природными условиями Севера. Слушать и сравнивать плясовую музыку разных народов России, находить общее и различное, подбирать ключевые слова для выражения впечатления от неё. Находить общее и различное в игрушках разных народов России. Сравнивать пословицы разных народов России о качествах человека, находить общее и различное. Изготавливать рукотворные игрушки народов своего края, организовывать выставку

Формировать представление о России как будущей родине разных народов

Учащиеся научатся  отличать костюм своего народа, формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы урока и  оценивать свои достижения

Воспитывать уважение к людям других национальностей, гордость за свой край

56

Природа России

1

Совершать воображаемое путешествие по родной стране, опираясь на материалы учебника (анализировать, сравнивать, устно описывать иллюстрации, обобщать информацию). Отображать полученные представления в форме свободного рисунка на фоне контурной карты России.

Рассказывать о своих личных впечатлениях от посещения тех или иных уголков страны.

Сравнивать природу разных районов России с природой своего края.

Работать со взрослыми: написать, в каких местах России уже удалось побывать, а в каких  хотелось бы побывать

Показать разнообразие природы на территории России

Учащиеся научатся  в паре, оформлять свои мысли в устной речи, формулировать выводы из изученного материала

Воспитывать бережное отношение к природе

57

Охрана природы

1

Анализировать рисунок-схему, рассказывать с его помощью об отрицательном воздействии человека на природу. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей и состоянием природы.

Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям.

Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в  этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы.

Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности, отображать её в виде рисунков и (или) фотографий

Показать отрицательное воздействие человека на природу

Учащиеся научатся  осознавать ценность природы для жизни человека и для себя лично; знать правила поведения в природе, формулировать выводы из изученного материала; отвечать на итоговые вопросы урока и  оценивать свои достижения

Формировать бережное отношение к природе

58

Красная книга России

1

Объяснять, что такое Красная книга.

Знакомиться по материалам учебника с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России.

Обсуждать причины сокращения численности и меры охраны растений и животных из Красной книги России. Выражать своё отношение к редким растениям и животным.

Характеризовать отдельных представителей Красной книги на основании полученной информации.

Узнавать изученных представителей Красной книги на рисунках, соотносить изображения и названия.

Работать со взрослыми: находить информацию о других растениях и животных, занесённых в Красную книгу России, рисовать их или подбирать фотографии

Познакомить с растениями и животными из Красной книги России

Учащиеся должны знать, что такое Красная книга, называть растения и животных, занесённых в Красную книгу, осознавать серьёзность необдуманных поступков, работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке

Формировать бережное отношение к природе

59

Заповедные тропинки

1

Совершать воображаемую экскурсию в Приокско-террасный заповедник, знакомиться с ним по материалам учебника.

Обсуждать, какими качествами должны обладать люди, работающие в заповедниках.

Рассказывать о заповеднике родного края, выражать своё отношение к нему.

Осмысливать старинные народные правила охраны природы, объяснять, почему они стали законами современных заповедников.

Анализировать иллюстрации рабочей тетради, оценивать показанное на них поведение людей, формулировать правила поведения в заповедниках.

Работать со взрослыми: найти дополнительную информацию о заповеднике родного края, написать рассказ о нем, проиллюстрировать рассказ рисунком или фотографией

Познакомить с заповедниками России

Учащиеся должны знать, что такое заповедник, формулировать правила поведения в заповедниках, отвечать на итоговые вопросы урока и  оценивать свои достижения

Формировать бережное отношение к природе

60

Правила безопасного поведения в лесу

1

Познакомить с правилами поведения в лесу

Учащиеся научатся  называть правила безопасного поведения в лесу, формировать бережное отношение к природе, формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке

Формировать бережное отношение к природе

Раздел «Человек и окружающий мир»

6

61

Взгляни на человека

1

Участвовать в дидактической игре с использованием характерных масок; различать понятия: внешний облик — внутренний мир человека. Определять по выражению лица, позе, жестам людей (на старинных и современных фотографиях) их настроение, желания, мысли, интересы в соответствии с возрастом. Подбирать ключевые слова для определения внутреннего мира человека, его душевного состояния (строгий, мечтательный, весёлый, грустный и т. п.). Подбирать ключевые слова для определения характера сверстников (застенчивый, озорной, смешливый, внимательный, непоседливый и т. п.). Анализировать по отражению в зеркале своё внутреннее состояние, устно описывать себя в третьем лице

Показать влияние внутреннего мира человека на внешний облик, внешнего облика на внутренний мир

Учащиеся научатся  различать понятия: внешний облик и внутренний мир человека, формулировать выводы, оформлять свои мысли в устной речи, работать в паре, соблюдая правила сотрудничества, отвечать на итоговые вопросы урока и  оценивать свои достижения

Формирование интереса к учению

62

Всему свой черёд

1

Рассматривать в учебнике портреты мужчин и женщин разного возраста, приблизительно определять возраст. Соотносить возрастные признаки внешности человека (выражение лица, жесты, поза и др.) с признаками, характерными для природы весной (утром), летом (в полдень), осенью (вечером), зимой (в ночные сумерки)

Раскрыть ритм человеческой жизни, показать на примерах времён года последовательность человеческой жизни

Учащиеся научатся  выслушивать одноклассников, высказывать свою точку зрения, называть периоды человеческой жизни (детство, молодость, зрелость, старость), формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения

Формирование интереса к учению

63

У каждого времени свой плод

1

Называть ключевые слова, общие для возрастного этапа жизни (детство, молодость, зрелость, старость) и определённых периодов в сутках и временах года. Находить в творчестве народов своего края пословицы об отце и матери, о достоинствах мужчин и женщин разного возраста. Определять период суток и время года соответственно своему возрасту. Сообща составлять устный рассказ о жизни мужчины или женщины от детства до старости, условившись, что на портретах изображён один человек (мужчина или женщина) на разных возрастных этапах

Познакомить на примерах времени суток последовательность человеческой жизни

Учащиеся научатся  называть периоды человеческой жизни(детство, молодость, зрелость, старость), формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения

Формирование интереса к учению

64

Я – часть мира

1

Выражать личное восприятие окружающего мира и своё настроение в эмоциональном слове, в музыкальных звуках, в красках соответствующих цветов. Определять степень соответствия своего внешнего облика и поведения национально-культурной норме (идеалу)

Побудить учащихся к рассуждению о месте, назначении человека на Земле

Учащиеся научатся  работать в паре, высказывать своё мнение и слушать мнение других формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения

Воспитывать доброе и вежливое отношение к окружающему миру

65

Будь здоров!

1

Формулировать правила здорового образа жизни. Работать в тетради по ОБЖ, делать выводы.

Формирование здорового образа жизни учащихся

Учащиеся научатся формулировать выводы из изученного материала;  отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения

Формирование здорового образа жизни

66

Экскурсия № 4 «Красота родного села». Инструктаж по ТБ.

 

1

Рассказывать о мире, опираясь на материалы экскурсии и собственные наблюдения.

Обсуждать правила поведения пешехода на дороге.  

Наблюдать и  фиксировать свои наблюдения в форме рисунков, фотографий, рассказов

Познакомить с достопримечательностями родного села

Учащиеся научатся  называть основные достопримечательности родного села, формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения

Развивать чувство любви к родному селу

Кол- во часов

Экскурсии

П/р

        Проекты

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

По плану

Фактически

1 четверть

2 четверть

Полугодие

3 четверть

4 четверть

Год

66

4

3

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса для учащихся 1-2 классов «Здоровейка»

Рабочая программа внеурочной деятельности по оздоровительногму направлению разработана на основе авторской программы "Здоровейка". Программа включает в себя знания, личностные ориентиры,  правила...

Рабочая программа курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Рабочая программа составлена на основе Программы курса О.А. Холодовой "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей".Особенность программы курса заключается в том, что на занятиях...

Приложение к Рабочей программе курса для учащихся 1 - 4 классов V вида "Развитие познавательных способностей"

Приложение содержит таблицы для отслеживания динамики развития познавательных способностей каждого учащегося....

Рабочая программа по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам

Данная программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной ...

Рабочая программа внеурочной деятельности учащихся "Занимательная Грамматика" 1 класс

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности Занимательная грамматика 1 класс...

Рабочая программа по математике 1 класс для учащихся с ОВЗ (VIIвида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАНормативная база и УМКРабочая программа по учебному предмету «Математика» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классо...

Рабочая программа неаудиторной занятости учащихся 3 «Б» класса по курсам «Если хочешь быть здоров» (спортивно-оздоровительное направление) «Мы-юные граждане России» (гражданско-патриотическое направление) «Я-исследователь» (проектная деятельность)

Рабочая программа неаудиторной занятостиучащихся 3 «Б» класса по курсам  «Если хочешь быть здоров»(спортивно-оздоровительное направление)  «Мы-юные граждане России»(граж...