Рабочая программа по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам
рабочая программа (4 класс) на тему
Данная программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
· «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
· Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
· Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
· Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»
· (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_podgotovke_uchashchikhsya_4_klassa_k_predmetnym_olimpiada.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа
п. Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области»
«Утверждаю» Директор школы: Промкина Л.Н. приказ № ____ от____ 09. 2014 г. |
Рабочая программа
по подготовке учащихся 4 класса к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам
Составитель:
учитель начальных классов
Комарова Екатерина Витальевна
посёлок Красный Текстильщик, 2014 г
Пояснительная записка
Данная программа индивидуально - групповых занятий по подготовке учащихся к предметным олимпиадам, научно-практическим конференциям и конкурсам предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательной школы и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного стандарта второго поколения, которые заключаются в следующем:
- «…Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики….
- Учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения.
- Обеспечение преемственности …начального общего, основного и среднего (полного)общего образования.
- Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого ученика, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности…»
- (Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М.: Просвещение, 2011. с.6.).
Общая характеристика курса
Цель: создание условий для формирования ключевых образовательных компетенций (учебно-познавательных, информационных, коммуникативных, компетенций личностного развития)
Задачи:
- формирование познавательного интереса к изучению математики, русского языка, окружающий мир;
- развитие навыков применения полученных знаний в новых учебных ситуациях;
- развитие логического мышления, умения анализировать и систематизировать полученные знания;
- развитие навыков самостоятельной работы и умений поиска и обработки информации.
Основные направления деятельности:
- подготовка к участию в предметных олимпиадах разного уровня;
- подготовка к участию во Всероссийских и Международных игровых конкурсах «Русский медвежонок», «Кенгуру».
Большое значение в работе с детьми придаётся исследовательской активности учащихся. Поощрение и развитие исследовательской активности обуславливает большие развивающие возможности учащихся.
Многочисленные конкурсы, олимпиады, выставки детских работ свидетельствуют о пристальном внимании к достижениям детей и подростков.
Одной из наиболее эффективных и в настоящее время широко распространённых форм удовлетворения и развития исследовательской активности, учащихся является выполнение школьниками самостоятельных исследований, которые могут быть представлены ими на специальных ученических конференциях разного уровня. Это обусловлено несколькими причинами.
Во – первых, природная любознательность детей и их интерес к осмыслению мира делают для них исследование очень важной сферой деятельности.
Во – вторых, выполнение детьми самостоятельных исследований позволяет удовлетворять их индивидуальные потребности, запросы, возможности.
Наконец, в – третьих, развитая способность к проведению самостоятельных исследований не на словах, а на деле помогает детям стать более или менее независимыми в изучении мира, в удовлетворении своих познавательных потребностей.
Программа ориентирована на детей, несколько опережающих в развитии своих сверстников и легко усваивающих традиционный курс обучения в школе. Проблема интереса к учению, реализации и развития интеллектуальных и творческих возможностей этих детей остро встаёт уже с первых лет обучения в школе. Именно поэтому необходимо вести обучение с учётом интересов и возможностей этой категории учащихся, с четвертого класса.
Программа факультатива развивается на основе принципов, научно обоснованных и признанных в мировой практике обучения одарённых детей.
Данная программа отличается от традиционной:
- во - первых, качеством того, что будут изучать дети;
- во - вторых, степенью напряжённости изучения материала.
В её содержании выделяются три составные части:
- Обязательная - то, что дети должны изучать.
- Дифференцированная - то, что дети могут изучать.
- Индивидуализированная - то, что дети хотят изучать.
На занятиях поднимаются глобальные философские проблемы.
Дети учатся пользоваться различными источниками научной информации (энциклопедии словари, научно-познавательные книги из различных областей знаний), ведут пользовательский поиск, учатся ставить проблемы, принимать решения. Основные методы обучения, используемые на занятиях: проблемный диалог, классический диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование.
Занятия помогают учащимся раскрыть себя, свой внутренний мир, развить любознательность, память, способность справляться с неопределённостью, вести диалог, мозговой штурм, творческое преобразование, групповое исследование, самостоятельное исследование.
В процессе осуществления различных исследований на занятиях факультатива дети приобретают мыслительные и исследовательские умения, учатся представлять результаты своих больших и малых работ в самых разнообразных формах.
Для реализации данной программы предполагаются следующие формы работы:
занятия продолжительностью 40-45 минут;
- олимпиады;
- конкурсы;
- соревнования.
Планируемые результаты
- развитие широких познавательных интересов;
- развитие целостной картины мира (понимания мира как единого взаимосвязанного целого) и системного мышления у детей;
- развитие творческого, критического и логического мышления;
- развитие способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе;
- умение работать совместно;
- развитие способности к самопознанию.
Каждый ребенок, безусловно, талантлив, и только учитель - мастер способен подарить ученику веру в самого себя.
Формирование универсальных учебных действий
У учащихся будут сформированы следующие УУД:
Регулятивные - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель, умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
Познавательные - операция классификации и сериации на конкретно-чувственном предметном материале; операция установления взаимно-однозначного соответствия.
Коммуникативные - потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; преодоление господства эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях, ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, на чем строится воспитание уважения к иной точке зрения, умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности.
Ученик получит возможность для формирования универсальных учебных действий:
Личностные результаты - умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.
Регулятивные результаты - умение контролировать свою деятельность по результату,
умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
Познавательные результаты - умение выделять параметры объекта, поддающиеся измерению; умение выделять существенные признаки конкретно-чувственных объектов; действие моделирования – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, умение устанавливать аналогии на предметном материале.
Коммуникативные результаты - приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; умение слушать собеседника.
2. Предметные результаты
Занятия должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания; ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 года (35 недель). Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут
Содержание программы
Раздел 1. Введение в тему (2 часов)
Знакомство с понятием «изменение». Естественные (природные), и искусственные изменения. Изучение разнообразных примеров природных и искусственных изменений. Использование различных источников информации для нахождения фактов. Классификация примеров изменений по их происхождению.
Раздел 2. Всё течёт, всё изменяется (5 часа)
Знакомство с понятиями «факт», «гипотеза», «доказательство». Многообразие изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Причины изменений в природе, обществе, вещах. Знакомство с разнообразными источниками информации и способами её нахождения. Постановка исследовательских вопросов с помощью приёма ключевых слов. Анализ приёмов изменения – способов, которыми пользуется человек для создания нового. Изучение разнообразных источников информации, проведение наблюдений с целью поиска разнообразных фактов изменений и их причин.
Раздел 3. Полезные и вредные изменения (5 часов)
Полезные и вредные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между полезными и вредными изменениями. Введение понятий «критерий» и «критериальная оценка». Оценка с помощью выделенных критериев различных примеров изменений в природе, обществе, вещах как полезных или вредных. Открытые и закрытые вопросы. Способы постановки открытых вопросов. Изучение разнообразных источников информации о природе и обществе.
Раздел 4. Одно изменение влечёт за собой другое (6 часа)
Связь одних изменений с другими. Изучение последовательности изменений в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Проведение опытов и наблюдений для выявления связи одних изменений с другими (установление причин изменений). Изучение различных источников информации о природе и обществе.
Раздел 5. Глобальные и частные изменения (4 часов)
Глобальные и частные изменения в природе и обществе. Критерии для оценки масштаба (значимости) изменений. Последствия глобальных и частных изменений в природе и обществе. Оценка явлений, процессов и событий как глобальных, так и частных с помощью критериев. Изучение примеров глобальных и частных изменений в истории нашей планеты и в истории цивилизации.
Раздел 6. Изменение видения мира (3 часа)
Понятие внешней и внутренней позиции – роли, которую человек выполняет в обществе. Изучение различных социальных ролей. Изучение проблемы (вопроса) с разных точек зрения (социальных ролей). Связь между внешней и внутренней позицией, с одной стороны, и представлениями и суждениями человека о тех или иных явлениях, событиях, процессах окружающего мира – с другой. Изобретения и открытия в истории человечества, их значение. Связь между развитием науки и техники и изменениями в представлении людей о мире.
Раздел 7. Эволюционные и революционные изменения (5 часов)
Понятия «эволюция» и «революция». Эволюционные и революционные изменения в природе, обществе, вещах, созданных человеком. Связь между эволюционными и революционными изменениями. Проведение опытов, демонстрирующих связь эволюционных и революционных изменений. Процесс и результат изменения. Изучение процессов изменения. Изучение процессов изменений (в природе, обществе, человеке) и их результатов.
Рекомендуемые области знания.
Естествознание:
Живая и неживая природа. Вода и её роль в природе. Круговорот воды в природе. Осадки. Воздух. Ветер. Изменение погоды.
Равнины и низменности. Горообразование. Роль воды и ветра в разрушении гор, эрозии почвы.
Солнечная система. Движение планет вокруг солнца.
Сезонные изменения в природе. Растения и животные. Приручение животных. Части растений. Классы животных.
Техника:
Средства передвижения. История обыкновенных вещей: игла, утюг, зеркало и др.
Строительство:
Строительство жилища человеком в разные времена. Строительные материалы.
История, обычаи и жизнь людей:
Появление и значение огня в жизни людей. Истории Ветхого и Нового Заветов. Языки разных народов и их обычаи. История костюма, ткани. Профессии людей. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война.
Литература:
Пословицы, поговорки, загадки. Народные и авторские сказки.
Искусство:
Музыкальные инструменты и их история. Знакомство с жанрами музыкального искусства. Русские композиторы. Творчество русских художников.
Диагностика
Диагностика качества реализации данной программы проходит в виде различных олимпиад, соревнований, конкурсов.
Материалы по выявлению и развитию одаренности школьника.
Комплект включает в себя следующие методики:
Заселение в домик.
Графический диктант (Д.Б.Эльконин, 1988г.).
Срисовывание фигуры по точкам.
Нарисуй точки по памяти.
Шифровка (детский вариант теста Векслера).
Тест Торренса на креативность мышления.
«Пятый лишний» (методика И.А.Архиповой)
Штриховка.
«Рисунок человека» (субтест №1 из теста школьной зрелости Керна-Йерасека).
ТЕСТЫ П. ТОРРЕНСА
Тесты Торренса предназначены для исследования развития одаренности учащихся.
Задание "Спросить и угадать " — это одна из наиболее ясных моделей творческого мышления, направленная на выявление любознательности, чувствительности к новому и неизвестному, способности к вероятностному прогнозированию. При его выполнении требуется задать вопросы к картинке с изображением какой-то ситуации, попробовать угадать, что предшествовало этой ситуации (ее причины) и что произойдет в дальнейшем (последствия). Любознательность выражается в количестве и качестве вопросов, отражающих способность испытуемого выйти за пределы изображенной на картинке ситуации, а выдвижение гипотез о причинах и последствиях событий моделирует научное творчество.
Задание "Усовершенствование игрушки " - одно из наиболее сложных и показательных наблюдений. Оно вызывает большой интерес у детей и обладает высокой степенью валидности.
Задание "Необычное использование" - модификация широко известного теста Гилфорда. В этом задании испытуемым бывает трудно преодолеть ригидность - уйти от тривиальных ответов. Ригидность проявляется в том, что испытуемый фиксируется лишь на одном способе действия, например, предлагает использовать коробки только в обычной функции: как емкости, в которые можно складывать предметы.
Задание "Необычные вопросы " - представляет вариант первого задания, но с более сильным акцентом на необычности вопросов.
Задание "Невероятные ситуации " требует воображения и фантазии. Испытуемый сталкивается с невероятной ситуацией и должен представить себе возможные выходы из нее. Хотя это задание — одно из наиболее эффектных, многие дети находят его невыполнимым.
Задание "Нарисуй картинку" - оригинальный тест на использование определенного элемента в качестве отправной точки для создания картинки. Этот элемент представляет собой цветное пятно, форма которого напоминает довольно обычные предметы. Художественный уровень рисунков в тестах не оценивается, самое важное - идея.
Из гештальтпсихологии известно, что незаконченные фигуры вызывают стремление завершить их простейшим способом. Поэтому, чтобы создать оригинальный ответ необходимо противодействовать этому стремлению. Все десять фигур различаются между собой, но навязывают определенные устойчивые образы.
Творческие характеристики учащихся
1. Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задает вопросы о чем-либо и обо всем.
2. Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
3. Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
4. Способен рисковать; предприимчив и решителен.
5. Предпочитает задания, связанные с «игрой ума»; фантазирует, обладает воображением («интересно, что произойдет, если...»); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
6. Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
7. Осознает свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление «типично женских» интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
8. Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
9. Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
10. Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
После изучения курса программы учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Тематическое планирование занятий
ФО - фронтальный опрос,
ИРД - индивидуальная работа у доски,
ИРК - индивидуальная работа по карточкам,
СР- самостоятельная работа,
ПР- проверочная работа,
Т- тестовая работа.
№ | Тема занятия | Вид деятельности | Форма контроля | Дата | кол-во часов | |
план | факт. | |||||
1 | Математика. Нумерация | беседа | ФО | 1 | ||
2 | Русский язык. Звуки и буквы | Работа в парах | СР | 1 | ||
3 | Математика. Геометрические задания | Групповой | ТР | 1 | ||
4 | Русский язык. Части слова | Индивидуальный | ИРД | 1 | ||
5 | Математика. Логические задачи | работа в парах | ИРК | 1 | ||
6 | Русский язык. Однокоренные слова | Коллективный | СР | 1 | ||
7 | Математика. Магические квадраты | Групповой | ПР | 1 | ||
8 | Русский язык. Род и число | Коллективный | ФО | 1 | ||
9 | Математика. Задачи на движение | Коллективный | ФО | 1 | ||
10 | Русский язык. Падежи | Индивидуальный | СР | 1 | ||
11 | Математика. Периметр и площадь | Индивидуальный | ТР | 1 | ||
12 | Русский язык. Части речи | Коллективный | ИРД | 1 | ||
13 | Математика. Величины | Групповой | ИРК | 1 | ||
14 | Русский язык. Фразеологизмы | Индивидуальный | СР | 1 | ||
15 | Математика. Задачи в стихах | Коллективный | ФО | 1 | ||
16 | Русский язык. Пословицы | Коллективный | ФО | 1 | ||
17 | Математика. Арифметические действия, числовые и буквенные ребусы | Групповой | ИРК | 1 | ||
18 | Русский язык. Шарады, анаграммы | Индивидуальный | ИРД | 1 | ||
19 | Математика. Задачи на смекалку | Коллективный | ФО | 1 | ||
20 | Русский язык. Задания на смекалку | Групповой | ИРК | 1 | ||
21 | Математика. Ребусы | Коллективный | ИРД | 1 | ||
22 | Русский язык. Мягкий знак на конце и в середине слова | Коллективный | ФО | 1 | ||
23 | Математика. Ребусы «плюс- минус» | Индивидуальный | СР | 1 | ||
24 | Русский язык. Двойные согласные в корне | Коллективный | ПР | 1 | ||
25 | Математика. Циклические кроссворды | Коллективный | ФО | 1 | ||
26 | Русский язык. Несклоняемые имена существительных | Индивидуальный | СР | 1 | ||
27 | Математика. Задачи с точками | Групповой | ФО | 1 | ||
28 | Русский язык. Однородные члены предложения | Индивидуальный | СР | 1 | ||
29 | Математика. Развитие геометрической наблюдательности | Коллективный | ИРД | 1 | ||
30 | Русский язык. Приставки- труженицы | Групповой | ФО | 1 | ||
31 | Математика. Деление на части | Индивидуальный | СР | 1 | ||
32 | Русский язык. «Кто командует корнями» | Индивидуальный | ПР | 1 | ||
33 | Математика. Поиск закономерностей | беседа | ФО | 1 | ||
34 | Русский язык. Секреты орфографии | беседа | ФО | 1 | ||
35 | Итоговый урок (обобщение) | 1 |
Литература:
1. Максимова Т.М. «Олимпиадные задания по математике и русскому языку»: 3-4 классы, М.: ВАКО, 2009
2. Гейдман Б.П. «Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа» М.,Айрис-пресс, 2007
3. Панов М.В. «Занимательная орфография» М., Просвещение, 1984
4. Бетенькова Н.М. «Конкурс грамотеев» М., Просвещение, 1995
5. Я и мир вокруг меня. 3–4 кл.: тетрадь для занятий (Михайлина и др.).
6. Анастази А. Психологическое тестирование. В двух томах. М.: Педагогика. 1982.
7. Матюшкин Л. М. Загадка одаренности. М.: Школа-Пресс. 1993.
«Рассмотрено» | «Согласовано» |
Заседание школьного методического объединения протокол № …. от ___ 08. 201.. г. | Зам. директора по УВР ____________ Иноземцева Е.Г. 31. 08.201.. г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.
Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...
Подготовка одаренных учащихся к предметным олимпиадам
Олимпиадное движение — это часть большой и серьезной работы по развитию талантов, интеллекта и одарённости школьников. Одаренность ребенка, проявляемая в интеллектуальной или творческой деятельнос...
Рабочая программа по подготовке учащихся к олимпиаде
В работе с одаренными детьми младшего школьного возраста решаются задачи не только интелектуального развития, но и нравственного, так как это возраст развития личности :-формирование психологических у...
Рабочая программа по подготовке к участию в олимпиадах учащихся начальной школы
Актуальность программы Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача школы – поддержать ребё...
«Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе»
Особенности подготовки и проведения предметной олимпиады по музыке в начальной школе Проведение олимпиад – это одна из важных задач в организации внеурочной деятельности школьников в соотве...
Сборник материалов научно-практической межрегиональной конференции с методическим приложением "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ"
Формирование основ финансовой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...