Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Разработана рабочая программа по окружающему миру 3 класс Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Главы | Предметные образовательные результаты | Универсальные учебные действия |
Раздел Человек и природа | Базовый уровень: -узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; -описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки; -сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы; -проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; -использовать естественнонаучные тексты с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний; -использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации; -использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов; -обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; -определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека; -понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; -использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья. Повышенный уровень: -осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде; -пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены; -выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях; -планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. | Познавательные: Базовый уровень: - понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике, рабочих тетрадях и других компонентах УМК для передачи информации; -использовать знаково-символические средства, в том числе элементарные модели и схемы для решения учебных задач; -понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде схем, рисунков, фотографий, таблиц; -анализировать объекты окружающего мира, таблицы, схемы, диаграммы, рисунки с выделением отличительных признаков; -классифицировать объекты по заданным (главным) критериям; -сравнивать объекты по различным признакам; -осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания, схемы круговорота воды в природе, схемы круговорота веществ и пр.; -устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами; -строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами; -проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов и т. д.; -моделировать различные ситуации и явления природы (в том числе круговорот воды в природе, круговорот веществ). Повышенный уровень: -самостоятельно осуществлять поиск и выделять существенную информацию из литературы разных типов (справочной и научно-познавательной) для выполнения учебных и поисково-творческих заданий. Коммуникативные: Базовый уровень: - включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками, проблем и вопросов; -формулировать ответы на вопросы; -слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -проявлять стремление ладить с собеседниками, ориентироваться на позицию партнёра в общении; -употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.; -понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий; -строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм); -готовить сообщения, фоторассказы, проекты с помощью взрослых; -составлять рассказ на заданную тему; -продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов всех его участников. Повышенный уровень: -умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий при работе в паре, в группе; -согласовывать свою позицию с позицией участников по работе в группе, в паре и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; -контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе, признавать свои ошибки, озвучивать их; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Регулятивные: Базовый уровень: - понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; -сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока); -выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; -планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры); -планировать свои действия в течение урока; -фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам; -оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем; -соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом; -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. Повышенный уровень: -контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников, работающих в паре, в группе. -самостоятельно планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной целью; находить способ решения учебной задачи; Личностные: - формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; - формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. |
Раздел Человек и общество | Базовый уровень: -различать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город; -различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»; -используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; -оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им; -использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний. Повышенный уровень: -проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила; -определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | |
Раздел Правил безопасной жизни | Базовый уровень: - осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни; -оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми; -соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах; -соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; -объяснять безопасные правила обращения с электричеством, газом, водой; -составлять и выполнять режим дня. Повышенный уровень: -следовать правилам здорового образа жизни; -соблюдать правила противопожарной безопасности; -оказывать первую помощь при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог). |
Содержание учебного предмета, курса
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Россия на карте, государственная граница России.
Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Тематическое планирование по окружающему миру, автор А.А. Плешаков
3 класс УМК « Школа России»
2 часа в неделю, 68 ч. в год
№ урока | Раздел. Тема урока. | Дата по плану | Дата по факту |
Раздел «Как устроен мир» (6 ч) | |||
1. | Природа | 5.09 | |
2. | Человек | 7.09 | |
3. | Проект «Богатства, отданные людям» | 12.09 | |
4. | Общество | 14.09 | |
5. | Что такое экология | 19.09 | |
6. | Природа в опасности! Входная диагностическая работа. | 21.09 | |
Раздел «Эта удивительная природа» (18 ч) | |||
7. | Тела, вещества, частицы | 26.09 | |
8. | Разнообразие веществ | 28.09 | |
9. | Воздух и его охрана | 3.10 | |
10. | Вода | 5.10 | |
11. | Превращения и круговорот воды | 10.10 | |
12. | Берегите воду! | 12.10 | |
13. | Как разрушаются камни | 17.10 | |
14. | Что такое почва | 19.10 | |
15. | Разнообразие растений Контрольная работа ( 1 четверть) | 24.10 | |
16. | Солнце, растения и мы с вами. | 26.10 | |
17. | Размножение и развитие растений | 7.11 | |
18. | Охрана растений | 9.11 | |
19. | Разнообразие животных | 14.11 | |
20. | Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края» | 16.11 | |
21. | Размножение и развитие животных | 21.11 | |
22. | Охрана животных | 23.11 | |
23. | В царстве грибов | 28.11 | |
24. | Великий круговорот жизни. Проверочная работа. | 30.11 | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) | |||
25. | Организм человека | 5.12 | |
26. | Органы чувств | 7.12 | |
27. | Надежная защита организма | 12.12 | |
28. | Опора тела и движение | 14.12 | |
29. | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | 19.12 | |
30. | Дыхание и кровообращение | 21.12 | |
31. | Умей предупреждать болезни | 26.12 | |
32. | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Контрольная работа (2 четверть) | 28.12 | |
33. | Здоровый образ жизни | 9.01 | |
34. | Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров» | 11.01 | |
Раздел «Наша безопасность» (7 ч) | |||
35. | Огонь, вода и газ | 16.01 | |
36. | Чтобы путь был счастливым | 18.01 | |
37. | Дорожные знаки | 23.01 | |
38. | Проект «Кто нас защищает» | 25.01 | |
39. | Опасные места | 30.01 | |
40. | Природа и наша безопасность | 1.02 | |
41. | Экологическая безопасность. Проверочная работа. | 6.02 | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) | |||
42. | Для чего нужна экономика | 8.02 | |
43. | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 13.02 | |
44. | Полезные ископаемые | 15.02 | |
45. | Растениеводство | 20.02 | |
46. | Животноводство | 22.02 | |
47. | Какая бывает промышленность | 27.02 | |
48. | Проект «Экономика родного края» | 1.03 | |
49. | Что такое деньги | 6.03 | |
50. | Государственный бюджет | 13.03 | |
51. | Семейный бюджет | 15.03 | |
52. | Экономика и экология | 20.03 | |
53. | Экономика и экология. Контрольная работа (3 четверть) | 22.03 | |
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 ч) | |||
54. | Золотое кольцо России | 3.04 | |
55. | Золотое кольцо России | 5.04 | |
56. | Проект «Музей путешествий» | 10.04 | |
57. | Наши ближайшие соседи | 12.04 | |
58. | На севере Европы | 17.04 | |
59. | Что такое Бенилюкс | 19.04 | |
60. | В центре Европы | 24.04 | |
61. | По Франции и Великобритании (Франция) | 26.04 | |
62. | Промежуточная аттестация. | 3.05 | |
63. | По Франции и Великобритании (Великобритания) | 8.05 | |
64. | На юге Европы | 10.05 | |
65. | По заметным местам мира | 15.05 | |
66. | Проверим себя и оценим свои достижения за втрое полугодие. Контрольная работа. | 17.05 | |
67. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 22.05 | |
68. | Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...