Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
(МБОУ Тюменцевская СОШ)
Принята на заседании педагогического совета Протокол № 1 от « 28 » 08 2018 г. | Утверждаю Директор школы__________(Т.Ф.Калужина) Приказ № 88 от « 31 » 08 2018 г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
2018 – 2019 учебный год
Составила: Коледина О.В., учитель начальных классов
Тюменцево, 2018 г.
- Пояснительная записка
- Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной рабочей программы по учебному предмету 1-4 классы. Окружающий мир. О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова. – Москва, Академкнига/Учебник, 2016.
1.2 Общие цели учебного предмета.
Целями изучения учебного предмета «Окружающий мир» является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; формирование метапредметных универсальных учебных действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных) и практического применения правил безопасного и здорового образа жизни.
- Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, в соответствии с Примерным учебным планом, представленным в Примерной основной образовательной программе начального общего образования, учебный предмет «Окружающий мир» представлен в предметной области «Обществознание и естествознание». Изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом в 1 классе используется 66 часов (33 учебных недели).
- УМК для учителя
- Примерная рабочая программа по учебному предмету Окружающий мир О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, Л.Г. Кудрова М.:
Академкнига/Учебник 2016г.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 1 класс: учебник в печатной форме. — М.: Академкнига/Учебник.2011г
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 1 класс: хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник.2012г
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Акдемкнига/Учебник.2013г
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир: методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.2016г.
- Чуракова Р.Г., Соломатин А.М.Дневник достижений младшего школьника. 1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.2015г
7. Чуракова Р.Г, Чуракова Н.А., Ямшинина С.Н.Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 класс. — М.:
Академкнига/Учебник.2017г
8. Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме.1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.2016г
УМК для учащихся
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 1 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник; 2011г
2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 1 класс. – М: Академкнига/ Учебник; 2012г
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А.Окружающий мир. 1 класс: тетрадь для самостоятельной работы. — М.:
Академкнига/Учебник.2013г
4. Чуракова Р.Г, Чуракова Н.А., Ямшинина С.Н.Итоговая комплексная работа на основе единого текста. 1 класс. — М.:
Академкнига/Учебник. 2017г
5. Чуракова Р.Г., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. Проверочные работы в тестовой форме.1 класс. — М.: Академкнига/Учебник.2016г
- Планируемые результаты образования.
Личностные, Метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 1 класс
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• сравнивать и различать природные объекты и изделия человека;
• различать предметы и выделять их признаки;
• проводить групповые исследования (опыты) на выявление признаков предметов с помощью органов чувств;
• объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки;
• сравнивать и различать деревья, кустарники, травы, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями;
• выявлять и называть условия, необходимые для жизни растений и животных;
• объяснять как на свет появляется цыпленок и как он растет;
• проводить несложные наблюдения за природными явлениями и проявлениями, такими как смена дня и ночи, смена времен года;
• называть зимние, весенние, летние и осенние месяцы года;
• описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений);
• наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений, животных и сменой времен года, выдвигать гипотезы о взаимосвязях;
• наблюдать за животными и приводить примеры насекомых, рыб, птиц, зверей своего края;
• называть органы чувств человека;
• приводить примеры домашних животных своего края (на основе наблюдений);
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии на природу.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать природные объекты и изделия человека, характеризуя их основные отличительные признаки;
• выявлять основные функции органов чувств человека;
• характеризовать условия, необходимые для жизни растений и животных;
• проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов;
• оказывать помощь птицам в зимнее время года.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• различать и оценивать формы поведения в школе, дома и общественных местах;
• проводить наблюдения во время экскурсии по школе, в результате чего научатся ориентироваться в постоянстве школы (находить свой класс, школьную библиотеку, кабинет врача, физкультурный зал и т.д.).;
• оценивать необходимость подготовки к урокам в домашних условиях и к очередному уроку в школе;
• структурировать свои знания о родном городе (селе, поселке), называя его имя, адрес своего места жительства, адрес школы и т.д.;
• структурировать свои знания о Родине, называя столицу России, некоторые ее достопримечательности, узнавая Российский флаг, Государственный герб, стоя прослушивая и исполняя Государственный гимн.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• выполнять правила поведения, которые допустимы в школе (до урока, на уроке, на переменах), дома и в других присутственных местах;
• подготавливаться к уроку, помогать подготавливаться к уроку одноклассникам;
• оценивать результаты своих наблюдений во время экскурсий, рассказывая о местах исторических событий, памятниках истории и культуры родного края;
• соблюдать правила поведения в общественных местах;
• описывать триколор Российского флага, Государственный герб, знать наизусть слова Российского гимна.
В результате изучения раздела «Правила здорового образа жизни и безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• оценивать необходимость знаний о себе (имя, фамилия, отчество), о своем домашнем адресе, телефоне родителей, номере своей школы;
• оценивать и выполнять правила перехода проезжей части улицы и правила безопасного поведения на улице;
• оценивать и корректировать правила безопасного поведения во время зимних каникул (тонкий лед, игра в снежки, сыпучесть зимнего сугроба);
• прогнозировать опасность сбора несъедобных грибов своего края;
• устанавливать причинно-следственные связи между охраной окружающей среды и правилами сбора лекарственных растений и грибов.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• активно использовать знания о себе (имя, фамилия, отчество), домашнем адресе, телефоне родителей, номере своей школы при записи в библиотеке, у врача и т.д.;
• соблюдать правила перехода проезжей части улицы, безопасного поведения на улице, во время каникул, обучая этому окружающих;
• приводить примеры распространенных шляпочных несъедобных грибов своего края;
• устанавливать причинно-следственные связи между охраной окружающей среды и правилами сбора лекарственных растений и грибов, соблюдать их.
- Содержание учебного предмета, курса.
Основные содержательные линии первого класса: наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире; живая природа; природа и ее сезонные изменения; наша родина — Россия.
I раздел Человек и природа (38 ч)
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Природа живая и неживая (на примерах различения объектов живой и неживой природы). Органы чувств человека (глаз, нос, язык, ухо, кожа). Признаки объектов живой природы и предметов, которые можно определить на основе наблюдений с помощью органов чувств (цвет, форма, сравнительные размеры, наличие вкуса, запаха; ощущение теплого (холодного), гладкого (шершавого)). Основные признаки живой природы (например, живые существа дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают).
Вода. Первоначальные представления о разных состояниях воды (жидкое и твердое — лед, снежинки) на основе наблюдений и опытных исследований.
Растения — часть живой природы. Разнообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Части растений: стебель, корень, лист, цветок, семя, плод. Знакомство с разнообразием плодов и семян (по выбору учителя). Части растений, употребляемые человеком в пищу. Способы распространения растений. Лекарственные растения. Распознавание растений своего края (по листьям, плодам, кронам и др.) на основе наблюдений.
Грибы. Части (органы) шляпочных грибов (грибница, ножка, плодовое тело, споры). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.
Животные как часть живой природы. Дикие и домашние животные. Разнообразие животных. Названия групп животных: насекомые, паукообразные (паук), рыбы, птицы, звери. Насекомые и их отличительные признаки. Рождение и развитие животных на примере появления на свет и развития цыпленка. Охрана животных государством (Красная книга России).
Примеры явлений природы. Смена времен года.
Осень. Осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь). Признаки осени (созревание плодов и ягод, похолодание, листопад, отлет перелетных птиц, подготовка зверей к зиме). Осенняя жизнь растений и животных и их подготовка к зиме.
Зима. Зимние месяцы (декабрь, январь, февраль). Признаки зимы (низкое солнце, короткая продолжительность дня, холод, замерзание воды). Жизнь деревьев, кустарников и трав в зимнее время года. Жизнь растений и животных подо льдом. Жизнь лесных зверей и птиц в зимнее время года. Помощь животным в зимнее время года. Зимние игры.
Весна. Весенние месяцы (март, апрель, май). Признаки весны (высокое солнце, тепло, увеличение продолжительности дня, таяние снега и льда, пробуждение природы, прилет птиц). Жизнь деревьев и кустарников весной. Травянистые раннецветущие растения. Лекарственные растения. Жизнь животных весной (забота птиц о будущем потомстве).
Лето. Летние месяцы (июнь, июль, август). Признаки лета (высокое солнце, продолжительный день, тепло, цветение растений, потомство у животных). Летний отдых.
I I раздел Человек и общество (18 ч)
Учебно-методический комплект по окружающему миру: его условные обозначения, иллюстрации, герои учебно-методического комплекта — брат и сестра Маша и Миша Ивановы, профессии родителей Маши и Миши. Правила поведения в школе: приход в школу, подготовка к уроку, приветствие учителя на перемене, в столовой. Правильная осанка во время письма. Правила подъема и спуска с лестницы. Спортивная форма и сменная обувь.
Природные объекты и предметы, созданные человеком.
Первое знакомство с терминами «экология», «эколог», «Красная книга России». Примеры животных из Красной книги России. Изображение исчезающих животных из Красной книги на эксклюзивных монетах России — как напоминание гражданам о необходимости беречь окружающую среду. Охрана окружающей среды — обязанность каждого человека. Правила поведения при сборе лекарственных трав, растений для гербариев, составлении букетов. Помощь человека диким животным в зимний период года. Разработка экологических предупредительных знаков и их установка на пришкольном участке.
Труд людей в осенний и зимний периоды года.
Наша Родина — Россия. Карта России. Сухопутные и морские границы России. Россия — многонациональная страна. Москва — столица России. Карта Москвы. Достопримечательности столицы — Красная площадь, Кремль, метро. Знакомство с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России. Карта Кремля. Почему в общественных местах все встают, когда звучит гимн.
I I I раздел Правила безопасного поведения на улице, на природе, на экскурсии, при сборе ягод и грибов (10 ч)
Домашний адрес и адрес школы, телефон родителей. Дорога от дома к школе. Правила перехода проезжей части улицы.
Правила безопасного поведения на улице. Правила безопасного поведения во время зимних игр, катания на лыжах и коньках. ОБЖ: чист ли белый снег и сосульки. Правила поведения в летнее время года (правила поведения на воде, на солнце).
Ознакомление с внешним видом наиболее распространенных шляпочных несъедобных грибов. Правила сбора грибов. ОБЖ: шляпные ядовитые и незнакомые грибы.
Первая помощь при укусе насекомыми (пчелы, осы).
Экскурсия в город (правила техники безопасности).
- Тематическое поурочное планирование
№ п /п | Наименование раздела программы, тем уроков | Количество часов |
Человек и общество. | 2 ч | |
1 | Ознакомление с учебником: иллюстрациями, условными обозначениями, героями учебно-методического комплекта (брат и сестра — Маша и Миша Ивановы), с профессиями родителей, героев комплекта. | 1 |
2 | Где живет семья Ивановых. | 1 |
Человек и природа. Правила безопасного поведения. | 2 ч | |
3 | Экскурсия на природу — в осенний лес, парк, ботанический сад, на пришкольный участок | 1 |
4 | Экскурсия на природу — в осенний лес, парк, ботанический сад, на пришкольный участок | 1 |
Человек и общество. Правила безопасного поведения. | 1 ч | |
5 | Школьник и его жизнь в школе. Правила поведения в школе. | 1 |
Человек и природа. | 3 ч | |
6 | Мы познаём мир. | 1 |
7 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. | 1 |
8 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. | 1 |
Человек и природа. Человек и общество. | 2 ч | |
9 | Что нас окружает. | 1 |
10 | Что нас окружает. | 1 |
Человек и природа. | 1 ч | |
11 | Животные — часть природы. | 1 |
Человек и природа. Человек и общество. | 2 ч | |
12 | Дикие и домашние животные. | 1 |
13 | Дикие и домашние животные. | 1 |
Человек и природа. | 9 ч | |
14 | Насекомые — часть живой природы. | 1 |
15 | Насекомые — часть живой природы. | 1 |
16 | Растения — часть живой природы. | 1 |
17 | Что общего у трав, кустарников и деревьев. | 1 |
18 | Что общего у трав, кустарников и деревьев. | 1 |
19 | Как растения расселяются на новые места. | 1 |
20 | Природа и ее сезонные изменения | 1 |
21 | Жизнь растений осенью. | 1 |
22 | Жизнь растений осенью. | 1 |
Человек и общество. | 1 ч | |
23 | Труд людей осенью. | 1 |
Человек и природа. | 3 ч | |
24 | Как животные готовятся к зиме. | 1 |
25 | Как животные готовятся к зиме. | 1 |
26 | Подготовка к выполнению итоговой комплексной работы на основе единого текста. | 1 |
Человек и природа. Правила безопасного поведения. | 2 ч | |
27 | Пришла зима. | 1 |
28 | Пришла зима. | 1 |
Человек и природа | 2 ч | |
29 | Экскурсия в зимний лес (парк, сад, на пришкольный участок) | 1 |
30 | Экскурсия в зимний лес (парк, сад, на пришкольный участок) | 1 |
Человек и природа. Правила безопасного поведения. | 2 ч | |
31 | Снежные загадки. | 1 |
32 | Снежные загадки. | 1 |
Человек и природа. Человек и общество. | 2 ч | |
33 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 |
34 | Жизнь лесных зверей зимой. | 1 |
Человек и природа. | 2 ч | |
35 | Как помочь птицам зимой. | 1 |
36 | Есть ли жизнь в воде подо льдом? | 1 |
Человек и природа. Человек и общество. | 2 ч | |
37 | Как зимуют травы, кустарники и деревья. | 1 |
38 | Как зимуют травы, кустарники и деревья. | 1 |
Человек и природа | 1 ч | |
39 | Учимся различать деревья и кустарники зимой. | 1 |
Человек и природа. Правила безопасного поведения. | 4 ч | |
40 | Пришла весна. | 1 |
41 | Пришла весна. | 1 |
42 | Экскурсия на природу. | 1 |
43 | Экскурсия на природу. | 1 |
Человек и природа. Человек и общество. | 2 ч | |
44 | Пришла весна. | 1 |
45 | Пришла весна. | 1 |
Человек и природа. | 3 ч | |
46 | Какие растения весной цвести торопятся. | 1 |
47 | Как животные весну встречают. Про больших и маленьких. | 1 |
48 | Как животные весну встречают. Про больших и маленьких. | 1 |
Человек и природа. Правила безопасного поведения. | 6 ч | |
49 | Лето пришло. | 1 |
50 | Лето пришло. | 1 |
51 | В лес по ягоды пойдем. | 1 |
52 | В лес по ягоды пойдем. | 1 |
53 | С лукошком за грибами. | 1 |
54 | С лукошком за грибами. | 1 |
Человек и общество. | 1 ч | |
55 | Охрана окружающей среды — обязанность каждого из нас. | 1 |
Человек и природа. Правила безопасного поведения. | 2 ч | |
56 | Зеленая аптека | 1 |
57 | Зеленая аптека | 1 |
Человек и природа. | 1 ч | |
58 | Природа и мы. | 1 |
Человек и общество. | 5 ч | |
59 | Наша Родина — Россия. | 1 |
60 | Наша Родина — Россия. | 1 |
61 | Наша Родина — Россия. | 1 |
62 | Москва — столица нашего государства. | 1 |
63 | Москва — столица нашего государства. | 1 |
Человек и общество. Правила безопасного поведения | 1 ч | |
64 | Экскурсия в город. | 1 |
Человек и природа. Человек и общество. | 2 ч | |
65 | Контрольная работа. | 1 |
66 | Контрольная работа. | 1 |
- Лист внесения изменений и дополнений
№ п/п | Дата | Характер изменений | Реквизиты документа, которым закреплено изменение | Подпись сотрудника, внесшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...