Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Анисимова Любовь

Рабочая программа по окружающему миру   3 класс  УМК "ШКола России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch_progr_po_okr_miru.doc377.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Булыкская средняя общеобразовательная школа»

  «Рассмотрено»

Руководитель МО: _________

/Тугаринова Т.А.__________/

   Протокол № 1

   от  28 августа 2017г.

  «Согласовано»

Заместитель директора по УВР:

    ________/Балданова Д.В./

   «   »     . 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

         

        Предмет :  Окружающий мир

          Класс:  

        Количество часов: 68

        Количество часов в неделю: 2

        Учитель: Анисимова Л.И.

        Категория: первая

         Стаж работы: 39 лет

                           

                         

 2017-2018 г.

«Утверждено»

Директор школы: _________

_______ /Тугаринов А.С /

Приказ №      от «    »0  .2017г.

Оглавление

1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………

2.Содержание учебного предмета………………………………………………………………..

3.Учебно-тематическое планирование……………………………………………………..…...

4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса…………………...…

5.Лист дополнений и изменений к рабочей программе ………………………………………

6. Приложение


Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» от 29.12.2012 № 273; Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009г. №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (с изменениями и дополнениями); Примерной программы начального образования по предмету «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А.; М. – Просвещение, 2011г.; Учебным планом МБОУ «Булыкская СОШ» Джидинского района Республики Бурятия, утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от 05.09.2017г. № 49;  Федеральным перечнем учебников, утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации от 31.03.4014г. № 253 (с изменениями и дополнениями); Положением о рабочей программе МБОУ «Булыкская СОШ», утвержденным приказом МБОУ «Булыкская СОШ» от27.08.2011г. № 71.

Программа адресована обучающимся  третьих классов общеобразовательных школ.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Концепция (основная идея) программы: реализация основных целевых установок начального образования:

  • становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения;
  • формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
  • духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Обоснованность выбора программы «Окружающий мир» состоит в том, что:

имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;

имеет ярко выраженный интегративный характер;

соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;

даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Учебный курс «Окружающий мир» в 3 классе соответствует образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание» базисного учебного плана.

Цель изучения предмета:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Изучение предмета в 3 классе направлено на решение следующих задач:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Общая характеристика предмета.

Программа разработана на основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2012 г. М., «Просвещение».

При реализации рабочей программы используется УМК «Школа России» А.А.Плешаков «Окружающий мир»  - М.: Просвещение, 2012.

Отбор содержания предмета «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю., всего – 68 часов.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

 «5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

ТЕСТЫ

  •         Исправления, сделанные ребенком, ошибкой не считаются.
  • «5» - верно выполнено более 3/4 заданий.
  • «4» - верно выполнено 3/4 заданий.
  • «3» - верно выполнено 1/2 заданий.
  • «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения окружающего мира третьеклассники научатся:

определять место человека в мире;

распознавать тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы;

называть основные свойства воды;

объяснять круговорот воды в природе;

определять основные группы живого; группы растений; группы животных; съедобные и несъедобные грибы;

устанавливать взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы;

устанавливать взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);

характеризовать системы органов человека (их части и назначение);

правилам гигиены; основам здорового образа жизни;

правилам безопасного поведения в быту и на улице;

распознавать основные дорожные знаки;

правилам противопожарной безопасности, основам экологической безопасности;

         называть потребности людей, товары и услуги;

определять роль природных богатств в экономике, роль денег в экономике; узнают основы семейного бюджета.

Третьеклассники получат возможность научиться:

распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;

 проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и  практические работы, фиксировать их результаты;

объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;

выполнять правила личной  гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; правильно обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;

владеть элементарными приёмами чтения карты;

приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и  их столиц.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Планируемые результаты освоения предмета.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.

У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

Регулятивные УУД:

· Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

· Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

· Составлять план решения проблемы совместно с учителем.

· Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

· В диалоге с учителем вырабатывать  критерии  оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

· Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

· Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

· Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления, определять причины явления.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, схемы, таблицы.

· Работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно  и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, опираясь на текст; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

Коммуникативные УУД:

· Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

· Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

· Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

· Читать вслух и про себя тексты учебника и при этом: вести «диалог с автором», отделять новое от известного, выделять главное, составлять план.

· Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

· Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

У третьеклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:

1) понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения,  открытия и победы;

2) уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) осваивать доступные способы изучения природы и общества;

5) устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

У третьеклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

1) оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;

2) создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

3) готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

Содержание

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность   (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (13 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Учебно- тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Всего час.

Основные виды деятельности

В т.ч. конт-измерит.

процедуры

В т.ч.

практ.

работы

Дата

Как устроен мир

7

Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрации ей учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. Наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека; обсуждать, как возникают богатства внутреннего мира человека. Определять место человека в мире; характеризовать семью, народ, государство как части общества; сопоставлять формы правления в государствах мира. Формулировать выводы из изучено го материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Устанавливать причинно-следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды; различать положительные и отрицательные влияние человека на природу; сравнивать заповедники и национальные парки.

1

Природа

1

7.09

2

Человек

1

8.09

3

Проект «Богатства, отданные людям»

1

14.09

4

Общество

1

15.09

5

Что такое экология

1

21.09

6

Природа в опасности!

1

1

22.09

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

1

1

Тест №1

28.09

Эта удивительная природа  

18

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выпол нить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества. Наблюдать и характеризовать свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты. Ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах питания, использовать лабораторное оборудование, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. Исследовать с помощью опытов свойства воздуха. Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. Высказывать предположения о причинах разрушения горных пород в природе. Наблюдать процесс расширения твёрдых тел в ходе учебного эксперимента; моделировать в виде схемы увеличение расстояния между частицами твёрдых тел при нагревании и уменьшение – при охлаждении. Знакомиться с группами растений по материалам учебника. Классифицировать растения из предложенного списка; знакомиться по учебнику с понятием «виды растений»; использовать предложенную информацию при характеристике групп растений. Выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений. Моделировать процессы дыхания и питания растений, рассказывать об этих процессах с помощью выполненной схемы. Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения. Наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев. Выявлять роль животных в размножении и развитии растений. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на мир растений и животных. Классифицировать животных. Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Характеризовать животных по типу питания, приводить примеры животных по типу питания. Анализировать схемы цепей питания. Характеризовать защитные приспособления растений и животных. Обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Характеризовать строение шляпочных грибов. Моделировать различие грибов-двойников. Характеризовать организмы-производители, организмы-потребители и организмы-разрушители. Обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного из звеньев цепи круговорота веществ в природе. Моделировать круговорот веществ в природе.

8

Тело, вещества, частицы

1

29.09

9

Разнообразие веществ

1

1

5.10

10

Воздух и его охрана

1

6.10

11

Вода

1

1

12.10

12

Превращения и круговорот воды

1

13.10

13

Берегите воду!

1

19.10

14

Как разрушаются камни

1

20.10

15

Что такое почва

1

26.10

16

Разнообразие растений

1

1

27.10

17

Солнце, растения и мы с вами

1

9.11

18

Размножение и развитие растений

1

10.11

19

Охрана растений

1

16.11

20

Разнообразие животных

1

17.11

21

Кто что ест. Проект «Разнообразие природы родного края»

1

23.11

22

Размножение и развитие животных

1

24.11

23

Охрана животных

1

30.11

24

В царстве грибов

1

1.12

25

Великий круговорот жизни

1

1

Тест № 2

7.12

Мы и наше здоровье

10

Актуализировать знания по анатомии и физиологии человеческого организма. Характеризовать системы органов человека. Обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены. Анализировать схемы расположения органов человека, уметь показывать расположение внутренних органов на своём теле и теле собеседника. Распознавать предметы на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента. Формулировать правила гигиены. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека. Определять наличие питательных веществ в продуктах питания. Моделировать строение пищеваритель ной системы. Характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе переваривания. Обсуждать правила рационального питания. Составлять меню здорового питания. Характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме. Моделировать строение дыхательной системы. Характеризовать строение кровеносной системы и роль крови и кровеносной системы в организме. Моделировать строение кровеносной системы. Измерять пульс на запястье и подсчиты вать количество его ударов в минуту при разной нагрузке. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Характеризовать и формулировать факторы закаливания. Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни и стараться их соблюдать

26

Организм человека

1

8.12

27

Органы чувств

1

1

14.12

28

Надежная защита организма

1

15.12

29

Опора тела и движение

1

21.12

30

Наше питание

1

22.12

31

Проект «Школа кулинаров»

1

11.01

32

Дыхание и кровообращение

1

12.01

33

Умей предупреждать болезни

1

1

18.01

34

Здоровый образ жизни

1

19.01

35

Проверим себя и оценим свои достижения

1

1

Тест № 3

25.01

Наша безопасность

8

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Актуализировать знания об опасностях в быту и на улице. Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа. Моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры. Анализировать схему эвакуации из школы и моделировать её в ходе учебной тревоги. Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте; готовить сообщения. Обсуждать предложенные ситуации, которые являются потенциально опасными.Актуализировать знание дорожных знаков. Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешеходам. Моделировать в виде схемы путь от дома до школы с обозначением имеющихся дорожных знаков. Выполнять тесты с выбором ответа, требующие знание дорожных знаков. Характеризовать опасности природного характера. Находить информацию о ядовитых растениях и грибах. Характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными. Различать гадюку и ужа. Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения. Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм. Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды. Знакомиться с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды

36

Огонь, вода и газ

1

26.01

37

Чтобы путь был счастливым

1

1.02

38

Дорожные знаки

1

2.02

39

Проект «Кто нас защищает»

1

8.02

40

Опасные места

1

9.02

41

Природа и наша безопасность

1

1

15.02

42

Экологическая безопасность

1

22.02

43

Проверим себя и оценим свои достижения

1

1

Тест № 4

1.03

Чему учит экономика

12

Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить. Различать товары и услуги; приводить примеры товаров и услуг. Характеризовать роль труда в создании товаров и услуг.Работать со взрослыми: прослеживать, какие товары и услуги были нужны семье в течение дня.Раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике по предложенному плану. Прослеживать взаимосвязь труда людей разных профессий. Выяснять роль профессий родителей в экономике. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые.Исследовать выданное учителем сельскохозяйственное растение и описывать его по плану. Обсуждать, зачем люди занимаются растениеводством. Характеризовать роль выращивания культурных растений в экономике и труд растениеводов. Выявлять связь растениеводства и промышленности. Работа со взрослыми: интервьюировать работников сельского хозяйства. Классифицировать домашних сельскохозяйственных животных. Характеризовать роль разведения сельскохозяйственных животных в экономике и труд животноводов. Выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности. Исследовать, какие продукты животноводства использует семья в течение дня. Работа со взрослыми: интервьюировать работников животноводства. Характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров. Соотносить продукцию и отрасли промышленности. Выявлять взаимосвязь отраслей промышленности. Характеризовать труд работников отраслей промышленности. Работа со взрослыми: выявить, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе. Собирать информацию об экономике своего края (города, села). Раскрывать роль денег в экономике. Рассматривать и сравнивать монеты России по внешнему виду, устно описывать их.Характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы. Определять, люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета. Выявлять взаимосвязь между доходами и расходами государства. Моделировать доходы и расходы государства в виде математических задач.Характеризовать семейный бюджет, его доходы и расходы. Выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их взаимосвязь. Определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья. Обсуждать, какие расходы семьи являются первостепенными, а какие – менее важными. Моделировать семейный бюджет.Актуализировать знания о влиянии человека на окружающую среду. Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на окружающую среду. Раскрывать взаимосвязь между экономикой и экологией.Обсуждать, почему при осуществлении любого экономического проекта в настоящее время осуществляется экологическая экспертиза. Выяснять, какие меры экологической безопасности предпринимаются в регионе

44

Для чего нужна экономика

1

2.03

45

Природные богатства и труд людей -  основа экономики

1

9.03

46

Полезные ископаемые

1

1

15.03

47

Растениеводство

1

16.03

48

Животноводство

1

1

22.03

49

Какая бывает промышленность

1

23.03

50

Проект «Экономика родного края»

1

5.04

51

Что такое деньги

1

1

6.04

52

Государственный бюджет

1

12.04

53

Семейный бюджет

1

13.04

54

Экономика и экология

1

19.04

55

Проверим себя и оценим свои достижения

1

1

Тест № 5

20.04

Путешествия по городам и странам

13

Прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделировать маршрут Золотого кольца, используя фотографии достопримечательностей, сувениры и т.д. Составлять вопросы к викторине по Золотому кольцу. С помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца.Показывать на карте России её границы и пограничные государства, их столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью или имеющие с Россией только морские границы. Обсуждать, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовить сообщение о странах, граничащих с Россией.Самостоятельно изучить материал учебника о странах, подготовить сообщения с показом местоположения страны и её столицы на политической карте Европы. Соотносить государства и их флаги. Составлять вопросы к викторине по странам. Работать со взрослыми: в магазинах выяснять, какие товары поступают из других стран.Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся. Обсуждать цели международного туризма. Находить в дополнительной литературе и в Интернете материал о достопримечательностях разных стран, готовить сообщения. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.

56

Золотое кольцо России

3

26.04

57

Золотое кольцо России

27.04

58

Золотое кольцо России

3.05

59

Проект «Музей путешествий»

1

4.05

60

Наши ближайшие соседи

1

10.05

61

На севере Европы

1

11.05

62

Что такое Бенилюкс

1

12.05

63

В центре Европы

1

17.05

64

По Франции и Великобритании

1

18.05

65

На юге Европы

1

19.05

66

По знаменитым местам мира

1

1

24.05

67

Проверим себя и оценим себя

1

1

Тест №6

25.05

68

Презентация проектов

1

25.05

Всего:

68

6

11


 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1. Технические средства обучения

Ноутбук

2. Натуральные объекты

Натуральные живые пособия - комнатные растения.  

Набор муляжей фруктов

Гербарий

Коллекция. Шёлк

Коллекция образцов бумаги и картона

Коллекция образцов бумаги и картона

Хлопок

Хлопок

Коллекция промышленных образцов тканей и ниток

Коллекция строительных материалов

Уголь и продукты его переработки

Коллекция образцов коры и древесины

Топливо

Коллекция семян

Коллекция семян

Коллекция. Вредители огорода

Глобус

7. Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский с тумбой.

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования


Литература

Для учащихся:

  1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс, М.: Просвещение, 2014.
  2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс, М.: Просвещение, 2017.
  3. Тихомирова Е.М.  Окружающий мир. Тесты. 3 класс..-М.: Экзамен, 2017.

Для учителя:

  1. Плешаков А.А., От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие  для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010
  2. «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».)
  3. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 3 класс М, Экзамен 2013 г

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест № 1 по теме «Как устроен мир?»

1.Подчеркни названия природных объектов:

Ромашка, линейка, плитка, машина, горы, шкаф, глинаптица, облака, тетрадь, дерево, дом.

2.К неживой природе относятся:

  • человек, животные, растения, грибы, микробы;
  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
  • Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

3.К живой природе относятся:

  • человек, животные, растения, грибы, микробы;
  • Солнце, Земля, воздух, вода, человек и всё то, что сделано его руками;
  • Солнце, небо, облака, Земля, камни, вода, дождь, снег.

4.Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

  • они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
  • они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
  • они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

5.Животные – это:

  • звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
  • птицы, звери, рыбы, ящерицы, черепахи, черви;
  • птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.

6.Из-за чего на Земле становится меньше лесов?

  • из-за пожаров и стихийных бедствий;
  • из-за изменения климата на Земле;
  • из-за строительства городов, дорог, возделывания полей.

7.Какой воздух и какая вода необходимы для жизни растений, животных и человека?

  • прозрачные;
  • бесцветные;
  • чистые.

8.От чего загрязняется вода в реках и озёрах?

  • от использования воды в быту;
  • от использования воды в производстве;
  • от слива сточных вод заводов и фабрик, нечистот с ферм.

9.Что люди делают для спасения живой природы?

  • создают заповедники, ботанические сады;
  • создают бульвары и скверы;
  • создают фермы, пасеки и птицефермы.

10.Что такое заповедники?

  • заповедники – это участки земли, где вся природа находится под строгой охраной;
  • заповедники – это участки земли, где выращивают редкие растения со всего мира;
  • заповедники – это участки земли, где обитает большое разнообразие зверей, птиц и насекомых.

11.Подчеркни лишнее в каждом столбике:

дуб                              подосиновик                          комар

ёжик                           опята                                        крот

земляника                 олень                                        кит  

берёза                        боровик                                   кедр

12.К внутреннему миру человека относятся:

  • мечты, рост, возраст, характер, вес;
  • знания, настроение, характер, мысли, мечты;
  • руки, глаза, причёска, возраст, настроение.

13.Соедини линиями понятия и соответствующие им определения:

способность думать                                                                       воображение

способность хранить информацию                                             мышление

способность представлять себе то, чего нет                             восприятие

способность получать информацию об окружающем            память

14.Любое государство имеет:

  • свою территорию, государственные границы, государственный язык, столицу;
  • свою территорию, совместное хозяйство, национальные традиции, государственный язык, свою территорию;
  • государственные границы, национальные традиции, государственный язык, свою территорию.

15.Подчеркни то, что составляет окружающую среду для сосны:

Воздух, цапля, солнцепочва, кенгуру, лесная мышь, рыбы, чайка, дятелвода.

16.Соедини линиями действия людей и соответствующие им результаты:

вырубка лесов ради древесины;

загрязнение воздуха;

истребление животных ради меха;

загрязнение водоёмов;

слив сточных вод;

исчезновение некоторых видов животных;

выбросы дыма от заводов и фабрик.

уменьшение количества лесов

17. Сведения о редких растениях и животных занесены:

  • в Почётную книгу;
  • в Красную книгу

Тест № 2 «Эта удивительная природа»

Учащийся ………………………………………………………………………………………………

1.Что называют телом?

  1. всё то, что сделано руками человека;            2.любой предмет, любое живое существо;    3.любое растение, насекомое, птицу или животное.

2.В какой строчке указаны только тела?

1. кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;      2. парта, доска, стол, стул, лампа;                    3. карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.

3.В какой строчке указаны только вещества?

1. алюминий, железо, медь;          2.алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;   3кусок сахара, капля росы, кристалл соли.

4.В какой строчке указаны только газообразные вещества?

1. вода, крахмал, соль, перец;            2.кефир, ряженка, хлор, фтор;                      3. азот, кислород, углекислый газ.

5.В каких телах промежутки между частицами наибольшие?

  1. в твёрдых;                                       2. в жидких;                3. в газообразных.

6.Какие вещества входят в состав воздуха?

  1. водород, медь, цинк;                 2. кислород, азот, углекислый газ;                     3. хлор, фтор, йод.

7.Какой газ, входящий в состав воздуха, необходим для дыхания?

  1. азот;          2. кислород;              3. углекислый газ.

8.Какими свойствами обладает воздух?

  1. голубого цвета, проводит звуки, пропускает солнечные лучи, не имеет запаха;
  1. прозрачен, бесцветен, без запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло;
  2. с ветром по воздуху проносится пыль, запах зависит от окружающих предметов, при резком изменении границы тепла и холода образуются ветры.

9.В окнах для сохранения тепла устанавливают двойные рамы. Какое свойство воздуха используется?

  • при нагревании воздух расширяется;
  • при охлаждении воздух сжимается;
  • воздух плохо проводит тепло.

10.Как нужно охранять воздух от загрязнения?

  • остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины, запретить пользоваться транспортом, превратить Землю в один огромный заповедник;
  • фабрики и заводы должны иметь уловители пыли и вредных веществ, транспорт необходимо сделать экологически безопасным, в городах и вокруг них создавать пояса садов, парков и лесов.

11.За счёт чего зимой могут лопаться водопроводные трубы?

  • вода, превращаясь в лёд, расширяется;
  • вода, превращаясь в лёд, сжимается;
  • повреждение водопроводных труб с наличием в них воды не связано.

12.Вы вымыли пол в классе. Почему через некоторое время он стал сухим?

  • вода с поверхности пола испарилась;
  • вода впиталась в поверхность пола;
  • вода осталась на подошвах обуви учеников, которые ходили по классу.

13.Проследите движение капельки воды, выпавшей из облаков. Как она вновь окажется в облаках? Какая из цепочек превращений верна?

  • облако       капелька воды      поверхность океанов, морей, рек и суши   

испарение воды      водяной пар      облако;

  • облако       поверхность океанов, морей, рек и суши      капельки воды  

водяной пар      облако;

  • облако       водяной пар       поверхность океанов, морей, рек и суши  

капелька воды         облако.

14.За счёт чего в скалах и в камнях образуются трещины?

  • за счёт нагревания скал и камней в тёплые солнечные дни;
  • за счёт остывания скал и камней по ночам;
  • за счёт неравномерного расширения и сжатия скал, камней.

15.Какие представители живой природы ускоряют разрушение скал?

  • животные;           растения;         грибы и микробы.

16.Что образуется при разрушении скал и камней?

  • песок и глина;            мрамор и гранит;        вода и газ.

17.К какой природе можно отнести почву?

  • 1к живой;           2 к неживой;                3 неживая и живая природа в почве соединяются.

18.Из чего состоит почва?

  • 1из микробов,  корней растений, различных животных, обитающих в почве;
  • 2из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
  • 3из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а так же микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.

19.Что растения получают из почвы?

  • 1перегной, песок, глину;           2 воздух, воду, соли;        3остатки растений и животных.

20.Что влияет на плодородие почвы?

  • 1наличие в почве перегноя;    2 наличие в почве воды;  3наличие в почве песка и глины.

21.Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?

  • 1благодаря животным, обитающим в почве;
  • 2благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
  • 3благодаря микробам, живущим в почве.

22.Как называется наука о растениях?

  • 1ботаника;            2зоология;          3 астрономия.

23.Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых – двумя чертами:

Яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

24.Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар и крахмал?

  • 1наличие  воды и углекислого газа;           2наличие почвы и воздуха;
  • 3наличие света, воды и углекислого газа.

25.Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами?

  • 1азот;             2углекислый газ;               3кислород.

26.Как называется наука о животных?

  • 1ботаника;          2зоология;               3 астрономия.

27.Какое из указанных животных относится к рыбам?

  • 1дельфин;           2 бегемот;          3 карп.

28.Какие из указанных животных относятся к растительноядным?

  • 1коровы, бегемоты, жирафы;     2волки, лисы, кабаны;     3лоси, тюлени, киты.

29.Какая из цепей питания указана правильно?

1сосна       дятел       жук-короед;  2слизень       капуста       жаба;

3рожь        мышь       змея       орёл.

30.Кто рождает живых детёнышей и выкармливает их молоком?

  • 1звери;               2  птицы;              3 рыбы.

31.Какое слово пропущено: икринка - … - взрослая рыба?

  • 1личинка;           2  малёк;           3  головастик.

32.Какое слово пропущено: яйцо – личинка - … - бабочка?

  • 1куколка;      2  птенец;            3икринка.

33.Кузнечик – насекомое. Проходит ли он в своём развитии стадию куколки?

  • 1у  всех насекомых бывает куколки;
  • 2 у кузнечиков нет стадии куколки;
  • 3 из яйца у кузнечика вылупляется взрослое насекомое – большое и с крыльями.

34.В какое время года охота и рыбная ловля бывают запрещены?

  • 1весной;    2осенью;   3зимой.

35.Какие растения применяются в медицине?

  • 1красивые;      2лекарственные;         3высокие.

36.Редкие растения запрещено собирать. Под особой защитой они находятся:

  • 1в заповедниках;   2на приусадебном участке;         3на бульварах и в скверах.

37.Где выращивают редкие растения, привезённые со всего мира?

  • 1в парках;           2в скверах;             3в ботанических садах.

38.Какие животные занесены в Красную книгу?

  • 1тигр, морж, фламинго, орёл-беркут;
  • 2корова, лошадь, гусь, петух;
  • 3свинья, овца, утка, индюк.

39.Некоторые виды животных уже спасены. Назовите их.

  • 1белка, заяц, кабан;       2бобр, соболь, куница;           3лось, лиса, волк.

40.Дополни цепи питания:

  • 1осина       …………………        волк;
  • 2……………….       мышь        сова;
  • 3  водоросли        рыба       ……………….

Тест № 3  «Мы и наше здоровье»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

   1.Зачем нужно знать свой организм?

  • 1Чтобы сохранять и укреплять здоровье;
  • 2Чтобы мыслить, говорить, трудиться;
  • 3Чтобы умело использовать свои возможности.

2.Как называется наука, изучающая строение тела человека?

  • 1Физиология;       2Зоология;         3Анатомия.

3.Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?

1Глаза, лёгкие, желудок, кожа; 2Сердце, головной мозг, почки; 3Печень, селезёнка, уши, желчь.

4.Сколько органов чувств вы знаете?

  • 1)7;               2)6;              3)5.

5.Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?

  • 1)Без кишечника;   2)Без головного мозга;    3)Без селезёнки.

6.В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?

  • Сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
  • Горбатый, бледный, хилый, низкий;
  • Стройный, сильный, ловкий, статный.

7.Соедини линиями органы и их функции:

глаза                                                    орган осязания

уши                                                      орган вкуса

нос                                                       орган зрения

кожа                                                    орган обоняния

язык                                                     орган слуха

8.Какую роль играет жир, который выделяет кожа?

  • Делает кожу мягкой и упругой;
  • Делает кожу крепкой и сильной;
  • Делает кожу ловкой и стройной.

9.Какие предметы ухода за кожей указаны правильно?

  • Зубная щётка, зубная паста, жевательная резинка;
  • Мочалка, мыло, полотенце, крем;
  • Гуталин, обувная щётка, клей.

10.Какова роль скелета человека?

  • Защищает внутренние органы от повреждений;
  • Сокращаясь и расслабляясь, приводит в движение мышцы;
  • Является опорой тела.

11.Какой орган расположен внутри черепа?

  • 1 Почки;      2 Головной мозг;     3 Селезёнка.

12.От чего зависит осанка человека?

  • 1 От скелета и мышц;          2 От связок и сухожилий;         3 От хрящей и костей.

13.Для чего человеку нужна пища?

  • С пищей человек получает питательные вещества;
  • С пищей человек получает необходимый для жизни кислород;
  • С пищей человек получает воду и витамины.

14.Где начинается пищеварение?

  • 1 Во рту;     2 В желудке;        3 В кишечнике.

15.Благодаря чему частицы питательных веществ разносятся по всему телу?

  • 1 Благодаря крови;         2 Благодаря нервным волокнам;   3 Благодаря мышцам.
  • 16.Какое вещество воздуха нужно органам тела для работы? 
  • 1   Кислород;            2 Углекислый газ;                 3 Азот.

17. В каком органе происходит газообмен между воздухом и кровью?

  • 1 В носу;        2 В бронхах;           3 В лёгких.

18.Через какие органы происходит удаление из организма углекислого газа и вредных веществ?

  • Через печень, кишечник, мочевой пузырь;
  • Через кожу, почки, лёгкие;
  • Через сердце, желудок, желчный пузырь.

19.Для образования почвы требуется:

  • 1мНесколько дней;       2 Несколько лет;         3 Тысячи лет.

20.Подземная часть гриба называется:

  • 1 Грибовница;             2 Грибница;                3 Грибок.

Тест № 4 «Наша безопасность»

Учащийся ………………………………………………………………………………………..

1.Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб.

101                                         газовая служба

103                                         пожарная охрана

104                                         скорая помощь

2.Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который вы не можете потушить самостоятельно?

1.Убежать;          2. Закричать, позвать на помощь;        3. Вызвать пожарников по телефону 01.

3.Если в подъезде дым, что нужно сделать?         1. Выйти и посмотреть, где и что горит;  

2. Закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;

3. Не обращать внимания – ведь горит не в твоей квартире.

4.В квартире прорвало трубу. Что нужно сделать, прежде всего?

1.Оставить всё как есть до прихода родителей – это дело взрослых;

2.Завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;      3. Выйти из квартиры.

5.Что нужно сразу сделать, если почувствуешь в квартире запах газа?  1. Открыть окно;

  1. Сразу из квартиры позвонить в газовую службу по телефону 04;     3. Зажечь спичку.

6.Переходя улицу, необходимо быть:  1.Сильным, смелым, стройным;

2.Собранным, внимательным, осторожным;    3. Умным, красивым, радостным.

7.С какого возраста детям можно ездить на велосипеде по автомобильным дорогам?

1 С 14 лет;        2 С 10 лет;            3 С 18 лет.

8.Как выглядят запрещающие знаки?

1 Знак в виде красного треугольника; 2 Знак в виде красного круга; 3 Знак в виде синего круга.

9.Какое из утверждений верное?

1. Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

2. Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

  1. Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.

10.Чтобы уберечься от дыма, нужно:

1. Дышать через мокрое полотенце; 2. Спрятаться в шкаф; 3. Спрятаться под кровать.

11.Какие правила должен соблюдать пешеход?

1.Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

2.Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

3.Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

12.Какие правила должен соблюдать пассажир?

1.Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;

2.Разговаривать с водителем только во время движения;

3.Не высовывать в окно руку и тем более голову.

13.Если застрял в лифте, нужно: 1.Нажать кнопку «Вызов»;

2.Плакать и кричать             3.Попытаться выбраться из кабины самостоятельно.

14.Небезопасно гулять в одиночку с наступлением темноты, потому что:

1. Будет скучно;        2. Не будет видно дороги;           3. Может подстерегать преступник.

15.Чтобы уберечься от ударов молний, нельзя:

1.Прятаться под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;

  1. Прятаться в зарослях кустарника;    3. Покидать открытое место.

16.Ядовитый гриб:

1 Белена;      2 Бледная поганка;         3 Дурман.

17.Чтобы защитить себя от загрязнённого воздуха:

1.Не стойте возле автомобиля с работающим двигателем;

2. Стойте возле людей, которые курят;

3.Ходите по главным улицам города с большим движением транспорта.

Тест № 5 «Чему учит экономика?»

Учащийся ………………………………………………………………………………………….

1.Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

  • 1 Врачи;             2 Геологи;             3 Строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

  • 1 Песок, глина;       2 Гранит, торф;           3 Каменный уголь, поваренная соль.

3.Какие из полезных ископаемых служат топливом?

  • 1 Оловянная и медные руды; 2 Каменный уголь, природный газ;       3 Графит, сера.

4.Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

  • 1 Мрамор, гранит;          2  Природный газ, нефть;           3 Золото.

5.Зачем мы собираем металлолом?

  • Сохраняем запасы руды;
  • Очищаем территорию от мусора;
  • Участвуем в соревновании между классами.

6.Укажите строчку, в которой правильно указаны основные отрасли растениеводства:

  • Полеводство, овцеводство, кактусоводство;
  • Полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство;
  • Полеводство, овощеводство, оленеводство.

7.Укажите строчку, в которой правильно указаны главные зерновые культуры:

  • Картофель, подсолнечник, лён, земляника;
  • Кабачок, патиссон, огурец, капуста;
  • Овёс, рожь, ячмень, пшеница.

8.Укажи строчку, в которой правильно указаны плодовые культуры:

  • Капуста, картофель, лён, овёс;
  • Лук, чеснок, перец, апельсин;
  • Яблоня, груша, черешня, малина.

9.Какие вы знаете сельскохозяйственные профессии?

  • Ткач, газосварщик, геолог;
  • Комбайнёр, овощевод, хлопкороб;
  • Инженер, механик, докер.

10.Что даёт животноводство людям?

  • Мясо, шерсть, пух, кожу;
  • Фрукты, овощи, злаковые культуры;
  • Хлопок, лён, кормовые травы.

11.Домашние сельскохозяйственные животные – это:

  • Млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
  • Звери, птицы, земноводные, рыбы;
  • Птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

12.Домашние птицы – это:

  • Фазаны, куропатки, страусы;
  • Павлины, орлы, беркуты;
  • Индейки, куры, гуси.

13.Для корма домашним животным заготавливают:

  • Картофель, зерно, тимофеевку;
  • Арбузы, дыни, тыкву;
  • Василёк, подснежник, гиацинт.

14.Что такое бартер?

  • Процесс купли-продажи товара;
  • Прямой обмен одних товаров на другие;
  • Один из видов дохода.

15.Что использовалось раньше в качестве денег?

  • Телевизоры и чайники;
  • Морские раковины, шкурки пушных зверей;
  • Рисунки на бумаге.

16.Из чего складывается бюджет?

  • 1 Из зарплаты и стипендии;           2 Из денег;            3 Из доходов и расходов.

17.Из чего складываются доходы государственного бюджета?

  • Из заработной платы граждан;
  • Из доходов предприятий и фирм;
  • Из налогов граждан и предприятий.

18.Что такое гонорар?

  • 1 Бюджет;                     2 Доход;                 3 Расход.

19.Выигрыш по лотерейному билету – это:

  • 1 Доход;          2 Расход;     3 Не доход и не расход, так как не может быть запланирован.

20.Вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности, называются:

  • 1 Услуги;               2 Товары;            3 Экономика.

21.Всё, что сделано руками человека, называется:

  • 1 Труд;            2 Природные богатства;          3 Капитал.

22.Отрасль промышленности металлургия обеспечивает экономику:

  • 1 Машинами и механизмами;    2 Электроэнергией;           3 Выплавкой стали.

23.Авторское вознаграждение – это:

  • 1 Зарплата;    2 Налог;        3 Гонорар.

24.Наука экология помогает:

  • Делать экономику более безопасной для людей и природы;
  • Подсчитать экологический ущерб.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА № 6 по теме

«Что мы узнали и чему научились за год?»

Учащийся …………………………………………………………………………………………………..

1.Если в квартире возник пожар, необходимо:

  • Звонить по телефону 01;
  • Звонить по телефону 04;
  • Ждать, когда он сам погаснет.

2.Дорожные знаки в виде круга с красной каймой:

  • 1 Предупреждающие;           2 Предписывающие;       3 Запрещающие.

3.Какой газ необходим для дыхания?

  • 1 Азот;               2 Кислород;              3 Углекислый газ.

4.Сведения о редких растениях и животных занесены:

  • 1 В Почётную книгу;                    2 В Красную книгу.

5.Какая из цепей питания указана правильно?

  • 1Дерево     дятел      жук-короед;      2Гусеница      растение     птица;
  • 3 Рожь      мышь     змея      орёл.

6.Шахты строят для добычи:

  • 1 Каменного угля;               2 Нефти;           3 Глины.

7.Для разведения рыб служит:

  • 1 Ферма;        2 Прудовое хозяйство;      3Пасека.

8.Тепловая электростанция сокращённо называется:

  • 1 АЭС;            2 ГЭС;   3 ТЭС.

9.Деньги, которые выплачивают рабочим на предприятиях, - это:

  • 1 Стипендия;        2 Зарплата;   3Пенсия.

10.Ярослав Мудрый основал город:

  • 1 Ярославль;           2 Кострому;            3 Сергиев Посад.

11.Морскую границу с нашей страной имеют:

  • 1 Норвегия и Исландия;      2Монголия и Северная Корея;     3США и Япония.

12.Эйфеливая башня, Версаль, собор Парижской Богоматери находятся:

  • 1В Италии;  2Во Франции;        3В Великобритании.

Лист дополнений и изменений к рабочей программе

Дата внесения изменений

Содержание

Подпись лица, внесшего запись

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...