рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
календарно- тематическое планирование по окружающему миру "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 73.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
На втором году школьного обучения в ходе освоения предмета окружающий мир обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
Содержание учебного курса.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
идея многообразия мира;
идея экологической целостности мира;
идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру – это предлагаемая и применяемая нами формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру. Идея уважения к миру базируется на учении А. Швейцера о благоговении перед жизнью, на концепции экологического императива Н. Н. Моисеева, созвучна современным идеям воспитания культуры мира.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Экскурсия: Осенние изменения в природе.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (10 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Экскурсия: Зимние изменения в природе.
Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (20 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Экскурсия: Весенние изменения в природе.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Учебно - тематический план.
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа. | 20 |
3 | Жизнь города и села. | 10 |
4 | Здоровье и безопасность. | 9 |
5 | Общение. | 7 |
6 | Путешествия | 20 |
Итого | 68 |
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
- неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
- названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга…
Календарно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | Планируемые результаты | Количество часов | Дата | |||||||||
План | Факт | ||||||||||||
Предметные | Личностные (УУД) Метапредметные (УУД) | ||||||||||||
Где мы живём? – 4ч. | |||||||||||||
Родная страна. | Научатся приводить примеры народов России; различать государственные символы России. | Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. Понимать учебные задачи урока. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. | 1 | ||||||||||
Город и село. Проект «Родной город (село)». | Учащиеся научатся объяснять характерные особенности городских и сельских поселений; собирать информацию для проекта. | Проверить остаточные знания второклассников по предмету. Анализировать информацию, полученную на уроке, и делиться своими знаниями. Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации. | 1 | ||||||||||
Природа и рукотворный мир. | Научаться оценивать собственное отношение к окружающему миру; различать объекты природы и предметы рукотворного мира. | Приводить примеры объектов; различать объекты природы и рукотворного мира. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | ||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём». | Учащиеся научатся оценивать свои достижения по разделу «Где мы живем». | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
Природа. – 20ч. | |||||||||||||
| Неживая и живая природа. | Научатся узнавать изученные объекты живой и неживой природы; измерять температуру воздуха, тела человека. | Анализировать иллюстрации учебника. Делать выводы из изученного материала. Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений. | 1 | |||||||||
Явления природы. Практическая работа №1 «Измерение температуры воздуха с помощью термометра» | Знание понятия «погода», названий времён года, названий осенних месяцев. Умение отмечать погоду в дневнике наблюдений, определять признаки осенних изменений в природе, определять температуру воздуха, человека, воды. | Наблюдать и описывать погоду за окном класса, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. Вести дневник наблюдений за погодой. Установление причинно-следственных связей, выполнение действий по алгоритму. | 1 | ||||||||||
Что такое погода? | Знание правил поведения на экскурсии. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в живой и неживой природе. | Наблюдать изменения в живой и неживой природе, устанавливать взаимосвязи между ними, формулировать выводы. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
В гости к осени (экскурсия). | Знание признаков осени, названий осенних месяцев, основных свойств воздуха и воды. Умение устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | Наблюдать изменения в неживой природе осенью, формулировать выводы. Рассказывать об осенних явлениях в неживой природе. Вести дневник наблюдений за погодой. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | ||||||||||
В гости к осени . | Знание понятий: «звёздное небо», «созвездие». Умение работать с картой звёздного неба, решать практические задачи с помощью наблюдения. | Находить на рисунке знакомые созвездия, моделировать созвездия Ориона, Лебедя, Кассиопеи, формулировать выводы. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Звёздное небо. | Знание понятий «горная порода» и «минерал», названий и отличие горных пород от минералов. Умение различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты живой и неживой природы. | Исследовать с помощью лупы состав гранита, различать горные породы, формулировать выводы. Работать в паре. Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | ||||||||||
Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа №2«Знакомство с горными породами и минералами». | Знание основных свойств воздуха и воды, общих условий, необходимых для жизни растений и животных. Умение определять свойства воздуха, температуру воздуха и воды. | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Про воздух. Лабораторная работа №1 Воздух. Его состав и свойства» . | Знание, где используется вода, как и почему загрязняется. Умение называть свойства воды, роль воды в живой природе, называть очистительные сооружения. | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов на человека. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Про воду. Практическая работа №3 «Измерение температуры воды с помощью термометра». | Знание, чем отличаются друг от друга деревья, кустарники, травы; лиственные и хвойные деревья; знание 2-3 растений, занесённые в Красную книгу. Умение определять растения, называть дикорастущие и культурные растения своего края. | Устанавливать по схеме различия между группами растений, классифицировать растения и делать самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
Какие бывают растения. | Знание общих условий, необходимых для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными; знать 2-3 животных, занесённых в Красную книгу. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Соотносить группы животных и их существенные признаки, знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию, выступать с сообщениями. Сравнивать животных. Выявлять зависимость между строением тела животного и местом его обитания. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Какие бывают животные. | Знание понятия «невидимые нити в природе». Умение устанавливать взаимосвязи. | Моделировать изучаемые взаимосвязи, выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 1 | ||||||||||
Невидимые нити. | Знание дикорастущих и культурных растений. Умение делить растения на дикорастущие и культурные; различать части растений; отображать их на рисунке. Умение оценивать воздействие человека на природу. | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; приводить примеры, находить и обсуждать новую информацию. Формулировать выводы. Работать в парах. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 1 | ||||||||||
Дикорастущие и культурные растения. | Знание общих условий для жизни животных, особенности внешнего вида животных и растений, особенности ухода за домашними животными. Умение раскрыть особенности внешнего вида и жизни животных, приводить 2-3 примера. | Сравнивать и различать диких и домашних животных; моделировать значение домашних животных для человека. Формулировать выводы. Работать в парах. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки | 1 | ||||||||||
Дикие и домашние животные. | Знание особенностей выращивания комнатных растений. Умение выполнять практическую работу по уходу и пересадке комнатных растений. | Узнавать комнатные растения на рисунках; осуществлять самопроверку. Оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека. Работать в группе. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Комнатные растения. Практическая работа №4. «Уход за комнатными растениями». | Знание представителей живого уголка, правил ухода за животными живого уголка. Умение называть редкие породы кошек и собак, характеризовать условия жизни кошек и собак. | Рассказывать о животных живого уголка и особенностях ухода за ними. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Животные живого уголка. Практическая работа №5. «Содержание животных живого уголка». | Осознают необходимость нести ответственность за домашних животных. Научаться приводить примеры разных пород кошек и собак. | Пользоваться атласом – определителем. Извлекать из дополнительной литературы нужную информацию. Определять породы кошек и собак; обсуждать роль кошек и собак в хозяйстве человека. Работать в группах. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Про кошек и собак. | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение устанавливать взаимосвязи в природе. | Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране. Работать в группах. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения. | 1 | ||||||||||
Красная книга. | Знание историй создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в группах. Умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. | 1 | ||||||||||
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | Знание истории создания Красной книги, знание нескольких животных и растений, занесённых в Красную книгу. Умение объяснять экологический знак. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа». | Знание понятия «экономика», названий строительных машин, составных частей экономики, названий товаров. Умение отличить город от села. | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, моделировать взаимосвязи отраслей экономики, читать тексты, находить в них ответы на поставленные вопросы. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | 1 | ||||||||||
Жизнь города и села.-10 ч. |
| ||||||||||||
Что такое экономика. | Научатся выявлять характерные особенности возведения многоэтажного городского и одноэтажного сельского дома. | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов. Использовать свои наблюдения в разных видах деятельности. Читать текст и находить в нем нужную информацию. Предлагать вопросы по содержанию текста. | 1 | ||||||||||
Из чего что сделано? | Знание понятий «транспорт», видов транспорта, названий профессий. Умение приводить примеры видов транспорта. | Узнавать по фотографиям виды транспорта и классифицировать его. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. | 1 | ||||||||||
Как построить дом. | Осознание необходимости посещения культурных учреждений. Научатся различать учреждения культуры и образования и приводить соответствующие примеры. | Извлекать из текста учебника нужную информацию. Предлагать вопросы по содержанию текста. Различать учреждения культуры и образования, узнавать их и приводить примеры. Посещать музеи. | 1 | ||||||||||
Какой бывает транспорт. | Знать о профессии своих родителей и старших членов своей семьи. | Научатся определять названия профессий по характеру деятельности. Читать и обсуждать прочитанное. Работать в группах. | 1 | ||||||||||
Культура и образование. | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Наблюдать над зимними природными явлениями. Обсуждать зимние явления за прошедший день, исследовать пласт снега и выявлять зависимость от чередования оттепелей, снегопадов и морозов. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
Все профессии важны. Проект «Профессии». | Знание признаков сезонных изменений в природе зимой, названий зимующих птиц. Умение проводить наблюдения за зимними изменениями в живой и неживой природе. | Обобщить наблюдения над зимними природными явлениями. Формулировать правила поведения на улице зимой. Работать с текстами учебника, делать выводы. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
В гости к зиме (экскурсия). | Знание понятий «город» и «село», названий строительных машин, составных частей экономики, понятий: «торговля», «гастроном», «культурное учреждение», «образовательное учреждение». Умение отличить город от села. | Выполнять тестовые задания. Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | ||||||||||
В гости к зиме . | Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме. | Научатся выступать с подготовленным сообщением. Отвечать на вопросы. Адекватно оценивать собственные знания и навыки. | 1 | ||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села». | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Называть и показывать внешние части тела человека, определять на страницах учебника или на муляже положение внутренних органов. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | ||||||||||
Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии». | Знание основных систем органов человека, их роль в организме; правил сохранения и укрепления здоровья; понятия «здоровый образ жизни». Умение определять органы человека, рассказывать о функциях основных систем органов человека. | Рассказывать о своём режиме дня, составлять рациональный режим дня школьника. Обсуждать сбалансированное питание школьника, формулировать правила личной гигиены. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | ||||||||||
Здоровье и безопасность.- 9 ч. | |||||||||||||
Строение тела человека. | Знание правил поведения на дороге, в транспорте; дорожных знаков ПДД. Умение выполнять правила дорожного движения. | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов, моделировать сигналы светофора. Практически учиться соблюдать правила дорожной безопасности. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 1 | ||||||||||
Если хочешь быть здоров. | Знание правил обращения с электроприборами и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Умение выполнять правила безопасности дома. | Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций, формулировать правила безопасности в быту. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 1 | ||||||||||
Берегись автомобиля! | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать дома; правил противопожарной безопасности, правил поведения в социальной среде. Умение выполнять правила безопасности дома. | Характеризовать пожароопасные предметы, запомнить правила предупреждения пожара, моделировать вызов пожарной охраны по мобильному и обычному телефону по номеру МЧС. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 1 | ||||||||||
Школа пешехода. Практическая работа №6. «Соблюдение правил безопасности». | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в лесу и на воде, знать съедобные и ядовитые грибы, правил экологической безопасности. Умение правильно вести себя на природе. | Характеризовать потенциальные опасности в лесу и на воде, определять с помощью дополнительной литературы опасных насекомых и запомнить правила поведения во время купания. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 1 | ||||||||||
Домашние опасности. | Знание правил безопасности, которые надо соблюдать в социальной среде, как вести себя с незнакомцами. Умение выполнять правила безопасности с незнакомыми людьми. | Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми, предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, моделировать звонок в милицию и МЧС. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | 1 | ||||||||||
Пожар! | Знание правил безопасности в лесу, на воде, в социальной среде, дома, на дороге. Умение выполнять правила безопасности. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | 1 | ||||||||||
На воде и в лесу. | Знание понятий: «культура общения», «семья». Умение выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе. | Формировать понятие «культура общения», рассказывать о семейных взаимоотношениях, моделировать ситуации семейной трапезы. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 1 | ||||||||||
Опасные незнакомцы. | Учащиеся расширят и углубят знания по выбранной теме. Узнают родословную своей семьи. Научатся составлять родословное древо семьи. | Научатся выступать с подготовленным сообщением. Отвечать на вопросы. Адекватно оценивать собственные знания и навыки. Собирать информацию. Работать в группах. | 1 | ||||||||||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность». | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, в школе. Обсуждать вопрос о культуре общения в школе, моделировать различные ситуации. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 1 | ||||||||||
Общение. – 7 ч. | |||||||||||||
Наша дружная семья. | Знание понятия «культура общения», элементарных норм общения в семье, в школе. Умение применять основные правила поведения и соблюдать элементарные нормы общения в общественных местах. | Обсуждать морально-эстетические аспекты дружбы, правила поведения за столом. Формулировать правила этикета в гостях. Моделировать различные ситуации за столом. Давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации в школе и дома. | 1 | ||||||||||
45 | Наши проекты: «Родословная». | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Обсуждать правила поведения в театре, в общественном транспорте, формулировать их на основе иллюстраций учебника. Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение моделировать различные ситуации. | 1 | |||||||||
46 | В школе. | Знание понятий: «зрители», «пассажиры», «культура общения». Умение выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в транспорте и театре. | Выполнять тестовые задания учебника, оценивать правильность предложенных ответов. Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | 1 | |||||||||
47 | Правила вежливости. | Знание понятия «горизонт», условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; находить на схеме и называть указанные стороны горизонта. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |||||||||
48 | Ты и твои друзья. | Знание правил определения сторон горизонта с помощью компаса, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Находить ориентиры на рисунке учебника, на дороге от дома до школы, в своём городе. Знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним. Знакомиться со способами ориентирования по местным признакам. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |||||||||
49 | Мы – зрители и пассажиры. | Знание формы земной поверхности, условных обозначений сторон горизонта. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Сопоставлять фотографии равнин и гор, анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе. Сравнивать по схеме гору и холм, описывать красоту гор. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |||||||||
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение». | Знание понятия «водоём», правил поведения у водоёма. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы. | Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения. Анализировать схему частей реки. Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. Умение извлекать информацию из учебника, карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |||||||||
Путешествия.-18 ч. | ков. | ||||||||||||
51 | Посмотри вокруг… | Знание признаков сезонных изменений в природе весной. Умение проводить наблюдения за весенними изменениями в живой и неживой природе. | Наблюдать над весенними природными явлениями. Обсуждать весенние явления за прошедший день. Установление причинно-следственных связей. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | 1 | |||||||||
52 | Ориентирование на местности. Практическая работа №7.«Ориентирование по компасу». | Знание названия родной страны, условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Сравнивать изображение России на глобусе и карте, осваивать приёмы чтения карты, учиться правильно показывать объекты на настенной карте. Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |||||||||
53 | Ориентирование на местности. | Узнают новую информацию о городах России. | Испытывать чувство гордости за свою страну. Научатся выступать с подготовленным сообщением. Отвечать на вопросы. Адекватно оценивать собственные знания и навыки. Научаться собирать информацию. Работать в группе. | 1 | |||||||||
54 | Формы земной поверхности. | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. | Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. Умение получать информацию на основе изучения карты, моделировать объекты окружающего мира. | 1 | |||||||||
55 | Водные богатства. | Знание столицы России, правил работы с картой, достопримечательностей Москвы. Умение показать на карте город Москву – столицу России, называть 2-3 достопримечательности. | Находить Москву на карте России, знакомиться с планом Москвы. Обсуждать значение Московского Кремля для каждого россиянина, извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Москвы. Умение получать информацию. | 1 | |||||||||
56 | В гости к весне. Экскурсия. | Знание правил работы с картой, достопримечательностей Санкт-Петербурга. Умение показать на карте город Санкт-Петербург, называть 2-3 достопримечательности. | Находить Санкт-Петербург на карте России, знакомиться с планом Санкт-Петербурга. Извлекать из дополнительной литературы сведения о достопримечательностях Санкт-Петербурга. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу. | 1 | |||||||||
57 | Россия на карте. Практическая работа №8.«Освоение приемов чтения карты». | Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 1 | |||||||||
58 | Проект«Города России» | Знание условных обозначений сторон горизонта. Умение показать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, различать по карте и показывать различные водоёмы, границу нашей Родины. | Сравнивать глобус и карту мира, находить, называть и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 1 | |||||||||
59 | Путешествие по Москве. | Знание стран мира. Умение ориентироваться на местности с помощью компаса, показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки, страны, столицу. | Сравнивать политическую и физическую карты мира. Приводить примеры стран, расположенных на разных материках. Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 1 | |||||||||
60 | Московский Кремль. | Знание материала, изученного во 2 классе. Умение применить свои знания при выполнении итоговой диагностической работы. | Обобщить знания по теме «Путешествие». Выполнять тестовые задания. Умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | 1 | |||||||||
61 | Город на Неве. | Знание признаков сезонных изменений в природе летом. Умение проводить наблюдения за летними изменениями в живой и неживой природе. | Приводить примеры летних явлений в живой и неживой природе, определять цветущие травы с помощью дополнительной литературы. Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | 1 | |||||||||
62 | Путешествие по планете. | Учащиеся расширят и углубят о природных явлениях происходящих летом. | Научатся выступать с подготовленным сообщением. Отвечать на вопросы. Адекватно оценивать собственные знания и навыки. | 1 | |||||||||
63-64 | Путешествие по материкам. | 2 | |||||||||||
65-66 | Страны мира.Проект «Страны мира» | 2 | |||||||||||
67 | Впереди лето. | 1 | |||||||||||
68 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...