Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Касаева Ольга Николаевна

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс разработана на основе авторской программы А.А. Плешакова "Окружающий мир" с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr_mir_4kl_2017-18.docx36.41 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛОКТЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ПРИНЯТО

Руководитель МО

Цыкунова Е.Н

__________  ФИО

Протокол № ___ от

«____»  _____ 20___ г.

СОГЛАСОВАНО

Ответственный

 за УВР

 Худечко Ю.В

_____________ФИО

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

Санькова О.В.

 ________ ФИО

Приказ № ______ от

«____»  _____ 20____ г.

Рабочая программа учебного предмета

начального общего образования

«Окружающий мир»

4 класс

на 2018-2019 учебный год

Составитель: Касаева О.Н.

учитель начальных классов

 1 квалификационная категория                                                                                                                                      

Локоть  2018

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе   требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования; основной образовательной программы начального общего образования, годового календарного графика,   учебного плана МКОУ «Локтевская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год с учетом  авторского УМК  А.А. Плешакова:

1. А.А. Плешаков. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников«Школа России» 1- 4 классы. М.: Просвещение, 2014

 2. А. А. Плешаков. Окружающий мир. Учебник. 4 класс. В 2 ч. М. Просвещение, 2014

3. А. А. Плешаков, Е.А. Крючкова, А. Е. Соловьева. Окружающий мир. Методические рекомендации. 4 класс. М.: Просвещение, 2015

4. А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова. Окружающий мир: Тесты 4 класс М.:

Просвещение, 2014

5. А.А. Плешаков От земли до неба: Атлас-определитель: Пособие для учащихся

общеобразовательных учреждений М. :Просвещение, 2016

6. А.А. Плешаков Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. М.

Просвещение, 2014

7. А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. Великан на поляне, или Первые уроки экологическойэтики. Пособие для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2013

Цели:

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе

единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления

ребенком личностного опыта взаимодействия-общения с людьми, обществом и природой;

- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях

культурного многообразия российского общества.

Задачи:

- формирование уважительного отношения к семье, населѐнному пункту, региону, в которомпроживают дети, к России, еѐ природе и культуре, истории и современной жизни;

- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего

места в нём;

- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в

различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного ибезопасного взаимодействия в социуме.

Место курса в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 4  классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Авторская программа рассчитана на  68ч (34 учебные недели), но погодовому календарному графику школы в 4 классе 35 рабочих недель, поэтому на резерв отводится 2 часа, итого 70 часов.

Формы организации образовательного процесса

- фронтальная,

- парная,

- групповая,

- индивидуальные формы учебной деятельности

Технологии обучения:

- проектная технология;

- ИКТ-технологии;

Методы:

1. Объяснительно-иллюстративный.  

2. Репродуктивный метод

3. Метод проблемного изложения

4. Частично-поисковый (эвристический) метод

5. Исследовательский метод

Формы контроля: тесты.

Формы и методы работы с детьми, испытывающими сложности в обучении:

Индивидуальная работа, наглядные, словесные, практические методы с опорой на схемы, таблицы, пояснения.

Содержание курса

Земля и человечество -  9 ч.

Мир глазами астронома.

Планеты солнечной системы. Практическая работа «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

Звездное небо – Великая книга Природы.

Мир глазами географа.

Мир глазами историка.

Когда и где?

Мир глазами эколога.

Сокровища Земли под охраной человечества.

Природа России - 10ч

Равнины и горы России.

Моря, озера и реки России.

Природные зоны России.

Зона арктических пустынь.

Тундра.

Леса России.

Лес и человек.

Зона степей.

Пустыни.

У Черного моря.

Родной край – часть большой страны -  15ч

Наш край

Поверхность нашего края.

Водные богатства нашего края

Наши подземные богатства. Практическая работа «Определение полезного ископаемого, изучение его свойств».

Земля – кормилица .

Жизнь леса.

Жизнь луга.

Жизнь в пресных водах.

Экскурсия в природные сообщества родного края.

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Определение с помощью учебника полевых культур в гербарии, различение зерен зерновых культур».

Животноводство в нашем крае.

Страницы Всемирной истории - 5ч

Начало истории человечества

Мир древности: далекий и близкий.

Средние века: время рыцарей и замков.

Новое время: встреча Европы и Америки

Новейшее время: история продолжается сегодня.

Страницы истории России  - 20ч

Жизнь древних славян.

Во времена Древней Руси.

Страна городов

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Трудные времена на Русской земле

Русь расправляет крылья

Куликовская битва

Иван Третий.

Мастера печатных дел

Патриоты России

Петр Великий

Михаил Васильевич Ломоносов

Екатерина Великая

Отечественная война 1812 года

Страницы истории 19 века

Россия вступает в 20 век

Страницы истории 1920–1930-х годов

Великая война и Великая Победа

Страна, открывшая путь в космос

Современная Россия - 9ч

Основной закон России и права человека

Мы- граждане России

Славные символы России

Такие разные праздники

Путешествие по России

Проверим себя и оценим свои достижения

Презентация проектов по выбору.

Критерии оценивания соответствуют положению «О системе оценивания»  МКОУ «Локтевская СОШ».

Тематическое планирование составлено с учетом  авторской    программыА.А. Плешакова. Рабочие программы. Окружающий мир. Предметная линия учебников

«Школа России» 1- 4 классы:пособие для учителей общеобразовательных организаций М.: Просвещение, 2014

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во часов

Учебная неделя

Земля и человечество 9 ч.

1/1

Мир глазами астронома.

1

3.09-7.09

2/2

Планеты солнечной системы. Практическая работа «Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца».

1

3.09-7.09

3/3

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

10.09-14.09

4/4

Мир глазами географа.

1

10.09-14.09

5/5

Мир глазами историка.

1

17.09-21.09

6/6

Когда и где?

1

17.09-21.09

7/7

Мир глазами эколога.

1

24.09-28.09

8/8

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

24.09-28.09

9/9

Сокровища Земли под охраной человечества.

1

1.10-5.10

        

Природа России 10ч

10/1

Равнины и горы России.

1

1.10-5.10

11/2

Моря, озера и реки России

1

8.10-12.10

12/3

Природные зоны России.

1

8.10-12.10

13/4

Зона арктических пустынь.

1

15.10-19.10

14/5

Тундра.

1

15.10-19.10

15/6

Леса России.

1

22.10-26.10

16/7

Лес и человек.

1

22.10-26.10

17/8

Зона степей.

1

5.11-9.11

18/9

Пустыни.

1

5.11-9.11

19/10

У Черного моря.

1

12.11-16.11

Родной край – часть большой страны 15ч

20/1

Наш край

1

12.11-16.11

21/2

Поверхность нашего края.

1

19.11-23.11

22/3

Водные богатства нашего края

1

19.11-23.11

23/4

Наши подземные богатства. Практическая работа «Определение полезного ископаемого, изучение его свойств».

1

26.11-30.11

24/5

Земля – кормилица.

1

26.11-30.11

25/6

Жизнь леса.

1

3.12-7.12

26/7

Жизнь луга.

1

3.12-7.12

27/8

Жизнь в пресных водах.

1

10.12-14.12

28/9

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

10.12-14.12

29/10

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

17.12-21.12

30/11

Экскурсия в природные сообщества родного края.

1

17.12-21.12

31/12

Растениеводство в нашем крае. Практическая работа «Определение  с помощью учебника полевых культур в гербарии, различение зерен зерновых культур».

1

24.12-28.12

32/13

Животноводство в нашем крае.

1

24.12-28.12

33/14

Проверим себя и оценим свои достижения за I полугодие.

1

34/15

Презентация проектов по выбору.

1

Страницы Всемирной истории 5ч

35/1

Начало истории человечества

1

36/2

Мир древности: далекий и близкий.

1

37/3

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38/4

Новое время: встреча Европы и Америки

1

39/5

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Страницы истории России 20ч

40/1

Жизнь древних славян

1

41/2

Во времена Древней Руси

1

42/3

Страна городов

1

43/4

Из книжной сокровищницы Древней Руси

1

44/5

Трудные времена на Русской земле

1

45/6

Русь расправляет крылья

1

46/7

Куликовская битва

1

47/8

Иван Третий

1

48/9

Мастера печатных дел

1

49/10

Патриоты России

1

50/11

Петр Великий

1

51/12

Михаил Васильевич Ломоносов

1

52/13

Екатерина Великая

1

53/14

Отечественная война 1812 года

1

54/15

Страницы истории 19 века

1

55/16

Россия вступает в 20 век

1

56/17

Страницы истории 1920–1930-х годов

1

57/18

Великая война и Великая Победа

1

58/19

Великая война и Великая Победа

1

59/20

Страна, открывшая путь в космос

1

Современная Россия 9ч

60/1

Основной закон России и права человека

1

61/2

Мы- граждане России

1

62/3

Славные символы России

1

63/4

Такие разные праздники

1

64/5

Путешествие по России

1

65/6

Путешествие по России

1

66/7

Путешествие по России

1

67/8

Проверим себя и оценим свои достижения

1

68/9

Презентация проектов по выбору

1

Резерв 2ч.

69/1

Повторение по разделу «Страницы истории России».

1

70/2

Повторение по разделу «Современная Россия».

1

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

У обучающегося будут сформированы:

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;

чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;

осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;

понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»*;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения

и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности

в жизни общества;

начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего*;

осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;

самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России*;

эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;

этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе

при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности*;

установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;

мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Обучающийся научится:

понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;

сохранять учебную задачу в течение всего урока;

ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;

планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

планировать свои действия;

фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.

Познавательные

Обучающийся научится:

понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для

передачи информации;

осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);

использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;

ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;

моделировать экологические связи в природных сообществах.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать

вопросы;

формулировать ответы на вопросы;

слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;

аргументировать свою позицию;

понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;

понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;

готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

составлять рассказ на заданную тему;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех его участников;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;

находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;

называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;

называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;

понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;

объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные

примеры прав ребёнка;

раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;

называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;

рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;

проводить несложные астрономические наблюдения;

использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;

анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из международной Красной книги;

находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;

объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;

приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;

выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;

давать краткую характеристику своего края;

различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой при-

роды;

Учащиеся получат возможность научиться:

давать краткую характеристику природных сообществ своего края;

выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;

оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;

соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;

читать историческую карту;

перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;

описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;

показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;

описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;

называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;

находить в домашнем архиве исторические свидетельства;

раскрывать связь современной России с её историей;

использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...