Проект урока по окружающему миру 3 класс на тему "Учебно-исследовательская работа ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Арютова Валентина Александровна

Урок обобщения полученных знаний по теме "Весна воды, тепла и света" (УМК "Гармония" автор Поглазова О.Т.). На уроке проводится исследование на тему "Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы - беспорядочной стаей?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект урока

Окружающий мир 3 класс (1 – 4)

Тема: Учебно – исследовательская работа «Перелётные птицы». Работа с научно-популярным текстом.

Программа «Гармония», Поглазова О.Т.

 Тип урока: Урок преобразования модели.

Форма урока: Групповая

Выполнил учитель начальных классов

                                     МБОУ «Школа № 3»

                                   Города Семёнова

Арютова Валентина Александровна

Педагогический стаж: 28 лет

Стаж работы учителем начальных классов: 28 лет

                          Квалификационная категория – I

2017год

Цель: познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта исследовательской деятельности, учить ориентироваться в мире информации.

Задачи:

  • активизировать и актуализировать знания, полученные школьниками при изучении темы «Весна воды, тепла и света», систематизировать знания, познакомить с комплексом материалов, заведомо выходящих за пределы программы;
  • развитие умений размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать;
  • учить делать собственные выводы, отбирать и систематизировать материал, реферировать его, использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования, публично представлять результаты исследования;
  • создание продукта, востребованного другими

Оборудование урока

Учитель:

  • Мультимедийная презентация
  • Карточки – названия групп
  • Листы бумаги для работы в группе
  • Картон для создания модели крыльев
  • Справочная литература:
  • Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка
  • Даль В.И. Толковый словарь русского языка
  • Большая советская энциклопедия
  • «Солнышки» для шкалы настроения
  • Карточки с заданиями для групп
  • Памятка работы в группе (на листах)
  • Тема исследования «Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы беспорядочной стаей?»

Обучающиеся:

  • Конверты с цветными квадратами для рефлексии
  • Фломастеры, цветные карандаши
  • Ножницы, клей
  • Письменные принадлежности

План урока:

Этапы

Процедуры и операции

Хронометраж

  1. Подготовка к выполнению группового задания
  • Мотивация (ситуация успеха)

1

  • Актуализация знаний

4

  • Целеполагание
  • Выявление места и причины затруднения (текст)

2

  • Построение проекта выхода из затруднения (инструктаж о последовательности работы, распределение задания по группам)

5

  • Планирование работы по группам
  1. Групповая работа (моделирование)
  • Распределение заданий внутри группы

25

  • Индивидуальное выполнение задания
  1. Заключительная часть (оценивание модели)
  • Сообщение о результатах работы  в группах

5

  • Анализ познавательной задачи, рефлексия

3

  • Общий вывод о работе в группе

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Подготовка к выполнению группового задания
  • Мотивация (ситуация успеха)

 - На части не делится

Солнце лучистое,

И вечную землю

Нельзя разделить,

Но искорку счастья

Луча золотистого

Ты в силах, ты можешь

Друзьям подарить!

Слайд 2: (3 солнышка – весёлое, грустное, сердитое) + у каждого ученика

- Какое солнышко вам больше нравится? Дорисуй.

- Я очень рада, что у вас отличное настроение.

  • Актуализация знаний

Слайд 3: игра «Найди лишнее – назови одним словом

- Назови лишнюю фразу…

- Оставшиеся фразы объедини одним словом-темой…

- Какой период в жизни птиц наступает с приходом весны?

  • Целеполагание

- О чём мы сегодня будем говорить?

- На уроке мы будем работать с текстом в группах.

- Вспомните правила работы в группах.

Доска: правила работы в группах

  • Выявление места и причины затруднения

Слайд 4 - 5: (Чтение текста учителем под крик журавлей)

Слайд 6: - Прочитайте текст ещё раз.

- Найди в тексте вопрос

(На доске появляется -  Тема исследования: «Почему журавли летят правильным строем, а другие птицы беспорядочной стаей?»

- Выдвинем ГИПОТЕЗУ

  • Построение проекта выхода из затруднения

Слайд 7: Девиз урока

«Я слышу – и забываю,

Я вижу – и запоминаю,

Я делаю – и понимаю» (китайская мудрость)

- Китайская мудрость гласит…

- Чтобы найти ответ на данный вопрос, соберём различную информацию по группам (карточки – названия групп)

- Что необходимо изучить по данной теме?

           (ответы детей:

  • уточнить значение трудных слов;
  • узнать кто такие журавли и жаворонки;
  • выяснить, почему их полёт в воздухе разный;

!!!Учитель раздаёт карточки с заданиями

  • Планирование работы по группам

Слайд 8: Группы

  1. Придумайте название для текста.

    Выпишите незнакомые слова.

    Узнайте у взрослых, что они означают.

  1. Уточни значение трудных слов в словаре

Выполни рисунки клина (косяка) и стаи птиц

  1. Расскажите коротко о том, кто такие журавли.

     Составь презентацию.

  1. Узнай, почему журавли летят клином, а жаворонки стаей

Проведи опыт: изготовь и сравни 2 модели крыла – журавля и жаворонка

  1. Узнай, что говорили о журавлях в народе.

Попробуй объяснить народную примету.

Слайд 9: план работы группы

-Прежде чем приступить к заданиям, вы должны определить роль каждого в группе:

СПИКЕР

СЕКРЕТАРЬ

ДОКЛАДЧИК

ПОМОЩНИК

- Затем…

Слова поддержки, одобрения, настрой на УД

Шкала настроения

Классификация и обобщение

ВЕСНА и ПТИЦЫ

МАССОВЫЕ ПЕРЕЛЁТЫ И ГНЕЗДОВАНИЯ

Ответы детей

Называют правила по памятке с доски

Чтение текста детьми про себя + чтение учителем с экрана

ПОЧЕМУ ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ ПРАВИЛЬНЫМ СТРОЕМ, а ДРУГИЕ ПТИЦЫ БЕСПОРЯДОЧНОЙ СТАЕЙ?

Анализ, но зафиксированный в виде модели;

Каждая группа получает листочек с текстом и заданием к нему.

5 человека

5 человек

4 человека

8 человек

5 человека

Коммуникативная задача (группой или индивидуально);

1- определить роль каждого в группе;

2 – выполнить свою часть работы, собрать материал;

3 – объединить работу каждого в целое;

4 – защитить работу группы. Сделать сообщение.

Личностные: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Личностные: построение «Я -концепции» - самоотношение и самооценка

Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

Личностные: нравственно-этическое оценивание событий

Предметные: анализировать, сравнивать, делать умозаключение.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия

  1. Групповая работа

  • Распределение заданий внутри группы

  • Индивидуальное выполнение задания

Работа с различными видами информации

Познавательные: анализ объекта с -выделением существенных и несущественных признаков

понимать читаемое, находить нужную информацию и использовать её;

пользоваться информацией, представленной в модельной форме

Коммуникативные: принимать участие в работе группы

Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям.

умение удерживать учебную задачу; соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; приобретение способа действий по достижению целей.

 

  1. Заключительная часть
  • Сообщение о результатах работы в группах, рефлексия

- Вы славно потрудились. Возьмитесь за руки. Поблагодарите друг друга за работу.

- Кто будет защищать модель?

- Каждая группа должна оценить выступление коллег.

Доска: памятка оценки

ДОКЛАДЫ - ЛИСТЫ

Слайд 10: Упражнение «Журавлик»

- Я тоже приготовила для вас информацию.

- Древние японцы считали, что уникальная поза журавля способствует правильному ПИЩЕВАРЕНИЮ, укрепляет  ДЫХАТЕЛЬНУЮ и КРОВЕНОСНУЮ СИСТЕМЫ.

- Встаньте так, чтобы ваши ступни были вместе, пятки и пальцы обеих ступней касались друг друга;

- Поставьте подошву одной ноги на икру другой, затем медленно подтяните ее к внутренней части бедра;

- поднимите обе руки над головой, делая при этом вдох;

- соедините ваши руки и сохраняйте эту позу как можно дольше;

  • Анализ познавательной задачи, рефлексия

- Все вместе мы постарались решить нашу проблему «ПОЧЕМУ ЖУРАВЛИ ЛЕТЯТ ПРАВИЛЬНЫМ СТРОЕМ, а ДРУГИЕ ПТИЦЫ БЕСПОРЯДОЧНОЙ СТАЕЙ?»

- Попробуем оценить нашу работу в целом. Начните свой ответ с выбранной фразы…

Доска:

фразы из рефлексивного экрана на доске:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. было трудно…
  4. я понял, что…
  5. теперь я могу…
  6. я приобрел…
  7. я научился …
  8. у меня получилось…
  9.  я смог…
  10. я попробовал…
  11.  меня удивило…
  12. мне захотелось…

  • Общий вывод о работе в группе

Рефлексия: Каждый участник поднимает квадратик того цвета, который соответствует высказыванию под этим цветом:

Зеленый - Я уже об этом знал(а), но было интересно.

Синий - Я узнал(а) много нового интересного.

Красный - Мне было очень интересно, я узнал(а) много нового для себя.

Сообщения по группам

Рефлексия

Регулятивные: контроль в форме  сличения способа действия и его результата.

Личностные: уважение к мыслям и настроениям другого человека, доброжелательное отношение к людям;

учебно – познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой учебной задачи.

Познавательные: выяснение практического назначения этого умения;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Регулятивные: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем.

Коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия; строить понятные для окружающих высказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по окружающему миру,1 класс УМК «Начальная школа 21 в.» «О дружбе»

Цели: уметь дружить и понимать для чего нужна дружба; тренировать способность к коммуникативному взаимодействию; учить общаться друг с другом, уважать друг друга, жить дружно, помогать друг друг...

Проект урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" ( "Школа России")

В материале представлена разработка проекта урока по окружающему миру в 3 классе "Что такое деньги" с методическим обоснованием в соответствии со ФГОСами  второго поколения ( проект урока, старто...

Проект урока по окружающему миру во 2-ом классе по теме "Солнечная семья"

План – конспект урока по курсу «окружающий мир» во 2 классеТема урока: Солнечная семья.Цель урока: Познакомить с понятием  «Солнечная система», с отличительными признаками Земли от других планетЗ...

Проект урока по окружающему миру в 3-ем классе по теме "Разнообразие растений на Земле"

Проект (конспект) урока:Предмет – окружающий мир;3 класс;Тип урока – введение нового знания;Тема урока – Разнообразие растений на Земле.Особенности данного урока:Урок относится к блоку «Растительный м...

Проект урока по окружающему миру "Влияние человека на окружающую среду" 3 класс

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок обобщения).Тема урока: Влияние человека на окружающую природу.Цель: Выяснить какое влияние на окружающую природу оказывает человек  (...

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Что мы знаем о птицах"

Конспект урока составлен в рамках УМК "Начальная школа 21 века" для 1 класса....

Проект урока по окружающему миру. Тема : "Разнообразие животного мира" 2 класс "Школа России"

Урок построен , используя технологию критического мышления...