Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Костюнина Татьяна Дмитриевна

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской   программы Плешакова А.А. Окружающий мир - «Школа России» 2011 г.

Место учебного предмета в учебном плане

            Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №9 на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отво­дится 2 часа в неделю, всего 70 часов.

 

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"

Личностные результаты:

·          формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

·           формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

·           формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

·           овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·           принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

·           развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·           формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·           развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

·           развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·          формирование установки на безопасный, здоровый об­раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

·          овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·           освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

·           формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

·           формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·           освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·          использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

·          активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

·          использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

·          овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·          готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·          определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·          овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

·          овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

·          умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

 

Предметные результаты:

·          понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

·          сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

·          осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·          освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

·          развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx223.34 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\СКАНЕР\окруж.jpg

             

Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования  на основе авторской   программы Плешакова А.А. Окружающий мир - «Школа России» 2011 г.

Место учебного предмета в учебном плане

            Согласно учебному курсу МБОУ СОШ №9 на изучение окружающего мира в 4 классе начальной школы отводится 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Планируемые результаты изучения курса "Окружающий мир"

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  •  формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  •  формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  •  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  •  принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  •  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  •  формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  •  развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  •  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  •  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  •  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  •  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные результаты: 

  • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:

  • оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
  • создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их:
  • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать:

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  • государственную символику России, Адыгеи;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь:

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  • удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

                                 СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Земля и человечество (9 ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Мир глазами историка. Что изучает истерия. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.

 Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёр реки нашей страны.

Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитай в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения  отдыхающих у моря.

Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.

Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных  зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни в Арктике, в тундре, в зоне лесов, в зоне степей, в зоне пустынь, в зоне субтропиков.

Родной край - часть большой страны (15 ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.

Экскурсии1: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.

Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.

Страницы Всемирной истории (5 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время: достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России (20 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.

Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.

Наше Отечество в 15- 17 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в 15- 17 вв.

Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX --начале XX вв.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа День Победы - всенародный праздник.

Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков, улиц, в памяти народа, семьи.

Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села),

Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.

Современная Россия (9 ч)

Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.

Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники

Многонациональный состав населения России.

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь. Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.

Промежуточная аттестация проходит 1 раз в год.

Форма проведения: Всероссийские проверочные работы  (ВПР).


Календарно-тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

по плану

по факту

1 ЧЕТВЕРТЬ (16 ЧАСОВ)

Земля и человечество.

/9ч/

1.

1

Мир глазами астронома.

1

- Знакомиться с учебником и учебными пособиями по «Окружающему миру» для 4 класса, с разворотом «Наши проекты» в 1 части учебника, выбирать проекты для выполнения;                      

- понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;            

 - рассказывать о мире, с точки зрения астронома;                                  

- работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы;                                          

- извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь;                                                          

 - работать со взрослыми: находить дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения;                                          

 - на основе строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку;                                                              

- различать планеты и их спутники;                                                          

- работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца;                                                    

- практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца;                                                                                  

- устанавливать причинно-следственные связи  между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года;                                  

 - работать со взрослыми: наблюдать Луну невооружённым глазом и с помощью бинокля

( телескопа);                                                                

 - моделировать изучаемые созвездия;                                                      

- определять направление на север по Полярной звезде;                

 - работать с терминологическим словарём;                                              

  - сравнивать глобус и карту полушарий;                                                  

- находить условные знаки на карте полушарий;                                      

- обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;        

 - составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий;                                                                                        

 - составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;                    

 - характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого;                                                                                    

- обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого;                                                                                                    - посещать краеведческий музей  и готовить рассказ на основании его экспонатов о прошлом своего региона, города (села);                      

- определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;                                    

 - обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях;        

- работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях;                                                            

 - рассказывать о мире с точки зрения эколога;                                        

- работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению;                              

- знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды;                                                                                    

 - рассказать о причинах появления Списка Всемирного наследия;  

- различать объекты Всемирного природного и культурного наследия;                                                                                                       - работать в паре: знакомиться по карте – схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги;                                                    

 - читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать  их как образец для подготовки собственных сообщений;                                                                                                      - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги и готовить сообщения о  них;                                                

 -  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

4.09

2.

Планеты Солнечной системы.

1

7.09

3.

Звездное небо – Великая книга Природы.

1

11.09

4.

Мир глазами географа.

1

14.09

5.

Мир глазами историка.

1

18.09

6.

Когда и где?

1

21.09

7.

Мир глазами эколога.

1

25.09

8-

9.

Сокровища Земли под охраной человечества.

2

28.09

2.10

Природа России.

/10ч/

10.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;        

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые географические объекты, рассказывать о них по карте;                                                                                                            - различать холмистые и плоские равнины;                                            

- характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям;                                                            

- работать со взрослыми: готовить материалы к выставке «Где мы были»;                                                                                                            

- работать в паре: находить и показывать на физической карте России изучаемые моря, озера, реки, рассказывать о них по карте;          

- различать моря Северного и Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов;                                                                                                        

- характеризовать особенности изучаемых водных объектов;    

- находить в интернете сведения о  загрязнении воды в морях, озерах, реках и о мерах борьбы с загрязнениями;

- работать в паре: знакомится с картой природных зон России, сравнивать ее с физической картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;                                                        

- устанавливать причинно-следственные связи между освещенностью Солнцем поверхности Земли и сменой природных зон; работать со схемой освещенности Земли солнечными лучами;    

- находить на карте природных зон области высотной поясности;

- выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и ее освещенности солнечными лучами;

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших в следствии этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;                    

 - характеризовать зону арктических пустынь по плану;

- сравнивать общий вид тундры и арктической пустыни, описывать тундру по фотографии; находить и показывать на карте природных зон зону тундры, рассказывать о ней по карте;  

 - выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещенности солнечными лучами;                                                          

- рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках;  

 - характеризовать зону тундры по плану; сравнивать природу тундры и арктических пустынь;                                                                              

- находить  и показывать на карте зону тайги, зону смешанных и широколиственных лесов, рассказывать о них по карте;      

- устанавливать зависимость особенностей лесных зон распределения тепла и влаги;                                                                                              

 - обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране;                                                                                                          

- сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям;                                                                                               - находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте;                                                                      

- устанавливать зависимость особенностей степной зоны от распределения тепла и влаги;                                                                    

- сравнивать общий вид степи и пустыни, описывать пустыню по фотографиям;                                                                                              

- находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте;                                                      

- устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги;                                                                    

  - находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте;                                                                                                

- устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны;                                                                                                             - работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания;                                               - обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа;

- характеризовать зону субтропиков по плану;                                      

 - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

5.10

11.

Моря, озера и реки России.

1

9.10

12.

Природные зоны России.

ПДД. Мы – юные инспектора дорожного движения.

1

12.10

13.

Зона арктических пустынь.

1

16.10

14.

Тундра.

1

19.10

15.

Леса России.

1

23.10

16.

Лес и человек.

1

26.10

17.

Зона степей.

1

    6.11

2 ЧЕТВЕРТЬ (16 ЧАСОВ)

9.11

18.

Пустыни.

1

13.11

19.

У Черного моря.

1

16.11

Родной край – часть большой страны.

/15ч/

20.

Проверим себя и оценим свои достижения. Наш край.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;  

- работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае;                                                                                                   - характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану;

 -  описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края;                

- обсуждать меры по охране поверхности своего края;                           -  составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведенному в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта;                                                                                                          - выявлять источники загрязнения близлежащих водоемов;

- находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых;                                                                                

- практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщения и представлять его классу;                                                                                                     - сравнивать изученные полезные ископаемые;                                        

- различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах;

- работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу;                                                                         - рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;                              

- обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем;

- характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану;                                                                                                            

 - работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу;  

- рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных, грибах своего региона;                                                            

- работать в паре: описывать водоем по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоема; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоеме;                                                      

 - рассказывать по своим наблюдениям об обитателях пресных вод родного края;                                                                                                

- наблюдать объекты и явления природы;                                                

- определять природные объекты с помощью атласа определителя;

- фиксировать результаты наблюдения;                                                  

 - сравнивать результаты наблюдений, сделанных в различных природных обществах;

- выявлять зависимость растениеводства с регионе от природных условий;                                                                                                         - практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии; различать зерна зерновых культур;                                                                                                         - различать сорта культурных растений;                                                                                                  

- выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий;                                                                                                           - выполнить тесты с выбором ответа;                                                          

- оценивать правильность/неправильность предложенных ответов;  

- адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;                                                                                                    - готовить иллюстрации для презентации  проекта

- готовить тексты сообщений;                                                                    

- выступать с сообщением в классе;                                                              

 - оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

20.11

21.

Поверхность нашего края.

1

23.11

22.

Поверхность нашего края. (экскурсия)

1

27.11

23.

Водные богатства нашего края.

1

30.11

24.

Наши подземные богатства.

1

4.12

25.

Земля – кормилица.

1

7.12

26.

Экскурсия в лес и на луг

1

11.12

27.

Жизнь леса

1

13.12

28.

Жизнь луга

1

14.12

18.12

29.

Жизнь в пресных водах.

1

20.12

30.

Экскурсия к водоёму

1

31.

Растениеводство в нашем крае.

1

21.12

32.

Животноводство в нашем крае.

1

25.12

33.

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

1

26.12

34.

Презентация проектов.

1

11.01

3 ЧЕТВЕРТЬ (22 ЧАСА)

Страницы Всемирной истории.

/5ч/

35.

Начало истории человечества.

1

- Знакомиться с разворотом «Наши проекты» во 2-ой части учебника, выбирать проекты для выполнения;                                                          

- понимать учебные задачи урока и стараться их выполнить;

- определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории;                                                                                                            

- обсуждать роль огня и приручения животных;                                        

- анализировать иллюстрации учебника;                                                      

- рассказывать на основе экскурсии в краеведческий музей и жизни, быте и культуре первобытных людей на территории региона;  

- понимать роль археологии и изучении первобытного общества;

 - определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира;                                                                                                                    - находить на карте местоположение древних государств;

- обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия;                                                                        

- понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности;

  - сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья;                                                                                            

 - находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье;                                                                                                

- описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов;                                                                                

- сопоставлять исторические источники по изучению Древнего мира и Средневековья;                                                                                          

- развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья;                                                                                            

- сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия: место и время их возникновения, особенности храмов;

- определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять ее с длительностью Древнего мира и Средневековья;                                                                                              - сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время;                                                                                                

 - прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;                                                                                                        - обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени;                                                                                                          - выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени;

- характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки;                                                                                              

- рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях ХХ-ХХI веков;                                                                                              

 - выполнять задания из электронного приложения к учебнику;  

- работать с терминологическим словариком;                                                

-  формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

15.01

36.

Мир древности: далекий и близкий.

1

18.01

37.

Средние века: время рыцарей и замков.

1

22.01

38.

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

25.01

39.

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

29.01

Страницы истории России.

/20ч/

40.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы всемирной истории». Жизнь древних славян.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- анализировать карту расселения племен древних славян;

- выявлять взаимосвязь жизни древних славян и их занятий с природными условиями того времени;                                                    

 - характеризовать верования древних славян;                                          

- прослеживать по карте Древней Руси путь «из   варяг в греки»  и расширение территории государства в 9- 11 веках;

- характеризовать систему государственной власти  в 9-11 веках  в Древней Руси;                                                                                              

 - обсуждать причину введения на Руси христианства  и значение Крещения;                                                                                                    

 - в ходе самостоятельной работы (в группах) анализировать карты Древнего Киева и Древнего Новгорода, характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде;

 - сопоставлять на основе сделанных сообщений жизнь двух главных городов  Древней Руси;                                                                              

 - обсуждать важность находок археологами берестяных грамот;  

  - развивать воображение, реконструируя жизнь древних новгородцев;                                                                                                

 - обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси;                                            

- характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки;                                                                                      

- выявлять роль летописей для изучения истории России;  

 - обсуждать роль рукописной книги  в развитии русской культуры;

- характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства;                                                                          

- сопоставлять оформление древнерусских книг с современными;

- прослеживать по карте нашествия Батыя на Русь;                                

 - обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия;                                                                                                    

- описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских  и монгольских воинов;                                                                              

 - рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника;

 - находить на карте места сражений  Александра Невского  со шведскими и немецкими захватчиками;                                                  

- по иллюстрациям в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей;                                                                      

- высказать своё отношение к личности Александра Невского;

- приводить факты возрождения северо-восточных земель Руси;

- рассказывать по иллюстрациям в учебнике о Москве Ивана Калиты;

 - прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;                                                                                                         - обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления;                                                                                

- прослеживать по карте передвижения русских  и ордынских войск;  

- составлять план рассказа о Куликовской битве;                                                          - обсуждать, почему так важна  для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского;                                                                              

 - рассказывать о поединке богатырей;                                                      

- заполнять вкладыш к рабочей тетради «Героическая летопись России»;                                                                                                        - осознавать роль Куликовской битвы в истории России;

- рассказывать об изменении политики в отношении Золотой орды;

- описывать по иллюстрации в учебнике изменения  в облике Москвы;                                                                                                         - обсуждать значение освобождения от монгольского ига;

- обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России;                                                            

- на основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников ;                                                                      

- сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям;                                                                                              

- обсуждать значение организации народного ополчения  и освобождения Москвы от польской интервенции;    

- отмечать на «ленте времени» год освобождения Москвы;  

- рассказывать о реформах Петра 1 на основе материала учебника;

- извлекать из дополнительной литературы и Интернета  информацию  о Петре 1, которой нет в учебнике;  

- описывать достопримечательности  Санкт-Петербурга;  

- обсуждать, заслуженно ли Пётр 1 стал называться Великим;    

- отмечать на «ленте времени» год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей;                                                                    

- находить на карте приобретения города, основанные Петром 1;

 - составлять план рассказа  о М. В. Ломоносове;                                      

- прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву;                                                                                                          - обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова  в развитии науки и культуры;                                                                                        

- отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета;                                                                                              

- обсуждать, заслуженно ли Екатерина вторая стала называться Великая;                                                                                                         - описывать достопримечательности Петербурга ;                                  

- сравнивать положение разных слоёв российского общества;  

- рассказывать по учебнику о крестьянской войне Е.  Пугачёва;  

- прослеживать по карте рост территории государства;          

- рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове;  

  - извлекать из Интернета сведения  о Петербурге, Москве, других городах России  в 18 веке;                                                              

 - на основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении;                                                                              

- отмечать на «ленте времени» Отечественную войну1812 года;          

- обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной;

- обсуждать, почему после отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому;                                                                              

 - в ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника, выполнять задания  из рабочей тетради  и электронного приложения к учебнику, готовить сообщении и презентовать  их на уроке;                                                                          - работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль;                                                                      

- сопоставлять исторические источники;                                                  

- извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе;

- отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны,  Февральской и Октябрьской революций;        

- составлять план рассказа  о событиях начала 20 века  и рассказывать о них по плану;                                                                    

- интервьюировать взрослых членов семьи  о том, какую роль сыграли  Октябрьская революция и Гражданская война  в судьбе семьи;                                                                                                            - развивать воображение, составляя от лица журналиста начала 20 века интервью с учёным, каким он видит наступивший век;    

- знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством  страны;                                                                                  

- сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради  и в электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР;                                                                                                             - сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР  и Российской Федерации;                                                                              

- знакомиться по фотографиям  в Интернете с обликом довоенных станций;

- составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану;                                                                      

- обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира;                                                                                                                  - встречаться с ветеранами войны;

- собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы  в родном городе (селе) регионе;                                                  

 - извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию  об освоении космоса (для учащихся Москвы – из внеурочной экскурсии в Музей космонавтики);                                        

 - интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года;                                                                            

- прослушивать в записи песни, посвящённые полёту  Юрия Гагарина;                                                                                                       - знакомиться с репродукциями картин космонавта  А.Леонова на космическую тему;                                                                                      

- готовить сообщение  и презентовать его в классе;                                    

- работать с электронным пособием;                                                          

- работать с терминологическим словарём;                                                    

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.      

5.02

41.

Во времена Древней Руси.

1

8.02

42.

Страна городов.

ПДД. Оказание первой медицинской помощи при дорожно транспортных происшествиях.

1

12.02

43.

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

  15.02

44.

Трудные времена на Русской земле.

1

19.02

45.

Русь расправляет крылья.

1

46.

Куликовская битва.

1

22.02

47.

Иван Третий.

1

26.02

48.

Мастера печатных дел.

1

1.03

49.

Патриоты России.

1

5.03

50.

Петр Великий.

1

12.03

51.

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

13.03

52.

Екатерина Великая.

1

15.03

4 ЧЕТВЕРТЬ (16 ЧАСОВ)

53.

Отечественная война 1812 года.

1

2.04

54.

Страницы истории XIX века.

1

5.04

55.

Россия вступает в XX век.

1

9.04

56.

Страницы истории 1920-1930-х годов.

1

12.04

57-

58.

Великая война и великая Победа.

2

16.04

19.04

59.

Страна, открывшая путь в космос.

1

23.04

Современная Россия.

/9ч/

60.

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека.

1

- Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;

- находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения;                                                                            

- анализировать закреплённые в Конвенции    права ребёнка;

 - обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей;                                                                                              

- готовить проекты «Декларация прав», обсуждать их в классе;

- работать с терминологическим словарём;                                                

- различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь;                                                                                                  

- различать прерогативы Президента, Федерального собрания  и Правительства;                                                                                            

- следить за государственными делами  по программам новостей    ТВ  и печатным средствам массовой информации;

- знакомиться с особенностями герба Российской Федерации, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств;                                                                                                    - знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы;                                                                      

- выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн Российской Федерации от гимнов других государств;      

- обсуждать, зачем государству нужны символы;                                    

- моделировать символы своего класса, семьи;                                          

- различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные;                                                                

- знакомиться с праздниками и Памятными днями  России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;  

- выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае,

- совершать виртуальные экскурсии  с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники  истории и культуры;                                                                                                      - рассказывать по личным впечатлениям  о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры;

- анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику;                                                                                                    

- пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору;

- Выполнять тесты с выбором ответа;                                                      

- оценивать правильность/неправильность  предложенных ответов;

В процессе презентации проектов учащиеся демонстрируют умения:

- извлекать информацию из дополнительных источников и Интернета;                                                                                                      - посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсий;  

- готовить иллюстрации для презентации проекта;                                                                                        - готовить тексты сообщений;                                                                    

- выступать с сообщением в классе;                                                          

- оценивать свои достижения по выполнению проекта и достижения товарищей.

26.04

61.

Мы – граждане России.

1

30.04

62-63

Славные символы России.

1

7.05

64.

Такие разные праздники.

1

10.05

65-

66-

67-68.

Путешествие по России.

3

14.05

17.05

21.05

69.

Проверим и оценим свои достижения за второе полугодие.

1

24.05

70.

Презентация проектов.

1

28.05

Итого: 70 часов



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...