Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру ( начальная школа 21 века)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_2_kl_okr.docx | 42.23 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) и авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Окружающий мир» в рамках проекта «Начальная школа ХХI века» (научный руководитель Н.Ф. Виноградова).
Программа рассчитана на проведение двух уроков в неделю, 66 часов в год при 33 учебных неделях.
Рабочая программа предназначена для учеников 2 класса общеобразовательных организаций.
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе –представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира.
Основными ценностными ориентирами курса «Окружающий мир» являются: направленность на формирование умения учиться; личностно-ориентированная направленность.
Основными составляющими учебно-воспитательного процесса являются: 1.Образовательные технологии, такие, как здоровьесберегающие, игровые, применение ИКТ, личностно-ориентированные. Используются методы продуктивного обучения: проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
2. Формы уроков, такие, как урок-поиск, урок-практикум, урок-игра, урок контроля, экскурсии, презентации.
В рамках ФГОС при изучении курса «Окружающий мир» ожидаются следующие образовательные результаты:
Личностные результаты:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
5. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
8. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
5. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Предметные результаты:
1. Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает компетентностный подход, направленный на формирование и развитие компетентностей: коммуникативных, социальных, бытовых, культурологических, общекультурных, экономических, информационных, познавательных, рефлексивных.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир».
(2 часа в неделю)
УМК «Начальная школа 21 века»
№п/п | Тематический блок | Количество часов |
1. | Введение. Что тебя окружает. | 1час |
2. | Кто ты такой. | 11часов |
3. | Кто живёт рядом с тобой. | 8часов |
4. | Россия – твоя Родина. | 13часов |
5. | Мы – жители Земли. | 33часа |
Всего | 66 часов | |
Практическая часть: | ||
Количество проектов | 2 | |
Количество уроков с использованием ИКТ | 30% | |
Количество практических работ | 7 | |
Количество проверочных работ | 4 | |
Количество экскурсий | 2 | |
Количество исследовательских работ | 1 |
Темы проектов, исследовательских работ
№ п/п | Тема проектов, исследовательских работ | Сроки реализации |
1 | Информационный проект по теме «Семейное древо» | Октябрь - ноябрь |
2 | Информационный проект по теме «Аптека под ногами» | Март-апрель |
3 | Исследовательская работа по теме «От чего зависит здоровье» | Сентябрь - октябрь |
Календарно – тематическое планирование по «Окружающему миру»
(2 часа в неделю)
УМК «Начальная школа 21 века»
№ п/п | Наименование тем урока | Кол –во часов | Виды деятельности | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||
1 | Что тебя окружает | 1 | Работа с учебником. Учебный диалог: «Что такое окружающий мир». «Чтение» схемы. Логические задачи на сравнение, анализ, классификацию информации. Мини-дискуссия: по какому общему признаку объединены объекты. | 05.09 | |
2 | Я, ты ,он ,она…Все мы люди. | 1 | Чтение и обсуждение текста «На кого похожи дети?». Индивидуальное задание: рассказ-описание (словесный портрет по предложенному плану). Работа с рубрикой «Картинная галерея»: сравнение двух портретов. Игра «Кто быстрее». | 07.09 | |
3 | Наши помощники органы чувств. | 1 | Опыты на оживление ощущений: «Вспомни цвет, вкус; определи материалы, температуру». Учебный диалог: «Как человек определяет свойства окружающих предметов». | 12.09 | |
4 | Поговорим о здоровье | 1 | Учебный диалог: «Что такое здоровье?». Работа с иллюстративным материалом: рассказы-рассуждения «Чтобы меньше болеть», «Если в доме больной» | 14.09 | |
5 | Режим дня | 1 | Работа с иллюстративным материалом и текстами учебника. Учебный диалог: «Правила организации жизни школьника дома», | 19.09 | |
6 | Физическая культура. | 1 | Обсуждение проблемы: «Почему говорят: солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Беседа «Как стать крепким, сильным и выносливым». Игровая минутка: упражнения на внимание и сообразительность. Опыты с термометром: определение температуры воздуха и воды. | 21.09 | |
7 | Почему нужно правильно питаться. | 1 | Работа с информацией, представленной в виде схемы. Чтение и обсуждение текста «Из чего состоит наша пища?». | 26.09 | |
8 | Здоровье и питание. | 1 | Работа с иллюстрациями, представление полученной информации в таблице. | 28.09 | |
9 | Умеешь ли ты есть? | 1 | Работа в парах: «Полезен ли сахар». Дидактическая игра: «Умеешь ли ты есть?» | ||
10 | Почему нужно быть осторожным. Практическая работа. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Кого называют осторожным человеком». Создание плаката «О чем рассказывают дорожные знаки». Игра «Пешеходы и водители». | ||
11 | Здоровье и осторожность. Солнечный удар. Практическая работа. | 1 | Беседа «Когда и почему у человека возникают неприятности?». Дидактическая игра «Соотнеси дорожный знак с его значением» Учебный диалог: «Можно ли изменить себя?» Обсуждение проблемы «Почемучка – это хорошо или плохо?» Игра «Минутка почемучек» | ||
12 | Можно ли изменить себя. | 1 | Беседа, обсуждение разных жизненных ситуаций связанных с поведением. | ||
13 | Что такое семья. Практическая работа. Проект «Семейное древо». | 1 | Оценка жизненной ситуации «Помощник». Обсуждение проблемной ситуации «Женский и мужской труд в семье». Работа в парах: объяснение смысла пословиц о семье. Рассказ от первого лица по воображаемой ситуации «Жили на чердаке старые вещи…» | ||
14 | Труд в семье. Как семья отдыхает? | 1 | Беседа: «Чем семья занимается в свободное время?» (с использование иллюстраций). Работа с рубриками: «Что происходило на нашей земле давным-давно» и «Картинная галерея» (картина Б. Кустодиева «Ярмарка»). Рассказы детей: «Семейные праздники». Учебный диалог: «Как выбрать подарок». | ||
15 | Проверочная работа. | 1 | Выполнение заданий. | ||
16 | Твои друзья – взрослые и дети. Семья. | 1 | Беседа и обсуждение жизненных ситуаций, рассказ о своей семье. | ||
17 | Твои друзья – взрослые и дети. | 1 | Составление краткого рассказа о том, кто такие взрослые и кто такие дети. | ||
18 | О правилах поведения. | 1 | Обсуждение проблемной ситуации на основе выбора: «Зачем придумали правила поведения». Работа со схемой: «Какие бывают правила». Сочинение: «Радость», «Удивление», «Жалость» (по выбору). Ролевые игры: «Театр», «Библиотека». | ||
19 | О дружбе. | 1 | Обсуждение жизненных ситуаций связанных с понятием «дружба». | ||
20 | О дружбе. Настроение. | 1 | Может ли человек изменить своё настроение. | ||
21 | Родина – что это значит. | 1 | Чтение и обсуждение текста «О чем рассказал папа». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Рассказ-описание «Моя родная земля». Чтение стихотворения И. Шаферана «Красно солнышко»: сравнение эмоционального состояния, вызываемого произведениями живописи и литературы. | ||
22 | Родной край – частица Родины. | 1 | Познакомить с понятием «Родной край». Обсуждение понятия «частица Родины». Беседа по теме «Малая Родина». | ||
23 | Из истории нашей Родины. Исторические музеи. | 1 | Предмет «история», что она изучает. Виртуальное посещение исторических музеев. | ||
24 | Из истории нашей родины. Художественные музеи. | 1 | Учебный диалог: «Различие понятий «история», «случай»». Упражнение на определение исторического времени. Беседа: «Как можно узнать об истории города» (на основе иллюстраций и текстов) | ||
25 | Зачем человек трудится? | 1 | Обсуждение темы урока. Учиться доказывать своё мнение по данному вопросу. | ||
26 | Хлеб – главное богатство России. Сельхоз труд. | 1 | Подготовить индивидуальные сообщения по теме «Откуда хлеб пришёл».. | ||
27 | Как работают в пекарне. | 1 | Чтение и обсуждение текстов «О труде в пекарне». | ||
28 | Все профессии важны. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Как трудились в городах». Работа с иллюстративным материалом: составление рассказа «Чем занимались славянские женщины» Дифференцированное задание: работа с рубрикой «что происходило на нашей Земле давным-давно». Индивидуальное задание: «Расскажи о профессии» (с опорой на рисунки). | ||
29 | О труде фермера и экономиста, программиста. | 1 | Чтение и обсуждение текстов «О труде фермера», «Чем занимается экономист». Упражнения: первые шаги в работе с компьютером. | ||
30 | Города России Москва. | 1 | Работа с рубрикой «Картинная галерея»: рассматривание репродукций картин. | ||
31 | Древние города России. | 1 | Индивидуальные сообщения о древних городах России. | ||
32 | Мы – граждане России. Народы России. | 1 | Рассказ учителя (с использованием иллюстративного материала) о правах граждан страны. Работа в группах: составление плаката «Права ребенка в России». | ||
33 | Проверочная работа. | 1 | Самостоятельная работа учеников. | ||
34 | Солнечная система. | 1 | Работа с текстом и схемами учебника. Воображаемая ситуация: «Что расскажут о Солнце люди разных профессий». | ||
35 | Земля – планета солнечной системы. | 1 | Дать первые представления о солнечной системе, о планетах и т. д. | ||
36 | Глобус – модель Земли. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Чем Земля отличается от других планет?». Подготовка и обсуждение выводов: «Солнце – ближайшая к Земле звезда. Без солнечного света и тепла жизнь на Земле невозможна». | ||
37 | Царства живой природы. Бактерии. | 1 | Познакомить с природными царствами. | ||
38 | Грибы. | 1 | Работа с текстом и иллюстративным материалом учебника «Гриб – какой он?». Подготовка вывода: грибы – царство природы, грибы отличаются по внешнему виду, строению и пользе для человека. Рассказ-описание «Какой он, Гриб?» | ||
39 | Какие животные живут на Земле. Экскурсия. | 1 | Экскурсия в музей. Вопросы для обсуждения: 1. Какие животные объединяются в группы (классы); 2. Чем они похожи на других представителей этой группы и чем отличаются; 3. Какой главный (существенный) признак животных данного класса (данной группы) | ||
40 | Как животные воспринимают мир. | 1 | Познакомить с повадками животных, их жизнью в природе и отношениями с другими животными. | ||
41 | Как животные защищаются, строят жилища, питаются. | 1 | Как питаются животные. Пищевая цепочка. | ||
42 | Как животные воспитывают потомство. | 1 | Познакомить с повадками животных, их жизнью в природе и отношениями с другими животными. | ||
43 | Разнообразие растений. Практическая работа. | 1 | Познакомить с жизнью растений, наблюдение за развитием растений, знать и называть части растений. Выполнение практической работы. | ||
44 | Органы растения и их значение для его жизни. Практическая работа. | 1 | Познакомить с жизнью растений, наблюдение за развитием растений, знать и называть части растений. Выполнение практической работы. | ||
45 | Лес и его обитатели. Экскурсия. | 1 | Сравнение «жителей» разных этажей леса. Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея» и текстами учебника «Лес – многоэтажный дом». | ||
46 | Как развиваются растения. | 1 | Практическое выполнение работы. | ||
47 | Деревья леса. | 1 | Работа в группах: рассказ-описание «Деревья леса». Учебный диалог: «Что делает человек из древесины» (работа со схемой учебника). Работа с иллюстративным материалом «Картинная галерея»: рассматривание и описание картины И. Шишкина «Корабельная роща». | ||
48 | Кустарники леса. | 1 | Экскурсия в парк. Обсуждение вопросов: какие кустарники растут в парке? Как они выглядят? Есть ли среди них лекарственные? Узнавание кустарника по листьям, плодам, строению ветвей. Наблюдение: рассматривание под микроскопом листовых и цветочных почек. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. | ||
49 | Травянистые растения. Практическая работа. | 1 | Дидактическая игра: «Узнай по описанию» (ученик, не называя растения, описывает его; дети должны назвать растение). Чтение и обсуждение текстов «Вороний глаз», «Ландыши». | ||
50 | Лесная аптека Практическая работа .Проект. | 1 | Индивидуальное выполнение заданий. Подготовка и выполнение проекта. | ||
51 | Звери леса | 1 | Индивидуальные сообщения о животных. | ||
52 | Проверочная работа. | 1 | Самостоятельная работа. | ||
53 | Птицы – лесные жители. Ужи – обитатели леса. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Птицы – лесные жители». Дидактические игры: «Кто больше?», «Угадай птицу по описанию». Решение проблемной ситуации: «Почему птицы осенью улетают?» Просмотр видеофильма: «Внешний вид и особенности поведения птицы», «Птичьи голоса». | ||
54 | Насекомые леса. | 1 | Чтение и обсуждение текста «Насекомые леса». Учебный диалог? «Почему жуки так называются?». Коллективный вывод: «Какую пользу приносят муравьи?». | ||
55 | Путешествие капельки. | 1 | Рассказ-рассуждение (на основе схемы): «Что такое вода?» Чтение и обсуждение текста «Путешествие капельки»... | ||
56 | Свойства воды. | 1 | Опыты: определение свойств воды и её состояний | ||
57 | Рыбы – обитатели водоёмов. | 1 | Наблюдения: внешний вид, передвижение, питание рыб (в аквариуме). Обсуждение текста «Чем рыба отличается от других животных?». Коллективный вывод: «Рыбы – живые существа». | ||
58 | Пресный водоём. Обитатели пресных водоёмов. | 1 | Какие бывают водоёмы, какие животные могут жить в разных водоёмах?» (на основе рисунка-схемы) | ||
59 | Болото – естественный водоём. Практическая работа. | 1 | Индивидуальное задание: рассматривание рисунков животных – обитателей болот, составление рассказа-описания. Работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Кто такие земноводные?», «Природе нужны все». Обсуждение пищевой цепи, подбор аргументов её обоснованию. | ||
60 | Луг и его обитатели | 1 | Заочная экскурсия на луг. Обсуждение вопроса: «Какие травянистые растения растут на лугу». Чтение и обсуждение текста «Растения луга» (с использованием иллюстративного материала). Работа с рубрикой «Этот удивительный мир». Коллективный вывод: «Травянистые растения луга. Составление описательного рассказа по картине А. Пластова «Сенокос». | ||
61 | Поле и его обитатели. | 1 | Работа с гербарием: зерновые культуры. Работа со схемой: обобщение информации по теме «Полевые культуры». | ||
62 | Сад и его обитатели Практическая работа. | 1 | работа с текстами и иллюстративным материалом учебника «Плодовые культуры»: описание, сравнение внешнего вида, особенности произрастания. Дидактическая игра: «Угадай на вкус». Рассказ – рассуждение «Размножение растений черенками». чтение стихотворения Н. Красильникова «Удод», поиск в тексте ответа на вопрос «Можно ли сказать, что удод - птица южная?». Устное мини-сочинение «Яблонька». | ||
63 | Будем беречь природу. | 1 | Подведение итогов полученных знаний по изученным темам. | ||
64 | Человек – часть природы. Комплексная итоговая работа. | 1 | Решение и обсуждение логической задачи: «Почему человек должен беречь природу, как самого себя» (на основе выбора альтернативы). Чтение стихотворения Б. Заходера «Про всё на свете» и обсуждение вывода «Есть ли на свете вредные существа?» | ||
65 | Проверочная работа. | 1 | Самостоятельная работа. | ||
66 | Человек – часть природы. | 1 | Обсуждение жизненных ситуаций (учебник). |
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
УМК «Начальная школа 21 века»
Литература для учителя:
1) Виноградова Н. Ф. и др. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2) Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1 – 4 классы. – М.: Вентана – Граф, 2008.
3) Планируемые результаты начального общего образования/[Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011
Литература для учащихся:
1) Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2015.
2) Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: Рабочие тетради к учебнику в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2015.
3) Лихолат Т.В. Наблюдаем и трудимся: 2 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф. 2015.
Адреса электронных ресурсов:
1.Министерство образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/pro/fgos
2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт http://standart.edu.ru/
3.Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/
4.Портал "Введение ФГОС НОО" http://nachalka.seminfo.ru/
5.Сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел ФГОС. Общее образование
6.УМК "Начальная школа ХХI века"
Техническое обеспечение:
- Телевизор и DVD-проектор.
- Аудиозаписи в соответствии с программой обучения.
- Диски в соответствии с программой.
- Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...