Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 40»
«Рассмотрено» Руководитель МО __________________/_________/ ФИО Протокол №______от «____»__________2016г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 40» _____________/ Е.В.Свириденко ФИО «___»__________2016г | «Утверждаю» Директор «МАОУ СОШ № 40» _____________/Б.Д. Цыбикжапов ФИО Приказ № _____от «___»__________2016г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тютрина Ирина Афанасьевна, первая квалификационная категория
Ф.И.О., категория
По окружающему миру, 3 класс, УМК «Перспектива»
Предмет, класс и т.п.
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«___»_________20___г
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Федеральный государственный стандарт основного общего образования.-М., «Просвещение», 2011год )
- с рекомендациями рабочей программы программы начального общего образования. Программы курса «Окружающий мир» под редакцией авторов А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкая, «Просвещение», 2017 год;
- с возможностями УМК «Перспектива»
- с основной образовательной программой образовательного учреждения МАОУ СОШ №40 и положением о рабочих программах на 2017/2018 учебный год.
.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы реализации учебной программы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Место предмета в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.
- Планируемые результаты
По окончании изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе должны быть достигнуты следующие результаты.
Личностные результаты:
1.Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2.Формирование ценностного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народа, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4.Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представления о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10.Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2.Освоение способов решение проблем творческого и поискового характера.
3.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
4.Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов. Схем решения учебных и практических задач.
5.Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
6.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанного высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной форме.
7.Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектах, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
9.Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
10. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
1.Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
2. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
3.Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
4. Освоение доступных способов изучения природы и общества(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
5.Развитие навыков установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
- Содержание учебного курса
Младший школьник в окружающем мире. Младший школьник и особенности его возраста. Семья. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Восприятие красоты окружающей природы; правила поведения в природе. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе.
Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдения в природе, опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха с помощью термометра, времени по часам и др.). Сравнение свойств наблюдаемых объектов. Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты. Использование средств дополнительной информации (книги о природе и жизни людей, энциклопедии и словари, телевидение, интернет).
Человек – часть природы. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека: ощущения, дыхание, питание и др. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоеме, при пожаре и др.). Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. Полезные и вредные привычки. Первая помощь при легких травмах и простудных заболеваниях.
Человек – член общества. Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Трудовая деятельность людей, роль труда в жизни человека и общества. Хозяйство семьи, бюджет, деньги. Интерес и эмоционально-положительное отношение к событиям, происходящим в обществе, их оценка. Устные рассказы о своих впечатлениях по результатам наблюдений, экскурсий, чтения книг об окружающем мире.
Родной край. Родной город (село): название, основные достопримечательности. Регион, где живут учащиеся (область, республика и др.).
Природа родного края. Равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Явления природы (общее представление о 3 – 4 явлениях). Особенности времен года (на основе наблюдений). Погода, предсказания погоды. Полезные ископаемые, распространенные в данной местности (2-3 названия), их использование человеком.
Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко наблюдаемые свойства веществ. Наблюдение разных состояний воды. Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана. Почва, ее значение для жизни.
Растения: разнообразие, внешнее строение (части растения), условия жизни (краткая характеристика). Деревья, кустарники, травы (наблюдения в окружающей местности, сравнение). Дикорастущие и культурные растения (различение). Человек и растения: понимание ценности растений для жизни человека, охрана растительного мира.
Грибы. Съедобные и несъедобные грибы (узнавание).
Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); названия 2-3 представителей каждой группы, обитающих в данной местности, особенности их внешнего вида, питания, размножения. Дикие и домашние животные (различение). Человек и животные: понимание ценности животных для жизни человека, охрана животного мира. Взаимосвязи растений и животных (общее представление).
Природные сообщества родного края (2-3), их охрана. Участие в элементарной экологической деятельности.
Особенности труда людей родного края. Наблюдения труда людей разных профессий. Важные сведения из истории родного края.
Родная страна – Россия. Россия — наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте.
Природа нашей Родины. Природные зоны России (2-3), охрана природы различных зон. Красная книга России (отдельные представители растений и животных).
Конституция России. Права гражданина России. Права ребенка. События, происходящие в стране.
Народы, населяющие Россию (2-3): культура, национальные обычаи, характерные особенности быта.
Москва – столица России (названия достопримечательностей, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой, герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте.
История Отечества. Знакомство с понятиями: история, историческое время, век. Отдельные, наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни людей; картины быта, труда, традиций в разные исторические времена: Древняя Русь, Российское государство, СССР, Российская Федерация.
Планета людей. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте).
Общая характеристика условий жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода и др. Осознание природы как важнейшего условия жизни человека. Понимание зависимости между деятельностью человека и состоянием природы; оценка воздействия человека на природу (положительное и отрицательное).
Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их достопримечательности, расположение на карте).
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3 класса
Учащиеся должны знать:
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
Учащиеся должны уметь:
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
№ п/п | Раздел | Количество часов | Резервные часы |
1. | Радость познания | 11 часов | 2 часа |
2. | Мир как дом | 19 часов | 3 часа |
3. | Дом как мир | 20 часов | 4 часа |
4. | В поисках Всемирного наследия | 8 часов | 1 час |
Практическая часть программы:
Вид работы | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Год |
Практическая работа | 5 | 5 | 4 | - | 14 |
Проект | 2 | 1 | 3 | - | 6 |
Самостоятельная работа | 2 | 2 | 4 | 2 | 10 |
Проверочная работа | 1 | 1 | 2 | 3 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые результаты | Д∕з | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | |||||
«Радость познания» (12 часов) | |||||||
1. | Свет знания. | Вводный урок. | Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда. Особенности познания: беспрерывность, бесконечность, обогащение духовных сил. | Рассказывать об изобретениях, открытиях и их влиянии на жизнь современного человека. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целью. Коммуникативные: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | |
2. | Как изучают окружающий мир(практическая работа). | Комбинированный урок. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | Рассказывать о способах исследования окружающего мира. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять источники для поиска необходимой информации и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | |
3. | Как изучают окружающий мир (практическая работа). | Урок-практикум. | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | Осваивать в ходе практических работ способы изучения окружающего мира, этапы исследования, приемы использования оборудования. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - раскрывать смысл пословиц и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целью. Коммуникативные: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | |
4. | Книга – источник знаний. | Комбинированный урок | Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. | Рассказывать об особенностях расположения сведений в изданиях справочного характера. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять созидательную и разрушительную силу знаний и обосновывать своё мнение; - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины. | |
5. | Отправимся на экскурсию. Проект по результатам экскурсии. | Урок-экскурсия. | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | Рассказывать о различных научно-просветительских учреждениях. Представлять содержание экскурсии, сопровождая её демонстрацией рисунков или фотографий. | Проявлять: - интерес к знаниям и способам их приобретения; - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении тем. | Познавательные: - определять способы исследования окружающего мира и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - планировать свою деятельность в соответствии с целью. Коммуникативные: - формулировать вопросы с целью познания природы и жизни общества. | |
6. | О чём расскажет план. | Комбинированный урок. | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. | Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов, обсуждать их значение в нашей жизни. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - понимание собственных достижений при освоении темы. | Познавательные: - читать план местности и обосновывать своё мнение; - различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оценивать выполненное задание. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
7. | О чем расскажет план (практическая работа). | Урок-практикум. | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. Планы для пешеходов и автомобилистов. | Чертить простейший план местности с использованием условных знаков. В ходе практической работы в группах извлекать информацию из туристических планов. | Оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана. | Познавательные: - читать план местности и обосновывать своё мнение; - различать условные знаки на плане и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - оценивать выполненное задание. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
8. | Планета на листе бумаги. | Комбинированный урок. | Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света. | Определять на географической (политической) карте мира: материки, части света. | Проявлять: - интерес к познанию мира благодаря путешествиям; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - различать материки, части света и обосновывать свое мнение; - различать на карте разные формы земной поверхности и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания. | |
9. | Страны и народы на политической карте мира. | Комбинированный урок. | Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры. | Определять: - местоположение страны, её границы, столицу, соседние государства; - народ по его языку. Рассказывать о странах и особенностях их культуры. | Проявлять: - интерес к познанию мира благодаря путешествиям; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - различать политическую и географическую карты мира и обосновывать своё мнение; - сопоставлять изображение Земли на глобусе и на карте мира, обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь. | |
10. | Путешествуя, познаём мир. | Комбинированный урок. | Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. Правила ответственного туризма. | Рассказывать: - о туризме и его видах; - о правилах ответственного туризма. Составлять план путешествия. Вести дневник путешествия и оценивать его результаты. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - интерес к культурному многообразию и изобретениям человечества. Осознавать значимость средств познания окружающего мира. Соотносить личные интересы с интересами своих спутников. Осознавать собственные достижения при освоении темы. | Познавательные: - использовать справочную литературу и другие источники информации для определения маршрута путешествия и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - контролировать во время путешествия своё поведение, отношение к спутникам, соблюдать правила туризма. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
11. | Транспорт. Проект «Любознательный пассажир» | Комбинированный урок. | Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. Использование общественного транспорта в просветительских целях. | Рассказывать о видах транспорта и современных формах их использования в просветительских целях. | Проявлять интерес к изучению темы. Осознавать собственные достижения при освоении темы. | Познавательные: - различать личный и общественный транспорт и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
12. | Средства информации и связи. | Комбинированный урок. | Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Дидактическая игра по усвоению номеров телефонов первой помощи. Интернет как способ познания мира. | Рассказывать: - о правилах вызова помощи по телефону в экстренных случаях; - о старинных способах обмена информацией между людьми. | Проявлять интерес к изучению темы. Осознавать значимость средств познания окружающего мира. Соотносить личные интересы с интересами своих спутников. | Познавательные: - использовать приобретённые знания при составлении рассказа о средствах информации, связи, которые предшествовали мобильному телефону, телеграфу, Интернету; - различать средства связи и массовой информации и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное действие в соответствии с планом. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
«Мир как дом» (24 часа) | |||||||
13. | Мир природы в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества. | Рассказывать об изображении природы в народном творчестве. | Проявлять: - бережное отношение к природе; - интерес к символическим изображениям окружающего мира в произведениях народного творчества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «экология», «ярус», «мир как дом». Регулятивные: - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
14. | Из чего состоит всё. | Комбинированный урок. | Твердые тела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. | Рассказывать о веществах, о природных объектах и их свойствах. Группировать природные объекты по их отличительным признакам. Ставить простейшие опыты. | Проявлять бережное отношение к природе. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
15. | Из чего состоит все (практическая работа). | Урок-практикум. | Вода – растворитель. | Работая в группе, проводить опыт «Вода – растворитель» (предлагать порядок проведения опыта, выбирать необходимое оборудование, выполнять действия по инструкции, фиксировать результаты опыта, формулировать вывод. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - оценивать свои успехи. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «природные объекты», «тело», «вещество» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
16. | Мир небесных тел. | Комбинированный урок. | Солнце, его значение для жизни на Земле. Любовь и уважение к Солнцу в народной традиции. Особенности Солнца как небесного тела. | Рассказывать о строении Солнечной системы. Определять: - природные объекты; - небесные тела по описанию. | Проявлять интерес к изучению небесных тел. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятия «Солнечная система»; - определять источник тепла и света на Земле и обосновывать своё мнение; - различать звёзды и планеты и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
17. | Невидимое сокровище. Практическая работа | Комбинированный урок. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Рассказывать о ветре и причинах его возникновения. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воздуха. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух». Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
18. | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | Комбинированный урок. | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | Проводить опыты по изучению свойств воздуха. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воздуха. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «ветер», «газ», «воздух», - определять состав и свойства воздуха, обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
19. | Самое главное вещество. | Комбинированный урок. | Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | Рассказывать о воде, её свойствах и значении. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воды. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «вода», «стихия», «круговорот воды в природе» и использовать их в активном словаре; - понимать значение воды и воздуха для живых организмов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
20. | Свойства воды, круговорот воды в природе (практическая работа). | Урок-практикум. | Свойства воды. Круговорот воды в природе. | Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе. Проводить опыты по изучению свойств воды. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к чистоте воды. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - определять состояние воды и обосновывать своё мнение; - понимать значение круговорота воды для живых организмов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом; - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
21. | Почему вода бывает святой. | Комбинированный урок. | Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода. | Рассказывать о воде, её свойствах и значении; о круговороте воды в природе. | Проявлять интерес к изучению темы. | Познавательные: - определять состояние воды и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с планом. Коммуникативные: - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
22. | Природные стихии в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. | Определять способы символического изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества. Изображать знаки и символы природных стихий. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - понимание своей успешности при изучении темы. | Познавательные: - различать символы и образы природных стихий в народном творчестве и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе; - использовать речевые средства для представления результата деятельности. | |
23. | Кладовые земли. Практическая работа. | Комбинированный урок. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. | Рассказывать о свойствах полезных ископаемых; о месторождениях и способах добычи полезных ископаемых. Наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых. | Проявлять бережное отношение к природным богатствам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «минералы», «горные породы», «гранит», «полезные ископаемые», «месторождение»; - различать минералы и горные породы и обосновывать своё мнение; - определять значение полезных ископаемых для хозяйственной деятельности человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | |
24. | Чудо под ногами. Практическая работа | Комбинированный урок. | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы. Выполнять исследование и оформлять вывод. Характеризовать состав почвы. | Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре; - определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь. Коммуникативные: - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
25. | Как уберечь землю – нашу кормилицу. | Комбинированный урок. | Охрана окружающей среды. Экология. | Рассказывать о роли живых организмов в образовании почвы. Характеризовать состав почвы. | Проявлять бережное отношение к плодородию почвы и животным, формирующим почву. Оценивать результат собственной деятельности. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «почва», «плодородие», «почвоведение» и использовать их в активном словаре; - определять значение почвы для растений, животных, человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь; - выполнять взаимооценку при выполнении учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога; - договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и в группе. | |
26 | Мир растений. | Комбинированный урок. | Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | Рассказывать о значении растений для формирования атмосферы. Подбирать пословицы о земле и растениях. Оформлять фоторассказ о растениях. | Проявлять интерес и бережное отношение к растениям. | Познавательные: - определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение; - различать растения каждой группы и обосновывать своё мнение; - различать виды растений в каждой группе и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
27. | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. | Рассказывать о способах символического изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. Изображать мировое дерево. Оформлять иллюстрации к сказке. Подбирать пословицы о земле и растениях. Оформлять фоторассказ о растениях. | Проявлять интерес к изучению темы. | Познавательные: - определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания, используя термины; - учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | |
28. | Мир животных. | Комбинированный урок. | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. Животные родного края. | Рассказывать о разнообразных группах животных. Различать способы размножения животных разных групп. Рассказывать о роли животных в природе и в жизни человека. | Проявлять: - интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы; - бережное отношение к животным. | Познавательные: - определять различные группы животных и обосновывать своё мнение; - определять условия, необходимые для жизни разных групп животных и обосновывать своё мнение; - понимать процесс развития разных групп животных и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
29. | Образы животных в народном творчестве. | Комбинированный урок. | Бережное отношение к животным. Животные родного края. | Определять способы символического изображения животных в разных видах народного творчества. | Проявлять: - интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы; - бережное отношение к животным. | Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
30. | Невидимые нити в живой природе. | Комбинированный урок. | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. | Составлять схему цепи питания животных. Оформлять фоторассказ о животных. | Проявлять: - интерес к изучению живой природы и поиску ответов на собственные вопросы; - бережное отношение к животным. | Познавательные: - устанавливать невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины. | |
31. | Лес – волшебный дворец. | Комбинированный урок. | Лес – единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. | Рассказывать: - о природном сообществе леса, о ярусах леса; - о круговороте веществ леса. Определять участников природного сообщества леса, оформлять фоторассказ о прогулке в лес. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
32. | Луг – царство цветов и насекомых. | Комбинированный урок. | Луг – единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. | Рассказывать: - о природном сообществе луга, о значении насекомых для растений сообщества луга; - о круговороте веществ луга. Определять участников природного сообщества луга. Оформлять фоторассказ о прогулке на луг. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - различать природные сообщества и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
33. | Водоём – дом из воды. | Комбинированный урок. | Водоем – единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоема. | Рассказывать: - о природном сообществе водоёма; - о «многоэтажности» водоёма; - о круговороте веществ водоёма. Определять участников природного сообщества водоёма. Составлять схему круговорота веществ водоёма. Оформлять фоторассказ о прогулке к водоёму. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - различать природные сообщества и обосновывать своё мнение; - определять зависимость природного сообщества от неживой природы и обосновывать своё мнение; - определять участников круговорота веществ в природном сообществе и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
34. | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | Урок-исследование. | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | Рассказывать о природном сообществе леса, луга, водоёма. Составлять: - схему цепи питания каждого природного сообщества; - схему круговорота веществ природных сообществ леса, луга, водоёма. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «сообщество», «природное сообщество», «круговорот», «круговорот веществ», «ярусы» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и оценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
35. | Как сохранить богатства природы. | Комбинированный урок. | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Рассказывать: - о правилах охраны природных богатств; о хозяйственной деятельности людей и об охране природы; - об опыте разумного хозяйствования в старину; - об использовании альтернативных источников энергии — солнца, воды, ветра. Составлять проект использования природных сил на благо человека. Создавать условные обозначения, символизирующие охрану природных богатств. Оформлять фоторассказ об экскурсии. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - бережное отношение к природе; - осознание успешности при изучении темы. | Познавательные: - раскрывать значение понятия «богатства природы» и использовать его в активном словаре; - определять взаимосвязь живого и неживого в природных сообществах и обосновывать своё мнение; - раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению. | |
36. | Охрана природы в культуре народов России и мира. | Комбинированный урок. | Отношение к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Пословицы разных народов о месте человека в природе. Трудовой опыт разумного хозяйствования в старину. Способы экологически чистого образа жизни. Методы использования возобновляемых источников энергии. | Рассказывать об отношении к природным богатствам в культурной традиции народов России и мира. Объяснять смысл пословиц. | Проявлять бережное отношение к природе. Осознавать значение экологического календаря. | Познавательные: - раскрывать смысл пословиц, отражающих бережное отношение к природе, и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять самооценку и взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и в группе и приходить к общему решению. | |
«Дом как мир» (23 часа) | |||||||
37. | Родной дом – уголок Отчизны. | Комбинированный урок. | Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников. | Рассказывать: - о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном); - о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми; - об общих делах и праздниках; - о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России. Оформлять фоторассказ о малой родине. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «Отчизна», «отчий дом» и использовать их в активном словаре; - объяснять значения слова «мир» и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
38. | Свой дом – свой простор. | Комбинированный урок. | Трехчастная структура старинного дома как образ Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. | Рассказывать: - о правилах совместной жизни в общем доме (в современном сельском, многоквартирном); - о правилах общения с соседями, незнакомыми людьми; - об общих делах и праздниках; - о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России; Оформлять фоторассказ о малой родине. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - определять структуру старинного дома как образа Вселенной и обосновывать своё мнение; - объяснять внутреннее устройство старинного дома и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | |
39. | В красном углу сесть – великая честь. | Комбинированный урок. | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. | Рассказывать: - о традиционных особенностях старинного дома (внешних, внутренних) народов России; - о назначении красного угла в старинном доме. Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «красный угол», «гость», «почётный гость» и использовать их в активном словаре; - определять значение красного угла в доме и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
40. | Побываем в гостях. | Комбинированный урок. | Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства. | Рассказывать о традициях гостеприимства в древности и в настоящее время. Оформлять рассказ о традиционном жилище народа той местности, которая для учащегося является малой родиной. | Проявлять: - интерес к познанию окружающего мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «гость», «почётный гость», «традиционное жилище», «землянка», «изба», «чум», «шалаш», «дымокур» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога. | |
41. | На свет появился – с людьми породнился. | Комбинированный урок. | Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. | Рассказывать о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию. | Проявлять интерес к изучению темы, к познанию мира. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «дочь», «сын», «брат», «сестра», «дядя», «тётя», «племянник», «племянница», «дедушка», «бабушка» и использовать их в активном словаре; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя правило. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
42. | Родословное древо. | Комбинированный урок. | Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). Старинные традиции трудолюбия и мастерства. | Рассказывать: - о родственных связях и степени родства в семье, используя терминологию; - о профессиях старших членов семьи и друзей семьи. | Проявлять: - интерес к изучению темы, к познанию мира; - желание узнать названия родственников по степени родства; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
43. | Родословное древо моей семьи. | Комбинированный урок. | Способы составления родословного древа. Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). Старинные традиции трудолюбия и мастерства. | Рассказывать о способах построения родословной. Составлять и оформлять схему родственных связей в своей семье. | Проявлять: - интерес к изучению темы, к познанию мира; - желание узнать названия родственников по степени родства. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «род», «родство», «родословная» и использовать их в активном словаре; - определять степень родства в своей семье и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
44. | Муж и жена – одна душа. | Комбинированный урок. | Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. | Рассказывать о старинных и современных свадебных обычаях и обрядах. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «свататься», «супруги», «упряжь», «рукобитье», «бракосочетание», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре; - определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
45. | Святость отцовства и материнства. | Комбинированный урок. | Представления о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах. | Рассказывать: - о родительской любви к детям и о почтении к родителям; - о старинных обрядах, связанных с рождением ребёнка; - о традициях воспитания девочки и мальчика. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «колыбель», «хозяйка семейства», «кормилец семьи», «обычай», «обряд» и использовать их в активном словаре; - определять условия успешной жизни молодожёнов и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
46. | Моё имя – моя честь. | Комбинированный урок. | Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. | Рассказывать о значении имени. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
47. | Добрые дети – дому венец. | Комбинированный урок. | Традиции воспитания девочки и мальчика, определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. | Рассказывать о традициях воспитания девочки и мальчика. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
48. | Детские игры – школа здоровья. | Комбинированный урок. | Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на физическое, психическое, эстетическое, социально-нравственное, интеллектуальное развитие. | Рассказывать о видах детских народных игр и их правилах. Составлять и записывать скороговорку, игру-загадку, схему игры. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - проявлять уважительное отношение к семейным обычаям и обрядам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «игра», «игра-потешка», «игра-загадка» и использовать их в активном словаре; - понимать назначение детских игр и обосновывать своё мнение; - понимать нравственный смысл игры, обеспечивающий самовоспитание, и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
49. | Строение тела человека. | Комбинированный урок. | Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. Опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы, их роль в жизнедеятельности организма. | Рассказывать: - о системе внутренних органов человека и каждого из органов; - о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы; - о целостности организма человека. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «внешнее и внутреннее строение тела человека», «верхние и нижние конечности», «внутренние органы», «система органов», «опорно-двигательная система», «пищеварительная система», «дыхательная система», «кровеносная система», «нервная система» и использовать их в активном словаре; - различать внешнее и внутреннее строение тела человека и обосновывать свое мнение; - определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
50. | Как работает наш организм. | Комбинированный урок. | Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. | Рассказывать: - о системе внутренних органов человека и каждого из органов; - о работе внутренних органов и их значении для организма человека, используя схемы; - о целостности организма человека. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - определять системы внутренних органов человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
51. | Что такое гигиена. | Комбинированный урок. | Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. | Рассказывать основные гигиенические правила о способах формирования правильной осанки; ухода за зубами; правильного питания. Моделировать правила ухода за зубами в ходе практической работы. Измерять пульс. Составлять и оформлять меню для своей семьи на день. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение; - извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
52. | Наши органы чувств. | Комбинированный урок. | Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств. | Рассказывать о строении органов чувств: глаза, уха, носовой и ротовой полости – и их функциях. | Проявлять: - интерес к внутреннему строению организма человека и здоровому образу жизни; - желание использовать правила здорового питания в своей жизни. | Познавательные: - определять органы чувств и обосновывать своё мнение; - определять гигиенически правильный образ жизни и обосновывать своё мнение; - извлекать из различных источников дополнительную информацию о работе организма и сообщать её одноклассникам. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. | |
53. | Школа первой помощи. | Комбинированный урок. | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи. | Рассказывать: - об устройстве ртутного и электронного термометров; - правила пользования ртутным и электронным термометрами; - правила по оказанию первой помощи при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегревании; - о службах оказания первой помощи. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «температура тела», «термометр», «шкала», «ртуть», «градус», «дисплей», «травма», «порез», «ожог», «ушиб», «йод», «обморожение», «перегревание», «головокружение», «обморок», «пожарная охрана», «скорая медицинская помощь», «газовая служба», «здравствуйте», «здоровье» и использовать их в активном словаре. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
54. | Школа первой помощи (практическая работа). | Урок-практикум. | Выполнение практической работы в тетради. | Измерять температуру своего тела и оформлять результаты исследования в ходе практической работы. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. | Познавательные: - определять изменения температуры тела человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
55. | Здоровью цены нет. | Комбинированный урок. | Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Триединая формула здоровья: здоровье телесное, здоровье психическое (душевное), здоровье духовно-нравственное. Бережное отношение к инвалидам. | Рассказывать правила здорового образа жизни и применять их в повседневной жизни. Оформлять фоторассказ о деятельности по укреплению здоровья в семье. | Проявлять желание вести здоровый образ жизни. | Познавательные: - раскрывать смысл пословиц о правилах здорового образа жизни и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку и самооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | |
56. | Дом невелик, а стоять не велит. | Комбинированный урок. | Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края. | Рассказывать: - о правилах и традициях управления домашним хозяйством в старинном доме; - о роли каждого члена семьи в повседневной жизни; - о правилах семейного застолья; - о правилах этикета за столом. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «домоводство», «домострой», «большак», «большуха», «упруг» и использовать их в активном словаре; - определять особенности распределения обязанностей в старинной семье и обосновывать свое мнение; - знать порядок управления хозяйством в современной жизни и обосновывать своё мнение; - знать особенности совместной трапезы за столом в старину и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самопроверку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
57. | Семейный бюджет. | Комбинированный урок. | Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства. | Рассказывать: - о семейном бюджете; - о появлении денег в человеческом обществе; - о типах денежных единиц Российской Федерации разного достоинства; - о денежных единицах разных стран. Составлять: - бюджет воображаемой семьи на месяц; - бюджет своей семьи на неделю; - перечень расходов на туристическую поездку в выходные дни. Изображать монету, учитывая язык нумизматики. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к культурному многообразию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «семейный доход», «семейный расход», «семейный бюджет», «выйти из бюджета», «нумизматика», «банкноты», «монета», «рубль», «копейка», «чеканить монету» и использовать их в активном словаре; - понимать смысл крылатых выражений и обосновывать своё мнение; - определять составные части семейных доходов, расходов и обосновывать своё мнение; - знать денежные единицы разных стран мира. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, корректировку и взаимооценку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога; - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
58. | Мудрость старости. | Комбинированный урок. | Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. | С помощью ключевых слов выражать свое впечатление от образа старого человека в произведении живописи. В кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края представлять ситуацию уважительного отношения к старым людям. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира. | Проявлять: - интерес к изучению темы; - уважительное отношение к пожилым людям. | Познавательные: - раскрывать значение понятия «мудрость старости» и использовать его в активном словаре; - понимать нравственный смысл сказок, в которых почитается мудрость стариков. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
59. | Путешествие в гости к А.С. Пушкину. | Комбинированный урок. | История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. Творческое наследие поэта и духовная преемственность поколений на основе духовного родства, близости интересов, продолжении доброго дела. | Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери. Сравнивать портреты предков и потомков А.С. Пушкина, находить в них общие родовые черты. Подбирать одно-два стихотворения (или отрывка из сказок) А.С. Пушкина; выразительно читать их, иллюстрировать или драматизировать в небольшом спектакле (по выбору). Высказывать мотивированное суждение о современных читателях А.С. Пушкина как его духовных потомках. | Проявлять интерес к изучению темы. Гордиться великим творческим наследием поэта, оставленным потомкам. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «история рода», «творческое наследие», «духовная преемственность поколений» и использовать их в активном словаре; - выбрать из семейного наследия документ, реликвию, семейное устное предание, в котором хранится память о добром деле, совершённом родным человеком; - уметь рассказать о том, как продолжаются добрые дела в семье. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять самооценку учебного задания. Коммуникативные: - формулировать собственное высказывание в рамках учебного диалога, используя термины. | |
«В поисках Всемирного наследия» (8 часов) | |||||||
60. | Всемирное наследие. | Комбинированный урок. | Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. Идея сохранения достопримечательностей природы и культуры разных стран как непреходящих ценностей для всего человечества. История создания Списка Всемирного наследия. | Рассказывать: - историю создания Списка Всемирного наследия; - об объектах Всемирного наследия, сопровождая рассказ презентацией; - алгоритм создания презентации объекта культурного (природного) наследия. Оформлять: - список природного и культурного наследия своего края; - представлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «Семь чудес света», «Всемирное наследие», «Всемирное природное наследие», «Всемирное культурное наследие», «презентация» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного природного и культурного наследия и обосновывать свое мнение. Регулятивные: - выполнять учебное задание, используя алгоритм; - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
61. | Московский Кремль. | Комбинированный урок. | Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Московского Кремля как образца воинской крепости, центра государственной власти, духовной святыни России. | Рассказывать о Московском Кремле как воинской крепости, центре государственной власти, духовной святыне России. Ориентироваться на схеме и выделять сооружения. Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - уважительное отношение к природному и культурному наследию России. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «кремль», «кремлёвская стена», «Московский Кремль», «музей-заповедник», «историко-культурный памятник», «благословение», «собор» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России обосновывать свое мнение; - знать историко-культурное значение Московского Кремля и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
62. | Озеро Байкал. | Комбинированный урок. | Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальные особенности природы и экологические проблемы озера. Уникальный объект мира. | Рассказывать об уникальности озера Байкал и его экологических проблемах. Оформлять презентацию и представлять объекты Всемирного культурного и природного наследия России. | Проявлять: - интерес к познанию мира; - интерес к изучению озера Байкал; - уважительное отношение к природному и культурному наследию России. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «озеро», «озеро Байкал», «пресная вода», «целлюлозно-бумажный комбинат» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного природного и культурного наследия России и обосновывать свое мнение; - знать уникальность озера Байкал и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. | |
63. | Путешествие в Египет. | Комбинированный урок. | Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия. | Рассказывать: - о достопримечательностях Египта; - о египетских пирамидах как объекте Всемирного культурного наследия. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «фараон», «гробница», «египетская пирамида» и использовать их в активном словаре; - определять географическое расположение Египта и обосновывать своё мнение; - знать объекты Всемирного культурного наследия Египта и обосновывать своё мнение; - знать историко-культурное значение Египта и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | |
64. | Путешествие в Грецию. | Комбинированный урок. | Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Греции и ее культурного наследия для всего мира. | Рассказывать: - о достопримечательностях Греции; - об Афинском Акрополе как объекте Всемирного наследия. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «акрополь», «мудрец» и использовать их в активном словаре; - определять географическое расположение Греции и обосновывать своё мнение; - определять объекты Всемирного культурного наследия Греции и обосновывать своё мнение; - знать историко-культурное значение Греции и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | |
65. | Путешествие в Китай. | Комбинированный урок. | Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Китая и его культурного наследия для всего мира. | Рассказывать: - о достопримечательностях Китая; - о Великой Китайской Стене как объекте Всемирного наследия; - об изобретениях Древнего Китая. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «иероглиф», «мудрец» и использовать их в активном словаре; - определять географическое расположение Китая и обосновывать своё мнение; - определять объекты Всемирного культурного наследия Китая и обосновывать своё мнение; - знать историко-культурное значение Китая и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания. Коммуникативные: - согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | |
66. | Путешествие в Иерусалим. | Комбинированный урок. | Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. Непреходящее историко-культурное значение Иерусалима и его культурного наследия для всего мира, для людей, исповедующих одну из мировых религий – иудаизм, христианство, ислам. | Рассказывать: - о культурных достопримечательностях, святынях Иерусалима и его Старого города как объекта Всемирного наследия; - о людях, которые являются духовно-нравственным образцом для современников и потомков. Составлять и оформлять презентацию об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - раскрывать значение понятий «Иерусалим», «скрижали», «сокровище», «сокровищница», «духовный», «духовные сокровища», «проект» и использовать их в активном словаре; - определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - определять местоположение Иерусалима в Израиле и обосновывать своё мнение; - знать значение Иерусалима как духовного наследия для верующих людей и обосновывать своё мнение; - смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | |
67. | Всемирные духовные сокровища. | Комбинированный урок. | Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. Общезначимые нравственные идеалы в пословицах разных народов России и мира о человеческих достоинствах и в текстах Священных книг. Всемирные духовные сокровища – невидимые глазу ценности, которые осуществились в объектах Всемирного Культурного наследия, воплотились в жизненном поведении, подвигах, свершениях людей, ставших духовно-нравственным образцом для современников и потомков. | Рассказывать о выдающихся людях разных эпох. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества.
| Познавательные: - определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. | |
68. | Обобщающий урок. «Альбом путешествий». | Комбинированный урок. | Обобщение знаний детей по теме. | Рассказывать об объектах Всемирного наследия. | Проявлять: - интерес к мировой культуре; - уважительное отношение к Всемирному наследию человечества. | Познавательные: - определять объекты Всемирного духовного наследия и обосновывать своё мнение; - знать смысл нравственных заповедей человечества и обосновывать своё мнение; - определять общезначимые качества человека и обосновывать своё мнение. Регулятивные: - выполнять взаимопроверку (самопроверку) и корректировку учебного задания; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные: - адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
- Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" 2013 год.
- Учебник по окружающему миру для 3 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, "УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год;
- CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 3 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
4. Методические рекомендации для учителя к учебнику окружающий мир для 2 класса.
5. Поурочные разработки по окружающему миру 3 класс к УМК "Перспектива", А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая ., автор Н. Ю. Васильева, изд-во "Вако" 2013 .
6. Контрольно - измерительные материалы по окружающему миру 3 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель И.Ф. Яценко.
Для учащихся:
- Учебник по окружающему миру для 3 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2011 год.
- Рабочие тетради к учебнику окружающий мир для 3 класса, в 2-х частях, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая, УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
- CD - диск. Электронное приложение к учебнику окружающий мир для 3 класса, автор А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая,
УМК «Перспектива" , изд-во «Просвещение» Москва, 2013 год.
- Контрольно - измерительные материалы по литературному чтению 3 класс, изд-во "Вако" 2013, составитель И.Ф. Яценко.
Интернет-ресурсы.
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www. festival. 1september.ru
4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ education
- Официальный сайт УМК «Перспектива». – Режим доступа : http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ info.aspx? ob_no=12371
Технические средства обучения.
- Персональный компьютер.
- Мультимедийный проектор.
- Экспозиционный экран.
- Ксерокс.
Учебно-практическое оборудование. Аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Приложение 1
Национально – региональный компонент во 2 классе:
№ | Раздел | № урока | Тема беседы |
1. | Радость познания | 5 | Библиотеки города Улан-Удэ |
2. | Мир как дом | 14 | Природа в народном творчестве бурят, семейских, казаков. |
3. | Мир как дом | 21 | Природная стихия в народном творчестве бурят, семейских, казаков. |
4. | Мир как дом | 23 | Почва Бурятии |
5. | Мир как дом | 26 | Плодородная земля и растения в народном творчестве жителей родного края |
6. | Мир как дом | 28 | Животные в народном творчестве жителей родного края |
7. | Мир как дом | 32 | Проект: фоторассказ о жизни животных родного края |
8. | Дом как мир | 36 | Родной дом-Бурятия |
9. | Дом как мир | 39 | Юный краевед. Традиционные особенности жилищ жителей Бурятии |
10 | Дом как мир | 46 | Игры родного края |
11 | В поисках всемироного наследия | 62 | Озеро Байкал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...