Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая пронрамма по окружающему миру 1 класс "Школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_1_klass_21_vekdokument_microsoft_word.docx | 63.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ СОШ 5 _____ /________ / ФИО «___» _________ 2017__г. | «Утверждаю» Директор МОУ СОШ №5 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 2017__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Класс ___1
Количество часов: 66
Автор учебника: Виноградова, Н. Ф. и др.
Учитель: Гонтова Т.Т.
Рассмотрена
на заседании МО
Руководитель МО
______/___________/_
ФИО
протокол №_____ от
«____» __________ 20__г.
2017 – 2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом « Об образовании» в РФ, с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ,в соответствии с учебным планом, на основе
авторской программы для 1 класса С.В.Иванов (концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова) М.: Вентана-Граф. 2012.
Изучение курса «Окружающий мир» на ступени начального образования направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Программа ориентирована на работу по учебно - методическому комплекту:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.
- Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2013.
– Лиховат Т.В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс: рабочая тетрадь/ Т.В. Лиховат– М.: Вентана-Граф, 2013.
Содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений.
Формы организации учебного процесса:
- индивидуальные;
- коллективные,
- фронтальные;
- работа в парах
Основными формами текущего контроля являются:
- устный опрос;
- диагностические работы;
- тестовые задания;
- самостоятельные работы.
В конце учебного года проводится комплексная работа на межпредметной основе.
Виды контроля: итоговый- комплексная контрольная работа – 1; наблюдение - листы контроля.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс носит интегрированный характер. Интегративный характер курса обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, литературного чтения, основ безопасности жизнедеятельности), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика.
Изобразительное искусство дает возможность использовать средства художественной выразительности для расширения духовно-культурного пространства ребенка, для наполнения окружающего мира высокими образами искусства.
Русский язык служит основой для развития устной речи: для использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов деятельности ( описание, повествование на заданную тему; построение логически связанных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов).
Литературное чтение создает условия для формирования целостного образа изучаемого предмета или явления.
Основы безопасности жизнедеятельности способствуют формированию личности гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности , безопасности общества, государства и окружающей среды.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии для 1 класса:
Особенности содержательных линий
- Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации.
Темы: «Ты — первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс)
- Человек и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять.
Темы: «Ты — первоклассник»,, «Мы м вещи» (1 класс )
- Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу. Темы: «Родная природа» (1 класс)
- Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что это значит «любить Родину», семья как ячейка общества. Темы: «Родная страна» (1 класс)
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане Обязательная часть регионального базисного учебного плана для общеобразовательных школ Курской области отводит на изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели ).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир»
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО:
Личностные результаты:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
Метапредметные результаты естественнонаучного и обществоведческого образования.
- интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Содержание учебного предмета
Введение. Этот удивительный мир (1 ч)
Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа, объекты, сделанные руками человека, люди.
Мы — школьники (2 ч)
Ты — первоклассник. Режим дня первоклассника. Определение времени по часам с точностью до часа. домашний адрес.
Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и др. Оказание посильной помощи взрослым: подготовка к уроку, уборка класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка рабочего места, правильная осанка, гигиена письма, внимательность, сдержанность, аккуратность.
Твоё здоровье (6 ч)
Забота о своём здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости, кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.
Солнце, воздух, вода — факторы закаливания. Проветривание помещения. Утренняя гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения за столом. Режим дня.
Я и другие люди (3 ч)
Твои новые друзья. Кого называют друзьями. Коллективные игры и труд. Правила дружбы: справедливо распределять роли в игре, поручения в работе, правильно оценивать деятельность сверстника и свою, радоваться успехам друзей.
Труд людей ( 6ч)
Ты и вещи, которые тебя окружают. Труд людей, которые
делают для нас одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение к вещам, уход за ними.
ОБЖ: правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.
Родная природа (31 ч)
Красота природы. Природа и творчество человека (поэзия, живопись, музыка). Природа и фантазия (поделки из природного материала, мини-сочинения о явлениях и объектах природы).
Сезонные изменения в природе (характеристика времени года, сравнение разных сезонов; зависимость изменений в живой природе от состояния неживой). Растения пришкольного участка: название, внешний вид (4—5 растений). Растения сада и огорода: название, окраска, форма, размер, употребление в пищу (4—5 растений). Комнатные растения: название, внешний вид (3—4 растения). Условия роста (тепло, свет, вода). Уход за комнатными растениями.
Животные вокруг нас: звери, насекомые, птицы и др. домашние и дикие животные. Сезонная жизнь животных. Бережное отношение к растениям и животным.
ОБЖ: правила безопасного поведения на природе (опасные растения и животные).
Семья (2 ч)
Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов семьи.
Наша страна — Россия. Родной край (15 ч)
Название города (села), в котором мы живём. Главная улица (площадь). Памятные места нашего города (села). Труд людей родного города (села), профессии (например, строитель, шахтер. тракторист, доярка и др.). Машины, помогающие трудится. Труд работников магазина, почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей, работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, швея, экскурсовод и др.). Уважение к труду людей.
Россия. Москва. Красная площадь. Кремль.
Народное творчество: пение, танцы, сказки. игрушки.
ОБЖ: безопасная дорога от дома до школы. Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжал часть, мостовая. Правила пользования общественным транспортом. Дорожные знаки:
«пешеходный переход», «подземный пешеходный переход», «железнодорожный переезд», «велосипедная дорожка», «велосипедное движение запрещено» и др. Светофор. Правила поведения на дорогах и улицах, во дворах домов и на игровых площадках.
Экскурсии
Сезонные экскурсии «Времена года» (по выбору учителя с учётом местных возможностей).
Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по выбору учителя с учётом местных особенностей).
Практические работы
Уход за комнатными растениями.
Планируемые ученические проекты:
- «Что умеет делать клюв»
-«Поют ли птицы зимой»
Планируемые результаты изучения предмета «Окружающий мир»
К концу обучения в 1 классе учащиеся научатся:
• Воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;
• Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице; применять знания о безопасном пребывании на улице;
• Ориентироваться в основных помещениях школы, их месторасположении;
• Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; приводить примеры различных профессий;
• Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия»;
• Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; характеризовать кратко сезонные изменения;
• Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
• Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
• Сравнивать домашних и диких животных.
К концу обучения в 1 классе учащиеся смогут научиться:
• Анализировать дорогу от дома до школы, в житейских ситуациях избегать опасных участков, ориентироваться на знаки дорожного движения;
• Различать основные нравственно-этические понятия;
• Рассказывать о семье, своих любимых занятиях, составлять словесный портрет членов семьи, друзей;
• Участвовать в труде по уходу за растениями и животными уголка природы.
Тематическое планирование.
№ п/п Тема урока, раздела | Планируемые результаты | Характеристика основных видов деятельности обучающихся | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные (УУД) | ||
1.Введение. Этот удивительный мир (1 ч) | формирование основ экологической культуры | Расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. | - Регулятивные: выполнять задания в соответствии с поставленной целью;ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради. -Познавательные: Общеучебные - понимать, что такое окружающий мир, что такое живая и неживая природа; уточнять понятия: «объект природы», «живая и неживая природа»; нахождение отличий среди объектов природы и объектов, созданных человеком, приведение соответствующих примеров; Логические –подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков. -Коммуникативные: рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления. -Личностные: Самоопределение- принимают и осваивают социальную роль обучающегося; Смыслообразование-осознают значение учебной деятельности и личностный смысл учения. | Речевая разминка. «Закончи предложение». Работа с иллюстративным материалом и беседа «Что нас окружает» (фото природных явлений, знаменитых архитектурных сооружений (шедевров мировой архитектуры), портретов великих людей). Задания на классификацию «Объединим предметы в группы», дидактическая игра «Назовём объекты». Выполнение заданий в рабочей тетради |
2.Мы – школьники (2 ч) | Готовность и способность к саморазвитию и самообучению; достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | Определять время по часам с точностью до часа. | Регулятивные: Планирование- выбирать задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленный вопрос , ориентироваться в тетради и в учебнике. Познавательные: Общеучебные выделять и формулировать познавательную цель; Предметные - знакомиться с одноклассниками, рассказывать о себе: кто я (он, она), чем я (он, она) люблю (любит) заниматься, чем особенно интересуюсь (интересуется); составлять описательный рассказ по картинкам; знаково – символические - использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; строить монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологическое вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: Оценивают эмоционально – эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира. | Речевая разминка. «Назови, кто (что) где находится». Рисование «Варежки». Рассказывание «Расскажу вам о себе». Работа с иллюстративным материалом: «Придумаем детям имена», «Кто чем занимается». Логическое упражнение на сравнение: «Сравним портреты двух девочек». Речевая разминка. Игра «Кто быстрее назовёт школьные помещения». Рассказывание: «Познакомимся: расскажу вам о себе». Работа с текстом стихотворения «Первоклассник». Упражнения: как правильно вставать и садиться в классе, как вести себя в столовой, раздевалке. Работа с текстом стихотворения «Первый урок» |
3.Твоё здоровье (6 ч) | Освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания. | Демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. | -Регулятивные: планировать и контролировать свои действия, соблюдать правила поведения на уроке для того, чтобы получить самому хорошие результаты и не мешать успешной работе товарища. Познавательные: иметь представление об органах чувств, их роли в жизни человека; обсуждать правила закаливания, осознавать, что занятия спортом тоже закаляют человека; уточнять, от чего зависит настроение человека, рассматривать, каким бывает настроение, характеризовать виды настроения (радостное, веселое, грустное, печальное и т. д.). Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; предлагать помощь в сотрудничестве. Личностные: осознают ответственность человека за общее благополучие; понимают чувства других людей и сопереживают им; следуют нормам здоровьесберегающего поведения; проявляют навыки сотрудничества в разных ситуациях, находят выход из спорных ситуаций; принимают установку на здоровый проявляют эмоционально-нравственную отзывчивость | Речевая разминка. Дидактические игры: «Угадай предмет на ощупь, по звуку, по форме и цвету». Упражнения с часами: «Определи время на часах», «Закончи предложение» |
4.Родная природа(31 ч) | Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни. | Описывать сезонные изменения в природе. Создавать мини-сочинения о явлениях и объектах природы. Определять последовательность времён года (начиная с любого), находить ошибки в предложенной последовательности. Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Познавательные: формировать представления об экологической связи и взаимосвязи явлений природы и объектов живой природы; отвечать на вопросы по теме наблюдения; определять понятия «неживая природа», «листопад», «золотая осень»; выполнять классификацию овощей и фруктов, усвоить то, что овощи и фрукты кладовая витаминов; определять последовательность времен года; установить зависимости между изменениями в неживой и живой природе; уточнять и расширять представления о диких животных; объяснять понятия: «оседлые птицы», «перелетные птицы»; знакомиться с естественнонаучными понятиями: «тело», «вещество», «состояние воды», «раствор»; определять свойства воды опытным путем; выделять особенности хвойных деревьев, находить отличия хвойных деревьев от лиственных; объяснять понятие «вечнозеленые деревья»; знакомиться с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривать особенности внешнего вида и определять голоса; знакомиться с народными приметами , с изменениями, которые происходят в разные времена года; объяснять понятия: «метель», «вьюга», «пурга», «оттепель»; распределять зверей на группы по способу питания (насекомоядные, растительноядные, хищные, всеядные); знакомиться с животными уголка природы, объяснять, что уголок природы – место обитания диких животных; составлять описательный рассказ; работать с таблицей. Коммуникативные:строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь;допускать существование различных точек зрения; вступать в диалог с учителем, одноклассниками; ставить вопросы; обращаться за помощью к одноклассникам. Личностные: проявляют ценностное отношение к природному миру; осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; выражают позитивное отношение к живой природе; проявляют заботливое отношение к птицам; проявляют готовность следовать нормам природоохранного поведения. | Наблюдения: характеристика основных признаков времени года. Установление зависимости между изменениями в неживой и живой природе. Описание растений пришкольного участка (уголка природы): название, особенности внешнего вида. Опыты по установлению условий жизни растения (свет, тепло, вода, уход). Характеристика животных разных классов: название, особенности внешнего вида. Различение: домашние, дикие животные. Моделирование ситуаций безопасного обращения с растениями и животными, правил ухода за ними. Трудовая деятельность в классном уголке природы |
5.Семья(2 ч) | Принятие норм нравственного поведения в обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Составлять небольшой рассказ о своей семье. Взаимодействовать с участниками диалога: слушать друг друга, обмениваться мнениями на темы, близкие опыту детей; отвечать на вопросы, формулировать вопрос. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; контролировать свою речь, ее четкость и правильность; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: объяснять понятия, связанные с темой «Семья»; осознавать свою роль в семье; различать степени родства, определять с помощью терминов свое отношение к каждому из членов своей семьи; оценивать свое отношение с каждым членом своей семьи с помощью понятий: «любовь», «уважение», «симпатия», «дружба», «нежность» и др.; иметь представление о семье в культурной традиции народов России и мира как великой духовной ценности.; иметь представление о семейных традициях как признаке принадлежности к тому или иному народу России и мира; осознавать важность и необходимость культурной преемственности в семье от старших к младшим на конкретных примерах; помогать по дому старшим; Коммуникативные: взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе Личностные: проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира(лада) в семейной жизни; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представления о причинах успеха в учебе осознают свою этническую принадлежность | Описание особенностей жизни семьи: члены семьи, труд и отдых в семье. Речевая разминка. Рассказывание: «Семья Миши» (по рисункам) и «Моя семья». «Люблю ли я кукольный театр?». Работа с текстом стихотворений «Простое слово», «Бабушка». Дидактическая игра «Узнай сказку по иллюстрации». Ролевая игра (на выбранную детьми тему). Дифференцированная работа: чтение и обсуждение текста |
6.Труд людей( 6ч) | Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. | Классифицировать предметы (изделия) по принадлежности (одежда, обувь, мебель и т. д.). Ориентироваться при решении учебных и практических задач на правила безопасного поведения с предметами быта. Строить небольшой текст информационного характера на основе телефонных диалогов. | Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; оценивать результаты труда. Познавательные: знакомиться с трудом хлебороба, с тем, как растения кормят человека; называть хлебобулочные изделия, из чего их делают; знать о пользе хлеба, его ценности; строить рассуждения; приводить примеры домашних животных; формировать представления о местах обитания домашних животных и их питании классифицировать животных по признаку «дикое – домашнее». уточнять и обогащать представления о различных профессиях, о людях, чей труд важен для каждого человека выделять сходства и различия разных видов транспорта (воздушный, водный, наземный, пассажирский, личный); различать электрический транспорт от транспорта, работающего на топливе (бензине, керосине), грузовой от легкового. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку Личностные: уважают труд хлебороба и людей, связанных с производством хлеба и других продуктов, бережно относятся к хлебу; понимают чувства одноклассников, учителя выражают эмоционально-положительное отношение к животным; соблюдают правила бережного отношения к вещам и предметам, проявляют уважение к труду взрослых проявляют уважительное отношение к истории родного народа | Наблюдения общественных событий и труда людей родного города (села). Характеристика профессий людей, занятых на производстве, в сельском хозяйстве, учреждениях культуры и быта. Речевая разминка. Описание натуральных объектов. Дидактическая игра с иллюстративным материалом. Словесная дидактическая игра «Угадай, кто я». Создание плаката «Транспорт», практическая работа «Огород на окне», «Цветник нашего класса» |
7.Наша страна — Россия. Родной край(15 ч) | Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта; составлять краткий рассказ на тему «Что делают в...». | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия; контролировать свою речь, ее четкость и правильность; принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: знакомиться с разнообразием и богатствами природы России – леса, реки, горы; уметь ориентироваться по карте: называть значения символов (знаков); рассматривать представителей животного мира и места их обитания на территории нашей страны. уточнять названия нашей страны (Россия, Российская Федерация); рассматривать достопримечательности Москвы – столицы РФ; знакомиться с символами России Коммуникативные: взаимодействовать в семье позитивными способами, уметь договариваться, приходить к общему решению; использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе Личностные: проявляют позитивное отношение к семье и семейным ценностям; осознают важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира(лада) в семейной жизни; проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности; имеют представления о причинах успеха в учебе осознают свою этническую принадлежность | Моделирование воображаемых ситуаций: прогулки по Москве. Моделирование «Улица города».
Игра «Мой адрес». Ориентирование по карте. Ролевая игра «Магазин „Российский сувенир“». Знакомство со столицей России. Путешествие по карте России. Речевая разминка. Беседы |
8.Я и другие люди (3 ч) | Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками | Реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (по учебнику, рабочим тетрадям). Познавательные: составлять описательный рассказ по картинкам; использовать условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе. осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; знать и объяснять понятия «друг», «дружба»; уметь оценивать поступки людей. Коммуникативные: строить понятные для партнера высказывания; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; строить монологическое высказывание; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить монологическое вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Личностные: проявляют ценностное отношение; осуществляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; оценивают эмоционально-эстетические впечатления от знакомства с новым коллективом, одноклассниками, отмечают в окружении то, что особенно нравится, принимают ценности мира; принимают образ «хорошего ученика»; осознают значение учебной деятельности; проявляют этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. | Речевая разминка. «Расскажи о своём друге», «Идём в гости», «Сказка о старых вещах». Беседа с использованием литературного материала. Обсуждение воображаемой ситуации «Подарок». Упражнение «Письмо заболевшему другу». Сценарий классного праздника на Новый год |
Календарно-тематическое планирование «Окружающий мир» 1 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебник страницы | |
План | Факт | ||||
1 | Этот удивительный мир | 1 | 4.9 | Уч.с.4-5 Рт с.4-5 | |
2 | Давай познакомимся | 1 | 8.9 | Уч.с.6-7 Рт с.6 | |
3 | Мы - школьники | 1 | 11.9 | Уч.с.8-14 Рт с.7-8 | |
4 | Сентябрь – первый месяц осени. Экскурсия в парк. | 1 | 15.9 | Уч.с.15-17 Рт с.9-10 | |
5 | Что нам осень подарила | 1 | 1.9 | Уч.с.18-20 Рт с.11 | |
6 | Грибная пора | 1 | 22.9 | Уч.с.21-22 Рт с.12 | |
7 | Семья. | 1 | 25.9 | Уч.с.23-25 Рт с.13-14 | |
8 | Любимые занятия | 1 | 29.9 | Уч.с.26-30 Рт с.15-16 | |
9 | Как из зерна получилась булка? | 1 | 2.10 | Уч.с.31-32 Рт с.17 | |
10 | Человек и домашние животные | 1 | 6.10 | Уч.с.33-34 Рт с.18-19 | |
11 | Октябрь уж наступил. Птицы осенью. Экскурсия в парк. | 1 | 9.10 | Уч.с.35-39 Рт с.20 | |
12 | Явления природы | 1 | 13.10 | Уч.с.40-43 Рт с.21 | |
13 | Где ты живешь? | 1 | 16.10 | Уч.с.44-45 Рт с.22 | |
14 | Правила поведения на дороге | 1 | 20.10 | Уч.с.46-49 Рт с.23 | |
15 | Ты и вещи. | 1 | 23.10 | Уч.с.50-53 Рт с.24 | |
16 | Кто работает ночью? | 1 | 27.10 | Уч.с.54-55 Рт с.- | |
17 | Твои помощники - органы чувств | 1 | 30.10 | Уч.с.56-58 Рт с.25 | |
18 | Правила гигиены | 1 | 3.11 | Уч.с.59-60 Рт с.- | |
19 | О режиме дня | 1 | 6.11 | Уч.с.61-62 Рт с.26-27 | |
20 | Урок в спортивном зале | 1 | 10.11 | Уч.с.63-65 Рт с.- | |
21 | Ноябрь – зиме родной брат Экскурсия в парк. | 1 | 13.11 | Уч.с.- Рт с.- | |
22 | Ноябрь – зиме родной брат | 1 | 17.11 | Уч.с.66-67 Рт с.28 | |
23 | Дикие и домашние животные | 1 | 20.11 | Уч.с.- Рт с.- | |
24 | Звери – млекопитающие | 1 | 24.11 | Уч.с.68-71 Рт с.29-30 | |
25 | Что мы знаем о птицах | 1 | 27.12 | Уч.с.72-76 Рт с.- | |
26 | Родной край | 1 | 1.12 | Уч.с.77-79 Рт с.31 | |
27 | Дом, в котором ты живёшь | 1 | 4.12 | Уч.с.80-83 Рт с.32 | |
28 | Зачем люди трудятся? (экскурсия в библиотеку) | 1 | 8.12 | Уч.с.- Рт с.- | |
29 | Зачем люди трудятся? | 1 | 11.12 | Уч.с.84-86 Рт с.33 | |
30 | В декабре, в декабре… Экскурсия в парк. | 1 | 15.12 | Уч.с.87-89 Рт с.34-36 | |
31 | Какой бывает вода? | 1 | 18.12 | Уч.с.87-89 Рт с.34-36 | |
32 | О дружбе | 1 | 22.12 | Уч.с.90-91 Рт с.37-38 | |
33 | Идём в гости | 1 | 25.12 | Уч.с.92 Рт с.39 | |
34 | С Новым годом | 1 | 29.12 | Уч.с.93 Рт с.39-40 | |
35 | Январь – году начало, зиме – середина (экскурсия) | 1 | 12.1 | Уч.с.- Рт с.- | |
36 | Январь – году начало, зиме – середина | 1 | 15.1 | Уч.с.4-6 Рт с.41-42 | |
37 | Хвойные деревья | 1 | 19.1 | Уч.с.7-8 Рт с.43 | |
38 | Жизнь птиц | 1 | 22.1 | Уч.с.9-12 Рт с.- | |
39 | Жизнь птиц | 1 | 26.1 | Уч.с.- Рт с.44-45 | |
40 | Наша страна - Россия | 1 | 29.1 | Уч.с.- Рт с.- 46-47 | |
41 | Наша страна - Россия | 1 | 2.2 | Уч.с.- Рт с.13-17 | |
42 | Богата природа России | 1 | 5.2 | Уч.с.18-21 Рт с.48-49 | |
43 | Богата природа России | 1 | 9.2 | Уч.с.22-24 Рт с.50-51 | |
44 | Мы - россияне | 1 | 12.2 | Уч.с.25-29 Рт с.52-55 | |
45 | Февраль месяц метелей и вьюг | 1 | 16.2 | Уч.с.30-31 Рт с.56-57 | |
46 | Звери - млекопитающие | 1 | 26.2 | Уч.с.32-33 Рт с.- | |
47 | Звери - млекопитающие | 1 | 2.3 | Уч.с.34-35 Рт с.58 | |
48 | Наш уголок природы | 1 | 5.3 | Уч.с.36-39 Рт с.59 | |
49 | Наш уголок природы | 1 | 9.3 | Уч.с.40-42 Рт с.60-61 | |
50 | Мы – граждане России | 1 | 123 | Уч.с.43-48 Рт с. 62-63 | |
51 | Правила поведения | 1 | 16.3 |
| Уч.с.49-51 Рт с.- |
52 | 23 февраля – День защитника Отечества | 1 | 19.3 | Уч.с.52 Рт с.- | |
53 | 8 марта – праздник всех женщин | 1 | 23.3 | Уч.с.53-54 Рт с.64 | |
54 | Март – капельник (экскурсия) | 1 | 2.4 | Уч.с.- Рт с.- | |
55 | Птицы и звери весной | 1 | 6.4 | Уч.с.55-60 Рт с.65-66 | |
56 | Если хочешь быть здоров, закаляйся! | 1 | 9.4 | Уч.с.61-62 Рт с.67 | |
57 | Здоровая пища. Какое бывает настроение. | 1 | 13.4 | Уч.с.63-65 Рт с.68-70 | |
58 | Апрель – водолей (экскурсия на водоем) | 1 | 16.4 | Уч.с.- Рт с.- | |
59 | Жизнь насекомых весной | 20.4 | Уч.с.66-71 Рт с.71-73 | ||
60 | Весенние работы. Кто работает на транспорте Экскурсия в парк. | 1 | 23.4 | Уч.с.72-77 Рт с.74-75 | |
61 | День космонавтики | 1 | 27.4 | Уч.с.78-79 Рт с.- | |
62 | Май весну завершает Экскурсия в парк. | 1 | 30.4 | Уч.с.80-82 Рт с.76-79 | |
63 | Жизнь земноводных весной | 1 | 4.5 | Уч.с.83-84 Рт с.80-81 | |
64 | Животное – живое существо | 1 | 7.5 | Уч.с.85-87 Рт с.82-87 | |
65 | Природе нужны все! | 1 | 11.5 | Уч.с.87-90 Рт с.88 | |
66 | Ты - пешеход | 1 | 18.5 | Уч.с.91-93 Рт с.89 |
Учебно –методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса
Нормативная документация
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2011
3. Окружающий мир: программа: 1-4 классы / Н.Ф.Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.- 192с. – (Начальная школа XXI века).
Учебно –методический комплект
1. Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова.- М.: Вентана-Граф, 2012.
2. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана – Граф, 2013.
3. Лиховат Т.В. Наблюдаем и трудимся. 1 класс: рабочая тетрадь/ Т.В. Лиховат– М.: Вентана-Граф, 2013.
Методические пособия
1. Окружающий мир: 1-2 классы: методика обучения/ Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд. доп. – М.: Вентана-Граф, 2013.- 368с. – (Начальная школа XXI века).
Технические средства обучения.
1. Музыкальный центр «Samsung»
2. Видеопроектор.
3. Персональный компьютер.
4. Принтер.
5. Интерактивная доска.
Экранно-звуковые пособия
1. Электронный образовательный ресурс ( под.ред.Н.Ф.Виноградовой) системы учебников «Начальная школа XXI века» СD.
2. Самостоятельно разработанные презентации( CD- ROM )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...