Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Николаева Любовь Анатольевна

Рабочая программа окружающий мир 2 класс Плешаков "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx68.82 КБ

Предварительный просмотр:

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ  ДМИТРОВСКИЙ  МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

КАТУАРОВСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

141865,  Московская область, Дмитровский район, п. Некрасовский, ул. Парковая, д. 1

т. 8-496-222-40-47 E-mail: katuarsch@mail.ru

                                                                               

                                                                           УТВЕРЖДАЮ  

                                                         Директор МОУ Катуаровской  СОШ  

                                                          ___________________/Н.В. Чуркина/  

                                              «______» _______20____ года  

                            Введено в действие    

      приказом   №  _____ от  «____»______20____г.    

                                        

Рабочая программа по учебному предмету

«Окружающий мир»

2 А класс

                                                                               Составила:

                                                                                         Николаева Л.А.,

                                                                                                            учитель начальных классов

2017  год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету "Окружающий мир" для 2 класса составлена на основе авторской программы по предмету "Окружающий мир" А. А. Плешакова, издательство: М.: Просвещение, 2012 г.,  Основной образовательной программы начального общего образования МОУ Катуаровской СОШ.

Учебно-методический комплект:

1. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2017).

2. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»: В 2-х ч. (авт. А. А. Плешаков, издательство «Просвещение», 2017).

           3. Плешаков А. А., Плешаков С. А. Окружающий мир. Проверочные работы. 2 класс, «Просвещение», 2017

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» во 2 классе состоит в том, что:

  • имеет экологическую направленность, которая обусловлена особой актуальностью экологического образования в современных условиях;
  • имеет ярко выраженный интегративный характер;
  • соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания;
  • даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Цель и задачи

Цель:

 - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи:

  • формирование у учащихся единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
  • воспитание нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля;
  • овладение основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, осмысление причинно - следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края;
  • формирование у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;
  • систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта обучающихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине;
  • освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде;
  • знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях;
  • существенное воздействие на развитие у обучающихся речи и познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

Учебный план МОУ Катуаровской СОШ предусматривает во 2 классе изучение предмета «Окружающий мир» в объёме 68 часов в год, по 2 часа в неделю 34 учебные недели. Данная рабочая программа в соответствии с календарным графиком школы на 2017 – 2018 учебный год составлена на 66 часов. Рабочая программа скорректирована за счет объединения уроков по теме «Путешествия» - урок № 67 -  «Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Впереди лето!»

Общее количество учебных часов

№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

1

Где мы живем?

4

2

Природа

20

3

Жизнь города и села

10

4

Здоровье и безопасность

9

5

Общение

7

6

Путешествия

17

Итого

67

Критерии и нормы оценки знаний по предмету

Основная цель контроля: проверка знания фактов учебного материала, умения обучающихся делать простейшие выводы, высказывать обобщённые суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Особенности организации контроля по «Окружающему миру»: для оценивания знаний и умений по предметам этой образовательной области используются индивидуальная и фронтальная устные проверки, различные письменные работы, которые требуют развёрнутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с картами.

Устные ответы

Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях. При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1. Полнота и правильность ответа;

2. Степень осознанности, понимания изученного;

3. Языковое оформление ответа.

 Отметка «5» ставится, если ученик:

1. Полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2. Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3. Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1. Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2. Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3. Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Тестовые задания по нескольким вариантам: на поиск ошибки, выбор ответа, продолжение или исправление высказывания и др.

            Каждое верно выполненное задание уровня А оценивается в 1 балл, уровня В – в 2 балла, уровня С – в 3 балла.

80 –100% --от максимального количества баллов – отметка «5»;

60 –80% --отметка «4»;

40 60% -- отметка«3»;

0 –40% -- отметка «2».

Имеют большое значение и работы с индивидуальными карточками - заданиями: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняющие схемы, диаграммы, выбирают правильную дату и т. д. Эти задания целесообразно строить как дифференцированные; что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения детей.

Нормы оценок за все виды проверочных работ соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение отметки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте, плане, затруднения в правильном показе изученных объектов (природоведческих и исторических).

Недочёты:

  • преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
  • неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточности при нахождении объекта на карте.

Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

Оценка персональных проектов учащихся происходит дважды:

Презентация проекта (рецензирование) - оценивается по технологии проектной деятельности.

Итоговая защита исследовательского проекта оценивается суммарно по двум критериям.

а) Критерии оценки содержания проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

Тип работы

1 - реферативная работа;

2 - работа носит исследовательский характер;

Использование     научных фактов и данных

1 - используются широко известные научные данные;

2 - используются уникальные научные данные;

Использование знаний вне     школьной программы

1 - использованы знания школьной программы;

2 - использованы знания за рамками школьной программы;

Структура       проекта: введение, постановка проблемы,      решение, выводы

0 - в работе плохо просматривается структура;

1 -  в  работе  присутствует  большинство структурных элементов;

2 - работа четко структурирована;

Оригинальность темы

1 - тема традиционна;

2 - работа строится вокруг новой темы и новых идей;    

Владение автором терминологическим аппаратом

1 - автор владеет базовым аппаратом;

2 - автор свободно оперирует базовым аппаратом в беседе;

Качество   оформления работы

1 - работа оформлена аккуратно, но без «изысков», описание непонятно, есть ошибки;

2 - работа оформлена аккуратно, описание четко, понятно, грамотно;

3 - работа оформлена изобретательно, применены приемы  и  средства,  повышающие презентабельность работы, описание четко, понятно, грамотно;    

б) Критерии оценки представления проекта:

Критерий

Оценка (в баллах)

1.

Качество доклада

1 - доклад зачитывает;

2 - доклад рассказывает, но не объяснена суть работы;

3 - доклад рассказывает, суть работы объяснена;

4 - кроме хорошего доклада владеет иллюстративным материалом;

5 - доклад производит очень хорошее впечатление;

2.

Качество   ответов   на вопросы

1 - не может четко ответить на большинство вопросов;

2 - отвечает на большинство вопросов;

3 — отвечает на все вопросы убедительно, аргументировано;

3.

Использование демонстрационного материала

1 - представленный демонстрационный материал не используется в докладе;

2 - представленный демонстрационный материал используется в докладе;

3 - представленный демонстрационный материал используется в докладе, автор прекрасно ориентируется в нем;

Оформление   демонстрационного материала

1 - представлен плохо оформленный демонстрационный материал;

2 - демонстрационный материал  хорошо оформлен, но есть отдельные претензии;

3 -  к демонстрационному материалу нет претензий;    

25 -29 баллов – высокий уровень

20 – 24 балла – средний уровень

1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

У обучающегося будут сформированы:

  • более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации — русского языка*;
  • представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
  • представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
  • овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
  • понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»; 
  • познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  • представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
  • эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
  • этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  • способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов*;
  • установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  • бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  • планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  • планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  • оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  • соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  • контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
  • находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  • использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  • анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  • классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  • сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  • осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  • моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  • высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  • поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  • составлять небольшие рассказы на заданную тему.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Обучающийся научится:

  • находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
  • называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  • различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
  • приводить примеры народов России;
  • сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  • различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  • оценивать отношение людей к окружающему миру;
  • различать объекты и явления неживой и живой природы;
  • находить связи в природе, между природой и человеком;
  • проводить наблюдения и ставить опыты;
  • измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  • определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  • сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  • ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
  • находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  • соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  • различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  • прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  • узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  • различать виды транспорта;
  • приводить примеры учреждений культуры и образования;
  • определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  • различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  • правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  • различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  • соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  • правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  • оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  • приводить примеры семейных традиций;
  • соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
  • различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  • ориентироваться на местности разными способами;
  • различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  • различать водные объекты, узнавать их по описанию;
  • читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  • находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  • различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Где мы живем (4 ч).

 Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено рука ми людей. Наше отношение к окружающему.

Экскурсия: Что нас окружает?

Природа (20 ч).

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.

Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Экологические  связи  между растениями  и  животными: растения – пища   и   укрытие   для   животных;   животные – распространители  плодов  и  семян растений  (изучается по усмотрению учителя).

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.

Экскурсии: Живая и неживая природа. Осенние изменения в природе.

Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.

Жизнь города и села (10 ч).

Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).

Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Магазины города, села.

Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и   т. д. (по выбору учителя).

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования .

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.

Экскурсии: Зимние изменения в природе. Знакомство с достопримечательностями родного города.

Здоровье и безопасность (9 ч).

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.

Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.

Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.

Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним по кататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.

Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.

Общение (7 ч).

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, от дых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).

Практическая работа: Отработка основных правил этикета.

Путешествия (17 ч).

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.

Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др.  Части реки (исток, устье, русло); притоки.

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.

Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).

Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.

Экскурсия: Весенние изменения в природе.

Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.

Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются: урок, практические работы, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование, дифференцированная и недифференцированная фронтальная работа, индивидуальная деятельность с элементами репродуктивной, частично-поисковой, проблемно-поисковой; групповая работа, экскурсии и др.

.

Основные виды учебной деятельности

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике;

4)  наблюдение явлений природы и общественной жизни;

5) практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;

6) проектная деятельность;

3.  КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

по  учебному предмету «Окружающий мир»  в  2 А  классе

на 67 часов  (2  недельных  часа по  учебному  плану)

на  2017-2018  учебный  год

п/п

№ уро-

ка в раз

деле

Тема урока

Сроки  проведения

Использование ИКТ

по плану

по факту

Где мы живем  (4 ч.)

1

1

Родная страна

04.09 – 08.09.17

2

2

Город и село. Проект  «Родной город»

04.09 – 08.09.17

3

3

Природа и рукотворный мир

11.09 – 15.09.17

4

4

Проверим и оценим свои достижения по разделу.

11.09 – 15.09.17

Природа  (20 ч.)

5

1

Неживая и живая природа.

18.09 – 22.09.17

Презентация «Живая и неживая природа»

6

2

Явления природы.

18.09 – 22.09.17

7

3

Что такое погода?

25.09 – 29.09.17

Презентация «Что такое погода»

8

4

В гости к осени. Экскурсия.

25.09 – 29.09.17

9

5

В гости к осени.

02.10 – 06.10.17

10

6

Звездное небо.

02.10 – 06.10.17

Презентация «Звездное небо»

11

7

Заглянем в кладовые земли.

09.10 – 13.10.17

12

8

Про воздух...

09.10 – 13.10.17

13

9

... И про воду.

16.10 – 20.10.17

Презентация «Про воду»

14

10

Какие бывают растения?

16.10 – 20.10.17

15

11

Какие бывают животные?

23.10 – 27.10.17

16

12

Невидимые нити.

23.10 – 27.10.17

17

13

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа

07.11 – 10.11.17

18

14

Дикие и домашние животные

13.11 – 17.11.17

19

15

Комнатные растения

13.11 – 17.11.17

Презентация «Комнатные растения»

20

16

Животные живого уголка.

20.11 – 24.11.17

Презентация о животных живого уголка

21

17

Про кошек и собак.

20.11 – 24.11.17

Презентация «Про кошек и собак»

22

18

Красная книга.

27.11 – 01.12.17

Презентация «Красная книга России»

23

19

Будь природе другом. Проект

«Красная книга, или  возьмём под защиту»

27.11 – 01.12.17

24

20

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа»

04.12 – 08.12.17

Жизнь села и города (10 ч.)

25

1

Что такое «экономика»?

04.12 – 08.12.17

26

2

Из чего что сделано?

11.12 – 15.12.17

Презентация «Из чего что сделано»

27

3

Как построить дом?

11.12 – 15.12.17

28

4

Какой бывает транспорт.

18.12 – 22.12.17

Презентация «Какой бывает транспорт»

29

5

Культура и образование.

18.12 – 22.12.17

30

6

Все профессии важны.

Проект «Профессии»

25.12 – 29.12.17

31

7

В гости к зиме. Экскурсия

25.12 – 29.12.17

32

8

В гости к зиме  

09.01 – 12.01.18

33

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села»

15.01 – 19.01.18

34

10

Презентация проектов «Родное село», «Красная книга, или, Возьмём под защиту», «Профессии»

15.01 – 19.01.18

Здоровье и безопасность (9 ч.)

35

1

Строение тела человека.

22.01 – 26.01.18

36

2

Если, хочешь быть здоров!

22.01 – 26.01.18

Презентация «Если хочешь быть здоров»

37

3

Берегись автомобиля!

29.01 – 02.02.18

38

4

Школа пешехода

29.01 – 02.02.18

39

5

Домашние опасности.

05.02 – 09.02.18

Презентация «Опасности в доме»

40

6

Пожар.

05.02 – 09.02.18

41

7

На воде и в лесу.

12.02 – 16.02.18

42

8

Опасные незнакомцы.

12.02 – 16.02.18

43

9

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность»

19.02 – 22.02.18

Общение (7 ч.)

44

1

Наша дружная семья.

19.02 – 22.02.18

45

2

Проект «Родословная»

26.02 – 02.03.18

46

3

В школе.

26.02 – 02.03.18

47

4

 Правила вежливости

05.03 – 07.03.18

48

5

Ты и твои друзья

05.03 – 07.03.18

49

6

Мы – зрители и пассажиры.

12.03 – 16.03.18

Презентация «Мы -пассажиры»

50

7

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу

12.03 – 16.03.18

Путешествия (16 ч.)

51

1

Посмотри вокруг.

19.03 – 23.03.18

52

2

Ориентирование на местности. Знакомство с компасом

19.03 – 23.03.18

53

3

Ориентирование на местности

03.04 – 06.04.18

54

4

Формы земной поверхности

09.04 – 13.04.18

55

5

Водные богатства.

09.04 – 13.04.18

56

6

В гости к весне. Экскурсия

16.04 – 20.04.18

57

7

В гости к весне

16.04 – 20.04.18

58

8

Россия на карте.

23.04 – 28.04.18

59

9

Проект «Города России»

23.04 – 28.04.18

60

10

Путешествие по Москве. Московский Кремль

23.04 – 28.04.18

Презентация «Путешествие по Древней Москве»

61

11

Город на Неве

07.05 – 11.05.18

Презентация «Город на Неве»

62

12

Путешествие по планете

14.05 – 18.05.18

63

13

Путешествие по материкам

14.05 – 18.05.18

64

14

Страны мира. Проект «Страны мира»

21.05 – 25.05.18

65

15

Презентация проектов «Родословная».

21.05 – 25.05.18

66

16

Презентация проектов «Города России», «Страны мира»

28.05- 31.05.18

67

17

Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия». Впереди лето!

28.05- 31.05.18

Рассмотрено на заседании ШМО

Протокол от «____» _________ 20___г. №____

Руководитель ШМО

_____________/_________________/

Согласовано

Заместитель директора по УВР

_____________/________________/

«____»_______20___г.

Лист корректировки планирования

по учебному предмету «Окружающий мир» во 2 А классе

учитель         Николаева Л.А

Название раздела,

темы

Дата

проведения

по плану

Дата

проведения

по факту

Причина  

корректировки

Корректирующие мероприятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...