Рабочая программа по окружающему миру, УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру на тему

Щастная Ольга Александровна

Данная рабочая программа по окружающему миру составлена на основе: - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576) - Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образования, 2015 г. (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15, в редакции от 28.10.2015 г. № 3/15) - Образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31 При составлении рабочей программы использована авторская рабочая программа Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_okruzhayuschemu_miru.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (1 – 4 классы)

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. № 507, от 31.12.2015 г. № 1576)

- Примерной основной общеобразовательной программы начального общего образоания, 2015 г. (протокол от 08.04.2015 г. № 1/15, в редакции от 28.10.2015 г. № 3/15)

- Образовательной программы начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 31

При составлении рабочей программы использована авторская рабочая программа Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. «Окружающий мир»

Рабочая программа реализуется с помощью УМК:  

  • Окружающий мир. 1 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, (в 2 частях), изд. 6-е,  Москва «Просвещение», 2016
  • Окружающий мир. 2 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, (в 2 частях), изд. 6-е,  Москва «Просвещение», 2016
  • Окружающий мир. 3 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, (в 2 частях), изд. 6-е,  Москва «Просвещение», 2016
  • Окружающий мир. 4 класс. А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, (в 2 частях), изд. 6-е,  Москва «Просвещение», 2016

 Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие,   обществоведческие,   исторические   знания   и   даёт   обучающимся   материал   естественных   и   социально-гуманитарных   наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

 Цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:

 - систематизация исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;  

- овладение основами практико - ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;  

 -  приобретение целостного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;    -  формирование фундамента экологической и культурологической грамотности;  

 -  получение возможности научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни;   - освоение элементарных норм адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.

2) планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные

У выпускника будут сформированы:

-    внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к   школе,   ориентации   на   содержательные   моменты   школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

-    широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

-    учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-    ориентация   на   понимание   причин   успеха   в   учебной  деятельности,   в   том   числе   на   самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

-    способность к оценке своей учебной деятельности;

-    основы  гражданской  идентичности,   своей  этнической  принадлежности  в форме осознания  «Я» как члена семьи,  представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

-    ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

-    знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

-    развитие этических чувств— стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;

-    установка на здоровый образ жизни;

-    основы экологической культуры: принятие ценности природного мира;

Выпускник получит возможность для формирования:

-    внутренней   позиции   обучающегося   на   уровне   положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

-    выраженной устойчивой учебнопознавательной мотивации учения;

-    адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

-    положительной   адекватной   дифференцированной   самооценки   на   основе   критерия   успешности   реализации   социальной   роли   «хорошего ученика»;

-    компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

-    морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

-    установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

-    осознанных устойчивых эстетических предпочтений; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

                                                                     Метапредметные  

                                                       Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 -   принимать и сохранять учебную задачу;

 -   учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 -   планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 -   учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 -   осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 -   оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной  задачи;

 -   адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 -   различать способ и результат действия;

 -   вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать  предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения  задачи, собственной звучащей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

 -   в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 -   преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 -   проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 -   самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 -   осуществлять   констатирующий  и   предвосхищающий  контроль   по   результату   и  по   способу   действия,   актуальный   контроль   на   уровне  произвольного внимания;

-   самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации,  так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 -   осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных   заданий   с   использованием   учебной   литературы,   энциклопедий,  справочников   (включая   электронные,   цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в   том   числе   контролируемом   пространстве  Интернета;

  -   осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 -   использовать знаковосимволические средства;

 -   строить сообщения в устной и письменной форме;

 -  основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов  (в первую очередь текстов);

 -   осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 -   осуществлять синтез как составление целого из частей;

 -   проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

 -   устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;

 -   строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 -   обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения  сущностной связи;

 -   осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 -   устанавливать аналогии;

Выпускник получит возможность научиться:

-   осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

 -   записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

 -   создавать и преобразовывать модели и схемы;

 -   осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 -   осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

 -   осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 -   строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;

                                                     Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

 -   адекватно   использовать   коммуникативные,   прежде   всего   речевые,   средства   для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить  монологическое   высказывание   (в   том   числе   сопровождая   его   аудиовизуальной   поддержкой),   владеть   диалогической   формой   коммуникации,  используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 -   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться напозицию партнёра в общении и взаимодействии;

 -   учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 -   формулировать собственное мнение и позицию;

 -   договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 -   строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

 -   задавать вопросы;

 -   контролировать действия партнёра;

 -   использовать речь для регуляции своего действия;

 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть  диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

-   учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

 -   учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 -   понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 -   аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной  деятельности;

 -   продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

 -   с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для  построения действия;

 -   задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 -   осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 -   адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции  своей деятельности.

                                                    Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

В   результате   изучения   всех  без   исключения   учебных  предметов   на   ступени   начального   общего   образования   выпускники   приобретут  первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных,  научно-познавательных текстов, инструкций.  

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

 -   находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

 -   определять тему и главную мысль текста;

 -   делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

 -   вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному  основанию;

 -   сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя 2—3 существенных признака;

 -   понимать  информацию, представленную  в неявном  виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённоеутверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

 -   понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

 -   понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

 -   использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью  чтения;

 -   ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Выпускник получит возможность научиться:

-   использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

 -   работать с несколькими источниками информации;

 -   сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

 -   пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

 -   соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

 -   формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

 -   сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

 -   составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

Выпускник получит возможность научиться:

 -   делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

 -   составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

                                                        Работа с текстом: оценка информации

Выпускник научится:

 -   высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

 -   оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

 -   на   основе   имеющихся   знаний,   жизненного   опыта   подвергать   сомнению   достоверность   прочитанного,   обнаруживать   недостоверность  получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

 -   участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

 -   сопоставлять различные точки зрения;

 -   соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

 -   в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

                                    Формирование ИКТ  компетентности учащихся (метапредметные результаты)

       В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования начинается формирование навыков,  необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. Обучающиеся приобретут опыт работы с гипермедийнымиинформационными   объектами,   в   которых  объединяются   текст,   наглядно-графические   изображения,   цифровые   данные,   неподвижные   и  движущиеся изображения, звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью телекоммуникационных  технологий или размещаться в Интернете.

Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

Выпускник научится:

 -   использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приёмы работы с компьютером и  другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);

 -   организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере.

                         Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных

Выпускник научится:

 -   вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и?т.?д.), сохранять  полученную информацию;

 -   владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать  экранный перевод отдельных слов;

 -   рисовать изображения на графическом планшете;

 -   сканировать рисунки и тексты.

Выпускник получит возможность научиться использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

                                                               Обработка и поиск информации

Выпускник научится:

 -   подбирать  оптимальный по содержанию, эстетическим  параметрам  и техническому качеству результат  видеозаписи  и фотографирования,  использовать сменные носители (флэш-карты);

 -   описывать   по  определённому алгоритму  объект   или  процесс  наблюдения,   записывать   аудиовизуальную   и  числовую  информацию  о  нём,  используя инструменты ИКТ;

 -   собирать числовые данные в естественнонаучных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие  средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;

 -   редактировать   цепочки   экранов   сообщения   и   содержание   экранов   в   соответствии   с   коммуникативной   или   учебной   задачей,   включая  редактирование текста, цепочек изображений, видео  и аудиозаписей, фотоизображений;

 -   пользоваться  основными функциями  стандартного  текстового  редактора,  следовать  основным правилам  оформления  текста;  использовать  полуавтоматический орфографический контроль; использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;

 -   искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе  поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок);

 -   заполнять учебные базы данных.

Выпускник   получит   возможность   научитьсяграмотно   формулировать   запросы   при   поиске   в   Интернете   и   базах       данных,   оценивать,  интерпретировать и сохранять найденную информацию; критически относиться к информации и к выбору.

Создание, представление и передача сообщений

Выпускник научится:

 -   создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их;

 -   создавать сообщения в виде аудио  и видеофрагментов или цепочки экранов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста;

 -   готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать  пояснения и тезисы для презентации;

 -   создавать диаграммы, планы территории и?пр.;

 -   создавать   изображения,   пользуясь   графическими   возможностями   компьютера;   составлять   новое   изображение   из   готовых   фрагментов  (аппликация);

 -   размещать сообщение в информационной образовательной среде образовательного учреждения;

 -   пользоваться   основными   средствами   телекоммуникации;   участвовать   в   коллективной   коммуникативной   деятельности   в   информационной  образовательной среде, фиксировать ход и результаты общения на экране и в файлах.

Выпускник получит возможность научиться:

-   представлять данные.

Планирование деятельности, управление и организация

Выпускник научится:

 -   создавать движущиеся модели и управлять ими в компьютерно-управляемых средах;

 -   определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий, строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения;

 -   планировать несложные исследования объектов и процессов внешнего мира.

Выпускник получит возможность научиться:

-   проектировать несложные объекты и процессы реального мира, своей собственной деятельности и деятельности группы;

 -   моделировать объекты и процессы реального мира.

Предметные

Человек и природа

Выпускник научится:

    -  узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

    -  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

    -  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую   классификацию изученных объектов природы;

-  проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить   опыты,   используя   простейшее   лабораторное   оборудование   и        измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;  использовать естественнонаучные тексты (на бумажных  и электронных носителях, в том числе в контролируемом  Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

    -  использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас    карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

    -  использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

    -  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения     необходимости бережного отношения к природе;

    -  определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и     безопасность человека;

    -  понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и    функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

-  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и?др.) для записи и обработки   информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

    -  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из   конструктора;

    -  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе        и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

    -  пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для   сохранения   здоровья;   осознанно   соблюдать   режим   дня,   правила        рационального питания и личной гигиены;

    -  выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,оказывать первую помощь  при   несложных несчастных случаях;

    -  планировать, контролировать и оценивать учебные  действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Выпускник научится:

    -  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

    -  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место  изученных событий на «ленте времени»;

    -  используя дополнительные источники информации (на  бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),  находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

    -  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции  развития   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоциональнонравственной   отзывчивости,   понимания   чувств   других   людей   и  сопереживания им;

-   использовать   различные   справочные   издания   (словари,  энциклопедии)   и   детскую   литературу   о   человеке   и   обществе  с   целью   поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

-   осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

    -   ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

    -   наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, винтереса образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

    -   проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно   установленные   договорённости   и   правила,   в   том   числе   правила   общения   со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

    -   определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её   достижения;   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное.

3) содержание учебного предмета

Человек и природа

       Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

       Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

       Звёзды и планеты.  Солнце —  ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.  Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

       Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности  (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

       Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

       Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

       Водоёмы,   их   разнообразие   (океан,   море,   река,   озеро,   пруд);   использование   человеком.   Водоёмы   родного   края   (названия,   краткая характеристика на основе наблюдений).

       Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

       Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение  в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

       Полезные  ископаемые,  их значение  в хозяйстве  человека,  бережное  отношение  людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

       Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

       Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

       Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

       Природные зоны России: общее представление, основные  природные зоны (климат, растительный и животный мир,  особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

       Человек —  часть  природы.   Зависимость   жизни   человека  от природы. Этическое  и эстетическое  значение  природы  в   жизни   человека. Освоение человеком законов жизни  природы посредством практической деятельности. Народный  календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

       Положительное и отрицательное влияние деятельности  человека на природу (в том числе на примере окружающей  местности). Правила поведения   в   природе.   Охрана   природных  богатств:   воды,   воздуха,   полезных   ископаемых,   растительного   и   животного   мира.   Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

       Общее представление  о строении  тела  человека.  Системы  органов   (опорно-двигательная,   пищеварительная,   дыхательная,  кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

       Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

       Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с  другими людьми. Культура общения с представителями разных  национальностей, социальных групп: проявление уважения,  взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качества.

       Семья — самое близкое окружение человека. Семейные  традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи . Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России имира.

        Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя  в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

        Друзья,   взаимоотношения   между   ними;   ценность   дружбы,   согласия,   взаимной   помощи.   Правила   взаимоотношений   со   взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

        Значение труда в жизни  человека   и  общества.  Трудолюбие   как   общественно   значимая   ценность   в   культуре  народов   России   и   мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

        Общественный   транспорт.  Транспорт  города  или  села.  Наземный,   воздушный   и  водный  транспорт.  Правила  пользования  транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио и видеочаты, форум.

        Средства   массовой   информации:   радио,   телевидение,   пресса,   Интернет.   Избирательность   при   пользовании   средствами   массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

        Наша   Родина —   Россия,   Российская   Федерация.   Ценностно-смысловое   содержание   понятий   «Родина»,   «Отечество»,                    «Отчизна». Государственная   символика   России:   Государственный   герб   России,   Государственный   флаг   России,   Государственный   гимн   России;   правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

        Президент   Российской   Федерации —   глава   государства.   Ответственность   главы   государства   за   социальное   и   духовно-нравственное благополучие граждан.

        Праздник   в   жизни   общества   как   средство   укрепления   общественной   солидарности   и   упрочения   духовно-нравственных   связей   между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей,  День народного единства, День Конституции. Праздники и  памятные даты своего региона. Оформление плаката или  стенной газеты к общественному празднику.

        Россия на карте, государственная граница России.

        Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни  России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание  Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

        Города России. Санкт Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, раз водные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по  выбору).  Основные религии народов России: православие,  ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

        Родной   край —   частица   России.   Родной   город   (населённый   пункт),   регион   (область,   край,   республика):   название,             основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

        История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственныеи культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждогочеловека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

        Страны   и   народы   мира.   Общее   представление   о   многообразии   стран,   народов,   религий   на   Земле.  Знакомство   с  3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

        Ценность здоровья и здорового образа жизни.

        Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие   сохранения   и   укрепления  здоровья.   Личная   ответственность   каждого   человека   за   сохранение   и   укрепление   своего   физического   и нравственного   здоровья.   Номера   телефонов   экстренной   помощи.   Первая  помощь   при   лёгких   травмах   (ушиб,  порез,  ожог),  обмораживании, перегреве.

        Дорога   от   дома   до   школы,   правила   безопасного   поведения  на   дорогах,   в   лесу,   на   водоёме   в   разное   время   года.  Профилактика безопасного поведения на объектах железнодорожного транспорта и инфраструктуры. Правила   пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

        Правила безопасного поведения в природе.

        Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

4) тематическое планирование с указанием учебных часов

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.).

Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Экология – наука о том, как жить в мире с природой, не нарушая её законов. Живая и неживая природа. Зависимость человека от природы. Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков. Свойства и сочетания предметов. Признаки сочетаний.

Основной источник света и тепла на Земле – Солнце. Вращение Земли вокруг своей оси – причина смены дня и ночи. Рассвет и закат. Соразмерность ритма жизни человека суткам. Режим дня. Определение времени дня и года по Солнцу и Луне.Обращение Земли вокруг Солнца – причина смены сезонов года. Осень. Признаки осени: похолодание, короткий день, листопад, лёд на лужах. Окраска листьев. Подготовка животных к зиме.Зима. Признаки зимы. Погода зимой. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Животные и растения зимой. Весна. Признаки весны: ледоход, таяние снега, распускание листьев, прилёт птиц, начало цветения растений, гнездование птиц. Цветы – первоцветы.Лето. Признаки лета: длинный день, короткая ночь, яркое солнце, гроза (гром, молния).. Правила поведения при грозе. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Тела естественные и искусственные. Вещество. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.  Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ.

Вселенная или космос. Планеты и звёзды – небесные тела. Звёзды – самосветящиеся небесные тела. Созвездия. Планеты светят отражённым светом. Земля – планета. Солнце – звезда. Планеты Солнечной системы. Движение планет по орбитам вокруг Солнца. Луна – спутник Земли. Солнечное затмение. Земное притяжение, его влияние на нашу жизнь. Невесомость. Холодные, умеренные и жаркий пояса освещённости и их расположение на Земле и относительно солнечных лучей. Полярный круг, тропик. Холодный пояс, умеренный, жаркий пояс.Воздушная, водная и каменная оболочки Земли.

Форма Земли. Линия горизонта. Доказательства шарообразной формы Земли. Практическая работа с глобусом. Глобус – модель Земли. Движение глобуса и Земли. Экватор, полюса, полушария. Меридианы и параллели. План и карта – изображение Земли на плоскости. Представление о масштабе. Условные знаки.

Карта полушарий. Политическая карта. Условные обозначения к карте и глобусу. Практическая работа с картой. Определение направлений по Солнцу и Полярной звезде. Основные стороны горизонта: восток, запад, север, юг. Понятия «справа», «слева», «посередине», «за», «перед», «спереди», «сзади», «вперёд», «назад», «влево», «вправо», «выше», «ниже», «верх», «низ». «раньше» и «позже».Компас и пользование им. Практическая работа с компасом. Смена фаз Луны. Изготовление солнечных часов.

Материк. Евразия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка и Антарктида – материки. Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка и Антарктика – части света. Северный Ледовитый, Атлантический, Тихий и Индийский океаны.

Погода и её признаки. Температура, её измерение. Термометр. Практическая работа с термометром. Облачность. Осадки: дождь, снег, град. Ветер и причина его образования. Климат. Дневник наблюдений за погодой. Признаки хорошей и плохой погоды.

Горы. Равнины и низменности. Природа равнин и гор. Холмы, овраги.Горные породы. Полезные ископаемые. Важнейшие равнины, горы и вершины и их местонахождение на карте. Как горы превращаются в равнины. Выветривание. Горы и вулканы. Вулканы и извержения. Землетрясения.

Полуострова. Важнейшие полуострова и их местонахождение на карте. Острова. Важнейшие острова земного шара и их местонахождение на карте. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Моря. Свойства морей. Важнейшие моря мира и их местонахождение на карте. Обитатели морей. Коралловые рифы и населяющие их организмы.

Реки. Исток, русло, устье (дельта). Левый и правый берег. Водосборный бассейн. Круговорот воды в природе. Долина реки. Важнейшие реки мира и их местонахождение на карте. Горные и равнинные реки. Озёра. Проточные и бессточные озёра. Крупные озёра. Байкал. Каспийское море. Пруд.Болота.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Воздушный шар.

    Вода, её свойства. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Живые природные богатства: животные и растения. Неживые природные богатства: воздух, почва, вода, запасы подземных кладовых. Роль природных богатств в хозяйстве человека. Бережное отношение к природным богатствам. Полезные ископаемые родного края (2 – 3 примера).

Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?

Растения, грибы, животные, челове – живые организмы. Рост, дыхание, питание, размножение – свойства живых организмов. Смертность живых организмов. Бережное отношение к живым обитателям Земли.Сходство человека с животными. Культурные растения и домашние животные – наши друзья. Забота человека о них.

Растения и их роль на Земле. Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепла, воздух, вода).  Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок. Семя. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Грибница. Дрожжи. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники. Правила сбора грибов.

Трудности наблюдения за бактериями. Бактерии – главные участники всех круговоротов.

Животные и их роль на Земле. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).  Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Моллюски.

Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.

      Рыбы. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Строение земноводных. Пресмыкающиеся. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.

Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Место обитания живых организмов. Пищевые связи. Экосистема – единство живой и неживой природы. Взаимосвязь всех живых существ в экосистеме. Их взаимная приспособленность. Круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Экосистема озера. Болото – заросшее озеро. Экосистема луга. Экосистема леса. Деревья – главные растения леса.Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.Аквариум.  Природные сообщества  родного края (2 – 3 примера на основе наблюдений). Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Примеры экологических нарушений в биосфере.

Умеренный пояс. Леса. Степь. Пустыня. Засушливые зоны жаркого пояса. Зона тропических пустынь. Оазис. Саванна. Вечнозелёный лес. Их расположение на карте. Особенности животного и растительного мира.  Элементарные потребности человека: пища и одежда. Собирание. Земледелие и скотоводство.

Обмен веществ. Рост воздействия современного человека на природу. Правила поведения в квартире, позволяющие сохранить природу.

Энергия – источник движения. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами. Электричество. Магниты.

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества. Заповедники и национальные парки, их роль в охране природы.Природные зоны холодного пояса. Тундра. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Устройство человека. Основные системы органов тела человека и их роль в жизни организма. Память – хранилище опыта. Ум.Строение кожи. Её роль. Постоянство условий внутри организма. Потоотделение и его роль в поддержании температуры тела. Правила гигиены. Загар и защита от солнечных лучей. Мозоли. Узоры на ладонях и пальцах. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.Движение человека. Внутренний скелет, его преимущества и недостатки. Непрерывный рост костей, их прочность. Суставы. Подвижность в позвоночнике и плечевом суставе. Переломы, вывихи. Как оказать первую помощь? Мышцы и сустав. Функции мышцы. Физическая усталость человека.Пищеварение. Органы пищеварения. Правила здорового питания. Пищеварение и его роль в превращении пищи в универсальный источник энергии и строительный материал, общий всем живым существам: белки, углеводы и жиры.Органы выделения и их роль в удалении вредных веществ и лишней воды из клеток. Почка, мочевой пузырь. Что такое моча?Органы дыхания: носовая полость, глотка, трахеи, бронхи, легкие. Гигиена дыхания. Чихание и кашель. Трахеит, бронхит, воспаление лёгких.Круги кровообращения. Сердце. Артерии, вены и капилляры. Артериальная и венозная кровь. Пульс. Давление крови.Кровь и её транспортная функция внутри организма, её красный цвет. Бесстрашные защитники в крови человека.Мозг – орган управления. Нервная система: мозг и нервы. Функция нервной системы. Головной и спинной мозг. Управление дыханием, сердцебиением, перевариванием пищи. Мышление. Железы внутренней секреции и выработка гормонов, разносимых кровью по всему организму. Органы чувств. Глаза. Хрусталик. Сетчатка. Восприятие на свету и в темноте. Восприятие глазами движения. Защита зрения. Нос. Ухо. Язык. Кожа. Орган равновесия. Боль – сигнал опасности. Эмбрион – орган матери. Питание и дыхание эмбриона. Рождение. Зависимость ребёнка от матери. Человеком не родятся, а становятся.

 Бактерии и вирусы. Защита организма. Высокая температура, её причины. Клетки крови – пожиратели микробов. Прививки и их роль в спасении нас от болезней. Медицина побеждает страшные недуги. Болезни современного общества.

Выпускник научится:

    -  узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

    -  описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;

    -  сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую   классификацию изученных объектов природы;

-  проводить   несложные   наблюдения   в   окружающей   среде   и   ставить   опыты,   используя   простейшее   лабораторное   оборудование   и        измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;  использовать естественнонаучные тексты (на бумажных  и электронных носителях, в том числе в контролируемом  Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;

    -  использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас    карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;

    -  использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;

    -  обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения     необходимости бережного отношения к природе;

    -  определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и     безопасность человека;

    -  понимать   необходимость   здорового   образа   жизни,   соблюдения   правил   безопасного   поведения;   использовать   знания   о   строении   и    функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Выпускник получит возможность научиться:

-  использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и?др.) для записи и обработки   информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

    -  моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из   конструктора;

    -  осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе        и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;

    -  пользоваться   простыми   навыками   самоконтроля   самочувствия   для   сохранения   здоровья;   осознанно   соблюдать   режим   дня,   правила        рационального питания и личной гигиены;

    -  выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде,оказывать первую помощь  при   несложных несчастных случаях;

    -  планировать, контролировать и оценивать учебные  действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной  задачей и условиями её реализации.

Человек и общество

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление
о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно­нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио­ и видеочаты, форум.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно­нравственного здоровья.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно­нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко­культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Человек – дитя природы и общества. Первобытное стадо как прообраз человеческого общества. Обучение и воспитание в развитии человека. Общество как взаимосвязь людей.Причины, виды и способы разрешения конфликтов. Правила поведения людей в обществе. Совесть. Мораль и право.

Круги общения и социальные группы. Человечество – самая большая социальная группа. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушаться к чужому мнению. Права человека в обществе. Преступления против личности. Права ребёнка. Защита прав ребёнка.

Образ развития общества как образ изменений в технике, формах общества, правилах морали. Первобытный мир.

Средние века. Новое время. Новейшее время. Расы человечества. Народы, их основные различия. Национальность человека. Права человека на развитие своей народной культуры, равноправие представителей разных рас и народов. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Религии мира, ставшие частью мировой общечеловеческой культуры. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.

Основные качества личности. Характер. Человеческие свойства. Черты характера как устойчивые проявления личности.Эмоции. Выражение эмоций. Эмоциональные состояния. Настроение. Тревожность. Самооценка – или каким ты себя видишь. Самооценка и оценивание: ты о себе, ты о других, другие о тебе.

Твоя семья и её состав. Взаимопомощь в семье. Роль в семье каждого её члена, «профессии» членов семьи. Твоя помощь семье. Какими качествами должна обладать семья. Семейные традиции. Хозяйство семьи. Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.

Помощь родителей и учителей детям в узнавании мира. Книга хранит знания и опыт людей. Энциклопедия.

Школьник, его обязанности. Школа. Рука и указательный палец. Речь. Предметы, которые нельзя показать пальцем (далёкие, сказочные, предметы в будущем).

 Передача и накопление жизненного опыта – основа благосостояния людей. Источник жизненного опыта: собственный опыт, знания других людей, книги. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друг и друзья. Общение как взаимодействие людей, обмен мыслями, знаниями, чувствами, воздействие друг на друга.Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебное среде и окружающей обстановке.

Отношения с другими и к другим: симпатии и антипатии. Мимика и пантомимика.

Образ «мирового хозяйства», объединяющего всё человечество. Трудовая деятельность человека. Собственность, доход, заработная плата. Обмен и деньги. Взаимосвязь государств и народов планеты в области производства и торговли. Взаимопомощь людей разных профессий. Хозяйство человека.

Город и его особенности. Жилой район: дома, улицы, парки. Городской транспорт. Общественный транспорт. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.Путешествие по городу Правила безопасного поведения на улице. Светофор. Дорожные знаки.

Звук, его свойства.Средства связи (почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум) и музыкальные инструменты. Свет, его свойства

Современные технологии на службе у человека. Изготовление синтетических материалов. Искус-ственный спутник и полёт в космос. Изобретение компьютеров, роботов и лазера и их роль в жизни современного человека. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.

     Государственная граница России.Самая большая и многонациональная страна в мире. Люди – главное богатство нашей страны. Древние мастера – гордость России. Архитектурные памятники нашей страны. Наша Родина. Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный гимн России, Государственный флаг России; правила поведения при прослушивании гимна. Моя Родина, моё Отечество – Россия!Понятие о гражданстве. Конституция. Права и обязанности граждан.

Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.Демократия. Избирательная система. Государственная власть в России. Законы.Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства.  Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.Правительство. Государственная дума.

Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования). Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.

Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримеча-тельности(Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи. Единство и равноправие всех народов России.Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.

Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Сохранение и приумножение культурных богатств России. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края. Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками.

Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта.  

 Исторический счёт времени. Век  и эра. Христианская эра. Исторические источники. Образ многовековой истории России.

Времена Древней Руси. Жизнь славянских племён.Создание Древнерусского государства. Киев. Принятие христианства. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда.

Времена Московского государства.  Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.

Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт крестьян. Бояре и дворяне. Москва.Московский Кремль, Соборы Московского Кремля. Иван Грозный. Собор Василия Блаженного. Смутное время.Народное ополчение Минина и Пожарского. Освобожде-ние Москвы и спасение Отечества.

Времена Российской империи. Петр Великий. Победа в войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица – Санкт-Петербург.  Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг, военно-морской Андреевский флаг. Екатерина II. А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.Отечественная война 1812 года. Бородинская битва. М.И. Кутузов.Достижения российской культуры во времена империи. Ломоносов, Пушкин.  Лучшие произведения русской архитектуры и живописи. Александр II. Отмена крепостного права.

Времена Советской России и СССР. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.

       Современная Россия. Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Восстановление государственных символов.

Части света. Крупные страны и города. Европа. Страны и города Европы (Великобритания, Франция, Италия, Германия, Украина, Дания, Швеция). Альпы – горы Европы. Окружающие нас предметы и их родина. Герои детских сказок из европейских стран.Азия. Самая большая часть света. Страны и народы Азии (Япония, Китай, Индия). Азия – родина более чем половины человечества. Африка. Природные условия Африки. Народы Африки: негры и арабы. Страны Африки: Египет. Пустыня Сахара. Америка. Индейцы – коренные жители Америки. Северная Америка – вторая родина промышленности. Страны (США, Канада) и города. Южная Америка – родина самых мелких птиц, самых больших змей, бабочек и жуков, самого твёрдого и самого легкого дерева. Открытие Америки викингами и Колумбом.Австралия. Австралия – родина кенгуру и других зверей с сумкой. Антарктида – самый холодный материк на Земле. Освоение Южного полюса.

      Общие задачи человечества - развитие культуры и спорта. Общечеловеческие культурные достижения и ценности, проблема их сохранения и развития. Современное олимпийское движение, значение для современного человечества. Организация Объединённых Наций. Задачи ООН, принципы построения, практическая работа на благо всего человечества. «Декларация прав человека».

     Глобальные проблемы современности, которые угрожают самому существованию человечества.Путь человечества в XXI век. Будущее зависит от каждого из нас!

Выпускник научится:

    -  узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края;  находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;

    -  различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место  изученных событий на «ленте времени»;

    -  используя дополнительные источники информации (на  бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете),  находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

    -  оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции  развития   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоциональнонравственной   отзывчивости,   понимания   чувств   других   людей   и  сопереживания им;

-   использовать   различные   справочные   издания   (словари,  энциклопедии)   и   детскую   литературу   о   человеке   и   обществе  с   целью   поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

-   осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

    -   ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

    -   наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, винтереса образовательного учреждения, социума, этноса, страны;

    -   проявлять   уважение   и   готовность   выполнять   совместно   установленные   договорённости   и   правила,   в   том   числе   правила   общения   со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

    -   определять   общую   цель   в   совместной   деятельности   и   пути   её   достижения;   договариваться   о   распределении   функций   и   ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Правила безопасного путешествия.Физкультура, закаливание, игры на свежем воздухе – необходимый элемент культуры цивилизованного человека. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья.Поступки, свойственные разумному существу. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Правила безопасного поведения в доме. Опасные и ядовитые вещества. Как вести себя на кухне, в ванне. Правила использования электроприборов. Правила противопожарной безопасности. Номера телефонов экстренной помощи. Осторожность при взаимо-отношениях с чужими и незнакомыми людьми.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей – нравственный долг каждого человека.

В сфере личностныхуниверсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимисяправил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Всего часов по примерной программе

Всего часов по рабочей программе

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Человек и природа

150

150

45

48

32

25

Человек и общество

108

108

20

17

33

38

Правила безопасной жизни

12

1

3

3

5

Резерв

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...