Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по предмету с УУД, требованиями к уровню продготовки оучающихся и КТП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 49.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Городского округа Подольск
Комитет по образованию
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Утверждаю: ______________
Директор МОУ СОШ № 17 Е.П.Митина
Приказ №______от_____________
Рабочая программа по Окружающему миру
Уровень базовый
4 «А» класс
Составитель ФИО Кувыкова Наталья Валериевна
учитель начальных классов
2018 г.
Рабочая программа построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Окружающий мир». Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2013./
Рабочая программа по курсу окружающий мир для учащихся 4 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Формирование универсальных учебных действий
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Метапредметные результаты:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Предметные результаты по разделам:
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на уровне начального общего образования:
получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Выпускник научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойстви проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знанияо строении и функционировании организма человека длясохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь принесложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Человек и общество
Выпускник научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание тем учебного предмета
Человек - живое существо (организм) (16 ч.)
Человек - живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.
Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.
Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.
Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).
Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы (общие сведения). Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.
Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.
Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.
Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.
Твоё здоровье (12 ч.)
Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья и эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.
Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.
Вредные привычки.
ОБЖ: когда дом становиться опасным. Улица и дорога. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.
Человек часть природы (2 ч.)
Чем человек отличается от животных. Мышление и речь.
Человек среди людей. (5 ч.)
Доброта, справедливость, забота о больных и стариках. Умеем ли мы общаться?
Родная страна: от края и до края. (10 ч.)
Природные зоны России: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).
Почвы России. Почва –среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.
Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно - Сибирская равнина (особенности , положение на карте).
Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. Кремлевские города .Улицы, история и происхождение названий.
Россия и её соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания. (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов)
Человек - творец культурных ценностей (12 ч.)
Что такое культура. Ценности культуры. О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине ХVIII века. Первые университеты в России. М. В. Ломоносов.
Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.
Искусство России ХVIII века. Памятники архитектуры. Творения В. И. Баженова. Изобразительное искусство ХVIII века. Возникновение публичных театров.
Искусство России ХIХ века. «Золотой век» русской культуры. А. С. Пушкин - «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А. Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В. А. Тропинин, И.И. Левитан).
Искусство России ХХ века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения советского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (А.А. Пластов, К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).
Человек - защитник своего Отечества (5 ч.)
Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Борьба русских людей с Золотой Ордой за независимость Родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.
Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.
Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.
Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в ХVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.
Гражданин и государство (3 ч.)
Россия - наша Родина. Русский язык - государственный язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.
Содержание программы
№п/п | Тема раздела | Часы |
1. | Человек – живое существо (организм) | 16 |
2. | Твое здоровье | 12 |
3. | Человек – часть природы | 2 |
4. | Человек среди людей | 5 |
5. | Родная страна: от края до края | 10 |
6. | Человек – творец культурных ценностей | 12 |
7. | Человек – защитник своего Отечества | 5 |
8. | Гражданин и государство | 3 |
9. | Проверь себя | 3 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру составлено, ориентируясь на опубликованную авторскую программу «Окружающий мир1-4 классы». Н.Ф.Виноградовой и полностью соответствует ее требованиям.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | № урока в разделе | Сроки | |
планируемые | корректировка | |||
1 четверть | ||||
Человек – живое существо (организм) | ||||
1 | Общее строение организма человека. | 1 |
|
|
2 | Нервная система. Головной и спинной мозг. | 2 |
|
|
3 | Двигательная система организма человека. | 3 |
|
|
4 | Пищеварительная система. | 4 |
|
|
5 | Пищеварительная система. | 5 |
|
|
6 | Дыхательная система. | 6 |
|
|
7 | Кровеносная система. Кровь и ее значение. Сердце – главный орган кровеносной системы. Практическая работа с микроскопом. Опыт «Измерение пульса». | 7 |
|
|
8 | Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества. | 8 |
|
|
9 | Кожа. | 9 |
|
|
10 | Как человек воспринимает окружающий мир. | 10 |
|
|
11 | Зрение. Гигиена зрения. Опыт «Рассмотрим предметы». | 11 |
|
|
12 | Слух. Гигиена слуха. | 12 |
|
|
13 | Обоняние, вкус, осязание, их роль в жизни человека. Опыты «Проверим своё обоняние»; «Проверим свой вкус». | 13 |
|
|
14 | Мир чувств. Опыт «Измерение пульса при спокойной работе в классе и при ответе на трудный вопрос». | 14 |
|
|
15 | Внимание. | 15 |
|
|
16 | Память. Проверь себя. | 16 |
|
|
2 четверть | ||||
Ты и твое здоровье | ||||
17 | Режим дня. | 1 |
|
|
18 | Режим дня | 2 |
|
|
19 | Правила закаливания. | 3 |
|
|
20 | Можно ли снять усталость? | 4 |
|
|
21 | Поговорим о вредных привычках. | 5 |
|
|
22 | Поговорим о вредных привычках. | 6 |
|
|
23 | Когда дом становится опасным. | 7 |
|
|
24 | Когда дом становится опасным. | 8 |
|
|
25 | Улица полна неожиданностей. | 9 |
|
|
26 | Улица полна неожиданностей. | 10 |
|
|
27 | Если случится беда. Практическая работа «Правила оказания первой медицинской помощи». | 11 |
|
|
28 | Если случится беда. | 12 |
|
|
Человек — часть природы | ||||
29 | Чем человек отличается от животных. | 1 |
|
|
30 | От рождения до старости (развитие человека). Опыт «Измерение роста и веса младшего школьника». | 2 |
|
|
Человек среди людей | ||||
31 | Поговорим о доброте. | 1 |
|
|
32 | Что такое справедливость. | 2 |
|
|
3 четверть | ||||
33 | О смелости. | 3 |
|
|
34 | Умеешь ли ты общаться. | 4 |
|
|
35 | Умеешь ли ты общаться. | 5 |
|
|
Родная страна: от края до края | ||||
36 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь и тундра. | 1 |
|
|
37 | Природные зоны России. Тайга и зона смешанных лесов. | 2 |
|
|
38 | Природные зоны России. Степи и пустыни. | 3 |
|
|
39 | Почвы России. Опыт «Состав почвы». | 4 |
|
|
40 | Рельеф России. | 5 |
|
|
41 | Рельеф России. | 6 |
|
|
42 | Как возникали и строились города. | 7 |
|
|
43 | Россия и ее соседи. Япония. | 8 |
|
|
44 | Россия и ее соседи. Китай. | 9 |
|
|
45 | Россия и ее соседи. Королевство Дания. | 10 |
|
|
Человек – творец культурных ценностей 12 часов | ||||
46 | Что такое культура. | 1 |
|
|
47 | Из истории письменности. | 2 |
|
|
48 | О первых школах и книгах. | 3 |
|
|
49 | О первых школах и книгах. | 4 |
|
|
50 | Чему и как учились в России при Петре I. | 5 |
|
|
51 | Русское искусство до XVIII века. | 6 |
|
|
52 | Русское искусство до XVIII века. | 7 |
|
|
4 четверть | ||||
53 | Искусство России XVIII века. | 8 |
|
|
54 | Искусство России XVIII века. Проверь себя. | 9 |
|
|
55 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 10 |
|
|
56 | «Золотой век» русской культуры (XIX век). | 11 |
|
|
57 | Искусство России ХХ века. | 12 |
|
|
Человек – защитник своего Отечества | ||||
58 | Как Русь боролась с половцами. | 1 |
|
|
59 | Битва на Чудском озере. Куликовская битва. | 2 |
|
|
60 | Отечественная война 1812 года. | 3 |
|
|
61 | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | 4 |
|
|
62 | Великая Отечественная война 1941– 1945 гг. | 5 |
|
|
Гражданин и государство | ||||
63 | Гражданин и государство. | 1 |
|
|
64 | Права и обязанности граждан. | 2 |
|
|
65 | Символика России. Проверь себя. | 3 |
|
|
66-68 | Повторение изученного материала. |
Согласовано
Руководитель ШМО _____________________________________________
Протокол ШМО №_________________ от «_________»_____________________ 20____года.
Согласовано
Зам.директора по УВР ______________________________________
«______»_________________________ 20_________года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...