Рабочая программа по окружающему миру 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
НОЧУ ОО СОШ «Москвич»
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир»
в 2 классе
УМК «Гармония»
Составитель: Суркова К.С.,
учитель начальных классов первой категории
Москва, 2014г.
Раздел I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального образования и авторской программы по окружающему миру кандидата педагогических наук, доцента О. Т. Поглазовой (УМК «Гармония»)
Преподавание предмета «Окружающий мир» в 2015-2016 учебном году осуществляется в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016).
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643).
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38).
- Приказ от 29.12.2014 № 1643 Минобрнауки России «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
- Приказ Минобрнауки России от 14.08.2015 № 825 «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Минобразования и науки России от 5 сентября 2013 года № 1047».
- Программы общеобразовательных учреждений. О. Т. Поглазова. Окружающий мир. Программа. 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-4 классы. Смоленск. «Ассоциация XXI век», 2013 год.
Основная цель курса – развитие и воспитание учащихся в процессе освоения ими начальных интегративных естественнонаучных знаний о природе, человеке и обществе;
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающим обучение по образовательным областям «Естествознание» и «Обществознание».
Настоящий курс ориентирован на обновление содержания и методов преподавания естествознания и обществознания в начальной школе в направлениях интеграции, гуманитаризации и экологизации знаний, воспитание гармонически развитой личности, ориентированной на общечеловеческие гуманистические ценности.
Основными интегрирующими узлами образовательного процесса в курсе являются следующие развивающие, образовательные, воспитательные цели и задачи:
- продолжение разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении (развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание) развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизненности человека и природы, человека и общества; освоение ими знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методов их познания – для дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных курсов биологии, физики, химии астрономии, географии, экологии и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у учащихся бережного отношения ко всему живому на Земле; осознанное отношение к своему здоровью, любви к природе; формирование навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познай его, интересуйся тем, каким он был»;
- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитаниелюбви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Основной особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории Российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе.
Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним. Между тем при отборе содержания соблюдается и разумная дезинтеграция, выделение крупных самостоятельных содержательных блоков, материал которых предоставляет ученику возможность глубже и конкретнее изучить закономерности и качественное своеобразие различных его структур (природы, человека, общества, истории государства), что способствует подготовке учащихся к изучению в основной школе дифференцированных курсов. Таким блоком, например, является раздел «Путешествие в прошлое России», где учащиеся погружаются в изучение истории своего Отечества, знакомятся с её важнейшими событиями.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира, учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественно-научном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
- О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин « Окружающий мир»: учебник для 2 класса: в 2 ч. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век, 2013 г»;
- Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» (пособие для учителя) / О. Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2010.
- О. Т. Поглазова. Окружающий мир. 1 класс. Рабочая тетрадь. Часть 1, 2. «Ассоциация XXI век», 2016 год.
Раздел II. Место предмета в учебном плане.
Количество часов в неделю -2, за счет инвариантной части учебного плана.
Рабочая программа рассчитана на 64 часа (праздничные дни – 24 февраля, 1 мая, 8 мая).
Раздел III. Содержание учебного предмета
Человек и природа
Человек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе.
Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений.
Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья.
Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность).
Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи.
Практические работы: работа с разрезными карточками: распределение объектов окружающего мира на группы (живая, неживая природа, изделия человека); выбор природных явлений, происходящих в природе осенью; составление здоровьесберегающего режима дня.
Опыты по определению источников звука, исследование чувствительности кожи; проверка остроты зрения, слуха, осязания, гимнастика для глаз; моделирование ситуаций безопасного поведения и оказания первой помощи при несчастных случаях.
Человек и общество
Общество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества.
Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе.
Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними.
Физическая и духовная красота человека.
Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники.
Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет.
Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.
Практические работы: составление карточки-определителя «Какой я»; составление родословной семьи.
Творческие работы: демонстрация эмоций, соответствующих прочитанному тексту сказки (или другого произведения).
Ролевые игры: «Уроки этики», «Я – эколог».
Возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».
Природа вокруг тебя
Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы.
Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака.
Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара.
Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Cолнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества.
Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба.
Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса.
Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет.
Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород.
Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира.
Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек.
Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал.
Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края.
Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.
Экскурсии на местный водоём, по окрестностям города (посёлка) с целью наблюдения форм земной поверхности.
Практические работы: работа с разрезными карточками: нахождение изображений объектов окружающего мира по их описанию, распределение их на группы, выбор природных явлений, происходящих в природе зимой.
Опыты по наблюдению звуковых и оптических явлений.
Наблюдение Луны еженедельно в течение месяца.
Моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса).
Изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро».
Работа с картой – нахождение географических объектов (по учебному тексту или заданию учителя).
Творческие работы: сочинение стихов, рисование картин, отражающих красоту природы, или чтение стихов поэтов и демонстрация картин художников с их анализом.
Возможные проекты: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди».
Наша Родина – Россия
Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России.
Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства.
Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др.
Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.).
Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.).
Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.).
Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность озеленения городов.
Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды транспорта.
Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.
Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино.
Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др.
Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного отношения к ним.
Экскурсия по родному городу (селу), выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка);
Практические работы: работа с разрезными карточками: распределение транспортных средств на группы, выбор природных явлений, происходящих в природе весной.
Работа с рисунком-схемой города – выбор по схеме пути, с описанием транспортных средств, правил дорожного движения и пешехода.
Опыты по наблюдению движения воздушного шарика, действия магнита на изделия из железа.
Возможные проекты: составление проекта озеленения двора (школьного двора) или улицы.
Творческие работы: «Город будущего», «Транспорт будущего».
Изготовление (по возможности) наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов (симметричных фигур, обладающих разными видами симметрии).
Ролевая игра или проект «Я – экскурсовод» (по родному городу, возможно и по Москве и др.).
Раздел IV. Тематическое планирование.
№ п/п | Название раздела | Количество часов | Основные виды деятельности уч - ся |
1 | Человек и природа. | 10 | Уметь выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. Объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания. |
2 | Человек и общество | 8 | Оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми. Работать со схемами, выделять главную мысль в тексте |
3 | Природа вокруг тебя | 29 | Работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. |
4 | Наша Родина – Россия. | 17 | Ставить проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. Целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. |
Итого | 64 |
Раздел VI. Результаты освоения учебного предмета, система оценки.
В процессе изучения окружающего мира учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать.
В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты изучения курса «Окружающий мир»
У выпускника будут сформированы:
- положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу её членов;
- осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, формирование интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и её значения для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей;
- понимание важности здорового образа жизни.
Выпускника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Выпускник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
- адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
- наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Выпускник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Выпускник получит возможность научиться:
- оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
- планировать, сотрудничая со взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти варианты их разрешения ради общего дела;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты
Выпускник начальной школы в результате изучения курса «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие на примере Солнца, Земли, Луны, Большой Медведицы);
- приводить примеры представителей разных групп растений (дикорастущих и культурных, хвойных и лиственных деревьев, кустарников и трав), грибов (съедобных, ядовитых, пластинчатых, трубчатых), животных (зверей, птиц, насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся);
- описывать, характеризовать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, описывая особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира, выявлять их сходства и различия, выделять существенные и несущественные признаки, распределять растения, животных, формы суши, водоёмы на группы по выделенным основаниям;
- различать части тела зверей, птиц, насекомых, рыб, цветкового растения, части холма, реки;
- различать части тела человека, называть внутренние органы и органы чувств, основные системы органов, объяснять их значение и меры по сохранению их здоровья;
- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря), залежи разных полезных ископаемых;
- характеризовать признаки времён года, сезонные изменения в живой и неживой природе; условия, необходимые для жизни растений и животных, способы их питания и размножения;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воздуха, воды, полезных ископаемых, почвы;
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, полезных ископаемых, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе материки и океаны Земли; горы и равнины, крупные реки и озёра России;
- объяснять связь движения Земли вокруг своей оси со сменой дня и ночи, обращения Земли вокруг Солнца со сменой времён года;
- объяснять роль растений, животных в природе и в жизни человека;
- выявлять связи живых организмов в природных зонах и сообществах;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, сезонными изменениями в природе, погодой, за последовательностью развития из семени цветкового растения;
- выполнять простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, снега и льда, полезных ископаемых, соблюдая технику безопасности, пользуясь простейшим оборудованием, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме;
- использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки-схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага и др.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.;
- исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела), пульс, рост человека;
- выращивать растения одним из способов (из семян, стеблевого черенка, листа).
Выпускник получит возможность научиться:
- рассказывать о форме и движении Земли, об изображении её на карте, о климатических условиях, растительном и животном мире природных зон, о труде и быте людей в природных зонах;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных; круговорот веществ и воды в природе;
- причины разных климатических условий на Земле, приспособляемость растений и животных к разным природным условиям;
- готовить сообщения о небесных телах, о Солнечной системе, о необычных явлениях природы; о способах сохранения чистоты водоёмов, суши, защиты растений и животных и др.;
- пользоваться масштабом при чтении карт;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
- участвовать в проектной деятельности (предложенной автором учебника и самим учеником), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, включая Интернет, собственные наблюдения; презентовать результаты своей работы.
В результате изучения историко-обществоведческого материала (блок «Человек и общество») курса «Окружающий мир» выпускник научится:
- результаты изучения учебного предмета воспринимать окружающий мир целостно – в единстве природы, человека и общества; в единстве народов, культур, религий;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- использовать элементарные обществоведческие и исторические понятия для решения учебно-познавательных задач;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира;
- находить на карте Российскую Федерацию, её столицу – город Москву, свой регион и его административный центр;
- показывать на отдельных исторических картах места изученных исторических событий;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте, реконструировать исторические события по отражающим их репродукциям картин;
- описывать(пересказывать) изученные события из истории России;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- рассказывать об исторических деятелях; приводить примеры открытий, фактов и событий культуры, истории общества, оценивая их значимость в жизни людей и государства;
- объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей;
- различать прошлое и настоящее; соотносить исторические события с датами, конкретную дату – с веком;
- определять последовательность важнейших событий в истории России;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
Методы контроля и самоконтроля в ходе обучения:
- Методы устного контроля: фронтальный опрос, индивидуальный опрос.
- Методы письменного контроля: контрольная работа; выполнение письменных тестовых заданий.
- Методы самоконтроля:самоконтроль путем устного воспроизведения изученного; самоконтроль путем письменного воспроизведения изученного.
Контроль качества знаний учащихся по предмету:
Основная цель контроля- проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщения, суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При устных ответах
Оценка «5» - ученик осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе и результаты практических работ (в пределах программы), устанавливает связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, умеет ориентироваться в тексте учебника и находить правильные ответы, даёт полные ответы на поставленные вопросы.
Оценка «4» - ответ ученика в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но допускаются отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов. При указании на них учителем все эти недочёты ученик легко исправляет сам.
Оценка «3» - ученик усвоил учебный материал, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, результаты практических работ, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, между природой и человеком, но может с помощью учителя исправить перечисленные недочёты, ориентируясь в тексте учебника с помощью учителя.
Оценка «2» - ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценки за практическую работу
ставятся с учётом понимания учащимися цели задачи, правильности её выполнения (учитывается соответствие действий заданиям, умение обращаться с оборудованием, аккуратность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности), способности описать свои действия и наблюдения, а также сделать необходимые выводы.
Оценка «5» - ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимы действия, осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует воды.
Оценка «4» - ученик правильно определяет задачу, работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы.
Оценка «3» - ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов.
Оценка «2» - ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала, тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Проверка может производится как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
90 - 100% | 77 - 90% | 60 - 77% | 0 - 60% |
"5" | "4" | "3" | "2" |
Раздел V. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Тема урока. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Дата | Вид контроля | ||
план | по факту | |||||||
Раздел I. Человек и природа. (10 часов) | ||||||||
1 |
Окружающий мир. | Повторение | Что узнали об окружающем мире в 1 классе, что запомнили, чему научились. | Закрепляем полученные в 1 классе предметные знания и умения. Проверяем умение объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания. | Фронт | |||
2 | Тела окружающего мира. | Комбинированный | К какой части окружающего мира относится человек, с какой группой живых существ он имеет наибольшее сходство. Чем он отличается от других живых существ. | Человек – часть живой природы, разумное существо. Умение читать схемы и работать с ними; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | Фронт | |||
3 | Человек - разумное существо. | Комбинированный | Что в первую очередь научился делать человек. Почему он стал изобретать новые средства пере-движения. Что он создал, чтобы облегчить свой труд. | Изобретение, изобретатель средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы. Умение собирать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | Фронт | |||
4 | Твоё здоровье. | Комбинированный | Что такое здоровье, что может повредить, что сохранить его. Кого называют закалённым человеком, как им стать. | Здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня. Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. | Фронт | |||
5-6 | Как беречь органы чувств. Органы чувств и сохранение их | Комбинированный | Чем важны органы чувств, что опасно для их здоровья. Как сохранять остроту зрения и слуха. | Функции органов чувств, их гигиена, правила безопасного поведения, первая помощь при небольших травмах. Умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах. | Фронт | |||
7 | Чистота - залог здоровья. | Комбинированный | Почему плохо быть грязнулей. | Микробы, правила ухода за кожей Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ. | Фронт | |||
8 | Зелёная аптека. | Комбинированный | Оказание первой помощи с использование лечебных свойств растений. | Фронт | ||||
9 | Азбука безопасности. | Комбинированный | Какие опасности подстерегают человека в природе. Что может быть опасным дома. Как вести себя с подозрительными незнакомыми людьми. | Правила безопасного поведения в природе, дома, на улице. Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | Фронт | |||
10 | Проверочная работа №1. | Проверка знаний | Провер. работа №1 | |||||
Раздел II. Человек и общество. (8 часов) | ||||||||
11 | Человек – член общества. | Изучение нового | Что такое «общество». Для чего люди общаются. 1Какими бывают формы общения. | Человек - общественное существо, общительный человек, жест, мимика. Умение моделировать ситуации общения. | Фронт | |||
12 | Профессии людей. | Комбинированный | Чему научился человек, чтобы выжить. Что такое «профессия». Чем важна профессия эколога. | Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. | Фронт | |||
13 | Как мы общаемся. Правила этикета. | Комбинированный | Какого человека называют вежливым, как им стать. | Умение моделировать ситуации вежливого общения | Фронт | |||
14 | Красота человека. | Изучение нового | Какого человека можно назвать красивым, как им стать. | Физическая и духовная красота человека, | Фронт | |||
15 | Хорошее настроение. | Комбинированный | Когда у человека бывает хорошее настроите, почему оно может испортиться. Как человек выражает своё настроение. Влияет ли настроение на успехи в учёбе, на взаимоотношения с окружающими людьми. | Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять эмоциями. Умение оценивать своё состояние и состояние окружающих людей. | Фронт | |||
16 | Твои друзья | Комбинированный | Кого можно назвать другом. Как поступают настоящие друзья. | Друг, дружба, дружный коллектив. Умение давать оценку поступкам одноклассников. | Фронт | |||
17 | Твоя семья. | Комбинированный | Что такое семьи. Какими бывают семьи. Кого называют родственниками. | Семья, фамилия, поколение, родственники: дядя, тетя, двоюродные братья и сестры, родословная. Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | Фронт | |||
18 | Семейные заботы и традиции. | Закрепления | Какую семью можно назвать дружной. В какой семье царит лад. Есть ли в семье мужские и женские дела. Что такое семейные традиции, какими они могут быть. Как составить родословную семьи. | Забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиция, реликвия, потомственная профессия. Умение выполнять проектную работу и презентовать её. |
| Фронт | ||
Раздел III. Природа вокруг тебя. (29 часов) | ||||||||
19 | Кто и как изучает природу | Комбинированный | Как человек познаёт природу. Кто такие учёные, какими способами они изучают природу. | Наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы. Регулятивные умения, оценивание своих успехов. | Фронт | |||
20 |
Природные явления. | Изуч. Нового | Что учёные называют телом, что - природным явлением. Какие природные явления происходят в неживой и живой природе. | Явление, тело, метод наблюдения - основной метод познания природы. Умение читать и составлять простые схемы. | Фронт Тест | |||
21-22 | Разнообразие облаков. | Изуч. Нового | Что такое облака, из чего они состоят, почему образуются. Чем туман отличается от облака, в чем их сходство. | Водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Умение моделировать, | Моделирование облаков | |||
23 | Что такое Солнце. | Изуч. Нового | Что является источником света и тепла. Что такое Солнце. Как далеко оно от Земли, каковы его размеры. | Звезда; умение соотносить видимые и реальные размеры, расстояния. Умение высказывать предположения и аргументировать их. | Фронт | |||
24 | Звёздные узоры. | Изуч. Нового | Почему звёзды видятся нам светящимися точками. Все ли звёзды одинаковые. Почему они разного цвета. Что такое созвездие. | Представление о расстоянии до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды; созвездия, хорошо наблюдаемые созвездия. Умение работать с дополнительной литературой, готовить сообщение. | Подгот. сообщения | |||
25 | Небесные «гости» | Изуч. Нового | Какие космические тела называют небесными «гостями». Как часто можно их наблюдать. Чем они отличаются от планет и звёзд. | Комета, астероид, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция. Умение работать в группе, выполнять проектную работу. | Фронт | |||
26 | Мы живём на планете. | Изуч. Нового | Что такое Земля, какова её форма, размеры. | Земля - планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт космический корабль. Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | Фронт | |||
27 | День и ночь на земле. | Изуч. Нового | Что является причиной смены дня и ночи. Почему сменяются времена года. Какой должна быть модель Земли. | Глобус - модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки - период вращения Земли, год - период её обращения вокруг Солнца. Умение работать с предметными моделями. | Фронт Тест | |||
28 |
Спутник Земли. | Изуч. Нового | Почему меняется форма видимой Луны. Является ли Луна источником света и тепла. Что такое естественный спутник. Какими ещё бывают спутники Земли. | Луна - естественный спутник Земли, движение Луны. Искусственный спутник Земли. Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. | Фронт | |||
29 | Путешествие по Луне. | Изуч. Нового | Почему видны на Луне светлые и тёмные пятна. С помощью чего икак исследуют поверхность Луны. Какой видна Земля на лунном небе. | Лунная поверхность - равнинные и гористые области; автоматическая станция, луноход, астронавт. Умение обобщать полученные знания, аргументировать свой ответ, работать в паре. | Фронт | |||
30 | Наша «солнечная семья». | Изуч. Нового | Движутся ли вокруг Солнца другие планеты. Похожи ли они на Землю. Чем особенна планета Земля. | 9 планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды - малые планеты. Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. | Фронт Тест | |||
31 | Проверочная работа № 2. | Проверка знаний | Обобщаем знания по теме «Небесные тела». Проверяем умение различать и классифицировать небесные тела. | Проверяем усвоение основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов. | Проверочная работа № 2. | |||
32 | Поверхность нашей планеты. | Изуч. Нового | Что изучает паука география. Как изображают земную поверхность. Какие её два вида преобладают на планете Земля. Сколько на Земле материков и океанов. | Наука география, карта, глобус; океан, материк, остров, полуостров; условные обозначения земной поверхности на картах. Умение работать со схемами и круговыми диаграммами. | Фронт | |||
33 |
Земные просторы. | Изуч. Нового | Какие формы суши преобладают на земной поверхности. Что называют равниной, какой она бывает. Что такое холм, овраг. | Формы суши - равнины и горы, плоская и холмистая равнины, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | Фронт Тест | |||
34 | Какие бывают горы. | Изуч. Нового | Какими бывают горы. Как изображают их на карте. Как называются части горы, какими они бывают. | Гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест - высочайшая вершина мира, Эльбрус - высочайшая вершина Кавказских гор. Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира. | Работа с картой | |||
35 | Горы и люди. | Комбинированный | Живут ли люди в горах, чем они занимаются. Какие дороги строят в горах. Что добывают в горах, где используют горные породы. Чем опасны горы. | Горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; " правила безопасного поведения в горах. Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников | Фронт | |||
36 | Экскурсия. Формы суши родного края. | Экскурсия. | Наблюдение форм суши местности, в которой живём. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение различать разные формы суши. Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Фронт | |||
37 | Земля и её поверхность (обобщение). | обобщение | Обобщаем изученное в этом разделе, проверяем усвоение основных понятий и универсальных учебных действии. | Основные понятия, для контроля: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. Правила безопасного поведения в горах. Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных типов, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. | Фронт Тест | |||
38-39 | Вода на Земле. | Комбинированный | Что такое водоём. Какие водоёмы на Земле самые крупные. Какая в них вода. Чем опасен океан. | Водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. Умение работать с разными источниками информации, оценивать действия и поведение людей и своё собственное. | Фронт | |||
40-41 | Пресные воды суши. Реки и люди. | Комбинированный | Что такое река, какие у неё есть части. Какими могут быть реки. Чем важны реки для людей, чем они опасны. | Река - постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная реки; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция. Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. | Фронт | |||
42-43 | Озёра, пруды, болота. | Комбинированный Мобильный класс | Чем различаются пресные водоёмы. Чем озеро отличается от пруда, от болота | Озеро – замкнутый водоём, пруд - искусственный водоём, болото – переувлажнённый участок суши, Байкал - самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) - самое большое озеро планеты; правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Умение работать с рисунками-схемами. | Фронт Тест | |||
44 | Водоёмы в опасности. | Комбинированный | Много ли на Земле питьевой воды, из каких источников её берут. Как можно сохранять чистоту питьевой воды. | Питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды. Умение работать с разными источниками информации. | Фронт | |||
45 | Экскурсия. Водоёмы родного края. | Экскурсия. | Наблюдение разных видов водоёмов своей местности. Повторение и применение полученных знаний на практике. | Умение различать разные виды водоёмов. Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | Фронт | |||
46 | Обобщение по теме «Природа вокруг тебя» | Обобщение | Обобщаем знания по теме «Водоёмы», проверяем усвоение основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. | Проверяем усвоение понятий: естественный и искусственный водоёмы, океан, море, река, исток, приток, устье, озеро, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище пруд, канал. Правила безопасного повеления на воде. Умение работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. | Фронт | |||
47 | Проверочная работа №3 | Проверка знаний | Проверочная работа № 3 | |||||
Раздел IV. Наша Родина – Россия . (17 часов) | ||||||||
48 | Твоя Родина - Россия. | Комбинированный | Что такое Родина и малая родина. Чем отличается Россия от других стран мира. Чем различаются народы разных национальностей. | Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. Составление рассказа по картинке. | Фронт | |||
49 |
Государственные символы. России. | Комбинированный | Что такое государство, кто им управляет. Что относится к государственным символам, что они символизируют. Какими могут быть границы государства, кто их охраняет. | Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, армия, президент, герб, флаг, гимн России. Воспитание патриотизма. | Фронт | |||
50-51 | Законы России. Праздники в жизни россиян. | Изуч. Нового Мобильный класс | Что такое закон. Где записаны законы государства. Какими правами и обязанностями наделены граждане России. Что такое государственный праздник. | Закон, Конституция, права и обязанности гражданина России. Государственный, профессиональный, семейный праздники. Умение работать с текстом | Фронт | |||
52 | Столица России. | Комбинированный | Всегда ли Москва была столицей нашего государства. Чем славятся Москва, Санкт-Петербург, Великий Новгород | Столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода. Умение выполнять проектную работу. | Фронт | |||
53 | Проверочная работа. Российские города. | Комбинированный | Много ли городов в России, чем примечательны некоторые из них. Как дают имена городам. Что отражают гербы городов. Какие города получили названия «город-герой», «город-миллионер», «древний город». Чем отличается современный город от старинного. Какими достопримечательностями могут гордиться горожане, как они за ними ухаживают. | Старинный (древний) город, город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. Умение выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, умение работать со словарём. | Фронт | |||
54 | Российские города. | Сам. работа | ||||||
55 | Родное село, его достопримечатель- ности (экскурсия) | экскурсия | О чём думают архитекторы, когда проектируют город, какие зоны выделяют в нем. Чем различаются улицы больших городов. Какие службы есть в городах, чем они занимаются. | Архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе Умение кодировать информацию. | Фронт | |||
56 | Горожане и селяне. | Комбинированный | Какие проблемы существуют в большом городе. Из чего состоят отходы бытовые и городского хозяйства, кто и как решает проблему их вывоза. Что такое «свалка», чем она опасна. Как следует себя вести городским и сельским жителям, чтобы воздух, вода и почва были чистыми и не вредили их здоровью. | Фронт | ||||
57 | Проблемы современного города. | Комбинированный | Свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом. Проводить наблюдения, анализировать их. | Фронт | ||||
58-59 | Виды транспорта. Проблема загрязнения воздуха и воды при использовании транспорта. | Комбинированный | Какие виды наземного, водного, воздушного транспорта изобрёл человек. Какие проблемы создаёт транспорт для городских жителей, как их можно решить. | Транспорт наземный, подземный, видный, воздушный, грузовой, общественный, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом. Умение ставить проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | Фронт | |||
60 | Путешествие по залам музеев. | Комбинированный | Какими бывают музеи, какие экспонаты в них хранятся. О чем можно узнать в музеях. Чем важна профессия археолог | Музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический музеи. Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. | Фронт | |||
61 | Старинные и современные предметы быта и одежды, средства письменности, счёта, связи. | Комбинированный | Какими были старинные предметы быта, одежда и обувь, чем они отличались от современных вещей. Как в давние времена писали, считали, связывались друг с другом | Быт, утварь, ухват, кочерга, русская печь, чугунок, туесок, самовар, коромысло, кафтан, сарафан, зипун, лапти; лампада, факел, керосиновая лампа, свеча; правила безопасного пользования осветительными приборами. Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. Знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты арифмометр калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться современными средствами счёта и связи. Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её | Фронт Тест | |||
62 | Комплексная итоговая работа (административ.) | Проверка знаний | Проверяем усвоение основных понятий, предметных и универсальных учебных умений. | Проверяем умение выполнять и оформлять тестовые задания разных видов. | ||||
63 | Экскурсия в школьный музей. | Фронт | ||||||
64 | Мир искусства. Художественное творчество человека. | Комбинированный | Что, кроме жилища, пищи, одежды, ещё необходимо человеку. Что такое «искусство», какими его видами занимаются люди. Какими способами можно представить знания о природе, человеке, обществе. | Художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец, театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль; правила культурного поведения и театре, Умение оценивать произведения искусства, своё поведение и других людей. Художественное и научное представление знаний об окружающем мире. Умение выполнять и презентовать проектное исследование. | Фронт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...