Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Куликовская битва» УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Храпунова Ирина Витальевна

Конспект урока окружающий мир 4 класс на тему: «Куликовская битва» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx37.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока истории

Тема урока: «Куликовская битва»

Тип урока: Усвоение новых знаний и способов действий

Цели:  

познакомить с  ходом и значением  Куликовской битвы; качества  великого князя Дмитрия Донского;

Планируемые результаты:

Предметные 

- познакомятся с  ходом и значением  Куликовской битвы;

- узнают о личности князя Дмитрия Донского;

- закрепят навыки работы с исторической картой.

Личностные:

- уметь  анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку  событиям, которые изучают;

-развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);

-воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.

Понятия: Поединок, Куликовская битва

Оборудование; Учебник «Окружающий мир» Школа России- 4 класс II часть; презентация;

Этап урока.

Методы и приёмы

Хроно-метраж

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Этап самоопределения к деятельности

2 мин.

Доброе утро. Пожалуйста, садитесь.

Давайте проверим готовность к уроку. У вас на парте должны быть учебник, рабочая тетрадь, пенал.

Словесный: слово учителя

 

Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку
Садиться на места

 

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

II.Актуализация знаний

и умений

3 мин.

- Наш урок  я хочу начать  словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.

Вовеки славься, Русь, Россия!

И будь всегда сама собой.

Твои народы вместе – сила!

Никто не справится с тобой!

- Знать прошлое – это значит,  во многом понять настоящее и уметь предвидеть будущее.

- А сейчас обратимся к прошлому и вспомним, главные события ,  с которыми  мы с вами уже познакомились.

 Проверка домашнего задания

Работа в парах 

- Соотнеси даты и события и тех, кто возглавлял это событие.

 

 

1237г.      

988 г.    

15 июля 1240г.      

5 апреля 1242г.    

1380г

Нашествие монголо-татар на Русь      

Крещение Руси  

 Невская битва      

Ледовое побоище    

Александр Невский

князь Александр      

князь              Владимир

хан Батый

                   

Словесный метод: работа со стихотворением

Словесный метод: проверка домашнего задания

Фронтальный опрос.

Слушать

Анализировать

Отвечать на вопросы

Р.: принимают и сохраняют учебную задачу.

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; строят речевые высказывания.

III. Постановка учебной задачи

7 мин.

 -С каким событием можно соотнести эту дату?

- В  этот год произошло  очень важное   для  России  событие.

Это Куликовская битва.

- На какие вопросы истории нам предстоит ответить?

-На уроке мы ответим на следующие вопросы:

С  кем  была  эта  битва?

Почему   она  произошла?

Где   она   была?

Как  происходил    ход   битвы?

Кто победил в этой битве?

Словесный метод:

Подведение к теме урока

-слушать

-определять тему урока

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

IV. Открытие нового

10 мин.

-    На прошлом уроке мы говорили, что при Иване Калите на 40 лет прекратились губительные ордынские разгромы.

Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы дать отпор захватчикам. Прошло более 100 лет после нашествие Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. При нем Московское княжество еще больше укрепилось и возвысилось над другими. Дмитрий Иванович возвел надежный Кремль из белого камня вместо дубового. Сейчас нам более подробно об этом расскажет Мамаева Залина .( сообщение ученика)

 В 1365 году в один их засушливых дней случился пожар. Москва вся сгорела, в том числе и деревянные стены Кремля. Княжил в то время внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович. Он возвел стены Кремля из белого камня. Толщина стен была 2 – 3 метра. И когда очередной враг напал на Москву, то Кремль блестяще выдержал осаду. Более 100 лет белокаменные стены и башни Кремля служили надежной защитой Москве и Руси. За это время много раз подвергались они осаде неприятеля и пожарам. К середине 15 века стены сильно обветшали, и тогда был возведен тот Кремль, который мы знаем (из красного кирпича).

-  Прочитайте части предложений из первого столбика  и найдите их продолжение во втором.

1.В первые десятилетия после похода  хана  Батыя  на  Русь…

…русские уже сами собирали дань со своих земель.

2.Со  времён  Ивана  Калиты…

…стали собирать меньше дани и задерживать её отправку в Золотую Орду.

3.Во время княжения внука Калиты Дмитрия Ивановича…

…дань собирали монгольские баскаки.

 -  Князья к хану ездили редко, дань выплачивали нерегулярно.

Дмитрий Иванович, московского князь,  не обращал   внимания на  требования  хана,  не хотел ему платить той  дани, которую платили прежде московские князья.

          Представьте, ребята, что вы живете в то время в Московском княжестве... На протяжении 100 лет ваши предки регулярно платили дань Золотой Орде. А ваш князь стал неуважительно относится к завоевателям монголо-татарам.

  Подчеркнув нужное слово, укажите, какое чувство у вас возникает:

      а)        боязнь, страх, испуг, ужас;

     б)        гордость;

      в)        удивление, недоумение;

      г)        радость.

-Предположите, как  отреагировали   татары на эту дерзость   московского князя? (Мнения детей)

- Мамай пришёл в ярость. И задумал нагнать на русских такого страха, чтобы навсегда отбить у них охоту противиться ханской воле. Он понял, что иначе владычеству татар придёт конец. Стал собирать Мамай огромное войско. Он хотел повторить времена Батыя, разгромить Русь.

- Московский князь Дмитрий Иванович хорошо понимал, что для успешной борьбы с монголо–татарами все русские княжества должны объединить свои силы.         

- Князь Дмитрий разослал по всей Русской земле гонцов со своими грамотами. За 30 дней собралось такое войско, какое ещё никогда не собиралось на Руси. Тут были дружины почти всех русских князей, а также ополчения разных городов. Главные дружинники явились во всеоружии.

- Вооружение того времени было очень тяжелое, с головы до ног воины были покрыты доспехами из меди и железа. На тело надевали броню – кольчугу (рубахи до колен из плотно сплетенных мелких железных колец). Употреблялись еще дощатые кафтаны или одни только нагрудники из сукна, с нашитыми на них маленькими железными дощечками. На голове носили шлемы. Для защиты лица от сабельных ударов к шлему приделывалось забрало. У некоторых сзади прикреплялась кольчужная сетка для прикрытия ушей, шеи и плеч.  Однообразия в вооружении не было, всякий имел доспехи по своему желанию и достатку.

-  Главным наступательным оружием были копья и стрелы, они были у каждого воина. Кроме этого – мечи, кинжалы, ножи, сабли и топоры.

- Незадолго до выступления войска Дмитрий Иванович отправился за советом к Сергию Радонежскому. Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии  всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником!» Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь».

- Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов – Пересвета и Ослябю.

   

 - И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого до того  врага. Давайте обратимся к карте и посмотрим путь Дмитрия с войском к месту сражения.

Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После   переправы   русских   войск   через   реку Дмитрий Иванович  приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?

 -Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»

  1. Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
  2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.

-  Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.   

“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”

Словесный метод:

- рассказ учителя

Практический метод: организация работы в паре

 Словесный метод: объяснять задание

- слушать

Работать в парах

Слушать задание

Выполнять задание

Р.: контроль, коррекция, оценка.

V. Динамическая пауза

1 мин

- Вижу, что вы немного подустали, давайте немного отдохнём.

Практический метод: показ видеоролика

-выполнять упражнения

VI. Первичное закрепление

7 мин.

- Открываем глаза.  Настало утро  8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.                

Работа по картине Ю. Ракши “Утро на Куликовом поле”.

- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)

- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…

“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.

 – А сам князь как поступает? Дмитрий Иванович  решил принять участие в сражении,   и переодевшись  в одежду простого воина встал  во главе войска. Предположите, что нужно  было сделать, чтобы этого не произошло? (Мнения детей)

“Где вы, там и я. Скрываясь назади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.    

         

- Существует легенда, что сражение началось с поединка двух воинов – богатырей. Что такое поединок ?

             Поединок – не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – не  что иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог.

-  Из вражеских рядов выехал на могучем коне телохранитель Мамая – Челубей. Этот вызов принял богатырь Пересвет. С копьём наперевес мчались всадники друг на друга и сшиблись на всём скаку. Кони их едва устояли, а оба воина насмерть поразили друг друга.

- И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилась, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи”.

            Сейчас вы просмотрите ход Куликовской битвы.

— Одним из первых пал на поле брани любимый друг Дмитрия, принявший обличие князя.

— А что же великий князь?

— По-разному рассказывают о судьбе великого князя во время сражения. Выберите версию, которой вы поверили:

1.   Согласно одним авторам, его тяжело ранили, сбили с коня и он вынужден был укрыться в чаще до конца сражения.

2.   По другой же версии, Дмитрий до самого конца участвовал в битве и «стал на костях татарских», то есть сам провозгласил победу.

3.   А по третьей версии, его нашли без сознания среди груды трупов и без единой царапины.

- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым.

Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.

   Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.

    В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.

 С победой у русского народа появилась крепкая надежда освободиться от власти Орды. Эту надежду люди связывали с именем Дмитрия Донского – так народ в память победы на Дону стал называть тридцатилетнего князя.

Но лишь сто лет спустя после Мамаева побоища обрели русские земли полную независимость от Орды. Каковы же итоги Куликовской битвы для Руси? Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был ещё силён и многочислен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Но враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях.

- В честь всех погибших на Куликовом поле поставлен этот памятник-музей.

Словесный метод:

Слово учителя

Практический метод: работа с картиной

 Практический метод:

Работа со словарём

Словесный метод:

беседа

-слушать

-отвечать на вопросы

-отвечать на вопросы

Работать с толковым словарём

Отвечать на вопросы

П.: осуществляют по учебнику поиск необходимой информации; дополняют и расширяют знания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VII. Рефлексия по деятельности (по продукту)

7 мин.

-  А теперь давайте проверим,  как вы запомнили  рассмотренное  нами  сегодня событие.

-    Что послужило причиной похода Мамая на Русь? (Почему Мамай выступил против Руси?)

  -  Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

 -    Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

  -   Где произошла битва?

     - Какое значение имела Куликовская битва?

Словесный метод:  

-беседа

Практический метод:

-организация

фронтальной работы

-слушать вопрос

 -отвечать на вопросы руководствуясь знаниями которые были на уроке

Р.: осмысляют учебный материал;

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят речевые высказывания.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

VIII. Подведение итогов деятельности

2 мин.

- Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ - А теперь, пожалуйста, на  оценочном  листе и отметьте:

-На уроке я испытал чувство_________________.

- Я хотел бы  узнать ___________________.

- Мне было сложно понять новый материал.

Словесный метод:

-подведение итогов

-подводить итог урока

-проговаривать продолжение прдложениям

Л: самооценка;

П.: рефлексия способов и условий действий.

IX. Информация о домашнем задании

1 мин.

-- Запишите домашнее задание: прочитать текст на стр. 70 – 74 учебника; устно ответить на вопросы «Проверь себя» на стр.74 учебника; выполнить задания рабочей тетради.

- Урок окончен, спасибо.

Словесный метод:

-комментировать домашнее задание

-записывать домашнее задание

Л: усвоение нового материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"

Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока в 3 классе по теме "Наше питание". Школа России.

Основной вид работы-работа в группе. На первом этапе ребята готовят стендовую презентацию про питательные вещества. Затем каждой группе творческие задания....

Конспект урока во 2 классе по теме: « Числовые выражения». (интегрированный урок по математике и окружающему миру). Животные в мире чисел

Представлен конспект интегрированного урока по математике и окружающему миру: "Животные в мире чисел". Также прилагается презентация....

Методическая разработка. Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Куликовская битва."

Материал содержит сценарий урока с применением технологии критического мышления (прием "кластер")....

Конспект урока окружающего мира. 4 кл. Тема: «Трудовой фронт России»

Тема: «Трудовой фронт России». Перспектива – 4 класс.Тип урока: комбинированный.Цель: познакомить учащихся с историей Трудового фронта России. Планируемые результаты: Личностные:  воспитыват...

Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Куликовская битва" Школа России 4 класс...

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по теме: "Куликовская битва".

В презентации размещены иллюстрации и интерактивное задание по теме урока....