| Этапы работы | Содержание этапа | Время |
1. | Организационный момент. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе на уроке. Задачи: -создать положительный эмоциональный настрой; -помочь принять правильную рабочую позу. Методы: словесные. | - Интересная игра сегодня у нас К ней готовился каждый из вас. Чтоб победить, надо много знать, Уметь думать, логически рассуждать. Вам, я думаю, всё по плечу, Ведь я вас четвёртый год учу. И верю, что каждого ждет свой успех, Душою болею за вас за всех.
| 1 мин. |
2. | Сообщение темы и целей урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: сформулировать цели урока, понять значимость изучаемого материала. Цель, которую ставит перед собой учитель: сообщить учащимся тему урока, обеспечить мотивацию учения школьников и подвести к формулировке целей урока. Метод: беседа. | (Слайд 1) - Сегодня у нас обобщающий урок по теме “Путешествие по природным зонам России”. Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. - Как вы думаете, какова будет цель нашего урока? (Обобщить и проверить знания о природных зонах.) Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме. - А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны? - Вы сами сможете проверить себя на «Дорожке знаний». Если вы будете хорошо отвечать на вопросы, сможете преодолеть большое расстояние. Не забудьте взять с собой смекалку, внимание, наблюдательность, честность и другие хорошие качества.
| 2 мин. |
3. | Актуализация опорных знаний. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: актуализировать свои знания о природных зонах. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать деятельность учащихся по повторению сведений о природных зонах. Метод: фронтальный опрос. | - А начнем мы наше путешествие с «Разминки». (Слайд 2) - За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного. 1. Сколько природных зон на территории России. (6) 2. От чего зависят условия жизни в природе в каждой природной зоне? (Сколько солнечного тепла и света получает земная поверхность. Сколько и в какое время года выпадает осадков) 3. Самая северная природная зона. (Ледяная зона) 4. Самая большая природная зона по территории. (Лесная зона) 5. Природная зона, где мы с вами живем. (Зона степей) 6. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли. (Вечная мерзлота) 7. В каких природных зонах есть вечная мерзлота? (Арктика, тундра) 8. Зона субтропиков на территории России. (Черноморское побережье Кавказа) 9. Самая жаркая природная зона. (Зона пустынь) 10. В каком направлении идёт смена природных зон? (С севера на юг) 11. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой? (В горах) 12. Как называется эта зона? (Области с высотной поясностью) 13. Какие горы есть на территории нашей страны? (Уральские, Кавказ, Алтай, Саяны) 14. Какие горы называют «Каменным поясом России»? (Уральские) - Подведем итоги. Закрасьте столько клеточек на «Дорожке знаний», сколько есть у вас картинок животных. | 5 мин. |
4. | Обобщение знаний о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: применить знания о положении, особенностях неживой природы и занятиях населения природных зон в ситуации выбора. Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить формирование у учащихся умения самостоятельно применять знания в ситуации выбора. Метод: самостоятельная работа в парах. | (Слайд 3) - Мы находимся на станции «Географическая». -Сейчас мы будем работать в парах. Каждая пара получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из пары рассказывает о вашей природной зоне по плану: 1)положение зоны, 2)климат, 3)занятия населения. Подведение итогов этапа в «Дорожке знаний» по количеству правильных ответов вашей пары. (Если вы не допустили ошибок, то закрашиваете по 3 клеточки, каждая правильная карточка -1 балл) | 10 мин. |
5. | Физминутка. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять физическое напряжение. Цель, которую ставит перед собой учитель: активно изменить деятельность учащихся, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий. | (Слайд 4) По родному краю дружно мы шагаем. (марш на месте) Справа от нас – зелёный луг. (поворот) Слева от нас находится лес. (поворот) В таком лесу полно чудес. Белки с ветки на ветку скок, (прыжки) Филин крыльями машет. Ух! Аж захватывает дух! (махи руками) Солнце над берёзами светит нам. (повороты головы) Мы рады ягодам, грибам! (наклоны)
| 1 мин. |
6. | Обобщение знаний о животных, населяющих природные зоны. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: определить, в какой природной зоне обитает данное животное, и найти эту зону карте. Цель, которую ставит перед собой учитель: выявить качество и уровень знаний учащихся, обеспечить их коррекцию. Методы: объяснительно – иллюстративный, работа с картой. | (Слайд 5) - Мы прибываем на следующую станцию нашего путешествия «Зоологическую». Игра «Рассели животных по природным зонам». Учащиеся, получившие карточки с изображениями животных в ходе «Разминки», расселяют (прикрепляют к карте природных зон) их по соответствующим зонам. - Назовите животных, которые расселены ребятами в зоне Арктики (тундры, лесов и т.д.) - Кто не согласен? Объясните свой ответ. - Что вы знаете об этих животных? Подведение итогов по этапу. - Если вы поселили своего животного правильно, закрасьте 1 клеточку на «Дорожке знаний». | 5 мин. |
7. | Обобщение знаний о растениях природных зон. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: узнать по описанию растение, установить соответствие между природной зоной и особенностями растений. Цель, которую ставит перед собой учитель: выявить качество и уровень знаний учащихся, обеспечить их коррекцию. Метод: самостоятельная работа. | - Пришло время отправляться дальше. Мы прибываем на станцию «Ботаническая». Ребята! Вам предлагаю вспомнить различные растения, произрастающие в той или иной природной зоне и выполнить тест. На индивидуальных листах проставьте номера описаний растений рядом с угаданным названием. Индивидуальный лист:
| Ягель |
| Лиственница |
| Саксаул |
| Дуб |
| Лишайник |
Учитель читает поочередно вопросы по слайду 7. Дети проставляют номера угаданных растений. Самопроверка. Проверьте свои достижения на экране по слайду 8. - По числу правильных ответов закрасьте клеточки в «Дорожке знаний». В каждой природной зоне растения имеют определённые особенности, которые помогают им выжить в данной природной зоне. Следующее испытание: по особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение и соедините их стрелочкой. Работа по индивидуальным карточкам. Корни-луковицы Арктика Длинные корни тундра Деревья долгожители зона лесов Карликовые деревья степи Живут на камнях пустыни субтропики Взаимопроверка. - Заполним клеточки в «Дорожке знаний». | 8 мин. |
8. | Физминутка для глаз. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: снять усталость и напряжение с глаз. | Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. | 1 мин. |
9. | Обобщение знаний о национальных парках и заповедниках России. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: представить изученный материал в таблице, используя материал учебника. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать поисковую деятельность учащихся. Метод: работа с учебником.
| - Я думаю, что вы успешно справились с заданием, и мы отправляемся на последнюю станцию в нашем путешествии «Экологическую». (Слайд 9) Во время путешествия мы успешно расселили животных по природным зонам, узнали названия растений, произрастающих на территории России. Хочется напомнить, что некоторые из них находятся под охраной государства, как исчезающие. Давайте вспомним, о каких заповедниках и национальных парках мы говорили на уроках. На столах у вас листочки с таблицей «Заповедники и национальные парки России». № | Название | В какой зоне находится | Взяты под охрану | 1. | Остров Врангеля |
|
| 2. | Таймырский |
|
| 3. | Приокско-террасный |
|
| 4. | Сочинский национальный парк |
|
|
- Используя материал учебника, заполните эту таблицу. (Работа в парах). Проверка по слайду - За каждый правильно заполненный заповедник закрашивается одна клетка. Суммируйте количество правильных ответов и закрасьте соответствующее количество клеток. - Какой вывод по получившейся таблице можно сделать? (Государство заботится о природных ресурсах страны. Это подтверждается тем, что по всей территории России созданы заповедники и национальные парки, где редкие растения и животные находятся под охраной) | 9 мин. |
10. | Подведение итогов урока. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса. Цель, которую ставит перед собой учитель: дать анализ и оценку успешности достижения цели урока. Методы: беседа, самооценка.
| (Слайд ) - Какие цели мы ставили вначале урока? - Мы их достигли? -На какой из станций вам особенно было интересно? -Что удалось на уроке? -Что не получилось? Сколько километров прошли по дорожке знаний? (1 клетка – 1 км) Оцените свои достижения на дорожке знаний и запишите, сколько километров вы прошли. Если вы прошли больше 20 км – то можете поставить себе «5», если от 10 до 20 км – то «4», если менее 10 км – то «3».
| 3 мин. |
11. | Рефлексия. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: дать оценку своему эмоциональному состоянию. Цель, которую ставит перед собой учитель: организовать рефлексию учащихся по поводу своего психо - эмоционального состояния. | - Вы довольны своей работой на уроке? - Комфортно ли было работать в парах? - Были ли затруднения в общении? - С каким настроением вы уйдете с урока? (Учащиеся показывают смайлики).
| 1 мин. |
12. | Задание на дом. Цель, которая должна быть достигнута учащимися: понять способ выполнения домашнего задания. Цель, которую ставит перед собой учитель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | (Слайд ) - Вам предоставляется задание по выбору: А) «Я эколог-исследователь». Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников. Б) « Охраняй природу!» Придумать экологические знаки. В) «Сам себе художник». Нарисовать рисунок по теме “Природные зоны России».
| 2 мин. |
| Резервный материал. | Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания): (Работа в парах по вариантам) 1 вариант: ива – белая куропатка – кречет (тундра) дуб – сойка – сова (лесная зона) растения – тушканчик – сова (пустыня) 2 вариант: рыба – тюлень – белый медведь (Арктика) растения – косуля – барс (субтропики) растения – суслик – орел (степь) Взаимопроверка по вариантам. За правильный ответ 1 балл.
|
|