Методическая разработка. Урок окружающего мира в 4 классе по теме "Куликовская битва."
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) на тему
Материал содержит сценарий урока с применением технологии критического мышления (прием "кластер").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_v_4_klasse_po_teme.docx | 49.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме
«Куликовская битва»
Цели:
знать ход и значение Куликовской битвы; качества великого князя Дмитрия Донского;
уметь анализировать, делать выводы, обобщать, давать оценку событиям, которые изучают;
развивать нравственные чувства сопереживания и ответственности за других людей; развивать эмоции и чувства (негодования, удивления, гордости);
воспитывать гордость за свою страну, патриотизм.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Эпиграф на доске
Тест
Карточки с датами и событиями
Карточки с вопросами
Таблички для составления кластера
Ключ ответов к тесту
Электронная доска
Эталон кроссворда
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со страницами истории нашего Отечества.
Эпиграфом к уроку я взяла такие слова : «Честная смерть лучше позорной жизни. Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться». В конце урока мы выясним, кому принадлежат эти слова, при каких обстоятельствах были сказаны и почему.
А сейчас вспомним главные события, с которыми мы уже познакомились.
2.Проверка домашнего задания.
- Несколько человек будут работать с тестом.
- Несколько человек будут устно отвечать на вопросы по карточкам
- Остальные внимательно слушают и дополняют.
Карточка 1.
Чем известен в истории Иван Калита? Почему он получил такое прозвище?
Карточка 2.
Рассказать о Москве времен Ивана Калиты.
Карточка 3.
Какую роль сыграли личные качества Ивана калиты в успехе его правления?
3. Актуализация. Целеполагание.
- Соотнесите даты и события.
(См. ниже)
- Какая дата оказалась вам незнакомой? (1380)
- Сегодня на уроке мы узнаем, какое событие произошло 8 сентября 1380г. В истории оно носит название «Куликовская битва». (Тема вывешивается на доску, в ходе урока составляется кластер.)
4. Работа над новым материалом.
- В ходе урока мы должны найти ответы на вопросы: (вопросы вывешиваются на доску)
Почему произошла битва?
С кем была битва?
Где она состоялась?
Как происходил ход битвы?
Кто победил в этом сражении?
Значение Куликовской битвы.
- Прошло более 100 лет после нашествия Батыя. В Москве княжил внук Ивана Калиты – Дмитрий Иванович.
- Ответы на первые два вопроса я прошу вас найти в учебнике на с.70.
- Итак, что послужило причиной очередного похода Ордынцев на Русь? (Князь Дмитрий перестал платить дань)
- Кто повел огромное войско на Русь? (Мамай – правитель Золотой Орды)
- Какое решение принимает князь? (Дать отпор)
(Рассказ об этом заранее подготовленного ученика)
- Куда отправился князь незадолго до выступления своего войска?
(В Троицкий монастырь)
- Расскажите, что вы знаете об этом монастыре и Сергии Радонежском. (Рассказ детей)
- Сергий радушно встретил князя Дмитрия и долго с ним беседовал. На прощание, в присутствии всех, перекрестил его и сказал: «Иди на поганых, и Бог будет тебе помощником». Затем наклонился к князю и тихо добавил: «Ты победишь». Он дал Дмитрию двух монахов своего монастыря, прославленных на Руси воинов- Пересвета и Ослябю.
- И вот великий князь двинул свою рать против непобедимого до этого врага.
- Давайте обратимся к карте и проследим путь Дмитрия с войском к месту сражения.
- Покажите по карте путь русских войск.
- Покажите путь ордынцев.
- Покажите место сражения.
- Верно, сражение состоялось на Куликовом поле, расположенном между Доном и его притоком – рекой Непрядвой.
- И вот русская дружина на месте.
(Физминутка)
- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения. «Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали. От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти наутро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие.
- Открываем глаза. Настало утро 8 сентября 1380г. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют?
- Я попросила некоторых ребят заранее подготовить рассказ о ходе Куликовской битвы.
(Рассказы детей)
- Итак, с чего началась Куликовская битва?
(Заполнение кластера)
Поединок Пересвета и Челубея
Наступление ордынцев на головной полк
Удар ордынской конницы
Главный удар из засады
- Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым.
Стоял такой великий стон,
Шел бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон
До самого низовья.
- Целую неделю хоронили погибших воинов.
- В память победы на Дону народ стал называть князя Дмитрия Дмитрием Донским.
(Выполнение задания в рабочей тетради №1 с.24)
- Каковы же итоги Куликовской битвы? (Мнения детей)
- Несмотря на поражение на Куликовом поле, враг был еще силен. Набеги ордынцев на Русь продолжались. Но благодаря Куликовской битве был уменьшен размер дани Золотой Орде. Враги уже избегали меряться силой с Русью в больших сражениях. Это был важный шаг к освобождению Руси.
5.Первичное закрепление.
- Выполним задание №2 в рабочей тетради. Работать будете в группах. Кто быстрее и правильнее выполнит задание?
- Проверим, как вы справились с заданием.
- А теперь в парах выполните задание из электронного приложения.
6. Закрепление.
-Чтобы проверить, как вы запомнили материал урока, разгадаем кроссворд в рабочей тетради на с.25.
(Проверка по эталону)
-Встаньте те, кто не допустил ни одной ошибки.
-Кто допустил 1-2 ошибки?
-Кто допустил более 3-х ошибок?
7.Рефлексия.
- Вернемся к эпиграфу нашего урока.
- Прочитайте его.
- Кому принадлежат эти слова?
- К какому событию относятся?
- Как вы понимаете слова Дмитрия Донского?
- Верно, Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живем так, как они- честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и ее народ.
8. Домашнее задание.
Стр. 70-74. Подготовить сообщение о Дмитрии Донском.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс
Тема: Родной край. Река Чир....
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Питание и органы пищеварения"...
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"
Методическая разработка урока окружающего мира 3 класс по теме:"Надежная защита и опора"...
Методическая разработка урока окружающего мира 4 класс
Методическая разработка урока окружающего мира по теме «Российский народ» для обучающихся 4 класса. Цель урока: познакомить обучающихся с понятием «народ» и признаками принадлежности к одному нар...
Методическая разработка урока окружающего мира. 3 класс. Тема: "Здоровью цены нет"
Урок проводится в 3 классе по образовательной системе "Перспектива"Данный урок даёт возможность сформировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Форм...
методическая разработка урока окружающего мира 1 класс
Методическая разработка урока окружающего мира 1 класс "Россия-наша Родина". УМК "Перспектива". Разработка содержит презентацию к данному уроку....
Методическая разработка урока окружающего мира 2 класс по теме "ПОЖАР"
Урок разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическимихарактеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальнымиособенностями обучающихся, способных осваивать учебный...