Конспект урока по окружающему миру 4 класс на тему "Короли, президенты и граждане"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Дашипылова Мария Пантелеймоновна

По программе "школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koroli_prezidenty_i_grazhdane.docx104.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Короли, президенты и граждане

Цели по линиям развития личности ученика:

Линия 1. Овладение картиной мира: научить объяснять различия между людьми современного человечества, отличать граждан разных государств;

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: научить замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат правам человека на участие в управлении своим государством, на свободу слова. Дать возможность ученикам предложить меры для видимых нарушений.

Ход урока

Учитель

Ученик

Доска

1. Постановка проблемы

– Вспомним, что такое государство? Для чего нужно государство? («Моё Отечество», 3 кл.)
– Как вы понимаете слова
«гражданин государства»? («Моё Отечество», 3 кл.)

– Государством можно назвать организацию, которая управляет обществом в какой-либо стране. В государстве должны быть правительство. Законы, службы охраны порядка, армия.
– 
Гражданин государства – человек, который пользуется его защитой, имеет гражданские права,
исполняет гражданские обязанности.

Слайд 3
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image004.jpg

– Как называется самое большое общество людей, живущих на Земле?
– Давайте сделаем запись на доске.
– Посмотрите на карту «Страны мира» на стр. 82-83 учебника. 
Все люди Земли живут в одном государстве? На доске появляется запись.

– Человечество.


– Нет, в разных.

«Человечество – одно общество». 
Слайд 4 
«Все люди Земли живут в разных государствах»
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image006.jpg

Проблемный вопрос.
– 
Какой у вас возникает вопрос?
– Сформулируйте основной вопрос урока.
(Делается запись на доске.)


– Почему человечество – одно общество, но все люди живут в разных государствах?
– Почему все государства не объединяются в одно?


«Почему все государства не объединяются в одно?»

2. Версии детей

Учитель предлагает детям высказать свои предположения (версии) по проблеме урока.

- Огромным единым государством тяжело управлять;
– в каждом государстве свои традиции, обычаи, порядки;
– то, что нравится гражданам одного государства, может не понравиться гражданам другого государства.

От записи проблемы урока проводятся стрелки, под которыми записываются ключевые слова основных версий.
Слайд 5
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image008.jpg

3. Актуализация знаний и поиск решения проблемы (открытие нового знания)

1. Монархия и республика.
– 
Какими же порядками и обычаями могут отличаться государства?
Прочитайте, как звучит тема нашего урока.
– Что обозначают эти понятия?

«Короли, президенты и граждане». 

– 
Короли и президенты – главы государств. Гражданин – человек, связанный с каким-либо государством, считающий его своим, пользующийся его защитой. («Моё Отечество», 3 класс).

«Короли, президенты, граждане».
Слайд 6
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image010.jpg

– Как называется глава государства в королевстве Великобритания?

– Король, королева.

Фотографии глав государств
Слайд 7
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image012.jpg
Слайд 8
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image014.jpg
Слайд 9
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image016.jpg

– Как называется глава государства в России?

– Президент.

– Чем они отличаются?

– В их облачениях на торжественных церемониях (на президентах обычные общегражданские костюмы, а короли и императоры носят на голове короны(кроме того, имеют и иные отличительные признаки власти: мантию, скипетр, державу.);
– в обращении к ним – обращение к королю «ваше величество» подчёркивает его особую роль среди жителей страны, которые именуются подданными;
В обращении к президентам «господин президент» ничем не отличается от обращения к любому гражданину страны: «господин Иванов», «господин учитель», «господин директор» и т.д.

– Найдите на стр.81 учебника, как называются государства, в которых правит король?

– Монархия.

Слайд 10
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image018.jpg

Под версию «в каждом государстве свои порядки, традиции, обычаи» 
прикрепляем карточки «монархия», «республика»

Как называются государства, в которых правит президент?

– Республика.

– Так что же такое монархия?

– Монархиями называют такие государства, в которых главой является король, царь или император и власть передаётся по наследству.

– Что такое республика?

– Республиками называют такие государства, где власть передаётся в результате народных выборов.

– Итак, часть человечества – граждане республик, а часть – подданные монархий.

 

2. Демократия и диктатура.
– Вспомните, что такое демократия?

– Демократия – это власть народа.

Слайд 11
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image020.jpg
Слайд 12
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image022.jpg
Слайд 13
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image024.jpg
Слайд 14
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image026.jpg
Под версию «в каждом государстве свои порядки, традиции, обычаи» 
прикрепляем карточки
«демократия», «диктатура».
Слайд 15
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image027.jpg

– Как народ при демократии управляет государством?

– Через выборы представителей власти, через всенародное голосование – референдум.

– Рассмотрите рисунки на стр. 84. Что вы видите?

– Выборы, голосование.

– Можно ли сказать, что на всех рисунках изображены действительно демократические порядки?

(Ученики совещаются в парах или группах).
– 
Демократические порядки изображены на рисунках 1, 3, и 5.

– Придумайте, как назвать государство, в котором приняты другие порядки, изображенные на рис. 2, 4 и 6?

– Недемократические.
(Или иначе, как скажут дети.)

– Найдите на стр.84 учебника, как называются государства, в которых нет демократии.

– Диктатура.

– Так что же такое диктатура?

– Диктатура это – государство, в котором один человек захватывает всю власть в стране в свои руки.

– Итак, часть человечества живёт в демократических государствах, а часть – в недемократических.

 

4. Выражение решения проблемы.

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? 
– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?

– Почему все государства не объединяются в одно?
(Ученики совещаются в группах или парах)
ВЫВОД: Единое человечество состоит из граждан разных государств. В каждом государстве сложились свои формы и способы правления: монархия или республика, демократия или диктатура. Не все государства согласятся отказаться от своих порядков и принять чужие. (Могут быть и другие версии).

Слайд 16
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image029.jpg
Слайд 17
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image031.jpg

Применение нового знания.
(Чтение и ответы на вопросы стр. 85.

Вопрос 2:
– 
Чем монархические государства отличаются от республик?

Вопрос 3:
– 
Чем демократическое государство отличается от диктатур (недемократических государств)?

Работа в ТПО (тетрадь печатная основа)
Стр. 56, №4. 
По времени (слайды 18-20).

(Работают в парах или группах).

Слайды 18-20.
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image033.jpg
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image035.jpg
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image037.jpg

5. Итоги урока.

– Ребята, я попрошу вас оценить свою работу.
– Кому что показалось трудным, непонятным?
– Что на уроке было самым интересным?

 

 

6. Домашнее задание.

Обязательно для всех:
ТПО теме 15, №1, 2, 3, 6.

Тему прочитать целиком(по желанию).
Творческое задание:
придумать в виде
схемы, как изобразить демократию и диктатуру. Предложить товарищам догадаться, на какой схеме что изображено.

 

Слайд 21
http://festival.1september.ru/articles/622502/f_clip_image039.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

конспект урока по Окружающему миру "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний"

Конспект урока по ОМ "В мире звука" 2 класс УМК "Планета знаний". Использумые технологии: информационная, развивающая, проблемная.Методы: словесные, наглядные, деятельностные, практические(выполнение ...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Мы - граждане России"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Мы - граждане России". 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мы – граждане России"

Урок посвящён образу Российского государства, точнее тому "идеалу", к которому государство стремится в соответствии с действующей Конституцией.При всей сложности исторической судьбы этого документа, б...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мы - граждане России" 4 класс

- Здравствуйте, дорогие посетители! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Здесь вы найдете конспекты уроков по различным предметам, также презентации к ним.Я создала этот сайт для себя, т.к. ...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мы – граждане России"

план-конспект урока по окружающему миру в 4 классе...