Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Хисматуллина Ольга Маратовна

           Цель деятельности учителя:

  • формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.

             Планируемые результаты:

             Предметные:

  • знать, что такое Федеральное собрание;
  • знать, что такое правительство Российской Федерации и кто такой президент РФ;
  • уметь правильно отвечать на вопросы.

             Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

окружающего мира

Выполнила студентка 45 гр.

Ф.И.    Хисматуллина Ольга

                                                                                                                                                      Проверил:    Юсупова Г.Л.

Отметка: _____________

Дата:         05.05.2020

Челябинск, 2020

Дата: 05.05.2020 г.                                                                                                    ФИО учителя: Юсупова Г.Л.

Школа: МКОУ «Саринская СОШ»                                                                         ФИ студента: Хисматуллина О. М., 45 гр.                                                            

Класс: 4                                                                                                                                      ФИО методиста: Сачкова Т.А.    

Кабинет:                                                                   

Время занятия:

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Мы – граждане России»

Цель деятельности учителя:

  • формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  • знать, что такое Федеральное собрание;
  • знать, что такое правительство Российской Федерации и кто такой президент РФ;
  • уметь правильно отвечать на вопросы.

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс, 2 часть (УМК «Школа России»); учебная презентация; раздаточный материал.

Этапы урока.

Методы и приемы

Хрономет-раж

Содержание урока

Формируемые

УУД


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный метод: слово учителя.

1 мин.

- Здравствуйте.

- Садитесь, пожалуйста, за парты.

- Настройтесь на работу и проверьте все ли готово к уроку окружающего мира.

Готовят рабочее место. Настраиваются на работу.

Р: умение организовать свое рабочее место.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный метод: фронтальный опрос, диалог.

Наглядный метод: презентация.

2 мин.

- Ребята, давайте вспомним, о чём же вы говорили на прошлых уроках окружающего мира.  

- Сейчас мы с вами проверим ваше домашнее задание, вы должны были подготовить пересказ прошлой темы.

- У каждого ребенка есть свой дом, семья. Кем вы являетесь для родителей?

- Для бабушек и дедушек?

- Как называется наш общий дом?

- Что значит быть гражданином России?

- Вы знаете, что ваши родители ходят на выборы. Кого же они выбирают?

- А мы с вами можем пойти на выборы и проголосовать?

- Кто же такой президент?

- Кто является нашим президентом

- Что такое правительство РФ?

- Это высший орган исполнительной власти. Во главе его президент.

Выходят по одному к доске и пересказывают прошлый параграф.

- Детьми.

- Внуками.

- Страна.

- Исполнять законы, иметь права.

- Президента своей республики, страны, депутатов.

- Нет. Нам еще нет 18 лет. Мы дети.

- Глава нашего государства.

- Владимир Владимирович Путин.

Отвечают на вопрос.

Р: контроль и самоконтроль.

П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками.

III. Постановка учебной задачи

Словесный метод: слово учителя, диалог.

Проблемное обучение: проблемная ситуация.

2 мин.

- Послушайте стихотворение.

Кто по улице идет?

Необычный пешеход.

У него пятьсот имен:

На заводе слесарь он,

В яслях он - родитель,

В кинотеатре - зритель,

А пришел на стадион -

И уже болельщик он.

Он кому-то сын и внук,

Для кого-то близкий друг.

Он - мечтатель в дни весны,

Он - защитник в дни войны.

И всегда, везде и всюду -

Гражданин своей страны!

- Какие здесь прозвучали ключевые слова в соответствии нашей теме урока?

- Кто догадался, как будет звучать тема нашего урока?

- Какие цели мы поставим?

- Верно.

- Гражданин своей страны!

- Тема нашего урока: «Мы - граждане России».

- Мы должны узнать информацию про Федеральное собрание, правительство российской Федерации.

П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Р: целеполагание.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

IV. Открытие детьми нового знания

Словесный метод: фронтальный опрос.

Наглядный метод: презентация.

20 мин.

- Ребенок родился…

- И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении».

- Какой документ обязаны получить дети, достигшие 14-го возраста?

- Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.

- Что такое паспорт?  

- Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

- Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.

- Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом «гражданин»?

- Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?

- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?

- Молодцы.

Слушают учителя.

- Они получают паспорт гражданина РФ,

- Паспорт – документ удостоверяющий личность.

- Гражданин – человек, который любит и защищает свою родину.

- Не все люди становятся истинными гражданами.

- Это люди, которые никогда не предадут свою страну.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог.

Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в

устной форме.

V. Первичное закрепление

Словесный метод: диалог.

Наглядный метод: работа с учебником.

10 мин.

- Как называется наш общий дом?

- Кем мы являемся?

- Что значит быть гражданином?

Физкультминутка

- Сейчас все встаем. Предлагаю вам немного размяться.

Нет на свете Родины красивей –            

(шагают на месте)

Боевой страны богатырей.            

(изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей.          

(шагают на месте и широко разводят руки)

- Молодцы. Садитесь все, пожалуйста.

- Страна Россия.

- Гражданами России.

- Гражданин исполняет законы государства, имеет право на поддержку и защиту государства, а так же на управление страной.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение.

К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический метод: выполнение самостоятельной работы.

3 мин.

- Откройте рабочую тетрадь на странице 60.

- Прочитайте. В каком тексте слово «гражданин» совпадает с тем значением, о котором мы говорили на уроке? Отметьте его «+». Объясните значение слова гражданин в других случаях.

- Прочитайте. Кто является главой нашего государства? Как называется наш парламент? Из каких двух палат он состоит?

- Прочитайте. Что из перечисленного относится к правам? Соедините их стрелками.

- Что из перечисленного относится к обязанностям? Соедините стрелками.

- Прочитайте. Представьте себе, что вы встретились с президентом. Какие вы бы задали ему вопросы? Запишите.

- Прочитайте отрывок стихотворения К.Ф. Рылеева. Почему М. И. Кутузов назван гражданином?

- Прочитайте. Рассмотрите фотографии. Что изображено на первой фотографии?

- Что изображено на второй фотографии?  

- Верно.

- Охрана здоровья и мед помощь, получение образования, свободный выбор профессии.

- Защита отечества, участие в управлении делами гос-ва, уплата налогов и сборов, сохранение природы и окружающей среды.

- Он, как гражданин, защищал свое отечество.

- Здание правительства РФ.

- Здание государственной думы.

П: структурирование знаний.

Р: умение контролировать и оценивать учебные действия.

VII. Включение в систему знаний, повторение

Словесный метод: беседа.

3 мин.

- Какие права у нас есть?

- Назовите главную обязанность граждан нашей страны?

- Какие у вас есть обязанности?

- Какое еще право имеет гражданин?

- Кого выбирают граждане России?

- Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?

- Кто является главой государства?

- Чем он занимается?

- Когда был избран Президентом РФ В.В. Путин?

- Из каких палат состоит Федеральное собрание?

- Чем они занимаются?  

- Когда закон вступает в силу?

- Кто решает важные вопросы жизни страны?

- Верно. Молодцы.

- Право на жизнь и свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование и другие.

- Забота о сохранении природы.

- Помогать родителям, убираться в своей комнате.

- Участвовать в управлении делами государства.

- Президента, и органы исполнительной власти.

- в 18 лет.

- Президент РФ.

- Определяет основные направления внутренней и внешней политики.

- 2000 год.

- Совет федерации и Государственной думы.

- Государственная дума принимает законы, а Совет Федерации одобряет или отклоняет их.

- После одобрения его государственной думой и подписью его Президента.

- Правительство Российской Федерации.

К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный метод: беседа.

2 мин.

- Кто скажет, как звучала тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили?

- Скажите, пожалуйста, вам понравился урок?

- Узнали ли вы что-то новое?

- Закрепили свои знания?

- Мне урок понравился,  Вы были активными, с удовольствием выполняли все задания и получали новые знания.

- Как вы думаете. Каких ребят мы можем оценить за этот урок? Кому мы можем поставить отметку?

- Полностью согласна. Спасибо вам за урок. До свидания!

- Тема нашего урока: «Мы - граждане России».

- Мы должны узнать информацию про Федеральное собрание, правительство российской Федерации.

Варианты ответов детей.

Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия.

П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К: умение слушать и вступать в диалог.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет" 3 класс Школа России

Цель данного урока : познакомить учащихся с понятием "семейный бюджет", "экономика семьи"; развивать у учащихся  представление о структуре семейного бизнеса; воспитывать организованность, бережли...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по окружающему миру:Золотое кольцо России(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" УМК "Школа России" 3 класс

Тема: «Золотое кольцо России. Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Углич»  Цель деятельности учителя: формирование представлений о старинных городах, которые образу...

Конспект урока по окружающему миру «Проект «Города России»» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний о городах России.Планируемые результаты:Предметные:Знать:крупные города России;особенности городов России;Уметь:самостоятельно выделять нужную информацию...

Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России" (УМК Школа России, 3 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Золотое кольцо России» Цель деятельности учителя: формирование понятия «Золотое кольцо» России; знакомство с городами «Золот...

Конспект урока по окружающему миру «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с географией городов Золотого кольца России, историей их возникновения, художественной ценностью. Планируемые результаты:Предметные: знать какие гор...