Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мы – граждане России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Аликберова Анна Васильевна

Урок посвящён образу Российского государства, точнее тому "идеалу", к которому государство стремится в соответствии с действующей Конституцией.При всей сложности исторической судьбы этого документа, безусловной заслугой Конституции является постулирование основ правового государства и гражданского общества.

Цель урока - создать у обучающихся образ гражданско-правововых отношений, к которому необходимо стремиться. Основная мысль урока определяет суть гражданско - правовых отношений: "У каждого гражданина России есть права и обязанности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alikberova_a.v._konspekt_uroka_po_pravovoy_kulture.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока  по окружающему миру в 4 классе «Мы – граждане России" Разработала учитель начальных классов МБОУ СОШ № 22 г. Ставрополя                          Аликберова Анна Васильевна

Тема урока:  Мы - граждане России.

Имя урока: Имя нашей страны – Россия, или Российская Федерация.                 Тип урока: изучение нового материала.                                                           Цели урока: 

Обучающая: 

 -формировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову «Родина», объяснять значение пословиц о Родине.                                                                                                                           - формировать представления обучающихся  о том, что значит быть гражданином Российской Федерации; первоначальные умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

Развивающая:                                                                                                             - овладевать навыками объяснять понятия «Родина», «Россия», «граждане России», «Права и обязанности граждан России».

-повторить символику государства.

-учиться  называть и классифицировать права и обязанности граждан России.        - овладевать  навыками смыслового чтения текста учебника в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;

Воспитательная:                                                                                                           -формирование у обучающихся  основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей национальной принадлежности.                                                                                              -воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.

-развивать внимание, читательский интерес учащихся.

Планируемые результаты урока

Предметные                                                                                                                  - научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.               Метапредметные                                                                               Регулятивные:                                                                                                          целеполагание – выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос.                                                  Познавательные:                                                                                                     общеучебные – называть объекты действительности в соответствии с содержанием учебного предмета; предметные – знать и объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен выполнять свои обязанности.                    Коммуникативные: соблюдать правила речевого поведения, задать вопросы, слушать и отвечать вопросы других, строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.                                               Личностные                                                                                                               -будут сформированы: проявлять интерес к поисковой и исследовательской деятельности, понимать причины успеха и неуспеха в учебной деятельности; учитывать интересы, наклонности, способности и потребности других учеников при совместной работе, оценивать результаты своих достижений, испытывать чувство гордости за свою Родину.                                   Межпредметные связи урока: с литературой, музыкой.                                                                                            Оборудование: раздаточный материал,  карточки с контурными картами , учебник  «Окружающий мир»  О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов, рабочая тетрадь, сканворд, пазлы с пословицами,  

Ход урока

1.Мотивация познавательной деятельности

Звучит красивая лирическая музыка без слов. На экране высвечивается карта расселения древних славян в 9 веке, затем карта Руси, СССР  и России в разные исторические эпохи.                                                                  

2. Актуализация необходимых знаний

Более тысячи лет насчитывает история нашей страны. Её имя «Русь» пришло из глубины веков.

Работа с контурной картой.

 1.Найдите и отметьте  на исторической карте города, где жили племена восточных славян.

2.Новгородский князь Олег объединил земли Новгорода и Киева и столицу  перенёс из Великого Новгорода в …  . Отметьте на карте. (Киев).

3.Подпишите на карте как именовали в конце 9 века Древнерусское государство (Киевская Русь).

Давайте вспомним, что вы изучали на прошлых уроках?

Экспресс-тестирование обучающихся.

1.В каком веке нашу Родину стали называть Россией? (в середине 16 века).

2.Во времена правления какого царя нашу Родину стали называть Россией? (Ивана Грозного).

3.При каком царе в первой половине 18 века «царствующим градом» стал город Санкт-Петербург? (При Петре Великом).

Слово учителя.

За многие века не один раз менялись границы, названия, государственная символика нашего Отечества – флаг, герб, гимн, его столица.                                      Но испокон веков на его территории жили и живут разные народы. Щедро отдавали наши предки на благо Отечества свои силы, знания и даже жизнь. В  трудные времена Минина и Пожарского, грозные дни Отечественной войны  1812 года и Великой Отечественной войны 1941-1945 годов общая беда сближала всех россиян. Все поднимались на защиту Отечества. Оно ведь одно для всех: русских, татар, башкир, чувашей, чеченцев, ненцев, удмуртов, бурят, мордвы…                                                                                                           У каждого государства есть свои символы, свой Основной закон страны.

4. Проверка домашнего задания (устно).

- Что такое конституция?

- Что такое законы?

- Главный документ, защищающий права человека?

- Когда отмечаем День прав человека?

- Какой документ защищает права ребенка?

- Кто берет на себя заботу о ребенке, если он остался без родителей?

- До какого возраста человек считается ребенком?

5.Индивидуальная работа

Сейчас я вам на парту раздам карточки с заданием и листочки. Подпишите свои листочки и ответьте письменно на вопрос. (три минуты).

1.Вариант                                                                                                                        О чем говорится в Конвенции о правах ребенка?

2.Вариант                                                                                                                   Что такое право на отдых, участие в играх?

На прошлом уроке мы познакомились с правами ребенка.

6.Изучение нового материала.                                                                           Чтение художественного стихотворения.                                                             Здесь тёплое поле наполнено рожью,
Здесь плещутся зори в ладонях лугов.
Сюда златокрылые ангелы Божьи
По лучикам света сошли с облаков.
И землю водою святой оросили,
И синий простор осенили крестом.
И нет у нас Родины, кроме России —
Здесь мама, здесь храм, здесь
отеческий дом.                                                             

-О чем говорится в стихотворении?

7.Постановка проблемных вопросов. Систематизация знаний.

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

Правильно! Тема сегодняшнего урока: "Мы - граждане России".

О чём мы сегодня поговорим? О родине. Будем разговаривать о родине, о гражданах нашей страны.

8.Организация познавательной деятельности

Давайте поставим цель, перед собой чему мы должны научиться.                    -

 Обучающиеся самостоятельно формулируют цели урока.

-Давайте из пазлов соберём пословицы.  Прочитайте  получившиеся пословицы, объясните, как Вы их понимаете?  (Человек без Родины , что соловей без песни. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.)

9. Рабата с учебником

А сейчас откройте учебник на странице 109 -111 и прочитаем текст.

10.Первичное закрепление:

- А вы являетесь гражданами России?

- А что это значит - быть гражданином?

А теперь давайте проверим свои предположения, прочитав об этом второй абзац на странице 112 учебника.

Работа с Рабочей тетрадью                                                                                          -А теперь давайте выполним задание №84 страница 45 рабочей тетради.

- А какие права вы еще имеете?

- Узнаем подробнее об этом из текста на странице 112-114 учебника.

- О каких новых правах вы узнали?

- А какие у гражданина есть обязанности?

- Выясним, что относим к правам, а что к обязанностям, выполнив задание 85 на странице 45. Что из перечисленного относится к правам?                                   - Что из перечисленного относится к обязанностям?

 Работа в парах.                                                                                                                         Перед Вами на столах - пустая таблица, разделенная на две колонки и маленькие карточки, которые нужно распределить. Догадайтесь, на какие группы их нужно классифицировать, обсудите решение в парах. ( Для более слабых детей можно сразу подписать графы: «Права» и «Обязанности»). Ответы детей. Распределение следующих предложений:

Участие в культурной жизни страны

Образование; посещение детского сада, школы..

Помощь врача при заболевании

Выходные дни, отпуск.

Носить фамилию своих родителей

Жить и воспитываться в семье

Общение с родственниками и родителями

Сохранять природу и окружающую среду

Защищать Отечество

Забота о близких и стариках

Соблюдать законы государства.

Физкультминутка.

- Кто является главой нашего государства?

- Кто является Президентом Российской Федерации?

- Прочитайте от президенте и о Правительстве нашего государства на странице 115-116. Что нового вы узнали из текста?

- Кто является главой нашего государства?

- Как называется парламент нашей страны?

- Из каких двух палат он состоит?

11. Фронтальный опрос. 

1. Какие права у нас есть?

2. А какие обязанности есть у вас?

3. Кого выбирают граждане России?

4. Когда вы получите право быть избранным на государственный пост?

5. Кто является главой нашего государства?

6. Чем он занимается?

7. Президент приносит народу присягу. Что это значит?

8. Из каких палат состоит состоит Федеральное собрание?

9. Чем они занимаются?

10. Когда закон вступает в силу?

11. Кто решает важные вопросы жизни страны?

Обучающиеся  с помощью учебника  и учителя заполняют сканворд по ответам на эти вопросы.

12.Подведение итогов урока.

-А теперь давайте подведем итоги нашего занятия.

В начале урока мы с вами поставили цель. Все ли цели, поставленные в начале урока, мы достигли?

- С какой темой мы познакомились?

- Где можно применить новые знания?

13. Откройте дневники и запишите домашнее задание:

1. Прочитайте текст на странице 109 - 116 учебника.

2. Выполните задание 3 на странице 46 рабочей тетради.

14. Самоанализ. Самооценивание. Рефлексия.                                                                                              

На столе у вас лежат цветы трех цветов: красный, желтый, зеленый. Оцените себя на уроке. Если вы были активными, поняли материал, вы разбираетесь в изученных вопросах, то вы прикрепите на рисунок земного шара цветок зеленого цвета, если вам было трудно и вам нужна помощь учителя, то – цветок  желтого цвета, если вам было ничего не понятно и требуются дополнительные упражнения, то  цветок красного цвета.   И наша планета раскрасится яркими цветами для счастья людей!                                                                        Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира (2 класс) "Золотое кольцо России".

Конспект урока разработан в рамках курса "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой....

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...

Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»

Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...

Конспект по окружающему миру 3 класс "Золотое кольцо России"

Конспект разаработан по программе "Школа России"...

Конспект по окружающему миру 4 класс. УМК "Школа России". Тема "Средние века: время рыцарей и замков"

Цели деятельности учителя: ознакомление с эпохой средних веков, её достижениями, особенностями.Планируемые результатыПредметные:-знать понятия «средневековье», «рыцарь», «...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...