План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мы - граждане России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

- Здравствуйте, дорогие посетители! Я рада приветствовать вас на своем сайте.

Здесь вы найдете конспекты уроков по различным предметам, также презентации к ним.

Я создала этот сайт для себя, т.к. этот сайт еще одно достижение на моем профессиональном пути; для студентов и педагогов,  которые, возможно, найдут на сайте что-то полезное и новое для себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

План - конспект

урока окружающего мира

в 4 классе на тему:

«Мы – граждане России»

студентки группы П-182

по специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Абросимовой Ольги Сергеевны

Набережные Челны, 2021

Тема: «Мы – граждане России».

Цель: организация деятельности обучающихся по формированию знаний о правах и обязанностях гражданина РФ, о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.

Задачи:

  • Образовательная:
  • актуализировать знания об основном законе РФ, Конвенции о правах ребенка, Всеобщей декларации прав человека через задание в паре на карточке №1;
  • формировать представления обучающихся о том, что значит быть гражданином Российской Федерации.
  • Развивающая:
  • способствовать развитию навыков устной монологической речи при ответах на вопросы учителя, объяснении выполненного задания;
  • продолжить умение работать с учебником при выполнении задания по вариантам.
  • Воспитательная:
  • способствовать  формированию коммуникативных навыков и навыка учебного сотрудничества через выполнение заданий в парах;
  • содействовать воспитанию познавательного интереса к окружающему миру, формированию у обучающихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять понятия права, обязанности, почему человек должен соблюдать права и выполнять обязанности гражданина России.

Метапредметные:

  • Регулятивные: участвуют в постановке учебной цели и плана урока.
  • Познавательные: перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Коммуникативные: доносят учебную позицию: высказывают свою точку зрения и пытаются ее обосновать, приводя аргументы.

Личностные: формирование уважительного отношения к окружающему миру, чувства гордости за свою Родину.

Оборудование: презентация, учебник, карточки с заданиями, сигнальные карточки, раздаточный материал для рефлексии.

Ход урока:

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

- Проверьте свою готовность к уроку. Уберите все лишнее со стола. Карточки, которые я вам раздала, не трогаем, пока я не скажу.

- Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Поднимите палец вверх те, у кого сейчас хорошее настроение.

- Поднимите правую руку, если вы хотите выполнять все задания без ошибок.

- Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня активно поработать на уроке.

- Молодцы! Подумайте, какие качества нужны для успешной работы на уроке?

- Верно! Значит, эти качества мы с вами на уроке будем применять, да?

- Хорошо. Тогда настраиваемся на продуктивную и успешную работу!

- Ребята, обратите внимание на квадратики на ваших столах – это сигнальные карточки. После выполнения каждого задания вы будете ими себя оценивать. Если вы задание выполнили верно – показываете зеленую сторону квадрата, если были ошибки – красную. Всем понятно?

Приветствуют учителя.

Убирают все лишнее со стола, готовятся к уроку.

Записывают.

Поднимают палец вверх.

Поднимают правую руку.

Поднимают левую руку.

- Внимание, активность, старание, сообразительность и т.д.

-Да.

Слушают объяснение про сигнальные карточки.

- Да.

К: слушать учителя и понимать речь других.

Р: самостоятельно организовывать свое рабочее место; настраивать себя на продуктивную работу.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

- Перед изучением новой темы, давайте вспомним тему прошлого урока. Для этого, предлагаю выполнить задание в паре.

- Но перед этим давайте вспомним правила работы в паре.

- Также можете ознакомиться с правилами на экране.

 (Правила работы в паре на слайде)

- Возьмите карточку №1, положите ее перед собой. Внимательно прочитайте и выполните задание. Не забываем, что это парная работа, работаем одной ручкой. На выполнение данного задания я даю вам 2 минуты, таймер на экране.

(Включаю таймер)

Карточка №1

Задание: Вставьте в текст пропущенные слова, используя слова для справок.

Основной закон РФ – это___________. Она была принята в 1993 году. В переводе слово «конституция» означает «________, постановление».

После Второй мировой войны был приняты документы, защищающие права человека. Главным среди них является _____________________________________. Она была принята на общем собрании Организации Объединенных Наций 10 декабря _____ года.

________ в России отмечают международный День защиты детей. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. «Дети имеют право на особую заботу и помощь – это главная мысль важного международного документа - ________________________________. Она была принята ООН 20 ноября 1989 года.

Слова для справок: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, устройство, Конституция, 1948, 1 июня.

- Давайте проверим по эталону, посмотрите все на экран.

- Оцените работу в паре сигнальными карточками.

- Хорошо, практически все с заданием справились без ошибок.

(Если у кого-то есть ошибки, разбираем вместе)

Слушают.

Озвучивают правила.

Читают.

Выполняют работу в паре.

Основной закон РФ – это Конституция. Она была принята в 1993 году. В переводе слово «конституция» означает «устройство, постановление».

После Второй мировой войны был приняты документы, защищающие права человека. Главным среди них является Всеобщая декларация прав человека. Она была принята на общем собрании Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года.

1 июня в России отмечают международный День защиты детей. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. «Дети имеют право на особую заботу и помощь – это главная мысль важного международного документа – Конвенция о правах ребенка. Она была принята ООН 20 ноября 1989 года.

Проверяют свою работу.

Оценивают работу.

П: структурировать, систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

К: договариваться о совместной деятельности в паре, умение находить общее решение.

Р: отличать верно выполненное задание от неверного.

Постановка учебной задачи

- Ребята, обратите внимание на слайд и выполните два задания.

Задания:

1. Расшифруй ребус.

2. В какой стране под небом вьётся

Флаг бело-сине-красный?

Врагу он в руки не даётся,

Такой флаг есть в стране…

- А теперь соедините эти слова, чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока.

- Верно, тема нашего урока «Мы – граждане России».

- Какую цель мы перед собой поставим?

- Для достижения нашей цели, что мы должны составить?

- Верно, но наш план немного перепутался. Давайте восстановим его последовательность.

План урока

1. Узнать о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.

2. Выполнить самостоятельную работу.

3. Вспомнить права и обязанности гражданина.

- Молодцы!

- Оцените работу сигнальными карточками.

- По этому плану мы будем двигаться.

Слушают.

Смотрят, разгадывают ребус и загадку.

Дети получают слова «гражданин» и «Россия».

Называют тему урока.

- узнать, что значит быть гражданином России.

- План урока.

Восстанавливают план урока.

План урока

1. Вспомнить права и обязанности гражданина.

2. Узнать о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.

3. Выполнить самостоятельную работу.

Р: самостоятельно формулировать цель и задачи урока.

К: высказывать свое мнение (точку зрения).

Реализация построенного проекта

1 пункт плана

- Давайте вспомним, какие права и обязанности есть у гражданина?

(права и обязанности на слайде)

Права гражданина:

- Право на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых, на имущество и многие другие. С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства.

Важные обязанности гражданина:

- Соблюдение Конституции и законов России, забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия, защита Отечества.

- Ребята, а кто является главой государства?

- В нашей стране Президентом кто является?

- А чем он занимается?

- Ребята, откройте учебник на страницу 165. Найдите подзаголовок «Президент России». Прочитайте внимательно.

- Какую присягу приносит президент народу РФ? Клянется что делать?

- В каком году Президентом РФ избран В.В.Путин?

- Совершенно верно. Ребята, мы с вами выполнили 1 пункт плана?

- Оцените себя сигнальными карточками, поняли ли вы про права и обязанности гражданина, узнали ли о президенте РФ.

- Отлично!

- Какой у нас 2 пункт плана?

- Чтобы это узнать, мы выполним задание по вариантам. Найдите на странице 166 подзаголовок «Федеральное собрание и Правительство Российской Федерации».

- Все внимательно прочитайте текст. После прочтения 1 вариант – рассказывает 2 варианту информацию о Федеральном собрании, затем 2 вариант рассказывает 1 варианту о Правительстве РФ.

- Задание всем понятно? Тогда приступаем.

- Все друг другу рассказали?

- Что же такое Федеральное собрание? Из каких двух палат оно состоит?

- Какие вопросы решает Правительство РФ?

- Оцените себя сигнальными карточками.

- Вижу, что все внимательно читали и друг другу объясняли. Молодцы!

- Ребята, мы с вами выполнили 2 пункт плана?

Высказываются.

Читают.

- Президент РФ.

- В.В.Путин.

- Определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Читают.

Отвечают на вопросы.

- В 2012 году.

Оценивают.

- Узнать о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации.

Слушают.

Читают, рассказывают друг другу информацию.

- Да.

Отвечают.

Отвечают.

Оценивают.

- Да.

К: строить устное высказывание в соответствие с коммуникативной задачей; слушать и понимать речь других.

Р: оценивать свои учебные достижения, поведение; работать по плану.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Предлагаю немного отдохнуть и выполнить физкультминутку.

Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

- Молодцы! Мы немного отдохнули, теперь приступаем к работе.

- Все ли пункты плана мы выполнили?

- Что мы не сделали?

- Ребята, возьмите карточки №2, положите их перед собой. Это ваша самостоятельная работа. Внимательно прочитайте задание и приступайте к выполнению. На это задание я даю вам 5 минут, таймер на экране.

(Включаю таймер)

Карточка  №2

Ответь на вопросы в тетради:

1.Какие права и обязанности гражданина РФ ты знаешь?

2.Кто является главой нашего государства?

3.Что ты знаешь о Федеральном собрании?

4.Чем занимается Правительство Российской Федерации?

- Время вышло. Давайте проверим. Для этого поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, выполним взаимопроверку.

- Посмотрите на экран, проверьте.

- Оцените сигнальными карточками работу соседа по парте.

- Мы выполнили 3 пункт плана?

- Пришло время подвести итоги урока.

Слушают.

Выполняют.

- Нет.

- Самостоятельную работу.

Слушают объяснение.

Выполняют задание.

Выполняют взаимопроверку по эталону.

Выполняют взаимооценку.

- Да.

Оценивают.

Р:

проводить физическую разгрузку в ходе работы; отличать верно выполненное задание от неверного; осуществлять взаимопроверку и взаимооценку.

П: систематизировать, обобщать изученное.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Ребята, какая была тема нашего урока?

- А какую цель мы перед собой поставили?

- Мы ее достигли?

- А как мы ее достигли?

- Что же значит быть гражданином своей страны?

- Отметьте мнение о своей работе на уроке:

Зеленый цвет - «На уроке мне всё было понятно.  Я со всеми заданиями справился самостоятельно».

Желтый цвет – «На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями».

Красный цвет – «Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!»

- Я вижу, что у большинства положительные ответы. Ребята, мы хорошо поработали на уроке, мне очень понравилось, что вы были активными.

- Наш  урок подходит к концу. До свидания!

- Мы – граждане России.

Отвечают.

- Да.

- Выполняли задания и т.д.

Отвечают.

Оценивают свою деятельность на уроке.

Слушают.

Прощаются.

Р: анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

П: систематизировать, обобщать изученное, делать выводы.

К: оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Министерство образования и науки Республики Татарстан ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» «Мы – граждане России» Работа студентки группы П-182 по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах Абросимовой Ольги Сергеевны Набережные Челны, 2021

Слайд 5

Карточка №1 Основной закон РФ – это Конституция . Она была принята в 1993 году. В переводе слово «конституция» означает « устройство , постановление». После Второй мировой войны был приняты документы, защищающие права человека. Главным среди них является Всеобщая декларация прав человека . Она была принята на общем собрании Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. 1 июня в России отмечают международный День защиты детей. В нашем государстве действуют законы, защищающие права ребенка. «Дети имеют право на особую заботу и помощь – это главная мысль важного международного документа – Конвенция о правах ребенка. Она была принята ООН 20 ноября 1989 года .

Слайд 6

В какой стране под небом вьётся Флаг бело-сине-красный? Врагу он в руки не даётся, Такой флаг есть в стране… 2 Гражданин Россия 1

Слайд 7

«Мы – граждане России » Тема: Цель: узнать, что значит быть гражданином России.

Слайд 8

План урока : 1.Узнать о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации. 2.Выполнить самостоятельную работу. 3.Вспомнить права и обязанности гражданина. 1.Вспомнить права и обязанности гражданина. 2 .Узнать о Федеральном собрании и Правительстве Российской Федерации. 3 .Выполнить самостоятельную работу.

Слайд 9

Права гражданина: - Право на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых, на имущество и многие другие. С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства. Важные обязанности гражданина: - Соблюдение Конституции и законов России, забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия, защита Отечества.

Слайд 10

Владимир Владимирович Путин – Президент РФ

Слайд 11

Вы, наверное, устали? Ну тогда все дружно встали Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем.

Слайд 12

Карточка № 2 1.Какие права и обязанности гражданина РФ ты знаешь ? Права гражданина: - Право на свободу и личную неприкосновенность, на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени, на свободный труд и образование, на отдых, на имущество и многие другие. С 18 лет мы имеем право участвовать в управлении делами государства. Важные обязанности гражданина: - Соблюдение Конституции и законов России, забота о сохранении природы, исторического и культурного наследия, защита Отечества. 2.Кто является главой нашего государства ? Президент РФ – В.В.Путин. 3.Что ты знаешь о Федеральном собрании ? Федеральное собрание – Парламент РФ. Оно состоит из двух пала: Совета Федерации и Государственной думы. 4.Чем занимается Правительство Российской Федерации ? Правительство РФ разрабатывает меры по развитию хозяйства, культуры и других областей жизни.

Слайд 13

«Мы – граждане России » Тема: Цель: узнать, что значит быть гражданином России.

Слайд 14

На уроке мне всё было понятно. Я со всеми заданиями справился самостоятельно. На уроке мне почти всё было понятно. Не всё получалось сразу, но я всё равно справился с заданиями. Помогите! Мне многое не понятно! Мне требуется помощь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект открытого урока по окружающему миру для 1 класса

Предмет: окружающий мир.Тема: «Наши помощники – органы чувств». Урок №21.По типу урок: изучения и первичного закрепления новых знаний, урок-практикум.Цель:·        Ф...

План-конспект современного урока по окружающему миру 1 класс

Урок  в 1 классе по теме  " Где и когда? ", " Когда наступит лето?" Урок с использованием  ЭОР из Единой коллекции ЦОР о смене дня и ночи и смене времён года с использованием игрового ...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему: "Осень"

Тип урока: изучение новой темы.Цель: 1)    Обучающая:-формировать представления о характерных признаках осени в живой и  неживой природе;  - учить устанавливать связи меж...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...

План-конспект открытого урока по окружающему миру 3 класс

План-конспект урока окружающего мира на тему "Мы и наше здоровье" 3 класс "Школа России"....

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Кто такие насекомые?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Что и кто?».На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока  включены элементы обучения шк...

План-конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Почему мы любим собак и кошек?"

Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Почему? Зачем?»На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержании урока  включены элементы обучения...