Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе "Суша под солнцем".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Раздел «Взаимодействие сил природы».
Цель урока: формирование представлений детей о влиянии различных природных сил на изменения рельефа Земли. Программа «Система развивающего обучения Л.В Занкова» (может использоваться и по другим УМК, например, в рамках изучения темы «Рельеф Земли»)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по окружающему миру
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Школа № 11 имени Г.С.Бересневой» г. Нижнего Новгорода Загурдаева Анна Александровна
Общие сведения о разработке
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Суша под Солнцем».
Раздел «Взаимодействие сил природы»
Программа «Система развивающего обучения Л.В Занкова» (может использоваться и по другим УМК, например, в рамках изучения темы «Рельеф Земли»). Учебник Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Мы и окружающий мир: учебник для 2 класса, в 2 частях- Самара: Корпорация «Фёдоров», 2012.
Цель урока: формирование представлений детей о влиянии различных природных сил на изменения рельефа Земли.
Задачи урока:
- формирование познавательной мотивации, понимания связей и зависимостей в неживой природе (личностные УУД) через создание проблемной ситуации;
- развитие логических операций сравнение, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, формулирование выводов (познавательные логические УУД) через организацию частично-поисковой деятельности;
- развитие навыков работы с информацией через наблюдение и работу с таблицей, оформление наблюдений и выводов в письменной речи (познавательные общеучебные УУД);
- развитие навыков целеполагания, прогностической и итоговой самооценки, контроля и самоконтроля через работу с дифференцированными карточками (регулятивные УУД);
- развитие умения формулировать свою точку зрения, доказывать, договариваться, приходить к общему решению через работу в парах и в ходе фронтального обсуждения (коммуникативные УУД).
Оборудование урока:
- Учебник, интерактивная доска, компьютер, презентация к уроку;
- Для демонстрации опытов: спиртовка, колечко со стальным шариком, стакан с холодной водой,
- раздаточный дидактический материал (дифференцированные по степени трудности карточки, таблица для записи результатов наблюдений и выводов, маленький флажок из картона для обратной связи);
- плакат с рисунком гор разной высоты для самооценки достижений учащихся.
План урока с хронометражем:
№п/п | План урока | Время, отводимое на каждый этап |
1. | Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока. | 3 мин. |
2. | Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы по дифференцированным карточкам | 5 мин. |
3. | Пробное задание с фиксацией затруднения. Работа с иллюстрацией и фрагментом географической карты | 5 мин. |
4. | План выхода из затруднения. Постановка новой учебной задачи. Работа со схемой | 3 мин. |
5 | Физкультминутка | 1-2 мин. |
6. | Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. Наблюдение и фиксация результатов опытов, выводов . Работа с таблицей. | 10 мин. |
7. | Обобщение. Применение на практике полученных знаний. Работа с учебником | 8-9 мин. |
8. | Рефлексия деятельности (итог урока) | 3-4 мин. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности. Формулировка темы урока | Приветствие. Побуждающий диалог (На доске плакат с изображением гор разной величины, расположенных в порядке возрастания). - Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите, пожалуйста, на доску и прочитайте выражение. Кто из вас слышал это выражение? Что оно означает в прямом смысле? А в переносном? Какую бы вершину вам хотелось покорить сегодня на уроке и почему? - Ну что ж, вперёд к покорению вершин, отважные альпинисты! Тема урока «Суша под солнцем» | Рассматривают иллюстрацию, читают, отвечают на вопросы: -Покорять вершины. - Это значит забраться на гору. - Это выражение может также означать покорить вершину какого-то знания, чего-то добиться, что-то сделать очень хорошее. - Я хотела бы покорить самую высокую вершину, потому что хочу узнать что-то новое, мне нравятся трудности! - Мы постараемся сами открыть новые знания. | Личностные УУД – смыслообразование (положительная мотивация к познанию), Познавательное общеучебное УУД: ответ на вопрос, умение осознанно строить речевое высказывание Коммуникативные УУД кооперация участие в диалоге |
2. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы по дифференцированным карточкам | 1) -Для начала выясним, хватит ли нам нашего багажа знаний, чтобы преодолеть подъём в гору. Перед вами карточки разной степени трудности: высокая гора, поменьше и ещё меньше. Выберете ту, которую считаете вам по силам одолеть. 2) Организация самопроверки и самооценки. - Прочитайте (или покажите), что у вас получилось? (начать с тех, кто выбрал самый простой вариант). Кто согласен с ответом? Кто не согласен? - В чём возникло затруднение? | 1) По очереди подходят к столу учителя, выбирают карточку, садятся на место, самостоятельно работают по заданиям (см. приложение «Дифференцированные карточки») Высокий уровень: вспоминают понятие по определению Средний уровень: соотносят понятие и определение линией Простой уровень: определяют понятие по картинке и словам для справок 2) Читают свои варианты ответов, комментируют ответы одноклассников, обсуждают правильность и неправильность. | Создание ситуации успеха Формирование регулятивных УУД (прогностической самооценки, контроля и самоконтроля) Познавательные общеучебные УУД -читать вслух и про себя, понимать прочитанное, логические УУД анализ, синтез, подведение под понятие |
3. Пробное задание с фиксацией затруднения. Работа с иллюстрацией и фрагментом географической карты. Побуждающий диалог | -1) Предлагает задание на сравнение: - Рассмотрите на презентации фотографии Уральских и Кавказских гор и их изображение на карте. Сравните их (найдите сходство и различие) 2) Ставит проблемный вопрос: Как вы думаете, какие из этих гор появились раньше, а какие позднее? (возникает ситуация противоречия между житейскими представлениями детей и научными фактами) | 1) Сравнивают горы: - Кавказские горы выше, это можно доказать с помощью условных обозначений, на карте они показаны коричневым цветом, а Уральские горы жёлтым. Ещё на фотографии видно, что они покрыты снегом, Уральские ниже и покрыты травой. У Кавказских гор острые вершины, а Уральские как будто сглажены. 2) Выдвигают гипотезы, делают попытку объяснения: - Я думаю, что позднее появились Кавказские горы, потому что они высокие, а Уральские ещё не выросли. - А я думаю, что Уральские горы более старые. Это как пример с ножиком. Пока он новенький – он острый, а когда им попользуешься, он тупится[1]. | Развитие логических операций – сравнение, выдвижение гипотез и их обоснование (познавательные УУД) умение осознанно строить речевое высказывание (коммуникативные УУД) |
4. План выхода из затруднения. Постановка новой учебной задачи. Работа со схемой | 1) Организует диалог с детьми: - Поднимите руку, кто согласен с Владом? С Полиной? - Итак, у нас получились две противоположные точки зрения. Какую цель сегодня поставим на уроке? - Что для этого мы должны сделать? - Вы правы. Цель нашего урока: выяснить, что происходит с рельефом с течением времени. 2) Показывает схему на слайде: - На какие вопросы будем искать ответ? - На какие мысли вас ещё натолкнуло это изображение? - Где мы можем найти правильный ответ? - Сегодня мы будем искать ответ необычным способом, как учёные: ставить опыты, экспериментировать и вести журнал наблюдений! | Участвуют в диалоге, выбирают точку зрения, которая по их мнению является правильной. - Мы поставим цель: выяснить, какая точка зрения правильная, узнать, какие горы более старые или молодые: Кавказские или Уральские? - Найти доказательства. 2) Рассматривают схему, формулируют план достижения цели: - Мы должны найти ответ на вопросы: Что влияет на рельеф? Как влияет? - Я думаю, что на рельеф влияет солнце, вода и ветер. Солнце нагревает, вода и ветер охлаждает. - В учебнике, спросить у взрослых, посмотреть в интернете | Формирование познавательной мотивации (личностные УУД) Формирование умения строить логическую цепь рассуждений, умения пользоваться знаково-символическими действиями, строить речевые высказывания (познавательные УУД) |
5.Физкультминутка | Предлагаю игру на внимательность «Путешествие по планете». Я буду называть разные формы рельефа. «Горы» – и вы поднимаете руки вверх, «равнины», «впадины или овраги» –… Какие движения выберете? (усложнённый вариант игры: показывать детям обманные движения) | Слушают и воспринимают инструкцию, договариваются о правилах игры, участвуют в игре, осуществляют двигательную активность | Регулятивные УУД (умение принимать учебную задачу, следовать заданной инструкции) |
6. Реализация построенного проекта. Открытие нового знания. Наблюдение и фиксация результатов опытов, выводов . Работа с таблицей. | 1) Организует работу в парах. -Давайте сегодня, как настоящие учёные -исследователи проведём эксперимент и выясним, что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении. Обсуждать и записывать результаты наших наблюдений вы будете, работая в парах, в специальную таблицу. Как только закончите работу, возьмитесь за руки и поднимите вверх, образуя вершину горы. 2) Демонстрирует сначала прохождение стального шарика через колечко. - Теперь нагреем шарик на спиртовке и вновь попробуем поместить его в колечко. Что наблюдаем? - Охладим шарик в воде. Пройдёт теперь через колечко, как думаете? - Сформулируйте вывод и запишите в 3 столбец таблицы. | Наблюдают опыты, обсуждают в парах, записывают результат в таблицу. (См. приложение «Карта наблюдений») - Когда вы нагрели шарик, он потолстел! - При нагревании шарик стал больше! - При охлаждении он снова стал маленьким, он уменьшился в размерах - При нагревании твёрдые тела расширяются, а при охлаждении сужаются. | Развитие навыков работы с информацией через наблюдение и работу с таблицей, оформление наблюдений и выводов в письменной речи (познавательные общеучебные УУД) Коммуникативное УУД Развитие умения формулировать выводы, кооперация, участие в работе группы, сотрудничество в совместном решении проблемы |
7. Обобщение. Применение на практике полученных знаний. Работа с учебником | 1)Организует диалог: - Зачем я показала вам эти опыты? -На какой ответ мы искали ответ? -Что произойдёт, если камень постоянно из года в год то нагревать, то охлаждать? 2) Откройте учебник на стр. 98-99. Прочитайте статью и найдите ответ на вопросы: Что такое останец и зачем островитяне жарили гору? - Какое свойство твёрдых тел разрушает рельеф Земли? - Как изменяется рельеф под воздействием солнца, воды и ветра? 3) просмотр слайд –шоу «столбы выветривания». | Формулируют устные ответы на вопросы: - Мы выяснили, что происходит с твёрдыми телами при нагревании и охлаждении - Что происходит с рельефом с течением времени? - На нём появятся трещины, и он начнёт разрушаться. 2) читают текст учебника, анализируют, ищут ответ на вопрос, формулируют устный ответ. - При нагревании твёрдые тела расширяются, а при охлаждении сужаются. - Под воздействием солнца, воды, ветра рельеф Земли выравнивается. 3) Играют в «Ассоциации» или «На что похоже?» | Коммуникативные УУД кооперация участие в диалоге Познавательные УУД – построение умозаключений, обобщение Общеучебные познавательные УУД - поиск информации, смысловое чтение гимнастика для глаз, снятие напряжения и усталости к концу урока |
7. Рефлексия деятельности. Итог урока | - Удалось ли нам сегодня покорить вершину? - Какая гипотеза при сравнении Уральских и Кавказских гор подтвердилась? - Какие вопросы хотелось бы задать? Что ещё узнать на следующем уроке? - Возьмите флажок и прикрепите на ту вершину, которую вы покорили сегодня: Самая высокая – уверен в своих знаниях Вторая по величине - в основном уверен. Третья – можно ещё повторить Четвёртая – нуждаюсь в помощи Учитель анализирует результаты оценивания, предлагает найти ответы на поставленные детьми вопросы в качестве домашнего задания | Ответы детей. - Уральские горы старше, потому что у них сглаженные вершины, они ниже, сильнее разрушены. Вопросы детей: - Почему разрушаются горы? - Если горы разрушаются, то как же они тогда появились? - Почему на некоторых горах растут растения, там же камни? Выходят к доске, прикрепляют флажок на вершину по собственному выбору | Регулятивное УУД Оценка – осознание качества и уровня усвоения Коммуникативные УУД- умение формулировать вопросы Личностные УУД – познавательная мотивация |
[1] Приведены реальные ответы детей на уроке.
Предварительный просмотр:
Карточка № 1 (Высокая вершина)
Отгадай слова, впиши в клеточки
- Как называется обширное пространство суши, омываемое морями и океанами.
м | к |
- Все неровности поверхности Земли
р | ф |
- Отдельный предмет в пространстве
т | о |
- Стекло, камень – это какие тела?
т | е |
- По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
с | е |
- Земная кора, твёрдая оболочка Земли – это
л | о | а |
- Не отыскать её корней,
Верхушка выше тополей.
Всё круче вверх она идёт-
А не растёт.
г |
- Воздушная оболочка Земли называется
а | о | а |
Карточка № 2 (Средняя вершина)
- Соедини линией понятие с определением.
- Большие участки суши, имеющие ровную поверхность | Овраги, впадины |
- Небольшие возвышения на равнинах | рельеф |
- Горы, расположенные рядами | Холмы |
- Углубления на поверхности Земли с крутыми склонами | Горные хребты |
- Все неровности поверхности Земли | равнины |
- Какое понятие объединяет все остальные? (подчеркни)
Карточка № 2 (Средняя вершина)
- Соедини линией понятие с определением.
- Большие участки суши, имеющие ровную поверхность | Овраги, впадины |
- Небольшие возвышения на равнинах | рельеф |
- Горы, расположенные рядами | Холмы |
- Углубления на поверхности Земли с крутыми склонами | Горные хребты |
- Все неровности поверхности Земли | равнины |
- Какое понятие объединяет все остальные? (подчеркни)
Карточка № 3 (небольшая вершина)
Определи и подпиши справа от картинки формы рельефа. Если можешь, покажи, каким цветом они обозначаются на карте.
Слова для справок: равнина, гора, овраг, холм.
Карта наблюдений
Опыты | Наблюдения | Выводы |
№ 1. Нагревание твёрдых тел | При нагревании шарик стал ____________________ | Твёрдые тела при нагревании _______________________ |
№ 2. Охлаждение твёрдых тел | При охлаждении шарик стал ____________________ | Твёрдые тела при охлаждении _______________________ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония»). Тема урока «Как лечились наши предки».
Урок был проведен с использованием технологии обучения в сотрудничестве.Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество учителя и учащихся.Педагогика сотрудн...
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»
Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Методическая разработка урока окружающего мира Тип урока: изучение нового материала. Тема: Что нас окружает. Природные и рукотворные объекты.1 класс УМК "Гармония
Методическая разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме "Что нас окружает? Природные и рукотворные объекты" 2016г.,ФГОС...
Методическая разработка урока окружающего мира.Технологическая карта по окружаюющему миру ( 3 класс)
В материале представлена технологическая карта урока по окружающему миру ( 3 класс), тема "Вода и её свойства".Задания разработаны с элементами исследовательской деятельности....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема урока: «Распознавание предметов путем соприкосновения с ними»
Название УМК Перспективная начальная школаПредмет Окружающий мир Класс_4_Тема урока «Распознавание предметов путем соприксоновения с ними»Место и роль урока в изучаемо...
Методическая разработка урока окружающего мира на тему: Почему Солнце светит днем, а Звезды ночью? 1 класс.
Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс....