Методическая разработка урока окружающего мира на тему: Почему Солнце светит днем, а Звезды ночью? 1 класс.
методическая разработка по окружающему миру (1 класс)

Кузнецова Мария Олеговна

Методическая разработка урока окружающего мира. 1 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnkarta_urokaoktmira.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

4 урок             

Методическая разработка урока окружающего мира.

Технологическая карта урока.

1  класс.

Урок № 47

Тема: Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?

Цели и Задачи:

- сформировать и уточнить представления о звездах, форме и их размерах, о Солнце, как о ближайшей к Земле звезде, познакомить с созвездием - Большая Медведица, созвездием Льва, созвездием Рака;

- учить работать в группах (по 4 человека) : моделировать объекты неживой природы и осуществлять самопроверку;

- способствовать освоению социальной роли обучающегося, определению мотивов учебной деятельности.

                            Планируемые результаты.

Предметные:

- иметь представление о звездах, как о космических телах;

- сопоставлять видимые и реальные размеры Солнца и других звезд;

- распознавать созвездия Лев, Рак и Большая Медведица на небе; 

- усвоить, что Солнце – ближайшая к Земле звезда.

Метапредметные:

- понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить и оценивать свои достижения на уроке;

- работать в паре: моделировать форму созвездий по схеме, а также сравнивать размеры некоторых звезд, проводить взаимопроверку;

- находить информацию из дополнительных источников и уметь представить ее своим одноклассникам в форме публичного выступления.

Личностные:

- проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Межпредметные связи: Технология: «Работа с бумагой и клеем», математика «Сравнение предметов по различным признакам», , изготовление фигур  созвездий – макетов по схеме.

Ресурсы урока(оборудование): Плешаков А.А. Учебник, с.32,33; глобусы для каждой  группы и для учителя – 4 шт; клей, схемы - 3шт; макеты созвездий – 3 шт, конверты.

 Содержание урока.

Технология

проведения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

1.Организационный момент.

. - Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Тихонько сели. Молодцы.

Сегодня вы будете работать в группах. (Сколько групп у нас получилось сегодня?) У вас на партах должны лежать учебники, клей, макеты и конверты. Без моей команды ничего не трогаем.

- На уроке работает правило поднятой руки.

Развитие у учеников навыка сотрудничества с учителем и своими одноклассниками.

(Личностные УУД)

Умение озвучивать правила поведения и следовать им.

(Коммуникативные УУД)

2. Повторение изученного материала.

- Сегодня мы с вами отправляемся в далекое путешествие. А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если расшифруете слово.

(слайд 2)

- Молодцы. А сейчас отгадайте загадку!

(слайд 3)

-Куда мы полетим с вами на ракете?

- Что мы там можем увидеть?

Молодцы.

- Но, чтобы отправиться в космос, нужно вспомнить, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

- Какие существуют профессии в нашем мире?

- Ребята, сегодня ваш одноклассник подготовил для вас небольшой доклад. Он хочет рассказать вам про одну очень интересную профессию!

- А можем ли мы увидеть звезды невооруженным взглядом?

- Когда лучше всего наблюдать звезды?

- Напомните мне - какое приспособление используется для наблюдения за звездами?

- А только ли ночью светят звезды?

- а теперь мы с вами дети улетаем на ракете!

(4 СЛАЙД)

- Дети встали. Начинаем

отсчет:-10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 – ПУСК!!! (ручки вверх).

- Мы летим с вами в открытый Космос. Располагайтесь поудобнее на своих рабочих местах. Мы займемся изучением Космоса.

-ответы детей.

-ответы детей.

- выступление Афонькина Андрея с докладом про астронома.

(выступает в шляпе звездочета).

-ответы детей.

-ответы детей.

Знать пройденный материал по теме «Когда мы станем взрослыми.

Выбор профессии».

Знать изученный материал.

- Готовность слушать собеседника и вести диалог

(коммуникативные УУД).

- Умение представлять свои мысли в устной речи (коммуникативные УУД).

- Умение ориентироваться в своей системе знаний и давать определение понятиям (познавательные УУД).

3.Целеполагание

- Откройте учебник на странице 31.

- Какой новый раздел мы с вами будем изучать?

- Кто из вас часто задает такие вопросы?

- Переверните страницу и назовите тему сегодняшнего урока - путешествия.

- Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой.

- сегодня мы узнаем, что такое Солнце, научимся изготавливать модели звезд,

а еще научимся собирать на макете самостоятельно созвездия!

 

- «Почему и зачем?»

- Чтобы получить новые для себя  знания, выяснить причины.

- Почему солнце светит днем а звезды ночью?

Пробуют ответить на поставленный вопрос урока.

Фиксируют затруднение.

- умение актуализировать субъективный опыт;

Составление краткого плана урока

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД).

- Уметь определять

И формулировать цель на уроке с помощью учителя

(регулятивные УУД)

-Уметь планировать в соответствии с поставленной задачей. (регулятивные УУД)

4.Изучение нового материала.

- А теперь внимание на экран: отгадайте загадку…

(слайд 4, ответ –слайд -5)

- Вторая загадка…

( слайд 6,ответ – слайд7)

- А вы знаете, как эти два понятия могут быть связаны между собой?

. Внимание. Давайте посмотрим на экран.

 (включается ВИДЕО – восход Солнца, пока идет видео, выносятся глобусы на парты)

- Солнце – это ближайшая к Земле звезда. Это огромный пылающий шар. Солнце не просто светит днем, оно-то и создает своим светом нам день. Когда Солнце восходит и освящает Землю, начинается день, а когда заходит – начинается ночь.

 (ПОКАЗ- ГЛОБУСЫ- НА СТОЛЕ - И СВЕТЯЩЕЕСЯ СОЛНЦЕ)

И только ночью становятся видны другие  звезды.

- В старину, ребята, люди думали, что звезды это блестящие фонарики, подвешенные к хрустальному своду неба. Но это не так. На самом деле звезды – это огромные пылающие шары. Многие из них гораздо больше Солнца!

- А почему же тогда они нам кажутся маленькими?

- Рассмотрите рисунок на странице 32. Что можно по рисунку рассказать о звездах? В чем их сходство?

(по признаку: форма)

- В чем же отличие звезд? Посмотрите на экран.

 (слайд 10)

(по признакам: цвет и размер)

- Конечно. Звезды отличаются по цвету. По цвету можно определить их температуру!  

Самые горячие звезды – белого и голубого цвета, затем идут звезды желтого цвета, и самые холодные – это красные звезды. 

-  Солнце.

- Звезды.

- Ответы детей.

- Они расположены далеко от Земли.

- Сходство – по форме. Имеют одинаковую форму- круга.

-Звезды различаются по размеру и цвету

Учиться работать с информацией и делать обобщения, отвечать на вопросы.

Учиться делать выводы и умозаключения. Преобразовывать из одной информации в другую.

Учиться делать выводить умозаключения из полученной информации.

Учиться сравнивать, находить общее и различное.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (познавательные УУД)

Умение анализировать и сравнивать; (познавательные УУД)

Умение использовать речевые средства для аргументации своих ответов; (коммуникативные УУД).

Умение выделять необходимый материал из текста; (познавательные УУД)

Умение делать выводы и умозаключения, преобразовывать из информации в другую.

(познавательные УУД)

Уметь вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

(коммуникативные УУД)

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

(личностные УУД).

5.Физкультминутка.

КЕТА-КЕТА-КЕТА

Дети шагают.

ВВЕРХ ЛЕТИТ РАКЕТА

 Поднимают руки вверх, составляя нос ракеты.

АВТЫ-АВТЫ-АВТЫ

  Дети шагают.

В РАКЕТЕ КОСМОНАВТЫ

Левую руку на голову – скафандр. Правую руку приложить к голове, как военные.

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ  

  Руки – бинокли.

ВИДИМ КРУГЛАЯ ЗЕМЛЯ

Руками показать круг, руки сверху   вниз  опускаются через стороны.

ЧО-ЧО-ЧО

Дети стоят, выполняя четкие движения руками, как при маршировании.

У СОЛНЦА ГОРЯЧО  

Дуют на ладошки.

ДА-ДА-ДА

СОЛНЦЕ ЯРКАЯ ЗВЕЗДА

 Дети через поднятие колена ставят одну ногу в сторону, потом вторую. Потом отводят в сторону одну руку, затем другую. И останавливаются в виде звездочки – ноги на ширине плеч, руки в сторону.

6. Закрепление нового материала. Моделирование.

- Ребята, скажите мне, наше Солнце какого цвета?

- Следует отметить интересный факт - Солнце в 109 раз больше Земли.

(слайд 11)

- Но есть звезды гораздо больше, чем Солнце. Просто Солнце находится ближе других звезд к Земле.

- Ребята, скажите пожалуйста, чем мы с вами дышим?

(воздухом)

- Чем Земля окружена у нас? (воздухом)

Конечно! Земля окружена слоем воздуха. Солнечные лучи, проходя через воздух, рассеиваются так ярко, что другие, более далекие от Земли  звезды, становятся невидимыми. Но после того, как Солнце скрывается за горизонтом, а с ним как-будто «выключается» и свет, рассеянный воздухом, атмосфера становится «прозрачной», и на небе становятся видны другие звезды.

Во время полетов в космос космонавты хорошо видят и звезды и Солнце!-А почему? Кто догадается?

- Какой вывод мы можем сделать про звезды?  

(слайд 12)

- Итак, давайте вспомним, кто изучает звезды? (астрономы)

- Кто вспомнит, как раньше называли астрономов? ( Звездочетами)

- С помощью чего астроном изучает звезды?

- Звезд на небе очень много. И чтобы разобраться в них, люди объединяли

отдельные группы звезд в созвездия. Созвездиям и самым ярким звездам люди дали имена.

- Рассмотрите рисунок на стр.33. Как называется это созвездие? Почему?

- Это созвездие состоит из 70 звезд. Самая большая звезда этого созвездия –«РЕГУЛ», что значит «царь».

- А сейчас я предлагаю вам выполнить практическое задание. Но сначала давайте вспомним правила работы в группе. У вас на столе таблички – прочитайте мне, какие правила мы должны соблюдать при работе в группе. Молодцы.

- Каждая группа получила по конверту. Откройте их, пожалуйста. Что вы там видите?

- У каждой группы на столе лежит схема созвездия. И листы синего цвета.  Вам нужно распределить звезды на синем листе в таком порядке , в каком они изображены на схеме созвездия. Их нужно приклеить. Схемы созвездия лежат у вас на парте.

- Ребята, что нам понадобится для выполнения  такой работы? Какой инструмент?

- Конечно. Он лежит у вас на столе.

- Давайте повторим правила работы с клеем.

-Теперь можете приступать к работе. (слайды 13-17)(Каждая группа выходит и  показывает свое созвездие, а один ребенок от группы  в этот момент  рассказывает про созвездие:

1 группа – созвездие Рака;

2 группа – созвездие Льва;

3 группа – созвездие Б. Медведицы.)

1 Молодцы ребята. Наше космическое путешествие подошло к концу. Давайте подведем итоги.

- Воздухом.

(воздухом)

( потому что в космосе нет воздуха).

-Что они светят всегда!

И днем и ночью.

(с помощью телескопа)

- это созвездие Льва, потому что напоминает Льва.

- Читают правила.

- Макеты кругов (шаров).

-клей.

-ответы детей.

Умение выполнять практическую работу на основе полученных знаний.

Умение выделять главное из нового материала.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (познавательные УУД)

Уметь обобщать, делать выводы и умозаключения (познавательные УУД)

Умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.

(коммуникативные УУД)

7.Подведение итогов урока.

- Какая тема урока была у нас сегодня?

- Смогли мы ответить на вопрос урока: «Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?»

- Что вам запомнилось больше всего на уроке?

- Макеты, каких созвездий вы сегодня сделали?

- Были ли сегодня сложные задания?

-ответы детей.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (познавательные УУД)

Умение использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.

(коммуникативные УУД)

8.Рефлексия.

-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. И потому, какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно, прикрепите к доске веселое солнышко, если вам было на уроке трудно, или что-то не понятно, тогда грустное солнышко. ( или 2 вариант - поднимите вверх веселое солнышко!!!)

Спасибо вам за работу. Урок окончен.

-ответы детей.

Уметь ориентироваться в своей системе знаний. (познавательные УУД)

Умение самостоятельно оценивать свою работу

(личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку окружающий мир 1 класс по теме "Почему солнце светит днем, а звезды ночью?"

Презентация предназначена для урока окружающий мир в 1 классе по теме" Почему солнце светит днем, а звезды ночью"...

Интегрированный урок(окружающий мир и технология) на тему "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Представлена групповая работа с целью формирования коммуникативных УУД. Ученики должны усвоить, что звезды — огромные пылающие шары, находя...

урок окружающего мира по теме: Почему солнце светит днём, а звёзды - ночью

Тип урока: Усвоение новых знаний.Цели: формировать представления о звёздах, Солнце и созвездиях;развивать познавательные способности учащихся в процессе самостоятельной учебной и творческой деяте...

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)

Учебно - методический комплект по окружающему миру на тему: "Почему Солнце светит днём, А звёзды- ночью?" 1 класс (конспект + презентация)...

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?" Школа России

Учебно- методический комплект по окружающему миру на тему:"Почему Солнце светит днём, а звёзды- ночью?"  Школа России...

Конспект урока окружающего мира. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью. 1 класс.

Вашему вниманию представлен конспект урока окружающего мира для 1 класса. Тема: Почему солнце светит днем, а звезды ночью....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью?" - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представления о звездах, Солнце как ближайшей к Земле звезде.Задачи урока:Дидактические:Сформировать представление о звезд...