Рабочая программа по окружающему миру, 2 кл
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру, 2 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpokruzhayushchiy_mir_2_klass.doc | 154.5 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:
Директор школы Зам. Директора по УР На заседании МО
_______/Зайцева Е.М ________/Буянтуева Н Ц ______/Труднева Т.А.
«___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____20___г.
Приказ № Протокол № Протокол №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру 2 класс
Потыльцыной Надежды Михайловны
(ФИО)
Учитель начальных классов
Первая категория
(должность, категория, разряд)
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения начального общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС начального общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785);
- Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373,
- Примерная программа по курсу «Окружающий мир» (1 – 4) и УМК авторов Е.В. Чудиновой, Е.Н. Букваревой (Сборник учебных программ для начальной школы, система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.- М., Вита-пресс, 2011 г).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2017-18 учебный год.
- Положение о рабочей программе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Петропавловская районная гимназия»
- Учебный план МАОУ «Петропавловская районная гимназия»
Временные рамки прохождения программы составляют 34 нед. х 2 ч = 68 ч. Предметная область : Естествознание
Программа расширена для реализации регионального компонента (изучение природы родного края). Базовый уровень
Данная программа составлена для реализации курса окружающего мира в начальной школе, разработанного в логике теории учебной деятельности Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Он ставит своей целью формированию у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Поэтому он ориентирован главным образом на усвоение естественнонаучных понятий, а не только на выработку навыков и умений.
Основная цель: Первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук
Задачи:
На втором году обучения ставятся и постепенно решаются две учебные задачи — на открытие и освоение простейшего экспериментирования и на открытие и освоение способа измерения. Решение второй задачи (так же как и следующих за ней задач третьего и четвертого годов обучения) является одной из составных частей решения первой, наиболее общей задачи (см. схему ниже). Только когда дети научатся пользоваться простейшими измерительными шкалами и приборами (2 класс), представлять результаты этих измерений с помощью графиков, карт, диаграмм (3 класс), планировать опыт, строить сложные гипотезы (4 класс), можно будет сказать, что они овладели основами экспериментирования. Освоение этого умения целостным и полноценным образом вообще не произойдет в рамках начальной школы. Задача начальной школы — заложить основы этой практической способности и соответствующей способности мышления.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
- представления о нашей стране, ее символике, родном городе и области, их основных достопримечательностях.
- представления о правах и обязанностях учащегося Гимназии, чувство гордости за свою страну, уважение к ее истории и культуре;
- любовь к природе, семье, доброжелательное отношение к окружающим;
- умение подчинять свои желания сознательно поставленным целям;
- положительное отношение к школьной дисциплине.
Ученик получит возможность для формирования:
- интереса к новому в содержании окружающего мира
- стремления к получению новых знаний, совершенствованию своих умений на высоком уровне;
- познавательной и социальной мотивации учения;
- навыков групповой и парной работы;
- умений анализировать результаты деятельности;
- определять учебную задачу в совместной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
- умение принимать и удерживать практическую учебную задачу, сформулированную в совместной деятельности;
- способность определять границы умения и неумения («что я умею делать, а что не умею»);
- умение оценивать свою работу по заданным критериям при помощи «волшебных» линеек.
Ученик получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать учебную задачу;
- анализировать степень выполнения учебной задачи;
- определять границы знания и незнания («что я знаю, а что не знаю»);
- воспроизводить порядок изучения материала по карте знаний, составленной совместно с учителем;
- работать по инструкции;
Познавательные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
- умение принимать и удерживать готовую учебную задачу;
- умение выполнять отдельные операции учебной задачи;
- умение осмысленно читать, а также слушать научный текст и анализировать его.
- умение сравнивать объекты по критериям, выделять существенные и несущественные признаки, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, классифицировать объекты;
Ученик получит возможность научиться:
- замечать проблему, формулировать ее в совместной деятельности;
- выдвигать гипотезы и их обосновывать;
- самостоятельно формулировать учебную задачу;
- действовать по готовому алгоритму;
- создавать алгоритм действий в совместной деятельности;
- анализировать прочитанное, ориентироваться в тексте;
- находить информацию в тексте;
- осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- понимать, читать, воспроизводить готовую знаковую модель.
- работать с энциклопедией и справочником;
- составлять и оценивать знаковую модель;
- сравнивать разные точки зрения.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У ученика будут сформированы:
- умение понимать и принимать различные позиции и точки зрения на какой- либо предмет или вопрос, ориентироваться на позиции других людей, отличать от собственной;
- умение слушать и слышать учителя и другого ученика, понимать инструкцию;
- умение взаимодействовать под руководством учителя;
- умение строить понятные собеседнику высказывания, учитывая его позицию.
Ученик получит возможность для формирования:
- умения распределять обязанности в группе;
- умения различать и координировать разные точки зрения;
- высказывать свою точку зрения;
- договариваться, находить общее решение по поводу конкретной операции;
- участвовать в коллективном создании замысла.
Предметные результаты
К концу второго года обучения по данной программе ученик должен:
А) В области естествознания:
- Называть: - основные свойства воды; - основные свойства воздуха; - условия, необходимые для жизни растений и животных.
- Приводить примеры: - живых и неживых природных тел (объектов наблюдения); - веществ в разных агрегатных состояниях; - полезных и вредных для здоровья привычек.
- Различать на уровне представлений: - живые и неживые природные тела (объекты наблюдения); материалы (вещества); явления (процессы). - агрегатные состояния воды;
- Решать практические задачи: - измерять температуру воздуха с помощью термометра; - измерять время с помощью часов; - составлять свой распорядок дня; - проращивать семена, ухаживать за растениями;
Б) В области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
- Называть: Название родной страны, столицы России, родного города (села).
- Кратко характеризовать: - условия результативной работы группы и правила взаимодействия людей при общении; - условия безопасного перехода через улицы (правила дорожного движения) - условия пожарной безопасности (правила поведения при пожаре и задымлении).
Кроме того, обучение по данной программе дает возможность научиться:
А) В области естествознания:
- Приводить примеры: - измерительных приборов; - местных признаков, предсказывающих погоду.
- Различать на уровне представлений: - виды осадков; - существенные и несущественные условия процессов; - наблюдение и эксперимент как разные способы получения ответов на вопросы об окружающем мире. - процессы роста и развития живых существ
- Кратко характеризовать: - условия некоторых физических превращений (изменений агрегатного состояния воды, скольжения, полета и пр.) - условия некоторых химических процессов (горения, появления ржавчины и пр.) - условия некоторых биологических процессов (движения растений, позеленения растений, прорастания семян, сезонной линьки животных, распознавания животными особей своего вида и пр.).
- Решать практические задачи: - планировать и проводить несложные опыты (вместе с одноклассниками); - использовать шкалы разной мерности для измерения свойств объектов и процессов (из числа рассмотренных на уроках); - измерять силу ветра, количество осадков с помощью созданных в классе простейших приборов; - измерять температуру воды и собственного тела с помощью термометра; - измерять время разными способами и в разных единицах. - определять силу ветра по шкале Бофорта.
Б) в области обществознания и основ безопасности жизнедеятельности:
- Приводить примеры: - событий из личной истории и истории семьи; - родственных отношений; - событий из истории Бурятии, района, села
- Уметь получать и анализировать информацию: определять тему простого научно-популярного текста; - формулировать своими словами или словами из текста его главную мысль
Содержание программы
Содержание учебного предмета: Раздел. Темы раздела | Количество часов по темам курса | Содержание раздела | |
1. | Условия процессов. Различие существенных и несущественных условий. | 14 | Набор заданий на актуальные и перспективные знаний и умения учащихся Сопоставление оценки учителя и учащегося по итогам стартовой работы Определение возможных причин возникновения ошибок и поиск средств для их ликвидации. Работа с заданиями на «разрыв», рефлексивная оценка действий учащихся по выполнению этих заданий Перенос проблем класса на бумагу в форме «карты», заполнение «заготовки» плана работы над ошибками, трудностей Возврат к проблемам ученика, фиксация пути решения проблемы, оценка выполнения «плана», демонстрация своих достижений Рассмотрение разных процессов, их анализ и попытка объяснения их протекания Анализ детьми разных процессов с целью выделения условий их протекания, обнаружение существенных обстоятельств (работа с видеороликами). Работа с разными текстами с выделением описываемых процессов, их условий. Перевод текста в схемы. Тренировка детей в различении условий («веревочный телефон», «вращающаяся змейка» и тд.) Выбор из списка разнообразных условий существенных для изменения состояния воды . Установление по текстам-описаниям условия некоторых физических и химических процессов, проведение опытов для обнаружения условий процессов Работа с изображениями и текстами, их анализ, просмотр видеофрагментов Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года» Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся» |
2. | Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез. | 11 | Создается ситуация, когда во всей совокупности условий процесса невозможно выделить существенные путем простого наблюдения «Почему закрываются шишки?» Уяснение детьми основной идеи эксперимента, выделение двух видов объектов: «экспериментальный» и «контрольный». «Линька зайцев Отработка простейших способов проверки гипотез Отработка общей схемы эксперимента, планирование и проведение опытов Работа с текстами, составление собственных текстов-инструкции учащимися Использование схемы эксперимента в квазижизненной ситуации Работа по оценке результатов детских работ, работа с «картой задач года» Определение готовности учащихся демонстрировать свои знания и умения, выполнение работы, определение стоимости заданий и всей работы, самооценка учащихся |
3. | Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. | 32 | Дать возможность детям вспомнить собственный опыт измерений. Необходимо отделить те величины, которые они умеют измерять, от тех, которые не умеют. Ощутить иллюзию восприятия Поставить проблему стандартных мер. Построить эталонные меры. Работа с текстами. Организовать постановку проблемы точности измерений. Организовать открытие приема оценивания условно измеряемых величин с помощью шкалы порядка |
4. | Простейшее экспериментирование как целостное исследование. | 11 |
Тематическое планирование
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту | Примечания | КЭС | КПУ |
Тема №1.Условия процессов. Различие существенных и несущественных условий. | 1.1.1 1.2.2 1.9.1 1.9.2 1.9.3 3.1.1 3.3.1 3.3.2 3.3.3 | 1.10 1.10.1 1.10.2 1.4 1.4.2 1.4.3 | ||||
1. | Условия приготовления варёного и жареного картофеля. Практическая работа № 1: «Свойство сырого, вареного и жареного картофеля». | |||||
2. | Приготовление еды. Условия наблюдаемых процессов. Безопасность при приготовлении еды. | |||||
3. | Существенные и несущественные условия. Практическая работа № 2:«Верёвочный телефон. Вращающаяся змейка». | |||||
4. | Условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Практическая работа № 3:«Таяние льда». | |||||
5. | Условия перехода воды из одного агрегатного состояния в другое. Круговорот воды в природе. | |||||
6. | Работа с текстом. Свойства воды. Самостоятельная работа № 1: «Что я знаю о воде». | |||||
7. | Различные тела и вещества. Процессы, происходящие с ними. | |||||
8. | Разные материалы ( вещества) и условия процессов, происходящие с ними. | |||||
9. | Условия горения (тушения) огня. Безопасность при пожаре и задымлении. Практическая работа № 4:« Почему вода тушит огонь?» | |||||
10. | Практическая работа №5: « Наблюдение над зрачком человеческого глаза». Составления схемы процессов. Самостоятельная работа № 2:«Что я знаю о горении». | |||||
11. | Условия безопасного перехода через улицу. Условия результативной работы группы на уроке. Правила взаимодействия в обществе. | |||||
12. | Практическая работа № 6: « Выбор эксперимента. Условия, необходимые для процесса». | |||||
13. | Условия правильного роста и развития человека. Закаливание и гигиена как способы профилактики заболеваний. | |||||
14. | Условия необходимые для жизни растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природы. | |||||
Тема № 2. Эксперимент как основной способ решения научных споров. Простейшие способы проверки гипотез. | 1.12.1 1.14.1 1.14.3 1.16.2 | 1.1.1 1.1.2 1.1.3 | ||||
15. | Эксперимент. Практическая работа №7: «Причины раскрывания и закрывания упавших шишек». | |||||
16. | Причины осенней и весенней линьки зверей. | |||||
17. | Условия прочности сооружений. Обеспечение безопасности при землетрясении. Практическая работа № 8: «Влияние формы предмета на прочность». | |||||
18. | Таяние снега в городе и в лесу. Загрязнение улиц города. Опора на жизненный опыт. | |||||
19. | Движение комнатных растений . | |||||
20. | Создание плана опыта. Самостоятельная работа № 3: « Что я знаю о растениях». | |||||
21. | Экскурсия № 1: «Разнообразие растений. Экскурсия на приш участок». | |||||
22. | Работа с текстом. Составление памятки для развития памяти. | |||||
23. | Поведения животных, ощущения животных; признаки, на которые ориентируются животные. | |||||
24. | Работа с текстом. Ориентир у бабочек. | |||||
25. | Самостоятельная работа № 4: «Что я знаю о животных». | |||||
Тема №3. Измерение как необходимая часть наблюдения или эксперимента. | ||||||
26. | Иллюзии восприятия. | |||||
27. | Измерение и его практическое применение. | |||||
28. | Единицы измерения. Стандартные единицы измерения. Практическая работа № 9: «Измерения различных предметов». | |||||
29. | Точность измерения. Практическая работа №10:« Измерения различных предметов стандартными единицами измерения». | |||||
30. | Измерительный прибор для измерения силы ветра. Практическая работа № 11: «Измерение силы ветра». | |||||
31. | Стандартные (общепринятые) шкалы оценки силы ветра - шкала Бофорта. | |||||
32. | Основные свойства воздуха. Практическая работа №12: «Определение свойств воздуха». | |||||
33. | Работа с текстом. Ветер и растения. | |||||
34. | Работа с текстом. Самостоятельная работа №5: « Что я знаю о воздухе». | |||||
35. | Простейший измерительный прибор для измерения мессы тела (весы), его устройство. Практическая работа№13: «Изготовление прибора для измерения массы тел». | |||||
36. | Измерение температуры. Практическая работа № 14: «Исследование и освоение общего способа измерения». | |||||
37. | Работа с текстом. Создание рисунка термометра Веджвуда. | |||||
38. | Три агрегатных состояния различных веществ (жидкое, твёрдое и газообразное). | |||||
39. | Экскурсия №2 «Метеостанция» Различные измерительные приборы. Составление памятки по пользованию термометра. | |||||
40. | Измерение температуры разных тел. Практическая работа №4: «Исследование и освоение общего способа измерения». | |||||
41. | Измерения. Практическая работа № 15: «Измерение силы дождя». | |||||
42. | Измерительные приборы. Практическая работа № 16: «Изготовление прибора для измерения осадков». | |||||
43. | Работа с текстом. Практическая работа № 17: «Поиск способа измерения облачности». | |||||
44. | Простейший измерительный прибор, его устройство. Гигрометр. | |||||
45. | Измерение. Практическая работа №18: «Составление плана и проведение опытов». | |||||
46. | Измерение времени. Определение времени без часов. | |||||
47. | Время течения процессов. | |||||
48. | Экскурсия № 3: «Экскурсия в музей ». | |||||
49. | Работа с текстом. | |||||
50. | Циклические и нециклические процессы. | |||||
51. | Циклические и нециклические процессы. | |||||
52. | Общий способ измерения времени. Практическая работа № 20: «Конструирование прибора для измерения времени». | |||||
53. | Время. Освоение основных мер времени. | |||||
54. | Определение времени и длительности процессов. | |||||
55. | Работа с текстом Свойства тел.. | |||||
57. | Экскурсия № 4: «Наблюдения за ростом и развитием растений». | |||||
58. | Планирование времени. Распорядок дня. Здоровый образ жизни. | |||||
59. | Моя личная история и история моей семьи. Родственные отношения. Практическая работа № 21: «Составление родословной». | |||||
Тема №4. Простейшее экспериментирование как целостное исследование. | 1.2.2 1.2.1 1.12.2 1.12.3 | 1.4 1.5 1.6 1.9 | ||||
60. | Плоды и семена цветочных растений. | |||||
61. | Практическая работа № 22: «Рассмотрение семян у различных растений». | |||||
62. | Распространение семян растений. | |||||
63. | Опыт, гипотеза. Практическая работа №23: «Выращивание фасоли». | |||||
64. | Практическая работа №24 : «Условия, необходимые для прорастания семян» | |||||
65. | Рост и развития человека. Самостоятельная работа №7: « Что я знаю о воздухе». | |||||
67. | Самостоятельная работа № 8: «Что я знаю о растениях». | |||||
68 | Самостоятельная работа №9: «Что я знаю о телах и веществах». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...