ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.
| -Ребята, на уроке вы будете выполнять задания, давать полные ответы, внимательно слушать вопросы учителя и ответы товарищей, помогать друг другу в сложных ситуациях, сами будете оценивать свою работу . -Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной истории». - О чём рассказали нам эти страницы? ( Эти страницы рассказали нам о жизни первобытных людей, о первых государствах и городах, о древних постройках, о рыцарях и замках, о первом книгопечатании, о путешественниках, о величайших открытиях в жизни человечества.) - Давайте выстроим цепочку времени, историю развития человечества. ( Слайд №1) Первая эпоха - Первобытная история; вторая - Мир древности; третья - Средние века; четвертая - Новое время; пятая - Новейшее время.
- Сегодня мы начинаем изучение большого, сложного, но очень интересного раздела. Как он называется? (Страницы истории Отечества.) - А что мы называем Отечеством? (Страну, в которой человек родился и гражданином которой он является.) - Давайте вспомним значение слов, которые пригодятся нам при работе с этим разделом. Прочитайте слова и скажите, что они обозначают. (На доске карточки со словами: предки, современники, потомки.) ( Слайд №2) - Кого мы называем предками? (Это люди, которые жили до нас, перед нами.) - Кого мы называем современниками? (Это люди, которые живут с нами в одно время.) - А кто такие потомки? (Это люди, которые будут жить потом, после нас.) - Прочитайте три высказывания и найдите верное. На доске: 1. Наши современники будут жить в далёком будущем. 2. Наши потомки живут рядом с нами.. 3.Наши предки жили в далёком прошлом.. - Почему опять зашёл разговор о прошлом? Как вы думаете? - Да, мы сегодня вернемся в прошлое, чтобы начать изучать большой раздел «История Отечества» . Как вы думаете, о чём мы узнаем, изучая этот раздел? Об истории нашего государства, о его границах, городах, о людях, как они жили, чем занимались. Молодцы, ребята. Учитель: Перед вами лежат листы самооценки. Прочитайте исторические термины и заполните на начало урока листа самооценки. Фамилия, имя _________________________________________
| Исторические термины | На начало урока | На конец урока | Знаю | Сомнение | Не знаю | Знаю | Сомнение | Не знаю | История |
|
|
|
|
|
| Археология |
|
|
|
|
|
| Славяне |
|
|
|
|
|
| Поляне |
|
|
|
|
|
| Древляне |
|
|
|
|
|
| Северяне |
|
|
|
|
|
| Язычество |
|
|
|
|
|
| Бортничество |
|
|
|
|
|
| Знаю ( + ) Сомнение ( ? ) Не знаю ( - )
|
Какие исторические термины вы отметили, что знаете. Что они обозначают? (История – это наука, которая изучает жизнь различных народов и события, происходящие в их жизни) (Археология - это наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей.) Мы с вами вспомнили два исторических термина. Предлагаю Вам выстроить устный исторический рассказ на основе оставшихся терминов.
| Познавательные: Поиск и выделение информации, выделение и формулирование познавательной цели.
Регулятивные: Планирование, постановка учебных задач, планирование последовательности действий
Коммуникативные: высказывания детей
Личностные: мотивация к изучению нового учебного материала |
ΙV. Реализация построенного проекта (7 – 10 мин)
V.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (7-10 мин)
| Расселение древних славян. (Слайд №6) Откройте учебники на с.35. рассмотрите карту. Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы: На какие три группы делились славяне? Укажите территорию, на которой проживали древние славяне. Какие из них занимали наибольшую территорию? Перечислите племена древних славян. -Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы. Территория славян находилась между Балтийским и Чёрным морями. Они селились по берегам рек Западная Двина, Днепр, Дон, Волга. Давайте познакомимся с описанием расселения славян, используя исторические документы.. У каждого из вас есть текст Нестора-летописца, в котором он описывает почему именно так названы племена. Подчеркните названия восточных славян. Рассказывая о восточных славянах, Нестор-летописец говорит, что некоторые из них «пришли и сели по Днепру, и назвались полянами», потому что жили они на больших «полянах»- местах, где лес был не таким густым, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, потому что « дрягва»- это болото, болотистая местность. Иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянская».
- Как вы думаете, почему именно на этих территориях остановились славяне? В реках водилась рыба, в лесах было много дичи, наличие земли привлекали внимание славян. -А вот как говорит о причинах поселения славян в данной местности Наталья Кончаловская. Много было в чаще бора и медведей, и волков, Много уток на озёрах, на болотах - куликов. Коршун вился над лугами, и лосиною тропой Зверь с могучими рогами выходил на водопой. Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной, Только предки наших предков появлялись тут весной. Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком, Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом И решили: "Места много, есть что есть и есть что пить!" Помолились люди Богу, стали строиться и жить. - Какова же главная причина поселения в данной местности? Физминутка А сейчас все дружно встанем Отдохнем мы на привале Вправо, влево повернись Наклонись и поклонись Будем дружно мы опять По истории шагать - Сегодня вам надо подготовить рассказ о быте, занятиях и верованиях древних славян. В роли исследователей выступите вы сами. Исследование вы проведете самостоятельно, используя имеющиеся предметы исследования - учебник и дополнительные источники. Я буду консультантом и координатором ваших действий. Правила работы в группе вы хорошо знаете, поэтому повторять их не будем. Не забудьте выбрать спикера.
Итак, тема мини-исследования 1 группы «ЗАНЯТИЯ СЛАВЯН» У вас на столе проблемные вопросы, на которые надо найти ответы: Как охотились, рыбачили древние славяне? Что такое собирательство? Что такое бортничество? Чем занимались женщины?
Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство. Реки были труженицами и кормилицами. Служили они для славян и незаменимыми дорогами. Летом плыли по рекам маленькие рыбачьи лодки. А зимой они превращались в ледяные пути, по которым из конца в конец шли люди и тянулись санные грузы. В реках и озёрах, вокруг которых жили славяне, водилось множество рыбы. Наши предки были прекрасными рыболовами. Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту. В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником. Использовали топоры с длинными рукоятками. Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством. Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы. Лебеда часто заменяла хлеб, из неё в голодное время пекли лепёшки. Собирали в весеннем лесу щавель, дикую капусту, дикий лук. Для собирательства наши предки использовали корзины, лукошки, котомки и берестяные короба. В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда. Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть (словарное слово – на доске) – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой). Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом. Мёд хранили в липовых кадушках. Пекли на меду вкусные пироги, делали сладкие кушанья и лакомства. Из воска делали свечи для освещения своих жилищ.
Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей? (Нет) Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие. Труд земледельца был очень тяжёлым.. Сеяли славяне просо, пшеницу, ячмень, овёс, рожь, бобы, горох и огородные культуры (репу, капусту, свеклу, морковь, чеснок, лук). Предлагаю еще раз назвать все занятия славян . ( Слайды №7, 8, 9) Итак, основные занятия славян земледелие, скотоводство, охота, рыболовство, собирательство, бортничество. -Молодцы, ребята! Вы успешно справились с заданием.
-О быте и жилище древних славян расскажет нам 2 группа Прочитайте свои проблемные вопросы -Где жили древние славяне? -Каким было убранство жилища? -Что носили древние славяне? Время было неспокойное, жители соседних посёлков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол. И дома было удобно строить на такой земле. Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам. - Частокол строился из крепких бревен. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. - Жильем служили землянки, выкопанные в земле. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные с стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. - В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. В нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду. Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки. – Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом. – Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками ( Слайд №10,11,12) - Вот какими были наши предки – славяне- сильными, выносливыми, храбрыми, иначе невозможно было выжить в трудных условиях природы того времени. И именно с природой было связано всё в жизни древних славян. В том числе и верования. Проблемные вопросы, на которые надо найти ответы 3 группа : -В кого верили древние славяне? -О чем они молились? -В каких фантастических существ они верили? ( Слайд №13,14) Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей. а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца — Ярило. Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных. б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун. Перун – бог грома и молнии. Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем. Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей. Родной привычный для них мир, славяне населяли самыми фантастическими существами. Верили, что дом охраняет домовой. Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из `малых` божеств. Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников - Из всего этого можно сделать вывод, жизнь наших предков зависела от природы в гораздо большей степени, чем в настоящее время. Опыт предков необходимо изучать, чтобы научиться жить в гармонии с природой, беречь природу. Ведь лес и деревья, солнце и ветер – всё казалось славянам живым, одушевлённым. -Молодцы! О славянских праздниках ребята приготовили свою информацию. Посмотрите, они изготовили последнюю, четвертую главу к нашей будущей книге «Жизнь древних славян». В ней говорится о праздниках. Расскажите, где вы брали информацию? Каждая группа должна найти еще дополнительную информацию и составить рассказ о жизни Древних славян, по теме с которой они работали на уроке. . (Если останется время) Самостоятельная работа с тетрадью Разноуровневая дифференциация. Выполняют задание №2 стр 14 Выполняют задание №3 стр 14
|
Регулятивные: сохранение учебной задачи, планирование собственной учебной деятельности;
Познавательные: выделение информации знаково-символические действия, моделирование, постановка и решение проблем, формулирование проблемы, выдвижение гипотез, установление причинно-следственных связей, создание способов решения проблем поискового характера
Коммуникативные: высказывания детей, взаимодействие, распределять роли, взаимодействовать при работе в группах.
Регулятивные: осуществление самопроверки и оценки своих достижений Личностные: уважать и испытывать чувство гордости за достижения предков
|