Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` Школа России.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` | 26.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян` ОПИСАНИЕ
Название: Урок по окружающему миру в 4 классе `Жизнь древних славян`
Тип: Методический материал
Автор:
Класс: 4 класс
Описание: Тема урока: Жизнь древних славян.
Цели и задачи урока:
- формирование у учащихся представление о жизни древних славян;
- знакомство с внешним видом, бытом, верованием славян;
- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
презентация Жизнь древних славян, учебники, тетради с контурными картами, цветные карандаши; карточки для работы по группам.
I.Организационный момент.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И не досуг дуть на корабль бумажный-
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
II. Повторение изученного материала. Постановка целей урока.
- Какой раздел мы закончили изучать? (Страницы всемирной истории). (Слайд 1).
- Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали, выстроим цепочку времени, историю развития человечества.
Первая эпоха - Первобытная история; (Слайд 2)
вторая - Мир древности; (Слайд 3)
третья - Средние века; (Слайд 4)
четвертая - Новое время; (Слайд 5)
пятая - Новейшее время. (Слайд 6)
- Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры.
Начинаем изучать раздел Страницы истории Отечества. (Слайд 7)
Откройте учебник на стр.33. Ознакомьтесь с темами данного раздела.
- Как вы думаете, о чем мы узнаем, изучая этот раздел? (историю образования на-шего государства и важнейшие события в жизни нашей страны). (Слайд 8).
- Что такое Отечество?
Историческое путешествие мы начинаем со знакомства с жизнью и бытом древних славян.
- С какой темы мы начнем изучение этого раздела?
Тема нашего урока Жизнь древних славян. (слайд № 9)
III. Работа над новой темой урока.
1. Слово учителя.
- Кто такие славяне? Существует много объяснений происхождения названия славяне.
Одно из них: название славяне образовано от слова слава и означает славный, хвалимый.
- Полторы тысячи лет прошло с тех пор, как по берегам рек Днепр, Волхов, Ока, Западная Двина на большой лесной равнине поселились славяне.
- Изначально древние славяне селились племенами.
- Перед вами КАРТОЧКА № 1, с отрывком из Повести временных лет, в котором говорится о расселении славянских племён. Подчеркните названия племен в тексте. (Каждому ученику карточка №1)
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Десне, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
- Название, каких племён вы встретили в тексте? (поляне, древляне, дреговичи, полчане, словени, северяне)
2 Работа с картой.
- Рассмотрите карту (с. 35 учебника) (Слайд 10).
Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне).
- К какой из этих объединений относятся племена, которые вы нашли в тексте. (К восточным славянам).
Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы. (слайд № 11 )
3. Работа в тетради. (Контурная карта с. 13)
Практическая часть: У вас на столе лежит Рабочая тетрадь № 2 ,откройте
контурную карту на стр.13. Раскрасьте на ней различными цветами территории, на которых жили восточные, западные, южные славяне.
- А дома подпишите названия рек, морей, племён восточных славян.
- Послушайте, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответьте на вопрос:
- Почему именно на этих территориях остановились славяне?
Полина:
Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом
И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
- Почему же именно на этих территориях остановились славяне?
(Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту).
- Не всё было так гладко и хорошо. Все равно люди соперничали между собой, обустраи-вались.
4. Быт древних славян.
А) Поселение древних славян
Саша Соколенко: (слайд № 12)
Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Вокруг своих поселений они копали глубокие ямы, ставили частокол. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обжигать гладко, врыть глубоко, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стоя-ла долго.
Б) Занятия древних славян.
- Для того чтобы выжить, люди осваивали новые виды деятельности.
Рассмотрите рисунок в учебнике на стр. 34 (Слайд 13)
- Чем могли заниматься мужчины в этой местности?
- Какую работу выполняли женщины?
IV. Физминутка (Слайд 14) 1.
Тишина стоит вокруг,
Вышли косари на луг.
Взмах косой туда-сюда,
Делай раз и делай два!
2. Руки подняли и помахали
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем-
Крылья сложили назад.
V. Продолжение темы урока.
- Накануне каждый из вас получил задание
Как выглядело жильё древних славян расскажет нам Елена
В) Жилище древних славян. (слайд № 15 )
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких слоев деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстые слои соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.
Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду.
Печь топилась по-«черному» это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.
В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.
Жили славяне племенами, как правило, это были родственники, которые вели совместное хозяйство.
Г) О внешнем виде древних славян расскажет Валерия. (Слайд № 16)
(рисунки детей)
Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и кожаной обуви. Последняя представляла собой нечто вроде сапожек на мягкой кожаной подошве или просто куска кожи, обернутого вокруг ноги и укрепленного веревкой. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви. Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стекла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях во время праздников и свадебных обрядов. Эти же украшения одевались на покойника во время похорон.
Чтобы увидеть, как выглядела одежда древних славян, соберите картинку.
(у девочек - женская рубашка, у мальчиков мужская рубашка)
5. Верования славян (боги).
Учитель: во что верили древние славяне?
- Лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер - всё казалось славянам живым, одушевлённым. Они считали, что всеми явлениями природы повелевают боги. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. (Слайд № 17). Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался самый главный бог Перун.
Перун бог грома и молнии. (Слайд № 18). Он бьет дубиной, гремит гром; стрелами молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.
Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
6. Славянские праздники.
(Слайд 19).
- Чтобы боги были к людям благосклонны, славяне устраивали в их честь праздники.
Многие из них сохранились до наших дней.
- Как вы думаете, какие это праздники?
Масленица. (слайд № 20,21)
-Кто помнит, как на Руси встречали Масленицу? (Валерия)
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины символ Солнца.
-Слышали праздник Иван-Купала? Кто может рассказать об этом празднике? (Юрий).
Иванов день. (Слайд № 22,23,24)
Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на голову венки, водили хороводы, пели песни в честь Солн-ца. Ночью прыгали через костры славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
VI. Физкультминутка.
- Во время праздников славяне любили поиграть. Вот одна из таких игр:
Барашеньки крутороги.
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (ходьба на носках),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).
Троица. (Слайд № 25,26)
Девичьим праздником назывался семик неделя перед Троицей. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку священное дерево Лады и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В четверг семицкой недели, после обеда, в разгар праздника, про-ходил смотр невест. По вечерам молодежь гоняла русалок играла в горелки со стеб-лями полыни или лютика в руках. По поверью, эти травы предохраняли от козней нечис-той силы. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко той скоро замуж. За веселье и гадания семицкую неделю, которую праздновали еще в прошлом веке, называют зелеными святками.
Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
- Сохранялись ли эти праздники до наших дней?
- Какие обычаи мы соблюдаем в своих семьях, которые пришли к нам от древних славян?
7.Духи, божества природы.
Родной привычный им мир славяне населяли самыми фантастическими сущест-вами. Верили, что дом охраняет домовой.
Сообщения о домовом, лешем, водяном.
Валерия
Домовой. (Слайд 27).
Домовой - это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей. Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву он вечный хлопотун, ворчливый, но заботли-вый и добрый. Люди старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом, Домового всегда с помощью заговора при-глашали переехать вместе с семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый доб-рый из `малых` божеств.
Полина
Леший. (Слайд 28).
`Леший` на старославянском языке означает `лесной дух`. Внешность Лешего переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на человека, только одежда у него запахнута, наоборот, на правую сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем. Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес, уважал лесные законы, не причинял лесу вреда.
Елена
Водяной. (Слайд 29).
Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек, озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара молнии Перуна. Такие ключи назывались `гремячими` и это сохранилось в названии многих источников
VII. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
1. Книжная выставка рекомендуемая литература.
Более подробно о жизни славян вы можете узнать из книг на выставке или в библиотеке.
А полученные на уроке знания помогут ответить на вопросы теста.
ТЕСТ (У каждого на столе тест)
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили:
а) из камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
А теперь проверка. (Слайд 30).
VIII.Домашнее задание на листочках (у каждого ученика разные картинки на изу-ченную тему, на обратной стороне д/з.)
-Прочитать текст на стр. 34-39.
-Задание в тетради стр. 13-14 № 1 доделать, № 3
-Что обозначает картинка, которую ты держишь в руках.
IX. Подведение итогов урока.
- Кто такие восточные славяне? (Предки русских, украинцев, белорусов) древние жители Восточной Европы.
- С чем были связаны жизнь, занятия, верования славян. (C природой)
ТЕСТ
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили из:
а) камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
ТЕСТ
1.Русские, украинцы, белорусы произошли от:
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Древние славяне жили:
а) в одиночку;
б) семьями;
в) племенами.
3. Богом грома и молнии у древних славян был:
а) Зевс;
б) Перун;
в) Марс.
4. Свои дома славяне строили из:
а) камня;
б) кирпича;
в) столбов деревьев.
5. Славяне носили одежду из:
а) льна и шерсти;
б) хлопка;
в) шёлка.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались северянами.
Карточка № 1
- Подчеркните названия племен в тексте.
Славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие древлянами, по-тому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дрегови-чами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Славяне же, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем словенами и построили город и назвали его Новгородом. А другие сели на Дес-не, и по Сейму, и по Суле и прозвались
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира 4 класс. Жизнь древних славян.
Урок окружающего мира в 4 «Б» классе. Тема урока: Жизнь древних славян....
Урок по окружающему миру на тему: "Жизнь древних славян"
Мы продолжаем путешествие по дороге истории. И путь наш лежит по страницам истории отечества. Нам предстоит поработать с учебником, отвечать на вопросы, решать исторические задачи. Мы будем работать в...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"
Окружающий мир 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Жизнь Древних Славян
УМК "Школа России"...
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян"
Конспект и презентация к уроку окружающего мира 4 класс "Жизнь древних славян" УМК "Школа России"...
Открытый урок по окружающему миру" 4 класс "Жизнь древних славян"
Конспект открытого урока по окружающему миру "Жизнь древних славян". Цель урока: формирование представления о жизни древних славян, их быте, внешнем виде и верованиях....