Рабочая программа по окружающему миру 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Муравьева Елена Леонидовна

В прграмму входят планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, формы контроля знаний, учебно-методическое обеспечение программы и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_okruzh._miru_2017.docx57.55 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом авторской программы по окружающему миру А.А.Плешакова.

Программа разработана в соответствии с ООП НОО и учебным планом МАОУ НОШ № 53.

На изучение всего курса  в начальной школе отводится 232 часа, из них в четвертом классе- 64часа. Из них вариативная часть программы представлена внутрипредметным модулем «Экология для младших школьников»- 10 часов.

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета

Содержание программы обеспечивает реализацию следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической национальной принадлежности;
  • формирование целостного , социально – ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • принятие и освоение  социальной роли обучающегося, развитие учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Метапредметные результаты

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • формирование  умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска ( в справочных источниках и  открытом информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными  и познавательными задачами  технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный  контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение  и поведение окружающих;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными  понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в т.ч. с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета « Окружающий мир».

Предметные результаты

Ученик научится: 

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных и   раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России;
  •  оценивать воздействие человека на природу, выполнять правила поведения в природе и - участвовать в ее охране;
  • удовлетворять познавательный интерес, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете;
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  • рассказывать о наиболее важных событиях в истории Отечества и родного края.

Ученик получит возможность научиться:

  • понимать особую роль России в мировой истории, испытывать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

Основные требования к предметным результатам обучающихся с ОВЗ по адаптированной программе

 Учащиеся должны знать:

  • названия наиболее распространенных в данной местности растений и животных, подлежащих особой охране;
  • сезонные изменения в природе своей местности;
  • полезные ископаемые, имеющие большое значение в хозяйстве родного края;
  • основные виды труда людей по использованию природы родного края;
  • о труде людей по охране природы своего края;
  • названия важнейших органов человека;
  • способы сохранения и укрепления здоровья.

Учащиеся должны уметь:

  • читать простейший план местности;
  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупой, термометром, компасом);
  • называть и показывать основные, изображения на физической карте (для начальной школы);
  • рассказывать об изменении природы нашей страны с севера на юг (на основе сравнительных таблиц природных зон);
  • выполнять основные правила гигиены человека;
  • ухаживать за растениями, птицами, другими животными, имеющимися на пришкольном участке.

2. Содержание учебного предмета

           Основные задачи реализации содержания:

формирование уважительного отношения к семье, поселку, городу, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; осознание целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Земля и человечество (8ч)

Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля– планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.

Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.

Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.

Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.

Природа России (10 ч)

Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).

Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря. Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.

Родной край – часть большой страны (10ч)

Наш край на карте Родины. Карта родного края.

Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.

Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.

Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.

Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.

Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.

Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.

Экскурсия. 1, 2, 3."Экскурсии в природные сообщества родного края"

Практические работы. Проекты (по выбору учащихся).

Страницы всемирной истории (4 ч)

Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.

Страницы истории России(15 ч)

Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.

Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь –страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.

Наше Отечество в XIII –XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья –собиратели русских земель. Дмитрий Донской.

Куликовская битва.

Иван III. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII – XV вв.

Наше Отечество в XVI –XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI – XVII вв. Россия в XVIII в. Петр I –царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине II. Дворяне и крестьяне. Век русской славы. А.В.Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Россия в XIX – начале XXв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов. Царь-освободитель Александр II. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX в.

Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай II – последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 – 30-е гг. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.

Наша страна в 1945 – 1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А.Гагарина, космическая станция «Мир».

Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.

Прошлое родного края .История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.

Современная Россия (7 ч)

Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.

Государственное устройство России. Президент, Федеральное собрание, Правительство.

Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.

Многонациональный состав населения России.

Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах. 

Практические работы. Проекты (по выбору учащихся).

Экскурсии: к местам исторических событий, памятникам истории и культуры.

Практические работы: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий; работа с «лентой времени» (определение последовательности исторических событий, соотнесение года с веком; изготовление наглядных пособий из бумаги, пластилина и других материалов – одежды, вооружения воинов, макетов памятников архитектуры и др.

Работа с информацией ( ИКТ компетенция)

Поиск и представление информации. Работа на компьютере. Составление, запись и выполнение поиска информации.

Содержание модуля

  Экология планеты Земля.

  Что означает « Экология планеты Земля». Мир вокруг нас. Конкурс рисунков на тему «Цвети, Земля». КВН на тему «Я – житель планеты Земля»

  Экология города.

  Я и город. Родная земля. Викторина « Экология города»

  Дом, где я учусь.

  Я и школа. Упражнение « Экологическая этика». Составление икебан ( конкурс)

  Викторина « Что я знаю об экологии»

3. Тематическое планирование

№n/n

Раздел программы

Количество часов

Содержание деятельности обучающихся

1.

Земля и человечество

Изучить по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности,  находить в дополнительной литературе, интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах, астероидах, готовить сообщения . находить на карте звёздного неба знакомые созвездия. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Находить условные знаки на карте полушарий. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. 

2.

Природа России

Характеризовать формы земной поверхности России, рассказывать о них по личным впечатлениям. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения об изучаемых географических объектах, готовить сообщения. Знать  карту природных зон России, сравнивать её с физической картой России; определять на карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку. Знать главные характеристики каждой природной зоны.

3.

Родной край – часть большой страны

11ч

Находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край. Извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края, его истории, полезных ископаемых, водных ресурсах, лесах, животном мире.

4.

Страницы всемирной истории

Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия.

Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, 

Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и средневековья, определять по «ленте времени» длительность этих периодов развития человечества. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени.

Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. 

5.

Страницы истории России

15ч

Прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и расширении территории государства в IХ – ХI веках. Характеризовать систему государственной власти в IХ – ХI веках в Древней Руси. Отмечать на «ленте времени» дату Крещения Руси.  Обсуждать причину введения на Руси христианства и значение Крещения. Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Знать историю самых знаменитых битв, которые сыграли решающую роль в борьбе с татарским ханством. Знать и рассказывать о великих людях, которые оставили огромный след в становлении нашей страны ( Петр I, Екатерина II,К.Минин, Д.Пожарский и т.д.)

Современная Россия

Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану.

Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям, знакомиться с символикой герба СССР. Уметь рассказывать о ходе Великой Отечественной войны.

Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира.

Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. 

6.

Внутрипредметный модуль «Экология для младших школьников»

10ч

Осознать целостность окружающего мира, освоить основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

Итого

64ч

4.Формы контроля знаний:

  • входной контроль;
  • самоконтроль;
  • взаимоконтроль;
  • тематический контроль;
  • промежуточный контроль, включающий административные контрольные работы за четверть;
  • итоговый контроль (годовая промежуточная аттестация).

5.Учебно-методическое обеспечение программы

Для учащихся

Для учителя

  • «Мир вокруг нас» 4класс (1-2)  Учебник для общеобразовательных учреждений. Плешаков А.А., Москва. Просвещение 2014.
  • « Рабочая тетрадь» 4класс (1-2)  Плешаков А. А., Москва . Просвещение 2016.

  • « Мир вокруг нас» 4 класс ( 1-2).  Учебник для образовательных учреждений. Плешаков А. А., Москва. Просвещение 2012.
  • « Рабочая тетрадь» 4класс (1-2) Плешаков А. А. Москва . Просвещение 2016.
  • Ковалько В. И. « Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел      на    улицу». Москва.  « ВАКО» 2012.
  • Максимова Т. Н. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности  4класс, Москва  «ВАКО»  2014.
  • .Пупешева О. Н.  Олимпиадные задания по курсу « Окружающий мир» Москва « ВАКО» 2011.
  •  Тихомирова Е. М. Тесты по предмету «Окружающий мир» 4класс. Москва    « Экзамен» 2011.
  • Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся
  • начальных классов. – М.: Просвещение, 2015
  • Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2012
  • Методическая разработка уроков «Окружающего мир», 3 класс, Москва «Вако», 2011 год. Авторы: Фефилова Е.П., Поторочина Е.П.

6. Список литературы.

  1.  ФГОС НОО.
  2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях. Издательство «Просвещение».
  3. Сборник рабочих программ. УМК «Школа России». Издательство «Просвещение».
  4. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ НОШ №53.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. ФГОС НОО. Издательство «Просвещение».
  6. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Планируемые результаты начального общего образования.
  7. Ковалёва Г.С. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий в 2-х частях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...